Обломовщина как способ типизации таблица

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в таблицах

«Обломов»

1. Замысел романа

? Роман появился накануне отмены крепостного права в России.

? Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».

А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

2. Жанр, сюжет и композиция

? «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

? Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.

? Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

? Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.

? Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья.

3. Сон Обломова: его место и значение в романе

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я. такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

Чем характеризуется атмосфера в Обломовке

• любовь и умиротворение

Что повлияло на формирование сознания героя

• легенды и сказки, былины и притчи

Какие качества формируются у героя

• поэтическую мечтательность, чувст­во внутренней свободы

Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам

• служба, лишенная человеческого взаимопонимания

• друзья, мечтающие только о карьере

• женщины, не способные любить

«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

Источник

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в таблицах

«Обломов»

1. Замысел романа

? Роман появился накануне отмены крепостного права в России.

? Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».

А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

2. Жанр, сюжет и композиция

? «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

? Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.

? Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

? Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.

? Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья.

3. Сон Обломова: его место и значение в романе

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я. такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

Чем характеризуется атмосфера в Обломовке

• любовь и умиротворение

Что повлияло на формирование сознания героя

• легенды и сказки, былины и притчи

Какие качества формируются у героя

• поэтическую мечтательность, чувст­во внутренней свободы

Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам

• служба, лишенная человеческого взаимопонимания

• друзья, мечтающие только о карьере

• женщины, не способные любить

«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

Источник

Сайт учителя русского языка
и литературы
Масловой Натальи Петровны

Иван Александрович Гончаров

1. Замысел романа

♦ Роман появился накануне отмены крепостного права в России.

♦ Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».

Читайте также:  Коктейли бара способ приготовления

А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

2. Жанр, сюжет и композиция

♦ «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

♦ Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.

♦ Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

♦ Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.

♦ Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья.

3. Сон Обломова: его место и значение в романе

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я. такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

Чем характеризуется атмосфера в Обломовке

• любовь и умиротворение

Что повлияло на формирование сознания героя

• легенды и сказки, былины и притчи

Какие качества формируются у героя

• поэтическую мечтательность, чувст­во внутренней свободы

Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам

• служба, лишенная человеческого взаимопонимания

• друзья, мечтающие только о карьере

• женщины, не способные любить

«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

Источник

Литература в таблицах (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Литература в таблицах

Литературное направление – основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.

Классификация литературных направлений:

Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России 17-18 веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале 20 века как неоклассицизм.

1.Наследует традиции искусства античности

2.Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума.

3.Строгое деление героев на положительных и отрицательных.

4.Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (три единства: место, времени и действия)

5.Значимость гражданской проблематики содержания

(в них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории)

(в них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни)

Литературное направление, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 17 – начале 19 веков. Выступает против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.

1. Изображение человеческой психологии

2. Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенная чувствительность героев.

3. В центре изображения – чувства, природа.

4. Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром.

5. Идеалом является нравственная чистота, не испорченность.

6. Значимость гражданской проблематики содержания.

Литературное направление в искусстве и литературе Западной Европы и России 18-19 веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Зарубежная литература: Байрон, Гете, Шиллер

1. Необычность характеров, исключительность обстоятельств.

2. Трагический поединок личности и судьбы.

3. Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот основные характеристики романтического героя.

4. Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному.

5. Стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству.

Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в 19 веке.

1. Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.

2. Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа.

3. Типизация персонажей.

4. Изображение характеров и событий в развитии.

5. Исторически конкретное общество, события, эпоха.

6. В центре внимания конфликт: герой – общество.

1. Роман появился накануне отмены крепостного права в России.

2. Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».

Жанр, сюжет и композиция

— «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

— Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: «…изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком.

Читайте также:  По способу питания большинство кишечнополостных являются тест с ответами 1 вариант

— Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

— Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени – около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.

— Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломов – Штольц; Ольга – Пшеницына; Захар – Анисья.

Сон Обломова: его место и значение в романе

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

Чем характеризуется атмосфера в Обломовке

Любовь и умиротворение

Что повлияло на формирование сознания героя

Легенды и сказки, былины и притчи

Какие качества формируются у героя

Поэтическую мечтательность, чувство внутренней свободы

Что отторгается Ильей Ильичом как чуждое его нравственным идеалам

-служба, лишенная человеческого взаимопонимания;

-друзья, мечтающие только о карьере;

-женщины, не способные любить.

«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку»

Обломов и Щтольц

Представитель нового класса буржуазии

Паралич воли и беспробудная лень

Непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии

Практическим делом, опытом, фактами.

Культ труда и предприимчивости

Апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету

Всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается.

Щтольц – друг Обломова с детства. Жизнь Штольца складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова К жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев расходятся. И все-таки присутствие Штольца в романе оправданно и необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой.

Женские образы в романе

Агафья Матвеевна Пшеницына

По словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за поставленную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе 19 века.

Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он – существо высшего порядка, идеал барина; для Обломова – идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой.

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына, каждая по-своему помогает раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова.

«Обломовщина» как ведущая тема романа

Что такое «обломовщина»?

— драма умственного и нравственного развития героя.

— изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки.

— через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.

Автор ищет причины «обломовщины» главного героя, начиная с детства.

«Обломовщина» как способ типизации

Автор создает типичные конкретно-исторические характеры, воплощающие черты определенной социальной среды. Раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.

«Обломовщина» как знамение времени, ее основные признаки

«Обломовщина» — проблема не одного человека, а знамение времени, порожденное патриархально-дворянским бытом:

— малодушие и эгоизм как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности;

— закрытость от реальной жизни;

— желание оградить, уберечь от возможных проблем.

Вина Ильи Ильича состоит в том, он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина одного Одломова? «Наше имя легион», — скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия?

Создание и постановка

— Заслуги Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского»

— Драму «Гроза» охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».

«Гроза была написана в 1859 году, в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860г пьеса была напечатана.

· Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе.

Читайте также:  Химический способ утилизации пластика

· Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость.

· В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи.

Город Калинов и его обитатели

Законы, по которым строится жизнь в городе

· У кого деньги – у того и власть

· У кого власть, тот пользуется ею безраздельно

· Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению

· Запретить любое проявление живого человеческого чувства

Всех жителей города Калинова можно разделить на две группы:

Жертвы «темного царства»

*олицетворяют гнетущую власть

*враги всего живого и нового

* угнетенные и бесправные

*ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства»

*Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин

Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина

Марфа Игнатьевна Кабанова

Отличительные черты характера

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна.

Противоречивость в характере и поступках героини

Ее благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина покончила с собой.

Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого. Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для ее речи. Властность Кабаних и сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.

Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика героини, делающие ее суровой и страшной охранительницей «темного царства»

Место в доме Кабановых

Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.

Чем Катерина отличается от других персонажей

Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.

Мир, в котором живет героиня

Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины.

В чем трагедия Катерины

Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращение к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом»

Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная.

«Такая уж я зародилась горячая» — говорила она. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да т отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!»

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! – признается она. – Конечно, не дай бог этому случится! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»№

Любовь в жизни Катерины

Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — скажет она Борису.

Добролюбов о Катерине

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».

Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой.

Женщина не только со страстным, но и с сильным характером.

Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью.

«Луч света в темном царстве» Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.

Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнился еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.

Источник

Оцените статью
Разные способы