- Дезинфекция медицинских изделий
- Методическое пособие для проведения практического занятия «Дезинфекция изделий медицинского назначения» учебно-методическое пособие
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
- Дезинфекция изделий медицинского назначения
- Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:
- Оснащение занятия:
- 1. Методическое обеспечение:
- 2. Материальное обеспечение:
- 3. Технические средства обучения:
- Глоссарий
- ПМ 02.
- ПМ 03.
Дезинфекция медицинских изделий
Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов — вирусов (в т. ч. возбудителей парентеральных вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции), бактерий (включая микобактерии туберкулеза), грибов на изделиях медицинского назначения, а также в их каналах и полостях.
Дезинфекции подлежат все изделия после применения их у пациента. Дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация изделий медицинского назначения и контроль направлена на профилактику внутрибольничных инфекций у пациентов и персонала лечебно-профилактических учреждений.
Основные этапы обработки инструментов медицинского назначения:
- I этап: дезинфекция;
- II этап: предстерилизационная очистка;
- III этап: стерилизация.
I этап – дезинфекция. Дезинфекцию изделий осуществляют физическим и химическим методами. Выбор метода дезинфекции зависит от особенностей изделия и его назначения. Физический метод дезинфекции: кипячение водяной насыщенный пар под давлением сухой, горячий воздух надежен, экологически чист и безопасен для персонала, поэтому в тех случаях, когда позволяют условия (оборудование, номенклатура изделий и т. д.), при проведении дезинфекции изделий предпочтение следует отдать этому методу. Основные правила дезинфекции физическим методом:
- 1. Перед кипячением изделия очищают от органических загрязнений, промывая водопроводной водой с соблюдением мер противоэпидемической защиты. Отсчет времени дезинфекционной выдержки начинают с момента закипания воды.
- 2. При паровом методе предварительная очистка изделий не требуется. Их складывают в стерилизационные коробки и помещают в паровой стерилизатор.
- 3. Дезинфекцию воздушным методом проводят без упаковки в воздушном стерилизаторе. Этим методом можно дезинфицировать только изделия, не загрязненные органическими веществами.
Химический метод дезинфекции. Основные правила этапа дезинфекции медицинского инструментария с использованием дезинфектантов:
- 1. в качестве средств стерилизации используют только разрешенные физические и химические средства;
- 2. при выборе средств следует учитывать рекомендации изготовителей изделий, касающиеся воздействия конкретных средств (из числа разрешенных в нашей стране для этой цели) на материалы этих изделий;
При проведении дезинфекции допускается использование только того оборудования, которое разрешено в установленном порядке к промышленному выпуску и применению; - 3. Дезинфекцию с использованием химических средств проводят способом погружения изделий в раствор в специальных емкостях из стекла, пластмасс или покрытых эмалью БЕЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ. Наиболее удобно применение специальных контейнеров, в которых изделия размещают на специальных перфорированных решетках. Емкости с растворами дезинфицирующих средств должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации и т. д.;
- 4. Промывка изделий под проточной водой до дезинфекции НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, т. к. аэрозоль, образующийся в процессе мытья, может инфицировать лиц, занимающихся обработкой, а также поверхности помещений; Однако при применении многих альдегидосодержащих дезинфектантов очистка медицинских изделий от загрязнения является обязательной, так как эти дезинфектанты фиксируют белковые загрязнения, что затрудняет процесс дезинфекции. Такая очистка должна проводиться с соблюдением противоэпидемических принципов, в специальной емкости; промывные воды, салфетки, использованные для очистки, обеззараживаются одним из хлорсодержащих дезинфектантов;
- 5. Медизделия погружаются в дезраствор сразу же после применения таким образом, чтобы дезраствор полностью покрывал инструменты. Изделия сложной конфигурации дезинфицируют в разобранном виде. Каналы и полости изделий заполняют дезинфицирующим раствором так, чтобы в них не содержалось пузырьков воздуха;
- 6. Значительно загрязненные инструменты подвергают предварительной очистке , а затем собственно дезинфекции;
- 7. Хлорсодержащие средства применяют в-основном для дезинфекции изделий медицинского назначения из стекла, пластмассы, резины, коррозионно-стойкого материала (хлорамин Б, «Клорсепт» и др.);
- 8. По окончании дезинфекционной выдержки изделия промывают. Оставшиеся загрязнения тщательно отмывают с помощью механических средств (ерши, щетки, салфетки марлевые или бязевые и др.) проточной питьевой водой;
- 9. Ершевание резиновых изделий не допускается.
Стандарт дезинфекции шприцев однократного применения: для дезинфекции выделяются емкости с дезинфицирующим средством. Первая емкость — для промывания. Промывание проводится путем двух-трехкратного пропускания дезинфицирующего раствора через канал иглы и внутренней части шприца. Промывание заканчивается на пустом шприце. Не должно быть видимых остатков крови. Иглу не снимать! Смена раствора производится по мере загрязнения. Не более 15 шприцев 0,5 л. Возможен вариант набора дезинфицирующего средства в шприц и слив; пустую емкость, т. е. емкостей будет три.
Для дезинфекции инструментов однократного применения рекомендуется использовать хлорсодержащие средства.
При выполнении манипуляций на дому участковая служба, скорая помощь и медицинский работник должны иметь емкость с дезраствором для ополаскивания на месте. Затем шприцы складывают в плотно закрывающийся контейнер.
Основную дезинфекцию проводить в условиях медицинского учреждения. Вторая емкость — «для дезинфекции».
Емкость должна быть со «съемным ситом». Дезинфицирующее средство набирается в шприц и вынимается поршень. Шприц дезинфицируется с иглой. Выдерживается время экспозиции согласно «Методическим рекомендациям».
Уничтожение острых предметов:
- 1. чтобы избежать случайных уколов иглами, не сгибайте и не ломайте их перед уничтожением;
- 2. обеззараженные иглы должны быть помешены в непрокалываемый контейнер. Расположите контейнер близко к месту, где им будут пользоваться, чтобы не было необходимости переносить острые предметы перед выбрасыванием;
- 3. выбросите герметично закрытый контейнер в мусоросборник;
- 4. деформирование проводится в воздушном стерилизаторе при температуре 180 °С в течение 30 минут.
Как надевать колпачок на уже использованную иглу? Всегда надевайте колпачок на иглу одной рукой, делая это следующим образом:
1. введите кончик иглы в колпачок;
2. наклоните шприц так, чтобы колпачок сел на иглу;
3. другой рукой плотно наденьте колпачок на иглу.
Действуя подобным образом, вы предохраните себя и других от укола иглой. Аккуратно обращайтесь с острым инструментарием – перчатки не предохраняют от повреждения кожи, но они частично очистят иглу от крови, уменьшая количество инокулянта.
Стандартная дезинфекция изделий медицинского назначения многократного применения: предстерилизационная очистка предусматривает окончательное удаление остатков белковых, жировых, механических загрязнений и остаточных количеств лекарственных препаратов. Предстерилизационной очистке должны подвергаться все изделия, подлежащие стерилизации. Для этого этапа обработки изделий также используют только разрешенные моющие средства.
Разобранные изделия подвергают предстерилизационной очистке в разобранном виде с полным погружением и заполнением каналов. Мойку каждого изделия по окончании экспозиции проводят при помощи ерша, ватно-марлевого тампона и других приспособлений, необходимых при ручной очистке. Каналы изделий промывают с помощью шприца. Ершевание резиновых изделий не допускается. Предстерилизационную очистку ручным способом осуществляют в емкостях из пластмасс, стекла или покрытых эмалью (без повреждений). Машинная мойка изделий предпочтительнее ручной вследствие ограничения контакта персонала с инфицированным материалом и возможности обеспечения более качественной очистки. В настоящее время существует ряд средств, позволяющих объединить в один этап обработки дезинфекцию и предстерилизационную очистку. Этапы дезинфекции такие же, как и для одноразовых шприцев. Рекомендуется использовать альдегидсодержащие средства, окислители, ЧАС.
Этапы предстерилизационной очистки:
- 1 этап: промывание проточной водой после дезинфекции над раковиной в течение 30 секунд до полного уничтожения запаха дезсредств;
- 2 этап замачивание в моющем растворе при температуре воды 50 °С на 15 минут шприцев и головок в разобранном состоянии;
- 3 этап: мытье каждого изделия в этом же растворе, где проводилось замачивание, с помощью ерша или ватного тампона в течение 30 секунд;
- 4 этап: споласкивание проточной водой (после моющего средства «Биолот» – 3 минуты; после растворов перекиси водорода с моющим средством «Прогресс» – 5 минут; после моющих средств «Астра», «Лотос» – 10 минут);
- 5 этап: споласкивание дистиллированной водой в течение 30 секунд;
- 6 этап: просушивание горячим воздухом при температуре +75..+87 °C в сушильных шкафах.
© 2011 — 2021, ООО «Рудез»
«Абактерил» — профессиональные дезинфицирующие и моющие средства. В линейке представлены: концентрат, кожный антисептик, влажные салфетки, дисперсная система, хлорные таблетки и гранулы, дезинфицирующее мыло, детское мыло, гель-антисептик.
Источник
Методическое пособие для проведения практического занятия «Дезинфекция изделий медицинского назначения»
учебно-методическое пособие
Методическое пособие предназначено для проведения практического доклинического занятия по теме «Дезинфекция изделий медицинского назначения» профессионального модуля — ПМ. 04. МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала. Цель данного методического пособия — подбор целесообразных методов обучения по основным вопросам занятия, в повышении эффективности процесса обучения на практическом занятии, в осмыслении основных практических навыков и умений по дезинфекции изделий медицинского назначения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дезинфекция изделий медицинского назначения | 513.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для проведения практического занятия
Дезинфекция изделий медицинского назначения
ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
(Младшая медицинская сестра по уходу за больными)
МДК.04.02 Безопасная среда для пациента и персонала
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
Автор: Кудлаева Т.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»
Оснащение занятия 7
Технологическая карта занятия 9
Критерии итоговой оценки за занятие 10
Актуализация темы 13
Содержание нового материала 14
Приложение 1. Вопросы для фронтального опроса 21
Приложение 2. Ситуационные задачи для самостоятельной работы 24
Приложение 3. Задания для рубежного контроля 41
Данное методическое пособие предназначено для проведения практического доклинического занятия по теме «Дезинфекция изделий медицинского назначения» профессионального модуля ПМ 04. МДК 04.02.
Занятие рассчитано на 2 часа.
Методическое пособие может так же использоваться обучающимися для подготовки к квалификационному экзамену по профессиональным модулям ПМ 04. МДК 04.02.
Данное методическое пособие разработано в помощь преподавателям при проведении занятий по профессиональным модулям ПМ 04.«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)», МДК.04.02 «Безопасная среда для пациента и персонала».
Методическое пособие предназначено для реализации следующей задачи – дать обучающимся достаточный объём знаний по теме «Дезинфекция изделий медицинского назначения».
Цель данного методического пособия — подбор целесообразных методов обучения по основным вопросам занятия, в повышении эффективности процесса обучения на занятии, в осмыслении основных практических навыков и умений, в определении полезных методических советов и рекомендаций, раскрывающих содержание и методику учебной работы на занятии.
На данном занятии студенты знакомятся с методами и способами дезинфекции изделий медицинского назначения. Закрепляют материал с помощью вопросов, ситуационных задач, заданий для самостоятельной работы.
Значение дезинфицирующего режима в профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) огромно. Данный материал, необходим для того, чтобы грамотно поддерживать дезинфицирующий режим в лечебных организациях, а именно, способствовать предупреждению или снижению уровня ИСМП.
Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС нового поколения к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по профессиональным модулям ПМ 04., специальности34.02.01. Сестринское дело.
Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:
Пути формирования компетенции
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Предоставление обучающимся возможности самостоятельно оценить правильность выполнения действий.
Сопоставление с эталоном (инструкцией).
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Организация проведения ситуационных производственных заданий.
Согласно эталонам и критериям оценки выполнения задания.
Оснащение занятия:
1. Методическое обеспечение:
- методическое пособие для преподавателя – 1 шт.
- методическое пособие для обучающихся – 12 шт.
- методические указания (инструкции) по использованию дезинфицирующего средства – 20 шт.
2. Материальное обеспечение:
( из расчета на одну бригаду)
- емкости для приготовления дезинфицирующих средств – 10 шт.
- емкости (флаконы) с «дезинфицирующими средствами» — 20 шт.
- градуированные стаканчики – 10 шт.
- перчатки — 10 шт.
- маски – 10 шт.
- изделия медицинского назначения (одноразовые перчатки, одноразовые шприцы, грелка, пузырь со льдом, клизменные наконечники, судно, постельные принадлежности, поильник)
3. Технические средства обучения:
Тема: Дезинфекция изделий медицинского назначения
Время, отведенное на изучение темы : 90 минут
Место проведения: кабинет доклинической практики
Вид занятия: доклиническое практическое
Методика проведения занятия: сочетание традиционных и активных методов обучения (работа «малыми» группами).
Приобретение обучающимися знаний и умений по обеспечению безопасной больничной среды для пациентов и персонала, в том числе инфекционной безопасности.
После изучения темы обучающийся должен знать
- принципы санитарно — противоэпидемического режима
- методы и способы дезинфекции изделий медицинского назначения
После изучения темы обучающийся должен уметь
- проводить дезинфекцию одноразовых изделий медицинского назначения
- проводить дезинфекцию изделий многоразового назначения
Иметь практический опыт : на практическом занятии отрабатывать умение:
проведение дезинфекции изделий медицинского назначения с использованием рабочих растворов дезинфицирующих средств.
Технологическая карта к занятию
сообщает обучающимся тему, цели и план занятия.
Записывают в тетради тему и цели занятия.
Обозначают и обосновывают цель занятия
Определение исходного уровня знаний
Актуализирует тему. Определяет исходный уровень знаний обучающихся: задает вопросы, корректирует ответы
Отвечают на вопросы преподавателя
Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (объяснение с демонстрацией действия)
Мотивирует обучающихся к изучению нового материала. Объясняет новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией алгоритма обработки ИМН
Записывают в рабочие тетради новый материал,
Наблюдают за выполнением алгоритма обработки ИМН
(отработка практических умений)
Репродуктивный (работа по алгоритму)
Раздает задачи для самостоятельного выполнения. Организует работу малыми группами. Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует выполнение задания. Задает вопросы по материалу
Выполняют задания малыми группами. Обсуждают их, отвечают на вопросы друг друга, преподавателя.
Корректируют результат. Анализируют степень достижения цели занятия.
Репродуктивный (решение практических ситуационных задач)
Организует работу обучающихся на этапе контроля.
Задает вопросы, корректирует действия студентов
Выполняют задания на установление соответствия, последовательности действий. Обсуждают, корректируют результат. Отвечают на вопросы преподавателя
Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, четко обозначить достигнутые цели занятия
Обобщают изученное на занятии. Оценивают степень достижения целей
Оценивает работу группы, выставляет отметки, дает задание на дом
Записывают задание на дом
Критерии итоговой оценки за занятие
Самостоятельная работа студентов:
Задания рубежного контроля:
установление соответствия, последовательности действий, определение объектов дезинфекции
«2» – обучающийся в полном объеме ответил на вопрос
«1» — обучающийся допустил неточность при ответе
«0» – обучающийся неверно ответил на вопрос
«5» – метод и способ определены верно, обработка ИМН проведена правильно, рабочий раствор приготовлен верно
«2» – метод и способ определены неточно, при обработке ИМН допущены ошибки, рабочий раствор приготовлен неверно
«0» – все задания выполнены не правильно
«6» – все задания рубежного контроля выполнены правильно
«3» — при выполнении заданий допущены неточности
«1» — задания выполнены неверно
Итоговая оценка обучающегося на занятии:
2 балла фронтальный опрос
5 баллов задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)
6 баллов задания рубежного контроля
1 балл фронтальный опрос
2 балла задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)
3 балла задания рубежного контроля
0 баллов фронтальный опрос
0 баллов задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)
1 балл задания рубежного контроля
0 баллов фронтальный опрос
0 балл задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)
0 баллов задания рубежного контроля
Глоссарий
Обсеменение -попадание (внесение) потенциально опасных для здоровья человека микроорганизмов на неживые объекты внешней среды (напр., продукты питания, предметы обихода, медицинский инструментарий, лекарственные препараты и др.), которые могут послужить фактором передачи болезни людям
Процесс удаления или уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности
Вещества, снижающие эффективность дезинфицирующего средства
Время, необходимое для процесса дезинфекции
ПМ 02.
Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах
ПМ 03.
Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях
1 этап занятия – организационный момент (5 мин).
Преподаватель проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к занятию.
Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.
2 этап занятия — актуализация темы, определение исходного уровня знаний студентов (см. Приложение 1.) (15 мин.)
Основная цель 2 этапа это
- мотивация обучающихся на изучение темы. Очень важно, чтобы обучающийся понял тему. А также, оценил ее важность и значение в практической деятельности
- возможность определить объем и знания, которые имеются у обучающихся по данной теме.
Дезинфекция — это уничтожение патогенных микроорганизмов на изделиях медицинского назначения. При несоблюдении режимов дезинфекции медицинские инструменты и др. изделия медицинского назначения (наконечники для клизм, катетеры и др.) могут явиться факторами передачи возбудителей ВБИ бактериальной (пато- генные и условно-патогенные стафилококки, кишечная палочка) и вирусной природы (гепатит В, ВИЧ-инфекция, герпес и др.). Возможна передача патогенных грибов (дерматомикозы) и простейших (трихомониазы). Все инструменты и изделия медицинского назначения, соприкасающиеся со слизистыми оболочками, выделениями больного, а также способные вызвать повреждения кожных покровов и слизистых оболочек в процессе выполнения медицинских манипуляций, должны подвергаться дезинфекции.
Сегодня многим, даже далеким от медицины людям знаком такой термин, как внутрибольничная инфекция. По статистике, в хирургических стационарах уровень гнойно-воспалительных осложнений после чистых операций составляет 12—16%, в гинекологических отделениях осложнения после операций развиваются у 11—14% женщин. После изучения структуры заболеваемости стало очевидно, что от 7 до 14% новорожденных инфицируются в роддомах и детских отделениях.
Разумеется, такую картину можно наблюдать далеко не во всех медицинских организациях и их распространенность зависит от многих факторов, таких как тип учреждения, характер оказываемой помощи, интенсивность механизмов передачи ВБИ, ее структура. На этом фоне одной из основных неспецифических мер по профилактике возникновения и передачи внутрибольничной инфекции является соблюдение правил дезинфекции, предстерилизационной обработки и стерилизации изделий медицинского назначения.
Дальнейшее обсуждение темы преподаватель проводит в форме фронтальной беседы, во время которой определяет: насколько правильно обучающиеся поняли основные вопросы темы:
- основная цель дезинфекции
- отчего зависит метод дезинфекции
- способы дезинфекции
- дезинфекция отдельных изделий медицинского назначения
Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы (см. Приложение 1 ) . Эталоны ответов и критерии оценки также прилагаются. Тем самым у преподавателя появляется возможность:
- проверить насколько понял и разобрался обучающийся с теоретическим материалом во время самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно)
- оценить исходный уровень знаний обучающихся по результатам их самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно)
Такая форма проверки позволит выявить основные пробелы в знаниях обучающихся и построить дальнейшую работу на их устранение.
3 этап занятия – изучение нового материала (15 мин)
Преподаватель излагает теоретическое содержание материала «Дезинфекция изделий медицинского назначения». Сопровождает свои объяснения демонстрацией видеофильма.
Содержание нового материала
Дезинфекция изделий медицинского назначения
Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов — вирусов (в т.ч. возбудителей парентеральных вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции), бактерий (включая микобактерии туберкулеза), грибов на изделиях медицинского назначения, а также в их каналах и полостях. Дезинфекции подлежат все изделия после применения их у пациента.
Дезинфекция , предстерилизационная очистка, стерилизация изделий медицинского назначения и контроль направлена на профилактику инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи у пациентов и персонала лечебно-профилактических учреждений.
Дезинфекцию изделий осуществляют физическим и химическим методами. Выбор метода дезинфекции зависит от особенностей изделия и его назначения.
Физический метод дезинфекции:
— кипячение
— водяной насыщенный пар под давлением
— сухой, горячий воздух
метод надежен, экологически чист и безопасен для персонала, поэтому в тех случаях, когда позволяют условия (оборудование, номенклатура изделий и т.д.), при проведении дезинфекции изделий предпочтение следует отдать этому методу.
Химический метод дезинфекции:
— использованием химических растворов
- погружение (замачивание)
- протирание
- орошение
- распыление
- засыпание
Изделия медицинского назначения (ИМН )
изделия одноразового применения изделия многоразового применения
Дезинфекция ИМН одноразового применения:
1. Сразу же после применения изделия в разобранном виде погружают в емкость с дезинфицирующим раствором, таким образом, чтобы он полностью покрывал инструменты.
- высота столба дезинфицирующего раствора над изделием должна быть не менее 5 см.
- полости и каналы должны быть заполнены дезинфицирующим раствором, избегая образования воздушных пробок
2. Закрыть емкость крышкой.
- емкость должна иметь маркировку с указанием наименования, концентрации рабочего раствора, датой приготовления раствора, сроком годности
3. Выдержать изделия в растворе 60 минут (или другое регламентированное время).
4. Извлечь изделия из раствора и провести утилизацию с отходами класса «Б».
Дезинфекция ИМН многоразового применения:
— металлические инструменты (зажимы, корцанги, пинцеты, ножницы и др.)
— стеклянные изделия медицинского назначения (пробирки, шприцы, предметные стекла и др.) — резиновые изделия медицинского назначения (дренажи, клеенки др.)
— силиконовые и пластмассовые изделия
Изделия медицинского назначения (ИМН) многоразового применения после их использования делятся на 3 группы:
- 1 группа – критические инструменты. Это инструменты, соприкасающиеся с раневой поверхностью, кровью, инъекционными препаратами (пинцеты, карцанги, скальпели, шприцы, иглы и т.д.).
- 2 группа – условно-критические инструменты. Это инструменты, соприкасающиеся со слизистыми, которые могут быть ими ранены (нарушение целостности слизистых). Это шпатели, глазные пипетки, зонды дуоденальные, назогастральные, мочевые катетеры, наконечники, эндоскопы и т.д.
- 3 группа – некритические инструменты. Это инструменты, соприкасающиеся с неповрежденной кожей или слизистыми (термометры, манжетки от тонометров, грелки, пузыри для льда, судна, мочеприемники, мензурки и т.д.).
Инструменты 1 и 2 групп должны быть стерильными, поэтому проходят три этапа обработки:
1 этап – дезинфекция
2 этап – предстерилизационная очистка
3 этап – стерилизация
Инструменты 3 группы проходят один этап обработки – дезинфекцию.
1. Сразу же после применения изделия погружают в емкость с дезинфицирующим раствором, таким образом, чтобы он полностью покрывал инструменты.
- внутренние каналы инструментов заполнить дезинфицирующим раствором методом насоса
- не разбирая и не снимая игл со шприцев промыть их методом насоса и погрузить в раствор (после чего иглу поместить в не прокалываемый контейнер)
- замковые инструменты (зажимы, ножницы и др.) раскрыть
2. Выдержать изделия в растворе 60 минут (или другое регламентированное время)
3. Извлечь изделия из раствора и промыть под проточной водой до полного исчезновения запаха дезинфектанта
4. Провести II этап обработки ИМН — предстерилизационную очистку (ПСО) инструментов, контроль ПСО
5. Разложить инструменты в упаковочный материал
6. Провести III этап обработки ИМН — стерилизацию
- после применения погрузить термометр в дезинфицирующий раствор примечание: концентрация раствора согласно вирусной этиологии
- выдержать термометры в растворе 60 минут (или другое регламентированное время)
- промыть под проточной водой
- просушить
- хранить на посту медицинской сестры
Смена и дезинфекция постельного и нательного белья :
Бельевому режиму в стационарах должно уделяться особое внимание, так как 60 – 70% патогенных микроорганизмов (стафилококков) находится на постельном и нательном белье пациентов.
Стационары должны быть обеспечены бельем в соответствии с табелем оснащения в достаточном количестве.
Смена белья должна проводиться по мере загрязнения регулярно .
Соматические стационары. Смена белья в соматических стационарах проводится не реже одного раза в семь дней .
Загрязненное выделениями белье подлежит замене незамедлительно.
Акушерский стационар. Смену постельного белья родильницам проводят 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец – ежедневно, подкладных салфеток – по мере необходимости.
В родильных залах, отделениях новорожденных – должно применяться только стерильное белье .
Хирургические отделения. Смена белья пациентам после операций должна проводиться систематически до прекращения выделений из раны .
Сбор грязного белья от пациентов в отделении должен осуществляться в специальную плотную тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные тележки или другие приспособления) и передаваться в санитарную или бельевую комнату.
Запрещается разборка грязного белья в отделениях .
Дезинфекция грязного белья осуществляется сразу же после его смены методом погружения в дезинфицирующий раствор в санитарной или бельевой комнате.
Как провести обработку грязного белья пациентов после его смены:
- сразу же после смены поместить грязное белье в специальную плотную тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные тележки или другие приспособления) примечание: ( смену белья проводить в маске, резиновых перчатках, шапочке )
- доставить грязное белье в специально оборудованной тележке или другом приспособленном оборудовании в санитарную комнату (бельевую)
- поместить белье в емкость с дезинфицирующим раствором
- выдержать грязное белье в растворе 60 минут (или другое регламентированное время)
- извлечь из раствора, отправить белье в прачечную для проведения стирки, сушки, глажки
После проведенной дезинфекции грязное белье можно временно хранить (не более 12 часов) в отделениях в санитарных комнатах в закрытой таре (емкостях, подвергающихся дезинфекции). Тара должна быть промаркирована
Дезинфекция матрацев, подушек, одеял
После выписки каждого пациента или умершего матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезкамерной обработке .
Загрязненные матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться замене .
Обработка посуды ( в неинфекционных отделениях ) :
I этап – механическая очистка от остатков пищи . Остатки пищи собираются в отдельную емкость с помощью щетки или деревянной лопаткой.
В дальнейшем для обработки посуды используется три емкости:
II этап (1емкость) – обезжиривание . Посуда погружается в отдельную емкость с добавлением моющих средств, разрешенных органами санэпиднадзора к использованию в лечебных организациях (пищевая сода, горчица, жидкие моющие средства), моется.
- 2% раствор питьевой соды (20 гр. соды до 1 л воды)
- 2% раствор горчицы (20 гр. горчицы до 1 л воды)
Температура моющих растворов 50 0 С. Экспозиция 15 минут, затем моется специальной ветошью по одной минуте.
III этап (2 емкость) – дезинфекция . Посуду погружают в емкость с дезинфицирующим раствором. Время экспозиции в растворе и концентрация раствора соответствует инструкции по применению данного дезинфицирующего средства.
IV этап (3 емкость) – посуда ополаскивается в чистой воде при температуре 65-75 0 С до исчезновения запаха. В связи с высокой температурой посуда обрабатывается из шланга.
V этап – ополаскивание под проточной водой.
VI этап – сушка на стеллажах.
- Мытье посуды производят с учетом её назначения и загрязнения — сначала кружки (стаканы) и чайные ложки, затем тарелки, потом столовые приборы.
- Ведра, кастрюли моются отдельно. Кухонная посуда проходит два этапа обработки: обезжиривается и ополаскивается и сушится на решетках вверх дном.
- Щетки для мытья посуды и ветошь для протирки столов после окончания работы промывают с обезжиривающими средствами, дезинфицируют по режиму уборочного инвентаря , промывают проточной водой, просушивают и хранят в специально выделенном месте.
Примечание : в инфекционных отделениях после механической очистки остатки пищи необходимо засыпать сухим дезинфицирующим средством из расчета 200 гр. сухого дезинфицирующего средства на 1 кг отходов.
Обработка судна зависит от режима его использования. В стационарах не всегда каждому пациенту дают индивидуальное судно. В случаях, если одно судно используется для нескольких пациентов, то в соответствии с п. 2.1, п.2.5 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее – СанПиН 2.1.3.2630-10), после каждого пациента необходимо проводить его очищение и дезинфекцию с последующей стерилизацией.
Исключение составляют роддома, где обязательно каждой женщине выделяют индивидуальное судно.
- Надеть фартук, перчатки.
- Освободить судно от экскриментов (кал, моча, рвотные массы и т.д.). Слить в канализацию.
- Помыть с помощью ершика 0,5% раствором моющего средства (5 гр. моющего средства и 0,995 мл. воды из расчета на 1 литр воды).
- Поместить судно в емкость с дезинфицирующим раствором, закрыть крышкой. Время экспозиции и концентрация дезинфицирующего раствора соответствует инструкции по применению данного дезсредства.
- Снять фартук, перчатки.
- После этапа дезинфекции, надеть снова фартук, перчатки
- Промыть судно под проточной водой
- Сушить на стеллажах
Так же дезинфицируются и мочеприемники.
Чистые продезинфицированные судна хранят в туалетных комнатах в специальных пронумерованных ячейках. У тяжелобольных чистое судно постоянно находится на скамеечке.
Обработка чехлов матрасов из полимерной пленки, клеенок, кушетки
- В соответствии с п. 4.4.6, п. 6.16 СанПиН 2.1.3.2630-10 , предметы ухода за пациентами (подкладные клеенки, фартуки, чехлы матрасов из полимерной пленки и клеенки) дезинфицируют способом двукратного протирания тканевой салфеткой, смоченной раствором дезинфицирующего средства с промежутком в 15 мин. Дать высохнуть.
Дезинфекция пузыря со льдом, грелки
Пузырь со льдом, грелка обрабатываются методом двукратного протирания дезинфицирующим раствором:
- протереть последовательно двукратно грелку, пузырь со льдом дезинфицирующим средством с промежутком в 15 мин. Дать высохнуть
- тщательно прополоскать под проточной водой
- высушить, хранить в специально отведенном месте
4 этап занятия – закрепление материала. — 30 мин.
Преподаватель предлагает студентам самостоятельно выполнить задания в виде ситуационных задач.
Для выполнения заданий дополнительно раздает студентам методические указания/инструкции по применению дезинфицирующих средств. Корректирует их действия. Задает вопросы по материалу.
Студенты самостоятельно выполняют задания, отрабатывают умения. Студенты отвечают на вопросы преподавателя.
Задания в виде ситуационные задач, эталоны ответов к ним, критерии оценки прилагаются (см. Приложение 2 ).
5 этап занятия — рубежный контроль, на который отводится 15 мин
Преподаватель предлагает студентам выполнить задания:
1. установить соответствие
2. установить последовательность действий
3. отметить объекты дезинфекции
(см. Приложение 3 . )
Внимание! На данном этапе занятия преподаватель имеет право выбора предложенных заданий для каждого обучающегося индивидуально.
6 этап занятия – рефлексия (5 мин) .
Предлагает студентам обобщить изученный на занятии материал, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.
7 этап занятия – итоги занятия (5мин.)
Преподаватель оценивает работу группы (см. «Рейтинговый контроль»). На основании полученных баллов, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом.
Тема: Первая помощь при попадании дезинфицирующих средств на кожу и слизистые
Вопросы для самоподготовки студентов
- Первая помощь при попадании дезинфицирующего средства на кожу.
- Первая помощь при попадании дезинфицирующего средства на слизистую глаз, носа.
- Первая помощь при попадании дезинфицирующего средства на слизистую ротовой полости.
- Первая помощь при попадании дезинфицирующего средства в дыхательные пути.
1. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2013г. – стр. 353 – 363.
2. Материал лекции на тему «Дезинфекция»
Контроль исходного уровня знаний
тема: Дезинфекция изделий медицинского назначения
- Назовите основную цель дезинфекции
- От чего зависит выбор метода дезинфекции?
- Перечислите способы дезинфекции
- Перечислите медицинские изделия многоразового назначения
- Назовите медицинские изделия, использующиеся однократно
- Какой метод дезинфекции используется для обеззараживания подушек, матрацев, одеял?
- Какой способ дезинфекции используется для обеззараживания твердых поверхностей (стол, кушетка и т.д.) в лечебных организациях?
- Какой способ дезинфекции можно использовать для дезинфекции потолков в помещениях стационара?
- Каким способом обеззараживают пролитый на пол биологический материал пациента (кровь, моча, рвотные массы)?
Эталон ответов к фронтальному опросу
1. Назовите основную цель дезинфекции.
Цель дезинфекции – удаление или уничтожение микроорганизмов на объектах внешней среды палат и функциональных помещений ЛПУ, медицинском оборудовании и инструментария для предотвращения заражения пациента и/или медперсонала.
Дезинфекция направлена на профилактику внутрибольничной инфекции у пациентов и персонала лечебно – профилактического учреждения.
2. От чего зависит выбор метода дезинфекции
Выбор метода обеззараживания зависит от
- числа и вида микроорганизмов, подлежащих уничтожению
- материала, из которого изготовлен обеззараживаемый объект
- степени риска пациентов и медперсонала
- конструктивных особенностей изделия
3. Перечислите способы дезинфекции
- Протирание
- Погружение
- Орошение
- Засыпание
- Распыление
4. Перечислите медицинские изделия многоразового назначения
К изделиям медицинского назначения (ИМН) многоразового использования относятся:
- металлические инструменты (пинцеты, зажимы, корцанги, ножницы, иглы др.)
- стеклянные пробирки, воронки, предметные стекла и др.
- резиновые и силиконовые дренажи, желудочные и кишечные зонды, клизменные наконечники и др.
5. Назовите медицинские изделия, использующиеся однократно
К изделиям одноразового использования (о/р) относятся:
- о/р системы для переливания крови и кровезаменителей
- о/р перчатки
- о/р шприцы
- о/р халаты
- о/р маски
- о/р пеленки, простыни
- использованные марлевые салфетки
- использованные ватные шарики и др.
6. Какой метод дезинфекции используется для обеззараживания подушек, матрацев, одеял?
Для обеззараживания подушек, матрацев, одеял используется комбинированный метод дезинфекции. Например, дезинфекционная камера (водяной пар под высоким давлением и газ)
7. Какой способ дезинфекции используется для обеззараживания твердых поверхностей (стол, кушетка и т.д.) в лечебных организациях?
Обеззараживание твердых поверхностей (стол, кушетка и т.д.) в лечебных организациях проводится способом протирания.
8. Какой способ дезинфекции можно использовать для дезинфекции потолков в помещениях стационара?
Для дезинфекции потолков в помещениях стационара используют способ орошения
9. Каким способом обеззараживают пролитый на пол биологический материал пациента (кровь, моча, рвотные массы)?
Кровь, мочу, рвотные массы и другие биологические жидкости пациента обеззараживают способом засыпания дезинфицирующим средством.
«2» балла – студент в полном объеме ответил на вопрос
«1» балл — студент допустил неточность при ответе
Источник