Обобщенные способы изображения животных

«Приёмы изображения животных разными методиками»
материал (изобразительное искусство) по теме

Здесь представлен материал по проведению мастер-класса.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass.docx 27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер — класс
«Приемы изображения
животных разными методиками»

ГБОУ Школа № 163

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми младших школьников для развития воображения, творческих способностей. Ознакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Подготовительный этап: 1.Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования. 2.Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании. Теоретическая часть.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы.

Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Школьник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно — выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми в группе продлённого дня, я обратила внимание на детей, что они любят рисовать. И в свободное время рисуют, раскрашивают. При оформлении плакатов, открыток дети показывают хорошие умения по критериям:

▪Умение правильно держать кисть, карандаш;

▪ Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

▪Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

▪ Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

▪Умение изображать простейшие предметы и явления в действительности.

Одновременно проявились и низкие способности детей:
▪ Неуверенность и скованность в действиях и ответах ;
▪ Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и

расположении изображения на листе;

▪ Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
▪Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
▪Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
▪ Проявление фантазии, художественного творчества.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе,
воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо
изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по
изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития
детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и
самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с
помощью которых возможно развивать у детей интеллект, не стандартно
мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность
выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В

процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и
ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является
универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна

как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей,

так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий,

желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной в группе продленного дня и через занятия кружка «Юные таланты». В рамках занятий дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование
различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях
цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети
осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего

мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,

«Нетрадиционные техники рисования»

Рисование ватными палочкалш

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, ватные палочки, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материал: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняются и мисочка и печатка.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материал: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой

цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Тычок жёсткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материал: жёсткая кисть, бумага любого цвета и формата либо вырезанный

силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности

пушистой или колючей поверхности.

Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение души в своей

работе. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Сталкиваясь с красотой и

гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают

желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к

действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно

быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами,

фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать,

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами,

фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное — чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материал: бумага любого цвета, вода, вата, кисти.

Способ получения изображения: бумагу смачивают ватой. Рисуют по мокрой
бумаге пятнами, кистью. Коричневой краской изображают корзину, цветными
пятнами цветы, зеленой акварелью — листья. После высыхания краски тонкой кистью
прорисовывают корзину, контуры лепестков, листьев. Рисунок должен быть легким,

Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с
рисования по мокрому из пятна — это самый простой способ получения изображения.
В школьном возрасте многие только учатся владеть художественными
инструментами. Способы перечисленные выше обеспечивают ребенку

  1. Посвящение педагогов в художники, рисующие в нетрадиционной

технике, (вручение шуточного удостоверения)

  1. Эмблемы «Юный художник» всем участникам.

Источник

Наглядно-дидактическое пособие по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Техника рисования животных и птиц…………………………………………………5

Особенности в рисовании животных и птиц…………………………………………6

Методические рекомендации по рисованию животных посредством алгоритмических схем………………………………………………………………10

Скачать:

Вложение Размер
Описание к пособию 949 КБ
презентация 1.42 МБ
речь к презентации 42 КБ
наглядное пособие 1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области «Тульский педагогический колледж»

по обучению рисованию животных детей дошкольного возраста

Техника рисования животных и птиц…………………………………………………5

Особенности в рисовании животных и птиц…………………………………………6

Методические рекомендации по рисованию животных посредством алгоритмических схем………………………………………………………………10

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и воспитания. Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для разностороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Для создания рисунка в процессе изображения детьми необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Реализация поставленных ребенком целей и задач способствует полноценному и разностороннему развитию.

Реализация данного способа рисования позволит детям получить более широкое представление об изобразительной технике – рисование по алгоритмическим схемам, также позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического познания и расширения мировоззрения. Актуальность такого способа рисования обусловлена тем, что при выполнении упражнений рисования по алгоритмическим схемам у детей включается в процесс логическое мышление, приучает ребенка к решению многоплановых задач, результатом которых является законченное творение. Ребенок на подсознательном уровне осознает, что выполнение определенных действий в правильной последовательности гарантирует наилучший результат. Программа направлена на целенаправленную деятельность по обучению основным навыкам: художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества; становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Существует опасение дать детям стереотипы рисования, которые лишат рисунки индивидуальности и творчества. Однако исследователи детского изобразительного творчества рассматривают стереотипность как неотъемлемое качество рисунка ребёнка, являющееся реальным проявлением подражательности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Следует помнить, что стереотипы бывают положительные — опорные и отрицательные — акреативные. Опорные в дальнейшем трансформируются, и на их основе дети могут создавать индивидуальные схемы изображения животных и птиц. Акреативные же кочуют из рисунка в рисунок без существенных изменений. Они не способствуют творческому развитию. По мнению Шайдуровой Н.В., одним из наиболее эффективных способов формирования изобразительных умений в рисовании птиц старших дошкольников являются алгоритмические схемы. Эти схемы рисования состоят из знакомых детям геометрических фигур: кругов, овалов, треугольников, квадратов, прямоугольников. Ребёнок узнаёт данные формы, умеет их рисовать, к тому же он может манипулировать по желанию — поворачивать фигуры в разные стороны. Таким образом, у детей формируется положительное отношение к использованию стереотипов. Но необходимо давать детям как можно больше алгоритмов рисования одной и той же птицей, животным, а потом просить дорабатывать художественный образ особенностями внешнего вида конкретной птицы, животного.

Техника рисования животных и птиц

Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение нескольких этапов овладения рисованием. Старшие дошкольники могут самостоятельно изображать животное, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движение и повадки. Усвоив способы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы животных в рисунке. Дети среднего дошкольного возраста умеют описывать предметы, выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей; использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передавать строение предмета, расположение частей при изображении сложных животных; изображать на рисунке несколько животных и птиц.

Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов; передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок. На занятиях рисования дети должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок на листе. В старшем дошкольном возрасте дети умеют хорошо работать карандашом и кистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей по рисованию, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные, дугообразные линии. Дети умеют изображать животных, используя различные геометрические фигуры.

Особенности в рисовании животных и птиц

Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемого животного. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от среды обитания. Однако надо стремиться верно передать в рисунке не только анатомическое строение представителей животного мира, но и характер, образ.

В процессе работы над изображением животных и птиц решаются определённые учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических особенностей, точная передача пропорций, фактуры шерсти и др. Приобретений знаний и умений содействует развитию творчества. Животное следует рисовать в разных позах и поворотах, стараясь уловить характерные особенности силуэта, пропорций, его движения. Прежде чем взяться за карандаш, чтобы запечатлеть грациозность оленя, мягкость движений рыси, изящность сгибов шеи лебедя, необходимо их хорошо изучить.

Полезно рисовать по памяти и представлению на основе впечатлений, полученных натуры. Размещение набросков на листе стараются продумать заранее. Если животное изменит позу, набросок можно оставить до следующего раза и приступить к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки можно продолжить, когда движения будут повторяться. При выполнении краткосрочных набросков не требуется тональная завершённость работы, подробная прорисовка оперения и деталей.

Изображение птиц и животных требует пристального изучения их внешнего облика, пластики и строения формы тела. Гибкий позвоночник и соединяющие кости суставы обеспечивают максимальную подвижность животных и птиц. Можно выделить движения отдельных частей тела, движение на одном месте (садится, поднимается, вертеться и др.), различные виды поступательных движений (шаг, бег, прыжки, полет и др.).

При изображении животных в движении необходимо обратить внимание на следующие характерные особенности их анатомического строения. Позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. Подвижность позвоночника увеличивается от крестца к голове и хвосту. При разгибании шея с головой и тазовая часть с хвостом поднимаются вверх, а поясничный отдел опускается. Во время сгибания происходит обратное действие, при котором спина выгибается, а шея с головой опускаются.

На примере лошади рассмотрим основные фазы ее движения. В процессе поступательного движения происходит перемещение центра тяжести. Получив толчок от задних конечностей, тело животного устремляется вперёд, перенося центр тяжести на передние конечности и плечевой пояс. В последующих фазах движения задние конечности вновь дадут толчок и т. д. Движения лошади отличаются особой пластичностью, изяществом и красотой. На одном листе можно выполнить несколько набросков. Человек успевает заметить начальные и конечные фазы движения, и этого достаточно, чтобы передать в рисунке общее впечатление от бегущего зверя или полёта птицы.

Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или малоподвижных позах. В дальнейшем можно будет ставить задачу передать движения, характеризующие определённые повадки зверей и птиц. Быстро движущиеся модели требуют от рисовальщика опыта и мастерства. Иногда на первой стадии рисунка можно воспользоваться хорошими фотографиями животных в естественных позах и во время движений.

Рисуя, нужно стремиться передать характер, индивидуальные черты, создать художественный образ. В портретах животных и птиц можно добиться изысканности и выразительности, постараться тщательно передать фактуру, блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев.

О некоторых особенностях изображения птиц. Тело птицы имеет обтекаемую форму, что особенно важно для полёта. При наличии общих черт в конструктивном строении, птицы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловящих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для увеличения «воронки» рта, чтобы легче было поймать жертву; у цапли длинный клюв позволяет ловить лягушек и др. Так как у многих птиц линия рта заходит за линию глаз, создаётся обманчивое впечатление, что они всегда улыбаются. Знание анатомического строения и образа жизни птиц помогает наблюдательному рисовальщику найти индивидуальные особенности и запечатлеть их.

Рассматривая форму тела птицы, туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы и шеи, можно убедиться, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры (голова — окружность, тело — овал, крыло — треугольник и т. д.). В начале обучения полезно выполнить конструктивные наброски и рисунки домашних птиц. Например, в наброске петуха его форма специально обобщена до геометрических объёмов.

Зарисовки можно начинать с неподвижных моделей — чучел птиц. Однако только наблюдение живой натуры научит передавать очарование пластики форм. Это усложняет учебную задачу, но делает её более интересной. Вначале рекомендуется сделать несколько ознакомительных набросков какой-нибудь птицы в разных положениях, её клюва, головы, лап, а затем уже выполнять длительный рисунок.

Прежде чем приступить к анализу конструктивного строения формы птицы, необходимо определить её движение и расположение на листе. Для правильной передачи движения можно провести вспомогательные линии вдоль большой формы натуры и наметить на рисунке угол наклона общего силуэта птицы и её частей. Размещая рисунок на листе, продумывают композицию, определяют отношения больших масс и характер их формы: отношения размеров туловища к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям. Кроме этого, надо проследить их положение в пространстве. Далее следует уточнить, на основе анатомического строения (черепа, позвоночного столба, грудной клетки, конечностей), характерные особенности птицы и конкретизировать расположение отдельных частей (головы, глаз, клюва, крыльев, хвоста, ног и др.). Для этого можно использовать учебные анатомические таблицы и схемы.

Рисовать птиц начинают с клюва: глаза располагают рядом с его верхней частью. Наметив глаза, нарисуй голову. Тогда уже изобрази перья в нижней части головы и вокруг верхушки плеч. Делай это большими полукруглыми, симметрично-расположенными, то длинными, то короткими суживающимися штрихами. Концы крыльев только прорисуй. Постепенно рисуй хвост и оперение вдоль позвоночника и под хвостом. Изобрази грудь и брюшко, позади них расположи лапки и низ брюшка. В конце добавь когти — они или схватили ветку, или распластаны. Общий секрет изображения птиц — форма головы, хвоста, ног, прорисовка глаз, положение при полете, пении, питье или кормлении.

Источник

Читайте также:  Совокупность приемов способов осуществления функций управления есть
Оцените статью
Разные способы