- Особенности управления затратами
- Что такое управление затратами
- Затраты, издержки, расходы
- Планирование затрат
- Нормативный метод управления затратами
- Методы контроля и снижения затрат
- Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- Классификация методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости
- Котловой метод учета затрат
- Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
- Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
- Итоги
- Тема 4. Система нормативного учета затрат
- Оглавление
- 4.1. Понятие и основные принципы нормативного метода учета затрат
- 4.2. Организация калькулирования себестоимости при нормативном методе. Учетные записи
- 4.3. Система «стандарт-костинг»
- Пример
- Пример
Особенности управления затратами
Больше материалов по теме «Управленческий учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Любая предпринимательская деятельность имеет целью получение прибыли, приумножение капитала. Но для того, чтобы получить прибавочную стоимость, сначала нужно что-то вложить, и именно этими вложениями и ограничена возможная эффективность бизнес-деятельности. То есть, можно сказать, что именно затраты являются определяющим фактором получения прибыли. Вот почему управление затратами имеет такое немаловажное значение.
Рассмотрим все особенности, касающиеся управления затратами в предпринимательстве.
Что такое управление затратами
Если разрыв между используемыми ресурсами и получаемой прибылью слишком велик, речь идет об убытке, а значит, неэффективном управлении.
Постановка качественных целей, их корректировка, прогнозирование исходов, определенное воздействие на производственные процессы с наиболее рациональным применением имеющихся ресурсов – это и есть управление. В этот процесс включаются следующие действия:
- прогнозирование;
- планирование;
- организация деятельности;
- координация процессов;
- регулирование;
- учет и мониторинг;
- калькулирование;
- контроль;
- анализ.
Затраты, издержки, расходы
Термины, кажущиеся непрофессионалу синонимичными, на самом деле имеют важные оттенки значений, которые надо различать, чтобы понять, как они вписываются в систему управления расходной частью бизнеса.
Расходы – экономическое понятие, которое характеризует бизнес-траты на основные цели производства, реализации и приобретения активов и другой деятельности, которую можно оценить в денежной форме. Это относительное уменьшение экономической выгоды вследствие убытия активов или выполнения определенных финансовых обязательств, а значит, и снижение общего размера капитала. Это понятие относится в большей степени к денежным потокам.
Издержки – те траты, которые вытекают из уже созданной ранее прибыли; они связаны с производством и сопутствующей деятельностью организации, например, на управление, на социальную сферу, транспортные и другие накладные денежные вложения. В основном, из состава издержек в процессе деятельности формируется себестоимость.
Затраты – самая широкая категория из приведенных. Она предусматривает любое уменьшение активов, не только денежное, но и натуральное. К последнему относятся:
- материальные средства;
- сырье;
- материалы;
- энергия;
- рабочее время.
ВАЖНО! Когда речь идет об организации управления затратами на предприятии, важно учитывать не только денежные, но и натуральные активы: именно этим и определяется, в конечном итоге, успех предпринимательской деятельности.
Планирование затрат
Это основа управления. Грамотно запланированный процесс практически гарантирует эффективный результат.
Основная цель планирования затрат – определение и утверждение оптимальной суммы на те или иные затраты в определенном периоде. Планирование должно различаться по видам деятельности и типам производимой продукции.
Планирование осуществляется в форме составления бизнес-плана организации на конкретный временной период, чаще всего на учетный год. От него зависят такие ключевые бизнес-элементы, как:
- план производства;
- фонд заработной платы;
- планируемое снабжение предприятия.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Составляя план на каждый последующий период, важно добиваться экономически обоснованного уменьшения затрат по сравнению с предыдущим: тогда можно говорить об эффективности, прогрессе и росте прибыли.
При планировании затрат целесообразно принимать во внимание производственные инновации, позволяющие повысить уровень производства, модернизировать технологию, усовершенствовать организацию труда, то есть в целом обеспечить развитие.
Нормативный метод управления затратами
Предусматривает координацию норм затратной части производства, то есть сравнение фактических показателей с теми, что предусматривались по плану. Если выявились отклонения, нужно исследовать их причину и принять определенные меры по их недопущению в дальнейшем.
Для того, чтобы определить фактические показатели, нужно исследовать затраты, фиксировать их, то есть учитывать в определенной документации.
Затраты отражают в следующих официальных бумагах организации:
- месячной, годовой, квартальной сметах – в них фиксируются текущие (краткосрочные) затраты;
- в производственной смете – тут предусматриваются ресурсы на оплату вознаграждения за труд, использование оборудования и аппаратуры, другие траты на производство;
- в смете расходов на управление;
- в коммерческой смете – все, связанное с реализацией.
К СВЕДЕНИЮ! Главная задача при составлении смет – выбор приоритетных затрат.
Методы контроля и снижения затрат
Не всегда снижение затрат должно быть самоцелью любого управления ими. Иногда оправдано временное их повышение, если в долгосрочной перспективе это приведет к росту производства, увеличению конкурентоспособности, повышению спроса.
Тем не менее, основной задачей управления является все же минимизация затрат, выражающаяся в максимальном контроле всех факторов, влияющих на них на разных стадиях предпринимательства, а также на конечный размер. К таким факторам относятся:
- оптимальность наращивания объемов производства;
- увеличение интенсивности и эффективности применения средств производства;
- оптимизация отношений с контрагентами – заказчиками, поставщиками и т.п.;
- уменьшение цикла операций;
- совершенствование технологического процесса;
- экономия дополнительных затрат.
Источник
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Классификация методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости
Для начала определим, что может дать правильное построение методики учета затрат (далее — УЗ), кому это нужно и для чего.
Можно определить следующие приоритеты управленческого УЗ:
- проверка правильности течения производственного цикла;
- сбор информации о затратах для их анализа и поиска путей оптимизации;
- принятие решений менеджментом по прочим вопросам управления затратами.
Объекты УЗ и калькулирования себестоимости чаще всего отличаются. Первый из них — это основание, по которому проводится сортировка затрат. Объектом УЗ может быть место их возникновения, центр ответственности, вид или группа продукции, вид ресурсов. Вторым выступает вид продукции (работы, услуги), полуфабрикатов, продукция на разных стадиях готовности. Чтобы разграничить понятие УЗ и понятие калькулирования себестоимости, предлагаем рассмотреть схему.
Последовательность отражения и подсчета затрат и себестоимости состоит из УЗ (шаги 1–5) и калькуляционного учета (шаги 4–6). Эти шаги взаимоувязаны, и их выполнение предоставляет данные для управления затратами. На данный момент в литературе по управленческому учету описано большое количество методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Для них пока не создано единой общеутвержденной систематизации. Все эти методы были разработаны для решения разных управленческих задач и зачастую классифицируются по следующим признакам:
1. По объектам УЗ:
О попроцессном методе будет рассказано ниже, а о попередельном и позаказном читайте статьи нашего сайта:
2. По полноте УЗ:
- система полных затрат,
- система неполных (частичных) затрат.
3. По оперативности УЗ и контроля:
- метод фактических затрат,
- метод нормативных затрат.
Некоторые методы утрачивают свою актуальность из-за несостоятельности представления полной и корректной информации о затратах и себестоимости. Таким примером является котловой метод.
Котловой метод учета затрат
Разработка и внедрение методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции проходили постепенно. Первоначально затраты учитывались котловым методом. Главная особенность этого метода в том, что все затраты, независимо от их вида, места, в котором возникли, или другого признака, учитываются в едином регистре в течение всего периода. В итоге получается общая сумма затрат предприятия за период, которую невозможно корректно или хотя бы близко к действительности распределить по видам изготавливаемой продукции. Себестоимость отдельного вида изготавливаемой продукции рассчитывается путем распределения всех котловых затрат относительно какой-либо базы, например плановой себестоимости. В итоге значение себестоимости получается очень приблизительным. Такой учет не дает данных, позволяющих контролировать затраты, искать пути их оптимизации и решать другие управленческие вопросы. На данный момент котловой метод калькулирования затрат также в ходу, но применяется редко. Он актуален для производств, где нет нужды в аналитическом учете, например с единственным продуктом на выходе (угледобывающая промышленность, малые предприятия с единственным видом продукции).
Важные особенности имеет не только бухгалтерский учет затрат на производство, но и отражение незавершенки в декларации по прибыли. А для этого важно правильно организовать налоговый учет незавершенного производства и готовой продукции. Как правильно это сделать детально рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
Попроцессный метод нередко называется упрощенной моделью попередельного. Попроцессный метод подходит для предприятий:
- с большими объемами непрерывного производства;
- недолгим циклом производства;
- узким перечнем изготавливаемых изделий;
- отсутствием или несущественным размером незавершенки.
Примерами таких предприятий могут быть занятые в добывающей отрасли (горнорудные, газодобывающие, нефтедобывающие, лесозаготовительные), в энергетике, перерабатывающие предприятия с простым технологическим процессом (производство цемента, асфальта и т. д.).
У попроцессного метода существует несколько разновидностей в зависимости от условий, представленных на схеме.
При однопроцессном, однопродуктовом производстве без запасов готовой продукции себестоимость единицы продукции получается путем деления всех затрат за период на количество произведенной продукции.
При однопроцессном, однопродуктовом производстве с наличием остатков готовой продукции себестоимость единицы вычисляется по формуле:
Себ. = Зобщ. / К + Зком. / Кком.,
Себ. — полная себестоимость единицы продукции;
Зобщ. — общие производственные затраты;
К — количество произведенной продукции;
Зком. — коммерческие и административные расходы;
Кком. — количество проданной продукции.
При многопроцессном производстве технологический процесс состоит из нескольких стадий. По прохождении каждой стадии получается новый полуфабрикат, который проходит через промежуточный склад полуфабрикатов. Причем количество полуфабрикатов после каждой стадии может различаться. Для каждого процесса ведется УЗ и количества получаемых полуфабрикатов. Для лучшей аналитики затраты сырья и материалов на единицу продукции учитываются обособленно, а по каждому процессу подсчитывают добавленные затраты (зарплата и общепроизводственные расходы). В этом случае проводится калькулирование по стадиям обработки. Себестоимость единицы продукции считается по формуле:
Себ. = Зм + З1 / К1 + З2 / К2 + . + Зn / Кn + Зком / Кком,
Зм — материальные затраты на единицу продукции;
З1, З2 . Зn — добавленные затраты каждого процесса;
К1, К2 . Кn — количество полуфабрикатов, полученных в каждом процессе.
В некоторых случаях попроцессный метод отождествляется с попередельным, ведь они характеризуются наличием обособленных стадий производства (процессов или переделов), по прохождению которых получается готовый полуфабрикат. Различие между этими методами несколько условно, но можно выделить некоторые особенности попередельного метода:
- более сложный производственный процесс;
- существенные остатки незавершенки;
- себестоимость вычисляется в каждом переделе по собственным производственным затратам, общие затраты распределяются по переделам и видам изделий косвенным способом;
- калькуляция происходит ежемесячно с учетом остатков незавершенного производства;
- возможно применение метода условных единиц.
Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
Сутью нормативного метода учета является предшествующий расчет нормативных затрат по выбранным объектам, а также попутное определение отклонений фактических затрат от нормативных в процессе выпуска продукции. По каждому виду изделия составляется нормативная калькуляция, где указаны нормы расхода материалов, зарплаты и прочих статей. Учет ведется так, чтобы была возможность разбить текущие затраты на нормативные и отклонения. Данные по отклонениям позволяют находить причины несоответствия нормам, находить виновников или недочеты в технологическом процессе.
В бухгалтерском учете затраты также отражаются по нормам и отклонениям, как правило с использованием счета 40. На схеме изображен принцип учета по нормам. Фактическая себестоимость списывается в дебет счета 40 со счетов УЗ на производство, а нормативная отражается по кредиту в корреспонденции со счетами 43, 90. При экономии делается сторнировочная запись Дт 90 Кт 40, а при перерасходе дополнительная запись Дт 90 Кт 40 на сумму отклонений.
Итоги
Для результативного использования методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции организация должна детально проанализировать свои процессы, определить актуальные управленческие задачи, обозначить объекты УЗ и в итоге выбрать один или несколько методов. Трудозатратность методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции компенсируется получением детальной информации, которая помогает в решении насущных вопросов.
Источник
Тема 4. Система нормативного учета затрат
Цель
Цель изучения темы – формирование у студентов представления о сущности нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости, условиях и возможностях его использования на практике.
Основные задачи:
- определение основных принципов нормативного метода учета затрат;
- определение понятия «норма»;
- изучение порядка разработки норм, изменений текущих норм;
- изучение последовательности операций при нормативном методе калькулирования себестоимости;
- изучение сущности системы «стандарт-костинг»;
- использование нормативных затрат для контроля и анализа фактических затрат.
Оглавление
4.1. Понятие и основные принципы нормативного метода учета затрат
В отечественной практике этот метод применяют в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством с разнообразной и сложной продукцией.
Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости – это метод, основанный на использовании норм расхода ресурсов различных видов при изготовлении продукции.
Нормативные затраты, или нормы, представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные величины расхода ресурсов на единицу готовой продукции.
Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:
- прямые материальные затраты;
- прямые трудовые затраты;
- накладные расходы.
Нормативные затраты определяют заранее. При разработке норм используют два основных подхода. Согласно первому разрабатываются технически обоснованные нормы. Технически обоснованные нормы разрабатывают конструкторские и технические службы расчетным, экспериментальным или экспертным путем на основе анализа технологических операций, связанных с производством конкретного вида продукции (изделия) в условиях прогрессивной технологии и организации производства.
При разработке норм в соответствии со вторым подходом на основании данных прошлых периодов производится анализ фактической величины потребления материальных, трудовых и других ресурсов.
Нормы затрат подразделяют на основные, идеальные, текущие и плановые.
Основные нормы – это затраты ресурсов на производство продукции в стандартных условиях. Они определяются как постоянные, являются неизменными на протяжении длительного периода времени, зависят от изменения методов производства, уровня цен и других факторов. Используются как основа анализа фактических затрат, их динамики.
Идеальные нормы – это минимальные затраты, которые возможны в условиях оптимальной организации производства при отсутствии любых потерь (от простоев, брака и т. п.). Эти нормы редко достижимы, однако могут быть использованы для определения резервов снижения затрат.
Текущие нормы – это затраты на производство продукции в отчетном (текущем) месяце, определенные с учетом реальных условий производства, нормальных потерь, обусловленных поломкой оборудования, его ремонтом и т. п. Эти нормы реально могут быть достигнуты.
Текущие нормы разрабатываются на каждый месяц и действуют в течение месяца. На их основе составляют сменные планы работ, отпускают материалы на рабочие места, оплачивают выполненные работы и составляют ежемесячные нормативные калькуляции по деталям, узлам, изделиям.
Плановые нормы предусматриваются квартальными и годовыми планами и являются средними на планируемый период.
Текущие нормы могут совпадать с плановыми, если в течение рассматриваемого периода не предполагается их изменение.
В основе нормативного метода лежат текущие нормы.
По мере совершенствования производства, улучшения использования ресурсов текущие нормы могут изменяться.
Они могут изменяться при внедрении новой технологии, реализации рационализаторских предложений, организационно-технических мероприятий, при повышении качества деталей, узлов, изделий, повышении производительности труда, замене дорогостоящих материалов более дешевыми и т. д.
Принято различать плановое и внеплановое изменение норм.
Плановое изменение норм проводят в связи с запланированной заменой оборудования, переходом на новую технологию, повышением квалификации персонала, использованием новых материалов и т. п.
Внеплановое изменение норм может быть обусловлено отсутствием необходимого вида материалов и заменой их другими, отсутствием необходимого оборудования, работников требующейся квалификации и т. п.
Плановые изменения норм устанавливаются на длительное время, внеплановые – на ограниченный период времени, пока не будут устранены причины изменений.
Изменение норм производится, как правило, по состоянию на новый отчетный период.
При использовании нормативного метода учета затрат по каждому виду продукции на основе текущих норм затрат материалов, трудовых затрат, накладных расходов, действующих на начало отчетного месяца, составляют нормативные калькуляции. Затем организуют учет изменений текущих норм и отклонений фактических затрат от нормативных. Таким образом, основными элементами нормативного метода являются:
- планирование затрат на основании действующих норм и составление нормативных калькуляций себестоимости на весь ассортимент продукции;
- оперативный учет изменений норм по технико-экономическим мероприятиям, инициаторам, объектам учета затрат и объектам калькулирования;
- выявление, документирование и учет отклонений от норм расходов по причинам их возникновения и виновникам, по местам и центрам затрат, группам однородных изделий и другим объектам калькулирования, а также по элементам и статьям расходов;
- систематизация фактических затрат на производство по объектам учета с подразделением на затраты по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм;
- исчисление фактической себестоимости отдельных изделий путем суммирования нормативной себестоимости по каждой статье и сумм отклонений и изменений, рассчитанных по групповым коэффициентам.
4.2. Организация калькулирования себестоимости при нормативном методе. Учетные записи
Характерная черта нормативного метода – ведение сводного учета затрат на производство по цехам, по видам или однородным группам изделий с расчленением затрат по нормам, изменениям норм и отклонениям от них.
Фактическая себестоимость продукции при нормативном методе определяется сложением суммы затрат по текущим нормам, отклонений фактических затрат от нормативных и величины изменений норм.
З факт = З норм + Откл. + Изм. норм
Фактическую себестоимость конкретного вида продукции можно установить двумя способами:
1. Если объектом калькулирования является отдельный вид продукции, то отклонение от норм и их изменение могут быть отнесены прямо на конкретный вид продукции. Тогда фактическая себестоимость рассчитывается прямым счетом по формуле
З факт = З норм + Откл. + Изм. норм
2. Если объектом учета является группа однородной продукции или изделий, то фактическая себестоимость каждого вида определяется путем распределения отклонений и изменений норм пропорционально самим нормам. Второй способ считается менее трудоемким.
Величина затрат по нормам определяется в результате составления нормативной калькуляции:
- составляют нормативные карты на детали и узлы, содержащие данные о нормах расхода производственных ресурсов;
- на основе карт составляют нормативные ведомости на цех;
- с учетом выпускаемых изделий составляют нормативную карту на каждое изделие.
Учет изменений текущих норм может вестись по-разному в зависимости от принятой организации управленческого учета. Сведения об изменениях норм указывают в извещениях об изменении норм. Извещения об изменении норм материальных затрат оформляются техническим отделом, плановым отделом, отделом главного энергетика. Извещения об изменении норм трудовых затрат составляются отделом труда и заработной платы. Изменения цен на материалы, топливо, энергию также фиксируются соответствующими службами, организациями.
Извещения об изменении норм содержат информацию о причине изменения, величину старой и новой нормы.
Содержание каждого извещения отражается в специальных ведомостях.
Отклонение фактических затрат от нормативных учитывают по местам их возникновения, по причинам, виновникам. Учет отклонений ведут в разрезе видов затрат. Методы выявления отклонений могут быть разными и зависят от вида производственных ресурсов, характера производства. Для материальных затрат могут использоваться:
- метод документирования;
- метод партионного раскроя;
- инвентарный метод.
Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья, материалов от установленных норм. Отпуск сырья и материалов производится по лимитно-заборным картам в соответствии с установленными нормами на месяц для каждого цеха. После того, как месячная норма материалов будет выбрана, лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию, а дополнительный отпуск сырья, материалов производится на основании требований.
Метод партионного раскроя. На каждую партию отпускаемых материалов выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указываются количество материалов, поданное к рабочему месту, количество заготовок и отходов, которое должно быть из этого материалы получено. В этом же листе отражается фактически полученное количество заготовок и отходов. Для выявления отклонений сопоставляют предусмотренный в раскройном листе нормативный расход материалов с фактическим.
Этот метод используется в швейной, обувной промышленности.
Инвентарный метод. При инвентарном методе по истечении установленного промежутка времени (рабочая смена, сутки, пятидневка и т. п.) проводят инвентаризацию остатков неизрасходованных материалов на рабочем месте. Фактический расход материалов определяют, прибавляя к остатку на начало периода количество материалов, отпущенных на рабочее место за расчетный период, и вычитают остаток материалов, оставшихся на конец периода. Фактический расход сравнивают с нормативным и, таким образом, находят отклонение.
Этот метод используется в пищевой, мясной, молочной и других отраслях промышленности.
Для определения отклонений фактических трудовых затрат от нормативных могут использоваться следующие методы:
по конечной производственной операции – работники, занятые на определенном этапе технологического процесса, объединяются в сквозные бригады, выработка которых определяется исходя из количества продукции, прошедшей конечную производственную операцию, выполняемую бригадой. Метод может применяться при поточной организации труда, когда выработка на конечной операции соответствует выработке на любой промежуточной стадии работы бригады, т. е. там, где отсутствуют или стабильны межоперационные остатки незавершенного производства. Как правило, это производства с регламентированным ритмом, где равенство или кратность промежуточных операций такту поточной линии позволяет определить выработку всех рабочих;
инвентарный – по данным о выработке на конечной производственной операции бригады и пооперационных остатках деталей в начальном и конечном НЗП определяется выработка по отдельным рабочим местам. Сфера применения – поточные линии со свободным ритмом, с непостоянным заделом обрабатываемых деталей, изменяющимися запасами деталей в незавершенном производстве, неодинаковой выработкой на отдельных промежуточных операциях. Как правило, используется в условиях массового и крупносерийного производства;
приемки выработки на каждой производственной операции – количество изготовленной продукции устанавливается путем приемки ее по каждому рабочему месту, осуществляемой мастером или работниками технического контроля. Применяется в условиях серийного и массового производства, где на отдельных рабочих местах в течение отчетного периода производятся разные или редко повторяющиеся изделия;
расчетный – используется в случаях, когда выработка зависит от других показателей и невозможно применить перечисленные выше способы.
Нормативный метод редко используют как самостоятельный. Как правило, он применяется в сочетании либо с позаказным, либо с попередельным методом калькулирования себестоимости.
При использовании нормативного метода учет часто организуют с использованием счета 40 «Выпуск продукции». Прямые затраты по нормам относят на затраты производства записью:
Д20 К10, 70, 69 – нормативные затраты.
Косвенные нормативные затраты учитывают на счетах 25 и 26 и распределяют по видам продукции пропорционально выбранной базе:
Отклонение фактических прямых и косвенных затрат отражают на счетах аналогичными записями:
Д20 К10, 70, 69, 25, 26 — +(-) отклонения.
В результате на счете 20 формируется фактическая производственная себестоимость продукции (работ, услуг).
При передаче готовой продукции из производства на склад на величину ее нормативной себестоимости делают запись:
Д43 К40 – нормативная производственная себестоимость.
В конце месяца фактическую производственную себестоимость сданной на склад готовой продукции отражают в учете записью:
Д40 К20 – фактическая производственная себестоимость.
Отклонения фактической производственной себестоимости Д40 от нормативной К40 включают в полную себестоимость реализованной продукции записью:
Д90/2 К40 — +(-) отклонение.
Разнообразие технологических типов промышленных производств требует индивидуального подхода к организации нормативного учета себестоимости. В то же время его прямая связь с нормами делает элементы нормативного метода универсальным и приемлемым во всех отраслях промышленности.
4.3. Система «стандарт-костинг»
Используемый в отечественной практике метод нормативного учета затрат соответствует применяемой в зарубежной практике системе Standart Costing.
Термин «стандарт-костинг» означает:
«стандарт» – количество материальных, трудовых и накладных затрат, необходимых для производства единицы продукции;
«костинг» – денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.
При применении системы Standart Costing (SC) все затраты, определяющие себестоимость продукции, отражают первоначально в соответствии со стандартными величинами (в размере предопределенных затрат).
Стандартные затраты на единицу произведенного продукта в рамках системы SC подразделяют на 6 элементов:
- Стандартная (нормативная) цена прямых материалов.
- Стандартное (нормативное) количество прямых материалов.
- Стандартное (нормативное) рабочее время по прямым трудозатратам.
- Стандартная (нормативная) ставка оплаты прямого труда.
- Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов (Кперем. ОПР).
- Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов (Кпост. ОПР).
При наличии всех перечисленных стандартов нормативные затраты прямых материалов определяются путем умножения нормативной цены этих материалов на нормативное их количество.
Нормативная цена основных материалов, как и в отечественной практике, представляет собой тщательную оценку затрат определенного вида основных материалов на следующий учетный период. Ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет агент по закупкам. Определяя нормативные цены, он должен учесть все возможные увеличения цен, изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др. Также он совершает все фактические закупки.
Нормативное количество основных материалов – оценка ожидаемого количества, которое будет использовано. Такая оценка является одной из наиболее трудных задач в установлении нормативов. На нее оказывают влияние специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, квалификация и опыт рабочих. Определенный брак и потери неизбежны, и это необходимо учитывать при расчете нормативного количества материалов. Обычно эти нормативы устанавливают менеджеры, отвечающие за производство, или бухгалтер, ведущий учет затрат, привлекая для их разработки инженеров, агентов по закупке материалов и машинных операторов.
Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормативного рабочего времени на нормативную ставку прямой оплаты труда.
Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам) отражает время, необходимое для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы произвести одну единицу или одну партию изделий. Во многих случаях нормативное время на единицу составляет небольшую долю часа. Нормативное рабочее время должно пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется квалификация рабочей силы. Ответственность за разработку этого норматива несет менеджер соответствующего подразделения.
Нормативная ставка прямой оплаты труда выражает стоимость часа труда основных производственных рабочих, планируемую в следующем учетном периоде для каждой функции или вида работ. На практике ставки прямой оплаты труда достаточно легко определимы, т. к. они либо зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией.
Общепроизводственные нормативные расходы представляют собой сумму оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем учетном периоде. Эти оценки основаны на нормативных коэффициентах.
Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов находят делением общих планируемых переменных общепроизводственных затрат на планируемое количественное выражение определенной базы, например ожидаемое количество машино-часов или часов прямых трудозатрат. Может быть использована другая база, если машино-часы или часы прямых трудозатрат не являются подходящей мерой для переменных общепроизводственных расходов. Формула на базе прямых трудозатрат выглядит следующим образом:
Нормативный коэффициент переменных трудозатрат
Общие планируемые переменные ОПР / Общее количество часов прямых трудозатрат
Аналогично рассчитывается нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов:
Нормативный коэффициент постоянных трудозатрат
Общие планируемые постоянные ОПР / Общ. кол-во часов прямых трудозатрат
Пример
Определим величину нормативных затрат на производство единицы продукции в организации, которая производит автоматические карандаши. Для производства организация использует два вида материалов: пластмасса и подвижной механизм. Изготовление карандашей производят в двух цехах – штамповочном и сборочном.
Нормативные расходы по материалам составляют:
нормативное кол-во – 0,025 кг на 1 карандаш
нормативная цена – 92 руб. за 1 кг
нормативная цена – 2,25 руб. за 1 шт.
нормативное кол-во – 1 шт. на 1 карандаш
Нормативные расходы по трудовым затратам:
0,01 часа на 1 карандаш
нормативная ставка 80 руб. за 1 час
0,05 часа на 1 карандаш
нормативная ставка – 102 руб. за 1 час
Переменные ОПР: К норм = 12 руб. за 1 час трудозатрат.
Постоянные ОПР: К норм = 9 руб. за 1 час трудозатрат.
Нормативные затраты на 1 карандаш составят:
Прямые материальные затраты (на 1 карандаш):
92 руб. х 0,025 + 2,25 руб. х 1 = 4,55 руб.
Прямые трудовые затраты = 80 руб. х 0,01 + 102 руб. х 0,05 = =5,9 руб.
ОПР = 80 х 0,06 + 60 х 0,06 = 8,4 руб.
Всего нормативных затрат:
4,55 + 5,9 + 8,4 = 18,85 руб.
При ведении учетных записей в системе «стандарт-кост» действуют следующие правила:
- Все записи на счетах запасов и затрат (материалы, незавершенное производство, готовая продукция, себестоимость реализованной продукции) ведутся по нормативам.
- Все записи на прочих счетах (расчеты с поставщиками, покупателями и персоналом; денежные средства; выручка от продаж и т. д.) ведутся по фактическим суммам.
- Для каждого вида отклонений фактических затрат от нормативных выделяется отдельный счет.
- Неблагоприятные отклонения отражаются по дебету этих счетов, благоприятные – по кредиту.
Использование нормативных затрат исключает необходимость исчисления себестоимости 1 единицы продукции на основе фактических затрат ежемесячно.
В рамках системы SC можно определить и определяют общие нормативные затраты на 1 единицу продукции, которые будут верны в любой момент времени.
Таким образом, преимущества системы «стандарт-кост» состоят в следующем:
- Позволяет оценить деятельность отдельных работников и компании в целом (на основе сравнения фактически достигнутых показателей аналогичными показателям, рассчитанными по нормам).
- Помогает принять решение об установлении цен, помогает при составлении бюджетов и прогнозов.
- Калькуляция производится по заранее известным нормам. Удобства быстрой калькуляции компенсируют дополнительные затраты, возникающие при установлении нормативов (которые могут не меняться в течение длительного времени).
Важнейшей частью системы SC являются контроль фактических затрат, определение отклонений по элементам стандартных затрат, проведение анализа причин их возникновения с целью минимизации отклонений и корректировки применяемых стандартов.
При этом выявление отклонений является первым шагом в оценке деятельности организации.
Различают отклонения благоприятные и неблагоприятные.
Если фактические затраты ниже нормативных, то отклонение считается благоприятным, в противном случае неблагоприятным. Благоприятные отклонения положительно влияют на финансовый результат деятельности организации, увеличивают ее прибыль. Неблагоприятные отклонения оказывают на прибыль отрицательное влияние.
Для целей анализа отклонений используют разные методы, в том числе факторный метод анализа.
Все отклонения фактических затрат от нормативных аналитики подразделяют на три вида:
- Отклонение затрат прямых материалов.
- Отклонение прямых трудовых затрат.
- Отклонение ОПР.
Сопоставляя фактические и нормативные затраты материалов на 1 единицу продукции (МЗ ф и МЗ н ), определяют величину общего отклонения затрат прямых материалов ( МЗ).
.
Поскольку материальные затраты на единицу продукции есть произведение цены на норму расхода (количество) материала:
то при использовании факторного метода анализа отклонений фактических затрат прямых материалов от нормативных определяют влияние на их величину двух факторов:
- Изменение фактической цены за 1 единицу продукции относительно нормативной (
Ц).
- Изменение фактического расхода (количества) материалов на единицу продукции относительно нормативного (
К).
Влияние изменения количества израсходованных материалов на отклонение затрат прямых материалов определяют по формуле
.
Влияние изменения цены на отклонение затрат прямых материалов:
Общее отклонение затрат прямых материалов:
Пример
Производство требует использования двух видов материалов – А и В.
Виды материалов
Нормативное количество (К н )
Нормативная цена (Ц н )
Фактическое количество (К ф )
Фактическая цена (Ц ф )
Расход материалов нормативный (МЗ н )
Расход материалов фактический (МЗ ф )
Источник