О бучение детей обобщенным способам изображения
Обобщенными и типичными способами изображения разных объектов являются: конструктивный, силуэтно-контурный, смешанный (силуэтный с контурным),пластический (от главной линии, передающей суть позы, движения), стилизованный (когда форма и цвет чрезвычайно обобщены и условны; от самого интересного и выразительного ко всему остальному, от простого к сложному и наоборот, от общего к частному, отдельному.
В лепке: жгутиковый, конструктивный, пластический, пластинчатый, ластинчато-объемный, и др. Конструктивный способ господствует в младшей
и средней, в старшей группе при лепке человека появляются шея, пальчики, ступни ног и т. В подготовительной группе нужно подводить к восприятию и воспроизведению сложной формы в целом. В первую очередь это отн к фигурам человека и животных. Дети учатся лепить всю фигуру из одного куска глины, намечая сперва ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого -отделение лишней глины, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры: осн работа-движениями пальцев, иногда всей кистью руки. Старшие дети пользуются стекой — ею надрезают, разделяют части в целом куске. Детям показ прием повертывания лепки на дощечке рассматривать ее то с одной, то с др. стороны. Рисование: 1.конструктивный,2. Силуэтно-контурный 3.комбинир1+2/ 4.от самого интересного к простому прием «построения» предмета сложной формы 5.от целого к деталям б.сп-б схематизации, стилизации. Такой прием требует умения делать набросок, т. е. намечать форму без деталей, затем ее уточнять и отделывать:используются граф каранд, мелки,акварель. Краска светло-серая, голубоватая или светло-коричневая: рисунок можно исп равлять, дополнять. Рис. на отдел листке бумаги быстрыми движениями, легкой слитной линией;
Аппликация: 1) конструктивн, 2) силуэтно-контурный 3).комбинир 1+2
Содержание изодеятельнос ти детей дошкольного возраста
Основные подходы:
Личностно ориен остно тированный (обращается внимание на способы изображения детей, учитываются возраст, интересы, склонности, мотивы,уровень развития нравтвенно-эстетических чувств.
Деятельностный(развитие ребёнка происходит в деятельности а не само по себе, Индивидуальный(учёт творческих знаний и изо опыт /изо умения и технич навыки/) Комплексный(единство задач нравственного,эсететического, трудового, интелект воспитания на занятиях по изодеятельности, формир обощённых знаний)
Обобщённые способы:
Рисование
1. Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; З.Смешаный-1+2
Лепка
1.Конструктивный; 2.Пластический; 3. Комбинированный
Аппликация
1.Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; 3.Комбинированный; 4.0брывание ;
5.С эл-ми флористики
Принципы обучения детей: наглядности, доступности последовательности и систематичности, краеведческий, единста учебных и творческих задач воспитания, природосообразности, гуманизации, единство общественного и семейн воспитания.
Виды изо-деятельности рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Занятия изодеят., как форма обучения и разностороннего развития дошкольн.
Занятие — это специально организованная деят-ть педагога по передаче детям ЗУН. В д\с проводятся следующие занятия по изобразительной деят-ти: — по рисованию, — по лепке, — по аппликации, — по конструированию. Каждый вид имеет свою специфику: Рисование – это вид изо деят-ти, при котором изображение создается на плоскости. Лепка – это процесс создания изображения или предмета из пластического мягкого материала. Аппликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти постройки и игрушки служат для игр детей.
Структура традиционного занятия: Вступительная часть: осуществление показа, цели, задачи. Основная часть: основная деятельность, Заключительная часть: анализ детских работ. Другие формы проведения занятия: комплексные, коллективные, игра, упражнение, задания, графические рассказы, беседы, путешествие, эксперименты
занятия–упражнения (вступительная часть будет минимал., самая больш.–основная часть, заключ. – минимал /для декоратив. и предмет. рисов./); занятие – задание (учимся зеркальной симметрии – закрась вторую часть бабочки, докрась образец, дорисуй рушничок и др.); игра (подчиненно игровой деят-ти, построено на одной игре (нарисуем следы зайчика); занятия – беседа (не будем получать результат). Осн. части не будет.;
Средняя и старшая группа:
занятие – графический рассказ работа подчин. Рассказу: появилось солн. – рис, выглянула тучка – рис.) Эксперимент (закрасить картинку); Зан. – путешествие (предметное действие, посещение точек, пунктов.); Коллективное занятие (опираемся на общ. раб); занятие нетрадиц. формы проведен. (опир. на теле, музыкальн. игры).
31. Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности
Типы занятий:
1) Занятия на тему, предложенную воспитателем:
а) направлены на изучение нового программного материала( овладение новыми приемами, умениями; самостоятельный выбор цвета, размеров, дополнение деталями); б) на закрепление ранее пройденного;
2) занятия на тему, выбранную самим ребёнком (по замыслу)- выбор темы и приёма изображения («Праздник в д/с»), новый программный материал не дается. 3) комплексные — разные виды де-ской деятельности (матем. + изо)
4) интегрированное (комбинир о ванное) — разные виды изодеятельности (рисунок + ап-пликация; ознакомл. с произведением+изодеят.)
5) занятие- упражнение (репродуктивные методы: отработка технических навыков и не предполагает внесение элементов творчества)
6) занятие – задание ( обучающие задачи + творческие задачи) — подбор цветовой гаммы для передачи настроения, декорирование поверхности;
7) графическое рассказывание (рассказ+изображение)
8) диагностические (в начале (после 2-3 недель) и в конце контрольно-учетные (после темы, после квартала);
9 ) занятие — игра ( единый игровой сюжет)
1 0 ) занятие — искусствоведческая беседа
В каждом типе занятия реализуются цель, задачи, методы обучения. Предполагается проявление и развитие индивидуальности.
Виды занятий:
— по содержанию изображения – предметное, сюжетное, декоративное;
— по способу изображения — по представлению, по памяти, с натуры;
— по характеру выбранной темы — на тему, предложенную воспитателем и свободную тему (по замыслу);
— по источнику тем замыслов — занятия на литературные темы, на музыкальные, окружающей действительности
32. Виды детского рисования
Три вида детского рисования: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.
Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Источник
7. Виды показа способов изображения
Виды показа способов изображения (способов действия)
В зависимости от полноты показа способа изображения различают:
показ полный и частичный.
от способа изображения: общим (обобщённые способы изображения) и вариативным
по характеру действий: показ жестом и показ приемом изображения.
Групповой и индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и группы детей или педагога и ребенка.
Различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Методика применения
Показ технических приемов может входить в структуру как информационно-рецептивного, так и репродуктивного метода.
В структуру эвристического метода — если организовать поисковую деятельность и дети могут демонстрировать найденные ими варианты изображения, так как в ситуацию поиска ставятся все дети, а показ — как бы публичная демонстрация одного из вариантов изображения.
Показ технических приемов на первом занятии — когда предмет данной формы изображается впервые — показ осуществляет педагог, после соответствующего обследования. Непременным условием является пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании.
На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются дети.
В младших группах показ занимает большее место, а в старших — меньшее
Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.
Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки. Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.
Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом. Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку. Этот прием следует использовать, когда движения у ребенка не развиты, он не умеет ими управлять. Надо дать возможность ощутить это движение.
Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке или лепке.
Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии.
Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.
Если при изображении предмета необходимо точно передавать последовательность рисования той или иной детали, то также может быть дан целостный показ всего предмета. При таком показе желательно, чтобы воспитатель привлекал детей к анализу предмета вопросом: «Что теперь надо нарисовать?»
В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети 4—5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий, — и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева.
В старшей группе в рисовании на тему «Красивый дом» воспитатель показывает на доске, какими различными по форме могут быть окна, двери. Такой вариативный показ не ограничивает возможности ребенка в создании всего рисунка.
При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык.
Увлечённость постоянным показом приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.
Словесные методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, педагогическая оценка и анализ детских работ, вопросы, поощрения, советы, указания, художественное слово.
Беседа –один из ведущих словесных методов обучения изобразительной деятельности. Беседа на занятиях по изобразительной деятельности — это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.
Беседа используется в первой части занятия — когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия — когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости.
Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.
В сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения.
В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании (лепке) на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки). Дать характеристику внешнего облика персонажей, вспомнить их взаимоотношения, уточнить композицию, приемы и последовательность работы.
Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.
При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная
работа с детьми. В беседе педагог оживляет впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Воспитатель уточняет некоторые технические приемы работы. На примере рассказов детей педагог еще раз учит дошкольников способам замасливания образа.
На занятиях, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания (обследование). В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми помочь им уяснить особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений и т.п. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности дошкольников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.
На занятиях по конструированию, аппликации, где предметом обследования и беседы часто является образец, предусматривают также большую степень умственной, речевой, эмоциональной и по возможности двигательной активности детей.
В конце занятия в процессе просмотра и анализа детских работ нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки одна из важных задач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик детей.
В старших группах в процессе беседы педагог подводит детей к самостоятельному установлению зависимости выразительности образа от способов действия.
Содержание вопросов в процессе просмотра и анализа детских работ меняется в зависимости от способа создания изображения (по памяти, по представлению, с натуры) от содержания изображения (узор, сюжет), от возраста детей.
Возрастные особенности влияют на содержание беседы, степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других — на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. С помощью вопросов педагог уточняет представления детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Вопросы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость и ясность формулировки, краткость, эмоциональность.
Пояснение — словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.
Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения, при этом не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.
Источник