Объекты финансовых отношений способ организации

Управление финансами

Смотреть на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

2.1. Сущность и методы управления финансами

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый контроль . Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь , базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции ; товарообменные (бартерные) операции ; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

  1. Счетную палату РФ;
  2. Министерство финансов РФ и его органы на местах;
  3. Центральный банк РФ;
  4. Федеральная таможенная служба;
  5. Федеральная таможенная служба;
  6. Федеральную комиссию по ценным бумагам;
  7. Министерство государственного имущества РФ;
  8. исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
  • методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.
Читайте также:  Способ плазменно механической обработки

Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регулирование финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Источник

Раздел 1. Основы финансов

Оглавление

Цель: рассмотрение финансов как экономической категории, изучение их сущности, функций и роли в современной экономике. Определение системы финансов и ее основных звеньев. Изучение денег как основной единицы финансовых отношений.

Задачи

  1. Определить содержание понятия финансов.
  2. Определить объект и предмет исследования дисциплины «Финансы и кредит».
  3. Определить сущность финансов, их функции.
  4. Пояснить отличия понятий «система финансов» и «финансовая система».
  5. Дать характеристику денег как основной единицы финансовых отношений.
  6. Определить их виды и выполняемые функции.
  7. Пояснить отличие между деньгами и финансами.

1. Финансы как экономическая категория

1.1. Сущность финансов

  • Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Финансы (фр. Finance от ср.-лат. Financia) — в переводе означают наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты.

Такое определение финансов часто дает повод отождествлять их с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — обязательное условие существования финансов. Они являются материальным носителем финансовых отношений, которые опосредованы движением потоков денежных средств.

Финансово-кредитный словарь дает понятию «финансы» следующее толкование.

Финансы — специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования валового внутреннего продукта и национального дохода, а также денежных доходов и поступлений предприятий. Финансы связаны с функционированием денежных фондов и денежных потоков предприятий и государства.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

Финансовые отношения — это отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

  • государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;
  • государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;
  • предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;
  • предприятиями и страховыми компаниями при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;
  • предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;
  • предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т. п.), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг, и т. п.

Субъектами финансовых отношений в рыночной экономике могут выступать:

  1. физические лица;
  2. семья;
  3. организации (юридические лица);
  4. государство;
  5. межгосударственные юридические лица;
  6. неформальные образования.

Первые четыре вида образуют внутреннюю систему объектов финансов каждой страны, последние три — международную сферу.

Но финансовые отношения охватывают не все денежные отношения и не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы. Они охватывают реальные и фиктивные ценности, имеющие стоимостное выражение, это:

  • деньги (бумажные, электронные и др.), которые сами по себе стоимости не содержат, но способны олицетворять реальные материально-вещественные, духовные и социальные ценности;
  • ценные бумаги (акции, облигации и др.), отражающие материальные и нематериальные ценности физических лиц, юридических и государственных структур;
  • обязательства экономических субъектов.

Финансы обладают следующими основными признаками:

  1. Экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов.
  2. В процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование.

Свою сущность финансы раскрывают через свои основные функции.

1.2. Функции и роль финансов в рыночном хозяйстве

Функция есть «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» (Философский словарь). Функции являются всегда производными от сущности, которую они выражают, и показывают, как, каким образом реализуется общественное назначение этой экономической категории.

Для финансов как экономической категории характеры две функции:

Распределительная функция выражается в распределении и перераспределении национального дохода государства. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства ВВП и его распределения непосредственно используются финансы.

На стадии первичного распределения выручка распадается на косвенные налоги, заработную плату, собственный оборотный капитал, прибыль и амортизационные отчисления.

Перераспределительные процессы заключаются в дальнейшем распределении прибыли и заработной платы, а также использовании амортизационных отчислений с помощью присущих исключительно финансам механизмов:

  • основная часть прибыли направляется на уплату прямых налогов;
  • чистая прибыль распределяется в соответствии с финансовой политикой предприятий и организаций;
  • амортизационные отчисления вовлекаются в инвестиционный процесс как источник простого воспроизводства основных фондов;
  • заработная плата используется преимущественно на потребление;
  • заработная плата подвергается перераспределению на финансовом рынке: депозитные операции, покупка ценных бумаг.

В бюджетной сфере происходит перераспределение аккумулированных ресурсов между уровнями бюджетной системы, звеньями государственных финансов, а также финансирование государственных расходов.

Результатом действия распределительной функции финансов является формирование финансовых ресурсов (собственных и заемных) организаций, домашних хозяйств (граждан) и государства.

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через другую их функцию — контрольную. Она порождается распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Финансы связаны с распределением реализованного конечного продукта нации и обладают свойством количественно (через объемы финансовых ресурсов экономической системы в целом, секторов экономики, отраслей, организаций) отражать результаты воспроизводственного процесса.

Финансовые отношения позволяют систематически контролировать складывающиеся в обществе пропорции распределения ВНП (на микроуровне — выручка) и тем самым сигнализировать о ходе и результатах процесса воспроизводства.

Объективно присущее финансам свойство контроля используется контролирующими структурами при проведении государственного, внутрихозяйственного аудиторского финансового контроля.

Контрольная функция финансов действует одновременно с распределительной. Таким образом проявляется сущность финансов как экономической категории.

Функции финансов реализуются через функциональный механизм, складывающийся из денежных потоков формирования и использования различных фондов.

Денежный (стоимостной) фонд представляет определенную сумму денег (стоимости) целевого назначения (фонд рабочей силы, фонд заработной платы, амортизационный фонд, резервный фонд и т. д.), принадлежащую конкретному экономическому субъекту (собственнику).

Под первоначальным (исходным) капиталом понимаются средства, поступающие индивиду независимо от какой-либо его деятельности. Они складываются из ценностей, передаваемых в порядке наследования, даримых отечественными и зарубежными экономическими субъектами, денежных поступлений от государственных и негосударственных структур. Их носителями выступают: недвижимое имущество (земельные участки, предприятия, здания, сооружения и т. д.), движимое имущество (мебель, техника, транспортные средства, антиквариат, предметы роскоши и т. д.), денежные средства, ценные бумаги, а также нематериальное состояние (патенты, лицензии и другие права).

Потребительские фонды — средства, предназначенные для индивидуального и общественного потребления.

Страховые фонды — средства, выделяемые на возмещение социально-экономических потерь в результате несчастных случаев, природных и других бедствий в жизнедеятельности людей, организаций и государства.

Инвестиционные фонды — это первоначальный капитал, вкладываемый в организацию производства. В деятельности организаций они воплощаются в собственных средствах.

Внеоборотные фонды (активы) — превращенная форма инвестиционных фондов, отражаемая в активах экономических субъектов со сроком службы более одного года. Внеоборотные активы могут быть потребительского (жилье, земля и другие ценности) и производственного назначения (здания, земля и другие средства производства).

Оборотные фонды (активы) — превращенная форма инвестиционных фондов, отражаемая в активах экономических субъектов со сроком службы менее одного года. Оборотные активы могут быть потребительского (пища, одежда и другие ценности) и производственного назначения (МБП, готовая продукция и т. п.).

Финансовые фонды охватывают денежные средства, опосредующие формирование и реализацию новой стоимости, а также перенос овеществленной стоимости (фонд амортизации, фонд заработной платы и др.).

Итоговым структурным элементом финансов служат фонды специального назначения. Среди них особую роль играют фонды потребления и накопления.

Фонд накопления — часть национального дохода, используемая на расширенное воспроизводство: прирост основных фондов, материальных оборотных средств и резервов.

Фонд потребления — часть национального дохода, используемая для удовлетворения личных потребностей населения, а также на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы. В состав фона потребления включаются материальные блага, предназначенные для непроизводительного потребления.

Схематично механизм связей и взаимодействия важнейших фондов представлен на рис. 2.

Рис. 2. Система важнейших фондов финансов

На рис. 2 четко прослеживается общая направленность движения финансовых ресурсов от исходного первоначального капитала через производственную сферу к фондам специального назначения, часть которых (фонд накопления и резервный) при сохранении закономерностей кругооборота возвращается на исходный уровень. При этом чем быстрее осуществляется оборот средств, тем меньший требуется первоначальный капитал.

Процессы функционирования (метаморфоза, трансформация, распределение, формирование и т. д.) денежных ресурсов составляют денежные потоки, образующие «кровеносную систему» финансов. Под денежным потоком понимается движение стоимости от одного субъекта к другому.

Денежные фонды и потоки всегда находятся в движении. Остановки делают их безжизненными и ненужными. Сами по себе бумажные и металлические деньги не потребляются, а электронные вообще отсутствуют.

Описанный функциональный механизм финансов относится к внутреннему объективному содержанию финансов. Свое реальное выражение он получает в финансах как субъективном стоимостном инструменте жизнедеятельности субъектов и складывается из финансовой политики, финансового права и финансового менеджмента.

Читайте также:  Механический способ прочистки канализационных труб

Таким образом, роль финансов в общественном воспроизводстве проявляется в следующем:

  • оптимизация процесса воспроизводства рабочей силы, средств и предметов труда;
  • преодоление краха рынка, связанного с неравным распределением доходов;
  • ускорение процесса формирования капитала;
  • обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения возложенных на него задач.

1.3. Система финансов и ее звенья

Под системой финансов понимается совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы). Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы формирования и использования денежных фондов и доходов.

Вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:

  • государственных и муниципальных финансов;
  • финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), показанные на рис. 3.

Рис. 3. Подсистемы (звенья) системы финансов

Финансовая система, в свою очередь, представляет собой совокупность финансовых рынков, посредников организаций (учреждений) и финансовых инструментов и обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков.

2. Деньги как основной элемент финансовых отношений

2.1. Происхождение денег

Деньги появились очень давно. Исторические памятники свидетельствуют, что деньги функционировали уже 4-6 тыс. лет тому назад. Они возникли стихийно в результате развития товарного производства и товарного обращения. Развитие товарного обмена привело к тому, что из массы всех прочих товаров выделился специфический товар, за которым закрепилась общественная функция всеобщего эквивалента.

Она проявляется в том, что с помощью денег определяется стоимость любого товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие. Обладая свойством всеобщей непосредственной обмениваемости на все другие товары, деньги разрешают заключенные в товаре противоречия и становятся самостоятельной экономической категорией.

До появления денег у разных народов в качестве всеобщего эквивалента выступали разные товары: скот, меха и т. п. В конечном счете функция всеобщего эквивалента перешла к драгоценным металлам — золоту, серебру. По сравнению с другими эквивалентами они обладали многочисленными преимуществами:

  • высокой собственной стоимостью;
  • однородностью материала, что позволяло делить их на любые части;
  • сохранностью от порчи.

Таким образом, закрепление функции всеобщего эквивалента за каким-то одним товаром явилось следствием естественного отбора, в основе которого лежали физические свойства товара, природные условия страны, ее географическое и историческое положение, традиции. Так возникли деньги.

С появлением денег экономические отношения в обществе усложнились. Натуральный обмен между производителями товаров был заменен двумя самостоятельными актами:

1) Т-Д — реализация товара за деньги;

2) Д-Т — приобретение товара за деньги.

В условиях рыночной экономики основным является первый акт — реализация товара за деньги, поскольку преимущественное положение на рынке занимает покупатель. Приобретая или отвергая товар, он с помощью денег от имени общества контролирует количество, качество и ассортимент товаров. Товары, не соответствующие требованиям покупателей, или остаются непроданными, или продаются по сниженным ценам. Производители несут соответствующие убытки. Подчиняясь законам рынка, производители вынуждены сокращать производство ненужных товаров, улучшать их качество и разнообразить ассортимент. В этом, прежде всего, и проявляется активная роль денег в организации общественного производства.

2.2. Сущность и значение денег. Функции денег

Наиболее полно сущность денег проявляется в их функциях. Взгляды на функции денег были разными во все времена.

Сторонники металлической теории денег, подчеркивая их товарную природу, выделяют функции денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег.

Основоположники классической экономической теории А. Смит и Д. Риккардо считали, что главная функция денег — средство обращения, а все остальные функции — производные от функции средства обращения.

В марксистской теории денег и основанной на ней традиционной трактовке функций денег в российской экономической науке за деньгами признано выполнение следующих функций:

  1. Деньги как мера стоимости. Как мера стоимости деньги служат для выражения стоимости всех товаров. В основе цены лежит стоимость товара, т. е. величина затрат общественно необходимого труда, связанных с его изготовлением и реализацией.
  2. Деньги как средство обращения. Деньги в данной функции выступают в качестве посредника при обмене товаров. Первоначально происходил непосредственный обмен товара на товар (Т — Т). Появление денег означало изменение формы обмена: товар сначала продается за деньги, а затем на вырученные деньги товаропроизводитель покупает необходимые ему товары (Т — Д — Т).

В отличие от товаров, которые, реализовав свою стоимость, уходят из сферы обращения, деньги в качестве средства обращения всегда находятся в ней, непрерывно обслуживая акты обмена товарами. Движение товаров при этом является исходным, движение денег — производным, но необходимым. Причем происходит одновременное перемещение товара и денег, только в противоположных направлениях: товара — от продавца к покупателю, денег — от покупателя к продавцу. И акт передачи товара покупателю совпадает с актом передачи денег продавцу товара, т. е. движение товара и денег совпадает во времени и в пространстве.

Особенность функции денег как средства обращения заключается с том, что:

  • эту функцию выполняют реальные деньги;
  • так как в данной функции деньги выступают как мимолетный посредник при обмене товаров, возникает возможность замены денежного товара знаками стоимости: бумажными и кредитными деньгами.
  1. Деньги как средство платежа. Деньги в функции средства платежа осуществляют относительно самостоятельное движение до или после движения товара. Деньги в этой функции составляют основу развития финансово-кредитных отношений, организации безналичных расчетов. Так как деньги представляют собой самостоятельную форму меновой стоимости, то их движение может осуществляться раньше или позже движения товаров, либо вообще может не быть связанным с этим движением (уплата налогов). Платежным средством в товарном обращении деньги становятся в тех случаях, когда товар покупается без немедленной оплаты в данный момент либо когда платеж между покупателем и продавцом товара осуществляется с помощью посредника.
  2. Деньги как средство образования сокровищ, накоплений и сбережений. Деньги могут покидать сферу обращения и накапливаться как таковые, т. е. деньги в данной функции позволяют сохранить стоимость в ее всеобщей форме, в которой они всегда готовы вступить в сферу обращения в качестве либо покупательного, либо платежного средства. Деньги как средство образования сокровищ, накоплений и сбережений могут быть особого рода активом, обеспечивающим покупательную способность его владельцу в будущем. В принципе, любой актив может до некоторой степени служить средством накопления. Люди хранят свое богатство в виде драгоценностей, произведений искусства, недвижимости, акций, облигаций и т. д. Однако деньги больше подходят для этих целей, поскольку им присуще такое свойство, как ликвидность. Ликвидным называется актив, который может быть использован в качестве покупательного или платежного средства (или легко превращен в него) и имеет фиксированную номинальную стоимость. Деньги обладают совершенной (абсолютной) ликвидностью. Остальным видам активов ликвидность присуща лишь в большей или меньшей степени.

В качестве сокровища могут выступать только полноценные и реальные деньги — золото и серебро, которые имеют собственную стоимость. Деньги в функции сокровища выступали в качестве регулятора их количества в сфере обращения. В первой трети ХХ в. произошла демонетизация золота. Золотые деньги были вытеснены из внутреннего обращения кредитными и бумажными деньгами. Однако сложился и функционирует мировой рынок слиткового металла. Золотые запасы государств концентрируются или в центральных эмиссионных банках, или непосредственно в руках государства: в министерстве финансов, в казначействе. Золотой запас как часть золото-валютных резервов используется государством для регулирования денежного обращения в стране, погашения международной задолженности. Это так называемый стратегический резерв. Кредитные и бумажные деньги выполняют данную функцию. Денежные накопления в стране включают в себя денежные накопления граждан (как в виде наличных денег, так и на счетах в банке) и накопления предприятий и организаций. В функции средства накопления деньги являются необходимым условием развития кредитных отношений. Денежные накопления аккумулируются банками, государством и направляются на дальнейшее развитие производства, покрытие государственных расходов. Благодаря кредиту достигается ускорение оборачиваемости денежных средств в народном хозяйстве, укрепляется денежное обращение, снижаются издержки обращения в стране.

  1. Мировые деньги. Развитие товарного производства на основе международного разделения труда стало материальной предпосылкой появления данной функции денег. В мировом обороте деньги представлены в трех формах:

1) всеобщего покупательного средства. Здесь мировые деньги используются при прямой покупке товаров за границей и их оплате наличными;

2) всеобщего платежного средства. Здесь деньги выступают при расчетах по погашению сальдо платежного баланса;

3) материализации общественного богатства. В этой форме деньги используются при платежах, не связанных с товарным обращением, например, при уплате контрибуций, репараций, предоставлении займов.

В настоящее время в связи с ростом международной торговли деньги во все более широком масштабе применяются в качестве международного платежного средства. Наряду с этим в связи с увеличением вывоза капитала усиливается значение мировых денег как всеобщего воплощения общественного богатства и средства его перемещения из одних стран в другие.

Состояние денежного обращения в странах с развитой рыночной экономикой зависит от многих факторов, но в конечном счете — от соотношения между товарной и денежной массами. Закон денежного обращения, сформулированный К. Марксом, гласит: количество денег, необходимых для товарного обращения, зависит от:

  • суммы цен реализуемых товаров;
  • объема товаров и платных услуг, проданных в кредит;
  • суммы платежей, срок оплаты которых наступил;
  • объема взаимно погашенных денежных обязательств, расчеты по которым произошли без участия денег.

Так как каждая денежная единица за определенный промежуток времени обслуживает несколько сделок, то при определении количества денег следует учитывать скорость их обращения.

Читайте также:  Способы удаления клеща кратко

2.3. Денежная масса

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является показатель величины денежной массы.

Денежная масса включает в себя всю совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране. Всю денежную массу разбивают с учетом ликвидности покупательных и платежных средств на следующие агрегаты:

  • М0 — наличные деньги в обращении.
  • М1 — включает наличные деньги в обращении (М0) и средства на текущих, чековых и сберегательных счетах в банках, которые можно незамедлительно использовать в функции денег или как средства обращения, или как средства платежа.
  • М2 — включает агрегат М1 и средства юридических и физических лиц на сберегательных счетах и срочных вкладах. Средства с этих вкладов становятся доступны вкладчику лишь по истечении определенного времени, предусмотренного в депозитном договоре между банком и клиентом. В экономической литературе эти средства называют «квазиденьги» или «почти деньги».
  • М3 — включает М2 и денежные средства, помещенные на сберегательные вклады на большую сумму, на длительный срок хранения в специальных финансово-кредитных учреждениях.
  • L — наиболее широкий из всех денежных агрегатов, обобщающий все денежные средства и финансовые активы.

В процессе организации и управления денежным обращением денежную массу делят на активные и пассивные деньги. Активные деньги обслуживают наличные и безналичные расчеты в народном хозяйстве. К пассивным деньгам относят квазиденьги, которые создают потенциальную возможность увеличения активных денег в денежном обороте.

При ускорении оборота денег удается обслужить больший экономический оборот с меньшей суммой денег в качестве средства обращения и средства платежа. Таким образом, ускорение обращения денег (при прочих равных условиях) равнозначно увеличению денежной массы. Увеличение скорости обращения денежной массы способствует формированию инфляционных тенденций в экономике. Скорость обращения денег в налично-денежном обороте исчисляется как отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении. Кроме того, определяется скорость возврата денег в кассы учреждений ЦБ РФ как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении.

Сущность и типы денежных систем. Объективная основа существования денежной системы страны — товарно-денежные отношения. Субъективные стороны ее существования — правовые акты государства, регламентирующие различные стороны организации денежного обращения, которые составляют в целом понятие денежной системы.

Для денежной системы характерны:

Стабильность, или устойчивость, денежной системы, которая выражается в относительном постоянстве стоимости денежной единицы.

Эластичность денежной системы — это способность денежного обращения расширяться или сужаться в соответствии с потребностями экономического оборота в деньгах.

Различают два типа денежных систем:

  • Система металлического обращения, когда денежный товар — благородные металлы — выполняет все функции денег.
  • Система обращения денежных знаков, когда в обращении находятся неразменные на золото и серебро, кредитные или бумажные деньги.

При металлическом обращении различают два вида денежных систем:

  • Биметаллизм. Здесь роль всеобщего эквивалента в законодательном порядке одновременно закреплялась и за золотом, и за серебром. Такая система была широко распространена в эпоху первоначального накопления капитала, когда организация денежного обращения не являлась абсолютной прерогативой государства, его монопольным правом (средина XIV, конец XVIII в.). Биметаллизм делится на три разновидности:
  1. Система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно в процессе обращения в соответствии с рыночной ценой металла.
  2. Система двойной валюты, когда государство устанавливало твердое соотношение между золотыми и серебряными деньгами.
  3. Система «хромающей» валюты. В этом случае золотые и серебряные монеты являлись законными платежными средствами в одинаковой степени. Но условия их эмиссии были различными.
  • Монометаллизм. При этой системе в качестве всеобщего эквивалента выступал одни металл — золото или серебро. Но добыча золота и серебра ограничена, что сдерживает увеличение денежной массы, а следовательно, и развитие товарного производства. Противоречие между количеством денежного товара и потребностью рынка в деньгах решилось путем выпуска в обращение знаков стоимости — кредитных и бумажных денег.

В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три вида денежных систем:

    • Золотомонетный стандарт. Это самая стабильная и эластичная денежная система. Для нее характерно обращение золотых монет, непосредственное выполнение золотом всех функций денег, свободная чеканка золотых монет с фиксированным золотым содержанием, свободный размен денежных знаков на золотые монеты по нарицательной стоимости (например, пятирублевый кредитный билет обменивался на 5 руб. золотом), свободное перемещение золота внутри страны и между странами.
    • Золотослитковый стандарт, сохраняя за золотом роль денежного товара, ограничивал его использование в обращении. В обращении находились неразменные на золото банкноты, свободное перемещение золота из одной страны в другую запрещалось. (В Великобритании золотослитковый стандарт был введен после Первой мировой войны и просуществовал с 13 мая 1924 г. по 21 сентября 1931 г.)
    • Золотодевизный стандарт означал свободный размен банкнот на иностранную валюту (девизы), размениваемую на золото.

С 1930-х годов утвердились денежные системы неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег. Знаки стоимости — банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты — вытеснили золото из обращения. Поэтому стали различать денежные системы, при которых функционируют полноценные и неполноценные деньги.

Полноценные деньги — это монеты из денежного металла. Номинальная стоимость монеты соответствует стоимости содержащегося в ней металла. В процессе обращения монеты стирались, теряя свой вес, а следовательно, и часть стоимости. И деньги становятся неполноценными.

В настоящее время государство чеканит и выпускает в обращение разменную монету для обслуживания мелких платежей, размена банкнот и полноценных монет. Разменная монета изготавливается из различных неденежных металлов. Номинальная стоимость разменных монет устанавливается государством. Она гораздо выше стоимости содержащегося в них металла и затрат по изготовлению этих денег. Поэтому разница между номинальной стоимостью разменных монет и затрат по их изготовлению составляет эмиссионный доход государства.

Элементы денежной системы. Понятие «денежная система» включает в себя следующие элементы:

  • название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;
  • масштаб цен;
  • виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
  • порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;
  • методы регулирования денежного обращения;
  • организацию денежного оборота в стране.

Формирование денежной системы государства начинается с установления названия монет и определения денежной единицы. Затем определяется масштаб цен, т. е. природа денежного товара (золото, серебро) и весовое содержание металла в денежной единице. Масштаб цен устанавливается государством с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих цен на золото и серебро на мировом рынке.

Государство определяет виды денег и денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет золотого обращения. Появление кредитных денег было предопределено развитием производственных отношений, в том числе кредитных — кредитной системой во главе с центральным эмиссионным банком, расширением коммерческого и банковского кредита.

Важный элемент денежной системы — порядок эмиссии неразменных на золото кредитных и бумажных денег.

Эмиссию кредитных денег осуществлял изначально эмиссионный банк. Выпущенные в обращение кредитные деньги обеспечивались «золотым запасом» эмиссионного банка, валютными резервами, векселями.

Эмиссию бумажных денег осуществляло государство (государственное казначейство). Эти деньги не имели специального обеспечения.

Сейчас эмиссия неразменных на золото денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков их эмиссию осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. При этом кредитные и бумажные деньги являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые из валют — на внешнем рынке (конвертируемые валюты). И те, и другие выступают в виде банковских билетов.

Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, государства, операций, связанных с покупкой иностранной валюты, государственных ценных бумаг.

Определяя элементы денежной системы, государство в законодательном порядке предусматривает экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении. К ним относятся:

  • политика учетной ставки, т. е. регулирования величины процента по ссудам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам;
  • операции на открытом рынке, связанные с покупкой и продажей государственных и других ценных бумаг;
  • изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в ЦБ.

Роль денег в рыночной экономике. По мнению многих авторов, она заключается в следующем:

  1. Появление денег позволило оценить, выразить в сопоставимых денежных единицах все реальные и виртуальные жизненные блага (материальные, социальные, духовные и др.) независимо от характера их происхождения: природного или искусственного.
  2. Существование денег значительно упрощает и ускоряет процессы обмена товаров. Происходит формирование и развитие платежных систем, которые обслуживают разнообразные платежные отношения.
  3. Деньги способствуют развитию спектра индивидуальных, коллективных и общественных потребностей экономических субъектов.
  4. Деньги стимулируют предпринимателей к развитию производства товаров, расширению их ассортимента, максимальному ориентированию на запросы потребителей.
  5. Деньги обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны. Деньги как средство накопления и сбережения концентрируются в кредитной системе и обеспечивают владельцу прибыль. Функционируя на мировом рынке, деньги обеспечивают перелив стоимости между странами.
  6. Формирование всеобщего характера товарно-денежных отношений вызвало обособление и собственное развитие денег как всеобщего товара-эквивалента. Деньги становятся базой функционирования современной финансово-кредитной системы.
  7. Качественно новая роль денег заключается в том, что они превращаются во всеобщую специфическую ценность. Огромное значение деньги имеют как особый инструмент, позволяющий измерять и сравнивать различные экономические показатели.

Выводы

Таким образом, в рассмотренной теме было определено место и роль финансов и кредита в современной экономической теории и практике. Определен предмет и объект изучения дисциплины «Финансы и кредит», место дисциплины в системе наук.

Раскрыта сущность финансов как экономической категории, и содержание основных функций, которые выполняют финансы:

  • распределительная функция;
  • контрольная функция.

Определено понятие системы финансов и ее основных подсистем и звеньев.

Кроме того, рассмотрено понятие денег, их значение и основные функции. Рассмотрены сущность и типы денежных систем:

  • биметаллизм;
  • монометаллизм:
    • золотомонетный стандарт;
    • золотослитковый стандарт;
    • золотодевизный стандарт.

Раскрыто содержание основных элементов денежной системы.

Источник

Оцените статью
Разные способы