- Изотерапия для детей
- Содержание статьи
- Какие проблемы решает изотерапия?
- Как проходят занятия?
- Методы изотерапии
- Техника «Марания»
- «Акватушь»
- «Монотипия»
- «Рисование клубком»
- «Рисование истории»
- «Рисунок по кругу»
- «Пластилиновая композиция»
- Как бороться со стрессом
- Что такое стресс
- Какие причины стресса
- Симптомы стресса
- Чем опасен стресс
- Способы борьбы со стрессом
- Автор статьи
- Михаил Иванович Сквира
- Рецензии на книгу « Нутрицевтика как метод психокоррекции » Генрих Мейроуз
Изотерапия для детей
Содержание статьи
Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.
Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Психотерапевт получает массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д. Источник:
Киселева, Т.Ю.
Педагогическая арт-терапия. / Т.Ю.Киселева //
Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
Показания к проведению:
- тревожность, стрессы, депрессия;
- эмоциональная скованность;
- плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;
- ощущение одиночества, заброшенности;
- конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами;
- ревность к новорожденному в семье;
- трудные жизненные ситуации – развод родителей, смерть близкого человека;
- импульсивность;
- страхи, фобии, панические состояния;
- проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей;
- пониженная самооценка;
- отрицательная «я-концепция».
Какие проблемы решает изотерапия?
Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:
- неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая «зажатость», нервозность, агрессивность, страхи;
- неуравновешенность, ревность;
- низкая самооценка, которой подвержены, по статистике, более 70% всех людей;
- неустойчивое поведение;
- хронические стрессы;
- недопонимание в семье;
- отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и ресурсов Источник:
Зауторова, Э.В.
Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.
Как проходят занятия?
Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.
Методы изотерапии
Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.
Техника «Марания»
Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.
«Акватушь»
Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.
«Монотипия»
Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.
«Рисование клубком»
Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.
«Рисование истории»
Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.
«Рисунок по кругу»
Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.
«Пластилиновая композиция»
Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.
- Киселева, Т.Ю. Педагогическая арт-терапия. // Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
- Зауторова, Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.
Источник
Как бороться со стрессом
Стрессовые ситуации бывают в жизни каждого человека. Современная обстановка в мире, перенасыщенность информацией, галопирующий ритм способствуют этому. На психику дополнительно влияет пандемия коронавирусной болезни. Каждый из нас стремиться во всем успевать, а еще успевать общаться с родными, друзьями, посещать салоны красоты, магазины, и все это успеть за день. В статье читатель узнает, чем вреден и опасен стресс и как противостоять ему.
Что такое стресс
Стресс – это нормальная реакция здорового организма на угрозу или переутомление. Таким путем он пытается сопротивляться высоким нагрузкам, страху, излишней физической и психологической активности. В результате такой защиты прежде всего страдает нервная система.
Если защита от перегрузок работает в нормальном режиме, это не страшно. Так человек длительное время остается бодрым, работоспособным и подтянутым. Однако зачастую подобные нагрузки являются запредельными. Это пагубно влияет на здоровье, вызывает хронические заболевания.
Стресс – это аномальное состояние организма. Когда человек длительное время подвержен ему, организм усиленно тратит энергию.
Какие причины стресса
Причин стресса много. У каждого человека индивидуальный организм, психика. Один и тот же фактор на одного из нас может вовсе не повлиять, а вот у другого вызвать бурную реакцию. Наиболее распространенные факторы развития стресса:
- конфликтные ситуации на работе или дома;
- недовольство;
- нехватка денег;
- длительное отсутствие полноценного отпуска;
- рутинная жизнь с отсутствием перемен;
- смерть родственника, близкого человека;
- недостаток витаминов, плохое питание;
- проблемы в сексуальной жизни;
- страхи;
- одиночество;
- резкая смена окружающей обстановки;
- другие причины, которые способны зацепить человека.
Симптомы стресса
Каждый человек по-своему реагирует на стресс. Общее во всех реакциях – это отрицательное влияние на психику и на физическое состояние. Человек становится агрессивным, у него ухудшается настроение. Бывает, что стресс вызывает и другие реакции – это молчаливость, отстраненность, пассивность и замкнутость. Все зависит от типа темперамента.
Характерные признаки стресса такие:
- невозможность сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности;
- беспричинные приступы раздражительности, злобы, недовольство окружающими;
- вялость и слабость, депрессивное состояние;
- бессонница, кошмарные сновидения;
- невозможность полностью расслабиться и отдохнуть;
- панические приступы, постоянное ощущение страха;
- желание плакать, тоска;
- недоверие к себе и к окружающим людям;
- отсутствие аппетита или наоборот, стремление помногу есть;
- внезапное появление ярких и сильных эмоций (например, смех, который быстро сменяется слезами и наоборот);
- повышенная потливость, возбудимость, зуд кожи и боль головы;
- головокружение, учащенное дыхание;
- онемение конечностей;
- нервные тики, желание кусать ногти или губы;
- интерес к алкоголю или наркотикам;
- хроническая усталость, которая не пропадает даже после ночного отдыха.
Чем опасен стресс
При стрессе выделяется кортизол, изменяющий работу всего организма. В первую очередь страдает сердечно-сосудистая и нервная система. У людей, часто находящихся в состоянии стресса, возникают такие симптомы:
- покраснение покровов кожи, появление сыпи;
- хроническая усталость;
- похудение или наоборот, развитие ожирения;
- расстройства стула.
Продолжительное воздействие стресса опасно для организма, так как он вызывает такие последствия.
- Повышение артериального давления. При этом под воздействием адреналина увеличивается сердечный выброс. Все это ведет к повышенному риску развития сердечного приступа. У курящих людей и лиц с избыточной массой тела вероятность заболеваний сердца существенно повышается.
- Люди, постоянно находящиеся в состоянии стресса, рискуют заболеть острыми респираторными заболеваниями и бронхиальной астмой. Это случается от того, что длительное перенапряжение, гормональные сбои нарушают работу иммунной систему. Медицинские исследования показывают, что постоянные стрессовые ситуации у взрослых неблагоприятно сказываются на здоровье их детей.
- Хронические стрессы отрицательно влияют на работу пищеварительного тракта. У человека часто развивается гастрит и язвенная болезнь. Кроме того, стресс отрицательно воздействует на кишечную микрофлору, из-за чего возникает боль, метеоризм, понос или запор.
- Проблемы опорно-двигательного аппарата. Повышается ломкость костей и вероятность развития перелома.
- Эндокринные расстройства. Стрессы приводят к повышению выработки глюкокортикоидов, в частности, кортизола. Повышенное содержание этого гормона в крови способно вызвать такие заболевания, как диабет, ожирение, депрессию. Повышается риск развития аутоиммунных патологий.
- Стресс истощает центральную и вегетативную нервную систему.
Чтобы предотвратить опасные последствия стресса для организма, важно научиться противостоять ему.
Способы борьбы со стрессом
В любой стрессовой ситуации очень важно не терять самообладание и контроль. Справиться с нахлынувшими эмоциями можно при помощи таких действий.
- Присесть и расслабиться. Важно спросить себя, насколько важна проблема в данный момент и как ее решение (или отсутствие решения) повлияют на ближайшее время (несколько месяцев, год или пять лет). Это поможет осознать важность тревожного состояния.
- Записать на бумагу отдельные слова или фразы, которые приходят в голову в стрессовом состоянии. Это будет таким себе отвлекающим маневром. Эти фразы можно прочесть на следующий день и понять, насколько стрессовые события являются значимыми.
- Провести горизонтально указательным пальцем по губам. Данный прием хорошо и быстро успокаивает.
- Напрячь все мышцы, сжать кулаки и стиснуть зубы на 10 секунд. Это поможет почувствовать, как переключается организм, как приходит расслабление
- Попробовать любые классические расслабляющие методы. Это может быть прогулка, теплая ванна, чай из трав, плитка шоколада, хобби, общение с друзьями. Быть может, именно это поможет расслабиться.
- Попытаться отрицательное перевести в положительное. Самое главное – это не дать стрессу взять гору.
- Прервать одолевающий стресс, отрицательную мысль. Для этого можно просто хлопнуть в ладони.
- Нельзя отключать телефон, игнорировать внимание близких людей, друзей. Следует всячески избегать даже мысли спрятаться от других. Живое общение – это лучшее лекарство против стресса. Напротив, замыкаться в себе не стоит: это только усугубит ситуацию.
Рекомендуемые приемы борьбы со стрессом несложны. Если обращаться к ним на протяжении нескольких дней после сложной ситуации, они точно помогут. Даже один прием из предложенных поможет справиться со сложной ситуацией.
Научившись контролировать стресс, можно уменьшить риски развития депрессии, бронхиальной астмы, заболеваний сердца и сосудов, гастрита и ожирения. Для этого нужно совсем немного. Даже небольшое изменение способа жизни улучшит состояние и уменьшит отрицательное воздействие стресса.
В качестве метода экспресс — диагностики может быть рекомендована шкала Ридера для самооценки уровня стресса.
Автор статьи
Михаил Иванович Сквира
Окончил УО «ГомГМУ» по специальности «Лечебное дело». Клинический психолог, магистр психологических наук, с 2016 по 2018 год ведущий специалист в УЗ «ГОКПБ» по работе с алкогольной зависимостью методом «Эдельвейс», автор статей и публикаций. Отмечен благодарностью за многолетний плодотворный труд в системе здравоохранения.
Стаж работы: 16 лет
Источник
Рецензии на книгу « Нутрицевтика как метод психокоррекции » Генрих Мейроуз
В книге не могут определиться: глютаминовая кислота или глутаминовая кислота. Так и не понятно, как правильно, придется смотреть в других источниках
Книга отличная, давно хотела получить подробную информацию о всех витаминах и минералах, А самое главное это правильное сочетание витаминов. что бы не навредить. В книге есть все , что бы составить меню с пользой для здоровья с учетом всех потребностей организма в зависимости от сезона и заболевания. Настольная книга, которую хочется перечитывать и пересматривать.
Книга с плотной обложкой, бумага белая, немного просвечивается, шрифт мелковатый, но вполне читабельный. Ортомолекулярная психиатрия занимается влиянием питания на сознание человека. Здесь главным является предположение, что патологические модели поведения, во многих случаях, являются результатом нарушения естественного биохимического баланса в организме, напр мер биохимические изменения в головном мозге. Работа мозга зависит от молекулярных концентраций многих веществ, присутствующих в мозге, все это напрямую связано с питанием. В книге дано описание структура и химии мозга. Описание витаминов и минералов, даны таблицы с описанием продуктов, в которых они содержатся и симптомы нехватки и дефицита того или иного витамина, что очень удобно. Целая глава отведена причинам возникновения психических заболеваний, а также болезням и их лечению, в частности депрессии, предменструальному синдрому, детской гиперактивности. Книга будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей. Я покупала лично для себя, потому что поняла, что мне не хватает информации, недостаточно одного знания и применения правил правильного питания в жизни, ты стройная и красивая, но все равно недостаточно энергии или плохое настроение, как бывает у многих девушек, сидящих на диетах. Или перемены настроения перед критическими днями. В этой книге дано описание и практические рекомендации для улучшения состояния и настроения в повседневной жизни для максимально полной и счастливой жизни. Однозначно рекомендую!. Что меня еще удивило, тираж моей книги всего 100 экземпляров, поэтому советую поторопиться с покупкой, пока не разобрали.
Источник