Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.
Структура нормы права — это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы):
Элементы структуры норм права:
•Гипотеза — это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения.
-простая — указано одно обстоятельство, когда эта норма начинает действовать.
-сложная- чтобы начало действовать правило поведения необходимо два или более -обстоятельств.
альтернативная- либо одно либо другое обстоятельство.
•Диспозиция — это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
•Санкция — это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.
Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.
Закономерности отношений между лицами — это объективная зависимость субъектов права друг от друга в определённых жизненных ситуациях. При помощи структурных элементов нормы подмечается эта зависимость.
Классификация:
1) основным является деление норм права на:
а) регулятивные нормы права устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими (обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения), запрещающими (запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий) или управомочивающими (управомочивающих нормы предоставляют право на совершение определенных действий.).
б) правоохранительные нормы устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормыУголовного Кодекса РФ.
в) специализированные нормы права содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права.
2) по предмету правового регулирования выделяют нормыотдельных отраслей права – материальных и процессуальных;
3) по методу правового регулирования:
а) императивные;
б) диспозитивные;
4) по объему регулирования общественных отношений выделяют:
а) общие нормы права б) специальные нормы права, которые конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальнаянорма отменяет в части своего действия общую норму;
5) по юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах;
6) по территории, на которую они распространяются, выделяют нормы права, которые действуют на всей территорию государства (они издаются высшими или центральными органами государства), или только на определенной ее части (они действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц);
7) по кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права;
8) по времени действия выделяют:
а) постоянно действующие б) временные нормы дискретного действия
9) по отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.
Различают прямой, отсылочный и бланкетный способы изложения.
Прямой — обнаруживается тогда, когда норма права прямо закрепляется в статье нормативного правового акта, например, ст. 122 Жилищного кодекса РФ «Реорганизация жилищного кооператива».
Отсылочный — характеризуется закреплением в статье нормативного правового акта одного из элементов нормы права при ссылке на другие статьи того же нормативного правового акта по недостающим компонентам этой нормы. Так? в п. 1 ст. 109 Конституции РФ закрепляется право Президента РФ распустить Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 111 и 1.17 Конституции РФ.
Бланкетный — предполагает закрепление части нормы права в статье нормативного правового акта, а по недостающей части (частям) делается отсылка к статьям другого нормативного правового акта., Бланкетные нормы изобилуют в Уголовном кодексе РФ (нарушение правил дорожного движения, производства строительных работ и др.).
Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
Правотворчество – это вид деятельности гос-ва: в результате которой политич. воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования.
Принципы правотворчества:
5) строгая дифференциация правотворческих полномочий;
Виды правотворчества:
1) издание нормативно-правовых актов;
2) санкционирование гос. органами правовых обычаев или корпоративных норм;
3) заключение нормативных договоров.
Субъекты правотворчества:
1)гос-во в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме);
2) органы местного самоуправления (которые не являются гос. органами, что закреплено в Конституции);
3) в редких случаях – физич. лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Напр. работодатель может утвердить правила внутр. распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации. В большинстве случаев частные лица и их организации вправе совершать не нормативные, а индивидуальные правовые акты, напр. сделки, которые создают права и обязанности лишь для участников этой сделки. Такая деятельность правотворчеством не является, так как никаких правовых норм не создает.
Стадии правотворчества:
1) законодательная инициатива(т. е. право внесения законопроекта в одну из палат парламента);
2) обсуждение и доработка законопроекта(в РФ он обсуждается в трех чтениях);
3) его принятие(в РФ – Государственной Думой, Совет Федерации не принимает закон а лишь одобряет его);
4) его санкционирование(напр., в РФ одобрение Советом Федерации и подписание Президентом);
5) его обнародованиет. е. промульгация его главой государства и непосредственно официальное опубликование. Промульгация – это принятие главой гос-ва решения об обнародовании закона, непосредственное обнародование производится путем размножения текста закона в официальном издании – в РФ это «Российская газета», «Парламентская газета» или Собрание законодательства.
Источник
Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов
Норма права – это установленное (санкционированное) государством общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушения силой государственного аппарата. Признакам нормы права является: общеобязательность; формальную определенность; связь с государством; предоставительно-обязывающий характер; системность.
Норму права следует отличать от принципа права. Принципы права выражают главное направление правовой политики государства, но не являются составными частями норм.
Каждую правовую норму характеризует цельность и единство. Каждая правовая норма имеет внешнюю форму своего изложения – статью нормативного акта. Она имеет и внутреннее строение – логическую структуру, состоящую из трех элементов: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза – часть нормы, устанавливающая жизненные обстоятельства, наступление которых приводит к действию той или иной правовой нормы – события, конкретный результат действий, возрастной факт, время, место и т.п. Гипотезы бывают простые (одно условие или обстоятельство) и сложные. Диспозиция – центральная часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники регулируемого данной нормой отношения. В диспозиции чаще всего указываются права и обязанности сторон, содержится предписание, как должны действовать те, кто попадает под него. Санкция определяет вид и меру последствий, наступающих в результате соблюдения или несоблюдения диспозиции. С санкцией нормы связывается вид и мера принуждения. В зависимости от возможности реализации санкции бывают простые – один вид ответственности, и сложные – несколько (лишение свободы и конфискация имущества). В зависимости от степени определенности выделяют определенные – санкция не может быть заменена другой, относительно определенные – предусмотрены различные варианты в пределах санкции (лишение свободы от до 15 лет), и альтернативные – правоприменительные органы по своему усмотрению определяют наиболее целесообразный вид ответственности (штраф либо лишение свободы).
В зависимости от способа воздействия на регулируемые отношения санкции делятся на:
· поощрительные — направлены на стимулирование активного поведения, обуславливая позитивный результат (премия, благодарность и т.п.);
· компенсационные – определяют вид и порядок компенсации потерпевшему от чьих-либо неправомерных действий или событии;
· правовосстановительные – направлены на восстановление нарушенного права (взыскание долга, восстановление на службе незаконно уволенного);
· карательные – наиболее суровый вид санкций, которые устанавливаются для предупреждения нежелательных, вредных и опасных действий, а также наказания правонарушителя, т.к. восстановить нарушенное право практически невозможно (уголовно-правовые и административно-правовые меры).
Наиболее значимая классификация норм права – классификация в зависимости от регулируемых общественных отношений. Это отраслевая классификация, в соответствии с которой различают нормы конституционного/, административного, уголовного, гражданского, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, семейного, земельного права. Нормы отраслей права подразделяются на материальные – закрепляют правовое положение субъектов, их права и обязанности; и процессуальные – порядок реализации материальных норм.
По форме выражения предписания:
· обязывающие – устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (поставить заказчику продукцию);
· управомочивающие – устанавливают определенные полномочия, закрепляющие их права, разрешающие совершение ими определенных действий (владеть домом);
· запрещающие – запрещают совершать определенные действия (нарушать права граждан).
В зависимости от юридической силы различают нормы закона и нормы подзаконного акта.
В зависимости от функций, выполняемых нормами права в механизме правового регулирования, выделяют:
· основные или исходные (отправные) нормы — т.е, из которых проистекают все другие юридические нормы — самые главные, содержаться в конституциях (например, гос. язык);
· нормы – правила поведения — основная масса правовых норм; регулятивные и охранительные;
· общие нормы – нормы, распространяющие свое действие не на одну отрасль права, а на несколько отраслей и институтов права;
· специальные нормы распространяют свое действие на определенный круг регулируемых отношений и на определенный круг субъектов (например, нормы воинских уставов).
По методу правового регулирования:
· императивные – категорически повелительные, строго обязательные;
· диспозитивные – предоставляют определенную автономию субъектам права, которые имеют возможность в рамках закона совершать действия по своему усмотрению (гражданское, семейное, трудовое, финансовое право);
· рекомендательные – предполагают желательный варианта действий;
· поощрительные – содержат правила, следования которым требует от исполнителей лучших действий, результатом такого исполнения может быть премия.
В зависимости от признаков, свойственных диспозиции нормы права: простые, описательные, отсылочные, бланкетные. Наиболее важное практическое значение имеют бланкетные и отсылочные.
Бланкетные нормы одержат общее направление действия субъектов, например: нормы, в которых предполагаемые для установления правила упоминаются, но не приводится их содержание – ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил».
Отсылочные прямо отсылают к другому нормативному акту, другой норме.
Внешней формой выражения норм права являются статьи нормативных актов. В процессе правотворчества выработалась практика изложения норм права в статьях нормативных актов, состоящая в его многовариантности, а именно когда:
· одна статья норм.акта соответствует одной норме права. Подобное изложение правовой нормы встречается редко, оно характерно для гражданского, хозяйственного, финансового законодательства;
· одна статья норм.акта содержит только одну часть нормы права, например диспозицию;
· одна статья норм.акта содержит несколько норм права;
· одна статья норм.акта содержит две части нормы права, например гипотезу и санкцию.
Наиболее распространен вариант изложения норм права, когда одна норма располагается в нескольких статьях норм.акта и даже в нескольких норм.актах. Это связано с требованиями законодательной техники, предполагающими краткость и компактность издания норм.акта. Классическое изложение правовой нормы (совпадение статьи и нормы) во многих случаях нецелесообразно, т.к. подобное изложение превратило бы почти каждый норм.акт в объемный том.
Источник