Что надо знать про выпуск облигаций как способ финансирования бизнеса
Чем заменить кредит для бизнеса?
На определенном этапе развития перед каждой компанией встает вопрос о необходимости и способе привлечение дополнительного капитала. Большинство компаний обращаются к кредитным и финансовым учреждениям с целью получения средств, не думая о возможных рисках. Однако есть надежные и альтернативные варианты привлечения дополнительной прибыли, которые станут большим стратегическим шагом для будущего роста компании.
Кредиты и займы предполагают сильную зависимость от одного кредитора и невысокую мобильность в принятии решений по параметрам финансирования. В данном случае, при привлечении заемных средств у банков либо частных фондов основные условия займа, такие как объём, срок, величина процентной ставки определяются кредитором. В связи с чем, данное финансирование предоставляется компаниям, подтвердившим свою платежеспособность и предоставившим необходимое обеспечение, стоимость которого больше суммы займа.
После того, как Банк России за последние несколько лет начал ужесточать требования к банкам по выдаче кредитов для малого и среднего бизнеса (МСБ), получить финансирование в банке им стало намного сложнее. Одной из таких причин заключается в том, что в целом ряде случаев банки не могут удовлетворить требования компаний МСБ с точки зрения объема привлекаемых ресурсов и срока, на который их можно предоставить. Небольшие предприятия стали искать альтернативные источники финансирования. К этому времени на фондовом рынке появилась инфраструктура для размещения облигаций таких компаний. Кроме того, на публичный долговой рынок в массовом порядке вышли инвесторы-физлица в поиске более высоких доходностей чем ставки по депозитам.
По состоянию на конец 2018 года объем выпущенных российскими компаниями облигаций относительно небольшой и составляет около 21% ВВП. В первую очередь это связано с исторически сложившимися высокими процентными ставками, которые не позволяли различным видам долговых отношений активно развиваться и с многолетней историей банковского кредитования и долевого финансирования компаний, которые до недавнего времени были ментально ближе многим компаниям как способ привлечения дополнительных средств.
В настоящий момент имеется устойчивый рост облигационных выпусков российскими компаниями, так как, в сравнении с предыдущими периодами, низкая инфляция позволяет компаниям и инвесторам прогнозировать привлечение инвестиций и вложение денежных средств на более длительный период.
Большая часть облигационных выпусков в России обращается на фондовом рынке. Начиная с 2014 года по объему размещений 80 — 85% новых выпусков облигаций приходится на биржевые облигации. Данный факт только подтверждает вытеснение классических корпоративных облигаций, выпускаемых компаниями и связано с более комфортной и упрощенной процедурой их регистрации на Бирже. Коммерческие облигации — новый вид внебиржевых — высокодоходных облигаций (ВДО), выпускаемых компаниями, не имеющими кредитного рейтинга, которые являются альтернативой вексельного финансирования и в обозримом будущем заменят его.
Все вышеуказанное свидетельствует о постепенном замещении вексельного рынка, банковского кредитования и иных классических способов финансирования облигационными займами.
Заимствования на публичном финансовом рынке лишены большинства недостатков банковского и иных способов кредитования, но вместе с тем накладывают ряд обязательств, исходящих как раз из публичности этого рынка (необходимая степень прозрачности, обязательства по раскрытию информации, внятная стратегия поведения на рынке и т.д.), при этом обеспечивая при финансировании долгосрочных программ целый ряд преимуществ:
- Более крупный объем займа и длительный срок привлечения;
- Возможность снижения ставки займа при последующих размещения (удешевление);
- Беззалоговое финансирование;
- Широкий круг инвесторов;
- Возможность гибкого управления долгом.
Понятие Биржевых и Коммерческих облигаций были введены в Федеральный закон о рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ — Федеральными законами от 27 июля 2006 г. № 138-ФЗ и от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ.
Первый выпуск биржевых облигаций состоялся в 2008 году. Основные параметры предъявляемыми к выпуску биржевых облигаций:
- идентификационный номер выпуску облигации? присваивается Биржей;
- не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости;
- выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением;
- выплата номинальной стоимости и процентов осуществляется только денежными средствами;
- владельцы биржевых облигаций вправе предъявить их к досрочному погашению в случае делистинга биржевых облигаций на всех биржах, осуществивших их допуск к организованным торгам;
- выпускаются без залогового обеспечения;
- размещаются путем открытой или закрытой подписки;
- без регистрации Проспекта ценных бумаг (зависит от условий выпуска);
- возможно размещение в рамках Программы.
Первый выпуск коммерческих облигаций состоялся в 2016 году. Основные параметры предъявляемыми к выпуску коммерческих облигаций идентичны с биржевыми облигация, однако существуют следующие существенные отличия:
- Идентификационный номер выпуску облигации? присваивается Центральным депозитарием (НКО АО НРД);
- размещаются путем закрытой подписки;
- без регистрации Проспекта ценных бумаг.
Потенциальными компании, планирующие выпустить биржевые или коммерческие облигации это: компании-Резиденты Российской Федерации, малые и крупные предприятия, Банки и инвестиционные компании, рассматривающие возможность быстрого, и относительно не дорогого выхода на публичный рынок для привлечения финансирования с целью реализация внутренних проектов компании, масштабирования бизнеса и рефинансирование текущих кредитных обязательств.
Ориентировочные параметры, предъявляемые к новым компаниям, планирующим выпустить облигации на Московской бирже:
- Минимальный размер выручки — 120 млн. руб.
- Минимальный объем выпуска — 50 млн. руб.
- Чистый долг / EBIT (операционная прибыль) менее 3x или объем выпуска не более ½ от объема выручки или валюты баланса.
- Отчетность МСФО за последний отчетный год (если эмитент входит в группу компаний).
- Структура выпуска облигаций соответствует реальному периметру бизнеса.
- Компания имеет высокие стандарты корпоративного управления и устойчивые рыночные позиции и перспективы развития.
- Средний темп прироста выручки (CAGR) не менее 10% за последние 3 года.
Параметры и структура выпуска облигаций должны определяться в зависимости от профиля и особенностей компании-эмитента и рыночной конъюнктуры.
- Сумма определяется уровнем спроса на долг эмитента. Должна быть соразмерна и вписываться в финансовую модель компании.
- Валюта — рубли/иностранная валюта (определение рублевой суммы выплаты с привязкой к курсу определенной валюты).
- Номинальная стоимость — стандартные лоты — 1000 рублей. Размещение по номинальной стоимости или с дисконтом/премией.
- Процентная ставка (купон) — фиксированная/плавающая (есть ограничения для определенных групп инвесторов). Должна вписываться в финансовую модель эмитента.
- Срок обращения зависит от рыночной конъюнктуры.
В 2018 году разместилось 33 выпуска облигаций объемом менее 500 млн. руб. 26 новых эмитентов общим объемом 5,38 млрд. руб. Почти все данные эмитенты относятся, согласно российскому законодательству, к микропредприятиям и МСП.
Отрасли новых Эмитентов разместившие небольшие объемы облигации в 2018 году — транспортные услуги, производство строительных материалов, производство пищевой промышленности, ломбарды, компании, оказывающие микрофинансовые услуги (МФО), лизинговые компании, а также строительство и девелопмент, информационные технологии, и фитнес-индустрия.
Практические аспекты подготовки компании к выпуску облигаций.
- Срок существования эмитента и/или поручителей не менее 2 — 3 лет.
- Коммерческая деятельность Эмитента является доходной, стабильной и понятной для инвестора.
- Эмитент имеет эффективную бизнес-модель и разумную долговую нагрузку.
- Эмитент имеет понятную структуру собственников (бенефициаров).
- Работники Эмитента — команда профессионалов, способная достигать стратегических целей и показывать ежегодный рост выручки компании.
- Эмитент — работает в сегменте B2C, если круг потенциальных инвесторов физ. лица и B2В, если круг потенциальных инвесторов юр. лица.
У Эмитента должно быть понимание за счет какого денежного потока будут происходить выплаты по купону и погашен номинал выпуска облигаций (публичного займа).
Дополнительные требованиям к Эмитенту при выпуске биржевых облигаций зависят от условий выпуска и уровня листинга Эмитента на Московской Бирже (1-й, 2-й или 3-й уровень).
Условия выпуска облигаций содержат стандартные параметры для среднесрочных и долгосрочных облигаций.
Раскрытие информации осуществляется согласно требованиям Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П и Правил листинга Московской биржи. Цель и условия выпуска облигаций проста и понятна, целевое или проектное заимствование (развитие существующего бизнеса или финансирование отдельного проекта), а условия выпуска содержат стандартные параметры для облигаций.
Подготовка Эмитента к размещению облигаций занимает от 2 до 6 месяцев и включает следующие этапы:
- Поиск Консультанта и Организатора размещения.
- Определения условий предстоящего размещения — разовое размещение или в рамках Программы, с Проспектом или без.
- Прохождение процедуры KYC (подтверждения необходимости привлечения финансирования с помощью выпуска облигаций) на Бирже или в НРД.
- Взаимодействие с акционерами и менеджментом Эмитента.
- Составление презентации (коммерческие облигации) и инвестиционного меморандума (биржевые облигации).
- Составление эмиссионной документации (Решение о выпуске, Программа облигаций и Проспект ценных бумаг).
- Поиск Инвесторов.
- Взаимодействие с Биржей и НРД.
Единовременные расходы при выпуске облигаций зависят от условий выпуска и следующего состава участников, которые помогают компаниям выпустить и разместить облигации:
Консультант — оказывает услуги по подготовке компании к выпуску облигаций, консультирует компанию по выбору оптимальных условий размещения, подготовке документов для Биржи, а также помогает компании после размещения облигаций и до момента их погашения. Стоимость услуг фиксированная и меньше чем 0,01% от суммы займа.
- Организатор — занимается поиском и проведением встреч с Инвесторами, Биржей, Андеррайтером, составлением инвестиционных меморандумов, а также занимается маркетинговыми мероприятиями. Стоимость услуг от 0,5% от суммы займа.
- Андеррайтер — занимается размещением облигаций и является гарантом на размещение всего или части облигационного займа. Стоимость услуг от 0,2% от суммы займа.
- Биржа — оказывает услуги по включению и поддержанию облигаций компании в котировальный список. Стоимость услуг фиксированная и не превышает 0,1% от суммы займа.
- Депозитарий (НРД) -— в течение всего срока выпуска облигаций ведет учет данных и регистрирует изменения. Стоимость услуг фиксированная и меньше чем 0,1% от суммы займа.
- Госпошлина — составляет 0,2 от объема выпуска, но не более 200 000 рублей.
Учитывая тенденцию увеличения в облигационных займах инвесторов — физических лиц, при облигационном займе компания получает широкий круг инвесторов.
Благоприятная экономическая ситуация в России для размещений облигационных выпусков российских компаний, совершенствование законодательной базы, проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения и упрощение порядка доступа новых компаний для выхода на фондовый рынок, все это будет в среднесрочной перспективе способствовать росту фондового рынка и увеличения количества новых Эмитентов, испытывающих потребность в привлечении финансирования с помощью выпусков облигаций.
Источник
Шпаргалка для инвестора: облигации
Рассказываем, что такое облигации и как они работают.
Облигация — это долговая ценная бумага, которая в основном выпускается на ограниченный срок.
В сделке присутствуют две стороны:
Эмитент — структура, выпустившая эти ценные бумаги для привлечения дополнительного капитала. Эмитент обязан возвратить держателю облигации занятую у него сумму и выплатить определенный процент (купон), если это предусмотрено проспектом эмиссии.
Инвестор — покупая облигации эмитента, по сути предоставляет собственные средства во временное пользование и получает за это доход.
Инвестор выбирает комфортный для его инвестиционных целей срок обращения облигаций (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). Конкретные условия, а именно номинальная стоимость бумаги, периодичность процентных перечислений (купон) и сроки, определяются во время эмиссии.
Для совершения операций с облигациями можно открыть брокерский счет и совершить сделку.
По типу получения дохода облигации бывают процентные и дисконтные.
Наиболее распространенный тип облигаций, обращающихся на российских биржах, процентные облигации — эмитент выплачивает периодический процент (купон) в течение срока обращения облигации. Купоны могут выплачиваются ежегодно, ежеквартально или ежемесячно в зависимости от условий бумаги.
Процентные облигации могут быть:
• С фиксированным купоном — определенный процент от номинальной стоимости выплачивается через установленные заранее промежутки времени. Процентная ставка по облигации известна с момента выпуска и, как правило, одинакова на весь срок обращения бумаги. Для такой бумаги можно составить график купонных выплат с точными суммами и однозначно рассчитать доходность к погашению.
• С переменным купоном — купон фиксируется до даты оферты, после которой процентная ставка меняется в зависимости от конъюнктуры рынка. До оферты новая процентная ставка неизвестна. Такой механизм позволяет эмитенту снизить процентный риск, особенно если выпуск размещается в период высоких процентных ставок с перспективой их понижения. А у инвестора появляется возможность досрочно погасить эти облигации по оферте. В промежутках между офертами такие бумаги ничем не отличаются от облигаций с фиксированным купоном с той лишь разницей, что доходность корректно считать не к дате погашения, а к дате ближайшей оферты.
• С плавающим купоном — процентная ставка привязана к изменению какого-либо индикативного финансового инструмента. Например, к ключевой ставке Банка России, индексу потребительских цен, ставке RUONIA, курсу доллара и др. Как правило, рассчитать размер купона по таким бумагам можно не дальше, чем на один купонный период. Формула расчета публикуется эмитентом и доступна всем инвесторам. Недостаток — будущую доходность можно лишь прогнозировать. Преимущество — позволяет застраховаться, например, от внезапного изменения рыночных процентных ставок.
Дисконтные (бескупонные) облигации — выплата купона не предусмотрена. Изначально размещаются ниже номинальной стоимости. Доход инвестора составляет разница между ценой покупки бумаги и ценой погашения/продажи.
• Погашение номинала полностью в конце срока. По умолчанию сумма номинала выплачивается инвестору в полном размере в дату погашения облигации. Такой тип погашения является самым распространенным среди бумаг на Московской бирже.
• Облигации с индексируемым номиналом. Иногда для облигации плавающим является не купон, а номинальная стоимость бумаги. Такой вид ОФЗ имеет преимущества в моменты высокой инфляции или как страховка от будущего ускорения роста цен.
• Облигации с амортизируемым долгом. Для большинства облигаций, обращающихся на Московской бирже, сумма номинала выплачивается инвестору в полном размере в дату погашения. Однако эмитенту может быть неудобна такая форма заимствований, при которой к дате погашения придется аккумулировать крупную сумму денег для погашения выпуска. Тогда он выпускает облигацию с амортизируемым долгом, номинал которой погашается частями вместе с купонными выплатами. Эмитенту это позволяет распределить выплату долга равномерно на весь период обращения. Часто такие бумаги встречаются среди муниципальных облигаций. Инвестору такой тип погашения менее выгоден: после получения части номинала следующие купоны начисляются на остаток стоимости бумаги, за счет чего суммарный доход получается меньше. Однако этот тип облигаций может быть удобен в периоды низких процентных ставок, когда ожидается их повышение. Тогда возвращенную часть номинала можно будет реинвестировать под более высокий процент.
Цены облигаций могут изменяться в зависимости от макроэкономической ситуации и событий, влияющих на деятельность компании-эмитента. Инвестору следует помнить о возможных рисках при инвестировании:
Риск дефолта. Фиксируется в случае, когда эмитент не в состоянии выполнить финансовые обязательства по ценным бумагам и объявляет себя банкротом. В этом случае инвестор может потерять вложенные деньги: в отличие от депозитов они не защищены системой страхования вкладов.
Облигации не идентичны по уровню кредитного риска в зависимости от типа эмитента. На рынке обращаются государственные, субфедеральные, муниципальные, корпоративные облигации.
• Государственные облигации — эмитентом выступает государство в лице Министерства финансов РФ. Самые распространенные бумаги этой категории — это облигации федерального займа (ОФЗ): обычно обладают относительно высокой ликвидностью, широким выбором сроков инвестирования, низкой вероятностью дефолта эмитента. Из недостатков можно отметить невысокую доходность, которая является компенсацией за низкий кредитный риск.
• Корпоративные облигации — это долговые бумаги отдельных компаний. Их отличает большая, чем по ОФЗ, доходность. Часто купон по ним является переменным.
• Субфедеральные и муниципальные облигации. Эмитент — субъекты РФ (субфедеральные) и муниципальные образования (муниципальные). Рынок этих облигаций небольшой, что сказывается и на ликвидности. При этом доходность у бумаг немного выше за счет более низкой надежности. Покупать облигации регионов из-за более высокой доходности и считать их при этом равными по надежности государственным некорректно.
Инфляционный риск. Прибыль по ценным бумагам и фактический доход стоит корректировать на размер инфляции. При неблагоприятной экономической ситуации существует риск получения отрицательной реальной доходности, когда получаемый процент не покрывает инфляцию. Долгосрочные инвестиции больше подвержены инфляции, нежели краткосрочные.
Процентный риск. Наблюдается при росте среднерыночной ставки по облигациям со схожими условиями. Облигации с процентом ниже рыночного снижают доход инвестора. На этот вид риска, как правило, влияет ключевая ставка ЦБ РФ. Чем длиннее облигация по сроку, тем больше ее цена зависит от изменения процентных ставок.
Риск реинвестирования. Предполагает реинвестирование полученных доходов (купонов) по сниженной процентной ставке по сравнению с приобретенной. Этот риск проявляется при падении процентных ставок на протяжении длительного периода.
Валютный риск. Инвестирование может проходить как в российском рубле, так и в евро или долларах. Вложение в иностранные активы сильно зависит от колебаний курса валют.
По законодательству все расчеты на территории РФ осуществляются в рублях. Подавляющее большинство облигаций, обращающихся на внутреннем рынке и доступных для частного инвестора, номинированы в национальной валюте. Торги проходят главным образом на Московской бирже.
Облигации, номинированные в иностранной валюте (в основном в евро и долларах США), называются еврооблигациями. Основные объемы торгов еврооблигаций проходят на внебиржевом рынке, некоторые бумаги доступны и на Московской бирже.
Кредитный риск. Важным показателем при анализе облигаций является кредитный рейтинг. Снижение платежеспособности эмитента отражается на его репутации на рынке ценных бумаг и цене облигации.
Кредитный рейтинг — это оценка эмитента на основе комплексного анализа компании, учитывающего финансовое состояние, качество корпоративного управления и уровень бизнес-рисков. Агентство формирует мнение о кредитоспособности компании в целом или относительно ее конкретных обязательств. По сути, присваивая рейтинг, оценивается способность эмитента облигаций выполнять взятые на себя финансовые обязательства по этим облигациям, то есть погасить их вовремя и выплатить по ним доход.
Разные выпуски облигаций могут иметь разный рейтинг, даже у одной и той же компании. А отсутствие кредитного рейтинга выпуска означает отсутствие мнения кредитного рейтингового агентства о кредитном риске данного выпуска облигаций.
Рейтинговая шкала — это система рейтинговых категорий, отражающая мнение Агентства о вероятности дефолта. Выражаются в буквах и символах, от самого высокого уровня надежности (например ААА) до самого низкого (ССС). Единой общемировой или даже общероссийской системы рейтингов не существует. Однако кредитные рейтинги разных агентств, особенно высокие, обычно сопоставимы друг с другом.
Вместе с рейтингом агентства публикуют прогноз по нему: например, «стабильный», «позитивный» или «негативный». Он показывает, ожидают ли аналитики, что финансовое положение организации в ближайший год изменится и в какую сторону.
Агентство пересматривает рейтинг той или иной компании на регулярной основе.
Ликвидность — это способность актива быстро и без потерь в стоимости быть купленным или проданным по рыночной цене. При выборе облигации инвестору стоит обращать внимание на показатель ликвидности.
Риск ликвидности заключается в вероятности не продать облигации раньше окончания срока действия по справедливой цене. Особенно, если инвестор принимает решение срочно продать принадлежащие ему облигации — покупателя может просто не найтись. Этот риск возможен при низкой известности эмитента и небольшом количестве сделок с его долговыми ценными бумагами.
Облигации можно подразделить на:
— Высоколиквидные облигации — это облигации, которые можно продать без снижения их цены;
— Низколиквидные и неликвидные — маловероятно продать за короткий промежуток времени, не снизив их стоимость.
На что еще стоит обращать внимание при оценке ликвидности
• Среднедневной оборот торгов — чем больше сделок по облигации проходит в течение дня, тем больший объем бумаг может реализовать инвестор в короткие сроки.
• Оборот, включающий в себя только крупные сделки — согласно некоторым теориям, оборот отдельно по категориям сделок может оказаться более показательным для оценки ликвидности, чем значение совокупного оборота.
• Количество дней без сделок — чем больше число таких дней, тем менее ликвидна облигация
• Объем выпуска — чем больше бумаг находится в обращении, тем больше вероятность реализовать необходимый объем через торги на бирже.
• Кредитный риск — зачастую более рискованные облигации высокодоходными в большей степени подвержены спекуляциям, соответственно, активность торгов по ним выше и выше ликвидность.
• Волатильность — повышенная волатильность также может позитивно повлиять на оборот торгов и ликвидность облигации.
• Публичность эмитента — чем больше компания раскрывает информации о своей деятельности, тем более привлекательными являются ее ценные бумаги.
• Встроенные в облигацию опции — такие особенности, как конвертируемость, наличие оферт put/call и другие опции также могут повлиять на ликвидность облигации.
Налогообложение операций с ценными бумагами регламентируется статьей 214.1 части 2 Налогового Кодекса РФ. Ставка налога на доходы физических лиц резидентов РФ составляет 13%.
C 2021 г. купоны по всем облигациям без исключения, включая ОФЗ, муниципальные и корпоративные, независимо от даты выпуска и величины купонной ставки входят в налоговую базу и облагаются налогом по ставке 13% (15% при превышении совокупного дохода 5 млн руб.). Налоговым агентом выступает брокер.
Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.
Источник