Обнаружение клада как способ приобретения права собственности

Статья 233. Клад

Статья 233. Клад

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 233 ГК РФ

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ в пункт 2 статьи 233 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

ГАРАНТ:

См. Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 г. N 1238

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Источник

Обнаружение клада как способ приобретения права собственности

ГК РФ Статья 233. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Источник

Обнаружение клада как способ приобретения права собственности

Анисимов А.П.,

Зав. кафедрой гражданского права и процесса

Волгоградского филиала ОУ ВПО «Московский университет

потребительской кооперации», канд. юрид. Наук

Практически каждый россиянин хотя бы раз в жизни мечтал найти клад либо принимал непосредственное участие в таких поисках. Интерес молодых граждан к подобного рода поискам отражен во многих художественных произведениях для подростков (М. Твен «Приключения Тома Сойера») и детей («Клад кота Леопольда», «Трое из Простоквашино» и т.д.). Однако если взглянуть на клад как основание приобретения права частной собственности глазами юриста, то романтическая составляющая подобных поисков если не исчезает совсем, то ощутимо уменьшается.

Согласно п.1 ст. 233 ГК РФ, клад – это зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право. Отличия клада от находки заключается, во-первых, в том, что кладом могут быть только деньги или ценные предметы, а находкой – любое имущество. Во-вторых, при находке имущество выбывает из владения собственника, который известен или может быть установлен, против его воли. Клад же подразумевает намерение неизвестного лица-собственника специально скрыть ценное имущество. В-третьих, отнесение имущества к разряду клада предполагает его закапывание в земле или сокрытие «иным способом». Следовательно, наличие денег или ценных предметов на поверхности земли будет означать их квалификацию в качестве находки.

Читайте также:  Способы обработки среза горловины

В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 148 ГК РСФСР 1968 г.), признававшего клад собственностью государства, Гражданский кодекс РФ (ст. 233) выделяет две принципиальных особенности правовых последствий обнаружения клада. Во-первых, обнаружение лицом клада на земельном участке любой формы собственности без согласия собственника участка влечет передачу клада (или вознаграждения) собственнику участка или иного имущества. Другими словами, обнаружение клада на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (что чаще всего и происходит) в условиях отсутствия согласия соответствующего органа власти влечет отчуждение клада в государственную или муниципальную собственность независимо от его ценности. Аналогичные последствия влечет обнаружение клада на государственном (муниципальном) земельном участке, находящемся у гражданина или юридического лица на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного или безвозмездного срочного пользования, а также аренды.

При этом следует иметь в виду, что процесс разграничения государственной и муниципальной собственности на землю далек от завершения. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» заложил процедуру разграничения государственных земель на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, определил критерии, которыми надлежит руководствоваться при составлении перечней таких земельных участков. Однако на сегодняшний день предусмотренные законом процедуры не доведены до конца, хотя уже существуют утвержденные распоряжениями Правительства РФ перечни федеральных земельных участков, идет подготовка к составлению перечней земель, на которые возникнет в будущем право собственности субъектов РФ и муниципальных образований.

Не решен и другой не менее важный вопрос: какой именно орган государственной власти (местного самоуправления) должен давать согласие гражданину на поиски клада на земельном участке, находящемся в государственной (муниципальной) собственности? В какой форме орган государственной власти или местного самоуправления должен выразить такое согласие? Вероятно, следует считать наиболее оптимальной письменную форму, а в качестве упомянутого органа власти должны выступать органы местного самоуправления. Такой вывод вытекает из п.10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г., согласно которому до окончательного разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Однако применительно к рассматриваемым проблемам представляется целесообразным нормативно закрепить такой вывод.

Во-вторых, различные правовые последствия порождает обнаружение (в условиях наличия согласия собственника) клада, в составе которого входят вещи, относимые к числу памятников истории и культуры, либо не относимые к таковым. В первом случае такие ценности подлежат передаче в государственную собственность, а собственник участка и обнаружившее клад лицо получают 50 % стоимости клада в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Данное правило не применяется в случае обнаружения клада лицом, в круг служебных обязанностей которых входит проведение раскопок и поиск кладов (например, в ходе археологических раскопок).

Если найденные предметы не представляют научной ценности, то подлежат разделу между собственником земельного участка и обнаружившим клад лицом в равных долях или в соответствии с соглашением. Гражданский кодекс РФ, однако, оставляет открытым вопрос о том, каким критерием должен руководствоваться нашедший клад гражданин, определяя историко-культурную ценность найденных предметов или отсутствие таковой.

Не вызывает сомнений отнесение к числу памятников истории и культуры изделий из драгоценных металлов. Однако в случае обнаружения среди вещей, входивших в состав клада, уникальных предметов из меди, камня, бронзы, дерева и т.д., имеющих историко-культурную или научную ценность предполагается, по сути, презумпция знакомства гражданина с теоретическими основами историко-культурного наследия, что маловероятно.

Представляется, что вопрос об отнесении найденных в составе клада вещах к категории «памятников истории и культуры» и о размере вознаграждения должен решаться на основании результатов экспертизы, которую могли бы проводить должностные лица местных органов по охране памятников истории и культуры. Однако остается открытым вопрос о том, какой орган непосредственно должен выплатить такое вознаграждение?

Учитывая, что действующее законодательство об охране памятников истории и культуры выделяет три категории историко-культурного значения объектов культурного наследия (федерального, регионального и местного), соответствующие выплаты могут производиться из федерального, регионального или муниципального бюджета. Поэтому, например, в случае обнаружения объекта федерального значения, такие выплаты должен производить территориальный орган (городской или районный) федеральной налоговой службы. Однако в этом случае денежные средства на соответствующие расходы должны быть предусмотрены при ежегодной подготовке проекта соответствующего бюджета.

Представляется, что одним из вариантов урегулирования некоторых затронутых в настоящей статье проблем могло бы стать принятие постановления Правительства РФ, которым соответствующие органы и процедуры могли бы быть четко определены.

Вестник Саратовской государственной академии права. – 2004. — № 4 (часть 1). – С. 122-124.

Источник

Правовые аспекты кладоискательства

Гражданский кодекс Российской Федерации
часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ,
часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ,
часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и
часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ
(с изменениями по 17 июля 2009 г.)

Статья 227. Находка
1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. 2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.
Статья 228. Приобретение права собственности на находку
1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления, лицо правомочное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.
Статья 233. Клад
1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.
2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.
3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Комментарий

1. Согласно ст. 233 обнаруженный клад поступает в собственность лица, обнаружившего его, и собственника земельного участка, строения и т.п. (если собственник и обнаруживший клад — разные лица). Лишь в случаях, когда, например, земельный участок, строение относятся к государственной, муниципальной собственности, то собственниками становятся лицо, его обнаружившее, и госорган или орган местного самоуправления (ст. 214, 215 ГК).
Безусловно в собственность государства переходит лишь клад, содержащий вещи, относящиеся в установленном законом порядке к памятникам истории или культуры. В этом случае нашедшему клад лицу, а также собственнику земельного участка, строения выплачивается только вознаграждение (в размере 50% от всей стоимости клада), однако право собственности к ним не переходит. Полученное вознаграждение они делят поровну, если иное не установлено соглашением между ними.
2. Наряду с земельным участком, строением клад может быть обнаружен в сооружениях (водонапорная башня, магистральный трубопровод, бассейн и т.п.), в иных объектах, относящихся к недвижимости (например, на предприятиях, на борту воздушных и морских судов и т.д.; ст. 130, 132 ГК).
В отличие от находки (когда обнаруженная вещь не зарыта, не сокрыта) вещь может быть отнесена к кладу, если собственник зарыл ее в землю, скрыл на дне водоема, замаскировал любым иным образом. Чаще всего кладом признается вещь, собственник которой неизвестен. Однако возможна ситуация, когда собственник вещи установлен, но тем не менее она относится к кладу. Например, собственник скрыл драгоценные металлы в стене своего дома, который был затем конфискован. В этом случае драгоценности, обнаруженные новым собственником дома, признаются кладом.
3. Особые правила установлены ст. 233 при обнаружении клада лицом, не имевшим права на осуществление раскопок или поиска на земельном участке, в строении и т.п. При этом не имеет значения, прямо ли собственник их запретил или лицо, осуществлявшее эти раскопки, поиски, уклонилось от получения согласия собственника (допустило самовольные действия). В этом случае право собственности на клад приобретает только собственник земельного участка, строения, иного имущества. Если без согласия последнего обнаружен клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, то собственник земельного участка, строения и т.п. получает лишь право на вознаграждение, упомянутое в п. 2 ст. 233. Однако в этом случае собственнику земли, строения и т.п. вознаграждение достается целиком, а лицо, обнаружившее такой клад, не вправе требовать передачи ему даже части вознаграждения.

Читайте также:  Как сжать файл способы

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
(с изменениями по 9 ноября 2009 г.)

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения
1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
(с изменениями по 23 июля 2008 г.)

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Читайте также:  Задача решенная по всем способам для первого класса

Положение
об охране и использовании памятников истории и культуры
(утв. постановлением СМ СССР от 16 сентября 1982 г. N 865)
(с изменениями от 29 декабря 1989 г.)

2. К памятникам истории и культуры относятся:
а) памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства;
б) памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
в) памятники градостроительства и архитектуры — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;
г) памятники искусства — произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
д) документальные памятники — акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
3. К памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

Источник

Оцените статью
Разные способы