Роман И.А. Гончарова «Обломов» в таблицах
«Обломов»
1. Замысел романа
? Роман появился накануне отмены крепостного права в России.
? Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».
А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.
2. Жанр, сюжет и композиция
? «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.
? Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.
? Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.
? Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.
? Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья.
3. Сон Обломова: его место и значение в романе
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я. такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича. |
Чем характеризуется атмосфера в Обломовке
• любовь и умиротворение
Что повлияло на формирование сознания героя
• легенды и сказки, былины и притчи
Какие качества формируются у героя
• поэтическую мечтательность, чувство внутренней свободы
Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам
• служба, лишенная человеческого взаимопонимания
• друзья, мечтающие только о карьере
• женщины, не способные любить
«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».
Источник
Роман И.А. Гончарова «Обломов» в таблицах
«Обломов»
1. Замысел романа
? Роман появился накануне отмены крепостного права в России.
? Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».
А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.
2. Жанр, сюжет и композиция
? «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.
? Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.
? Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.
? Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.
? Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья.
3. Сон Обломова: его место и значение в романе
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я. такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича. |
Чем характеризуется атмосфера в Обломовке
• любовь и умиротворение
Что повлияло на формирование сознания героя
• легенды и сказки, былины и притчи
Какие качества формируются у героя
• поэтическую мечтательность, чувство внутренней свободы
Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам
• служба, лишенная человеческого взаимопонимания
• друзья, мечтающие только о карьере
• женщины, не способные любить
«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».
Источник
Сайт учителя русского языка
и литературы
Масловой Натальи Петровны
Иван Александрович Гончаров
1. Замысел романа
♦ Роман появился накануне отмены крепостного права в России.
♦ Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».
А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.
2. Жанр, сюжет и композиция
♦ «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.
♦ Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.
♦ Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.
♦ Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.
♦ Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья.
3. Сон Обломова: его место и значение в романе
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я. такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.
Чем характеризуется атмосфера в Обломовке
• любовь и умиротворение
Что повлияло на формирование сознания героя
• легенды и сказки, былины и притчи
Какие качества формируются у героя
• поэтическую мечтательность, чувство внутренней свободы
Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам
• служба, лишенная человеческого взаимопонимания
• друзья, мечтающие только о карьере
• женщины, не способные любить
«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».
Источник
Литература в таблицах (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Литература в таблицах
Литературное направление – основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.
Классификация литературных направлений:
Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России 17-18 веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале 20 века как неоклассицизм.
1.Наследует традиции искусства античности
2.Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума.
3.Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
4.Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (три единства: место, времени и действия)
5.Значимость гражданской проблематики содержания
(в них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории)
(в них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни)
Литературное направление, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 17 – начале 19 веков. Выступает против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.
1. Изображение человеческой психологии
2. Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев.
3. В центре изображения – чувства, природа.
4. Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром.
5. Идеалом является нравственная чистота, не испорченность.
6. Значимость гражданской проблематики содержания.
Литературное направление в искусстве и литературе Западной Европы и России 18-19 веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.
Зарубежная литература: Байрон, Гете, Шиллер
1. Необычность характеров, исключительность обстоятельств.
2. Трагический поединок личности и судьбы.
3. Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот основные характеристики романтического героя.
4. Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному.
5. Стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству.
Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в 19 веке.
1. Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.
2. Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа.
3. Типизация персонажей.
4. Изображение характеров и событий в развитии.
5. Исторически конкретное общество, события, эпоха.
6. В центре внимания конфликт: герой – общество.
1. Роман появился накануне отмены крепостного права в России.
2. Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».
Жанр, сюжет и композиция
— «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.
— Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: «…изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.
— Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.
— Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени – около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.
— Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломов – Штольц; Ольга – Пшеницына; Захар – Анисья.
Сон Обломова: его место и значение в романе
Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.
Чем характеризуется атмосфера в Обломовке
Любовь и умиротворение
Что повлияло на формирование сознания героя
Легенды и сказки, былины и притчи
Какие качества формируются у героя
Поэтическую мечтательность, чувство внутренней свободы
Что отторгается Ильей Ильичом как чуждое его нравственным идеалам
-служба, лишенная человеческого взаимопонимания;
-друзья, мечтающие только о карьере;
-женщины, не способные любить.
«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку»
Обломов и Щтольц
Представитель нового класса буржуазии
Паралич воли и беспробудная лень
Непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии
Практическим делом, опытом, фактами.
Культ труда и предприимчивости
Апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету
Всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается.
Щтольц – друг Обломова с детства. Жизнь Штольца складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова К жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев расходятся. И все-таки присутствие Штольца в романе оправданно и необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой.
Женские образы в романе
Агафья Матвеевна Пшеницына
По словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за поставленную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе 19 века.
Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он – существо высшего порядка, идеал барина; для Обломова – идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой.
В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына, каждая по-своему помогает раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова.
«Обломовщина» как ведущая тема романа
Что такое «обломовщина»?
— драма умственного и нравственного развития героя.
— изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки.
— через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.
Автор ищет причины «обломовщины» главного героя, начиная с детства.
«Обломовщина» как способ типизации
Автор создает типичные конкретно-исторические характеры, воплощающие черты определенной социальной среды. Раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
«Обломовщина» как знамение времени, ее основные признаки
«Обломовщина» — проблема не одного человека, а знамение времени, порожденное патриархально-дворянским бытом:
— малодушие и эгоизм как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности;
— закрытость от реальной жизни;
— желание оградить, уберечь от возможных проблем.
Вина Ильи Ильича состоит в том, он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина одного Одломова? «Наше имя легион», — скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия?
Создание и постановка
— Заслуги Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского»
— Драму «Гроза» охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».
«Гроза была написана в 1859 году, в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860г пьеса была напечатана.
· Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе.
· Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость.
· В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи.
Город Калинов и его обитатели
Законы, по которым строится жизнь в городе
· У кого деньги – у того и власть
· У кого власть, тот пользуется ею безраздельно
· Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению
· Запретить любое проявление живого человеческого чувства
Всех жителей города Калинова можно разделить на две группы:
Жертвы «темного царства»
*олицетворяют гнетущую власть
*враги всего живого и нового
* угнетенные и бесправные
*ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства»
*Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин
Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина
Марфа Игнатьевна Кабанова
Отличительные черты характера
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна.
Противоречивость в характере и поступках героини
Ее благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина покончила с собой.
Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого. Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для ее речи. Властность Кабаних и сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.
Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика героини, делающие ее суровой и страшной охранительницей «темного царства»
Место в доме Кабановых
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.
Чем Катерина отличается от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.
Мир, в котором живет героиня
Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины.
В чем трагедия Катерины
Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращение к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом»
Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная.
«Такая уж я зародилась горячая» — говорила она. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да т отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!»
«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! – признается она. – Конечно, не дай бог этому случится! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»№
Любовь в жизни Катерины
Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — скажет она Борису.
Добролюбов о Катерине
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».
Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой.
Женщина не только со страстным, но и с сильным характером.
Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью.
«Луч света в темном царстве» Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».
Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.
Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнился еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.
Источник