Налоговый федерализм и особенности его реализации
Дата публикации: 12.12.2018 2018-12-12
Статья просмотрена: 1680 раз
Библиографическое описание:
Аминова, Д. А. Налоговый федерализм и особенности его реализации / Д. А. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54645/ (дата обращения: 18.11.2021).
Статья направлена на раскрытие содержания налогового федерализма и его принципов. Обозначены способы его функционирования и реализации.
Ключевые слова: налоговый федерализм, распределение налогов, принципы налогового федерализма, государственное управление.
Сегодняшний этап налоговой реформы в Российской Федерации отличается высокой динамичностью. Активно реализуется совокупная концепция развития налоговой системы, которая направлена на создание рациональной системы налогообложения в стране, принимаются кардинальные поправки в отдельные виды налогов.
В связи с тем, что были приняты Бюджетный Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ, в последующем БК РФ и НК РФ, возросла актуальность проблемы правового разграничения и в последствии распределения налогов между органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления. Учитывая утверждение демократических принципов устройства Российской Федерации, можно утверждать, что органы местного самоуправления стали неотъемлемым компонентом системы государственного управления, получив управленческие и финансово-бюджетные права.
При построении модели налогового федерализма России возникают определенные проблемы. С одной стороны, они связаны с несовершенством теоретической основы налогового федерализма, с другой, наличием вопросов построения на практике федеративных отношений между разными уровнями органов власти. До сих пор ведутся обсуждения, связанные с пониманием правового содержания структуры, принципов и механизмов функционирования федерализма.
Различные источники по-разному дают характеристику налоговому федерализму, согласно книге Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение» налоговый федерализм представляет собой правовую систему разграничения бюджетно-налоговых полномочий между уровнями власти и управления. Он предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации или в процессе дальнейшего реформирования. Этот принцип провозглашен в качестве исходного и в проекте Налогового кодекса, в котором определена стратегия налогообложения. Другие источники делают акцент на том, что налоговый федерализм это прежде всего основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни управления разными полномочиями в сфере налогов, по поводу их отчислений и распределения между бюджетами разных уровней для их самостоятельности в вопросах финансов.
Теоретический смысл налогового федерализма раскрывается благодаря принципам, которые обеспечивают оптимальное управление большими многоуровневыми системами:
1) конституционное закрепление характеристики финансовой системы, видов налогов, главных принципов налогообложения;
2) разграничение прав, обязанностей и ответственности при формировании и исполнении бюджетов между федеральными, региональными и местными органами РФ;
3) законодательная регламентация налоговых полномочий уровней управления;
4) равноправие все субъектов РФ в принятии финансовых решений с федеральным центром;
5) конституционная гарантия финансовой самостоятельности субъектов РФ и местного самоуправления и обеспеченность ресурсной базы, которая должна быть адекватной их полномочиям;
6) достаточность собственных доходов в бюджетах каждого уровня для реализации закрепленных за ними расходных полномочий;
7) закрепление за каждым уровнем бюджета собственных налогов, права на изменение отдельных составляющих налогообложения по собственным налогам;
8) конституционная гарантия справедливого перераспределения бюджетных средств между сферами управления, регионами, отдельными гражданами и контроль за их применением;
9) перераспределение финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы для сглаживания неравенств различных бюджетов, применяя межбюджетные трансферты;
10) автономизация, которая предполагает оптимальное сочетание центра и нижерасположенных уровней путем наделения последних собственными доходными источниками, налоговыми полномочиями и ответственностью.
Реализация налогового федерализма основывается на следующих принципах:
‒ сбалансированность бюджетов всех уровней;
‒ равенство прав и обязанностей всех территориально-административных единиц РФ;
‒ равномерность поступления налоговых платежей в течение года, в связи недопущения кассовых разрывов;
‒ заинтересованность в наращивании собственных доходов всех органов власти.
Существует два образа реализации налогового федерализма:
‒ все налоги, платежи и сборы согласно НК РФ делятся на федеральные, региональные, местные и по каждой группе определены границы соответствующих уровней государственной власти по установлению и изменению элементов налогообложения;
‒ в НК РФ заложен метод разделения налоговых ставок, а конкретно в части налога на прибыль организаций, по которому общая налоговая ставка равна 20 % делится на 2 % (для поступления налога в федеральный бюджет) и 18 % (для исчисления налога в бюджет субъектов РФ).
Кроме этого, по бюджетному законодательству (БК РФ) налоговые доходы поступая в бюджетную систему страны, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам. Рассмотрим данный процесс на примере некоторых налогов федерального бюджета:
‒ налог на прибыль организаций (НПО) по налоговой ставке — по нормативу 100 %;
‒ налог на добавленную стоимость (НДС) — по нормативу 100 %;
‒ акцизы на спиртовые продукты — по нормативу 50 %;
‒ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — по нормативу 40 %
‒ сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов — по 20 % и т. д.
Проблема налогового федерализма заключается во взаимоотношениях государства и его граждан на основе организации движения финансовых потоков рациональным образом. При данном понимании налогового федерализма изменяется толкование базы доходов государства, услуги власти приобретают характер подчинения гражданам в условиях двустороннего контракта.
Модель налогового федерализма, которая сложилась в России, по большому счету уникальна. Тот факт, что в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, определяет сложность и многогранность конструкции, учитывающей различия исторического, географического, национального, экономического, климатического характера. Исходя из этого, главной задачей государства является выбор оптимальной модели налоговых отношений в стране и её реализации, устраняющей дисбаланс социально-экономического развития субъектов.
Подводя итог, можно утверждать, что налоговый федерализм представляет собой сложный механизм, в который входят множество нюансов при его реализации. Следовательно, для правильного его определения и реализации нужен системный подход.
Источник
Лекция 6.Налоговый федерализм
1. Понятие и основные положения налогового федерализма
2. Методы налогового федерализма
3. Понятие обособленного подразделения организации
У нас он фактически отсутствует. Концепция налогового федерализма НК указывает, что субъекты и муниципальные образования могут устанавливать только ставку, льготы и порядок уплаты налогов в порядке, определенным НК. Эти налоги сложны в администрировании, поступления от них незначительны. В БК установлены нормативы отчислений в местные бюджеты и бюджеты субъектов.
1. Понятие и основные положения налогового федерализма
Налоговые федерализм- разграничение налоговых полномочий между РФ, субъектами и муниципальными образованиями, те определение предметов исключительного и совместного ведения с разграничением полномочий в рамках последних.
Цели разграничений налоговых полномочий:
— построение систем доходов каждого уровня власти для финансирования бюджетных обязательств соответствующего уровня власти, чтобы добиться самостоятельности, но не сепаратизма
— Налоговое бремя не должно быть чрезмерным
— Обеспечение единообразного определения статуса налогоплательщика и единообразной его реализации на всей территории РФ, исходя из принципа единства финансового и налогового пространства
Для реализации первой цели закреплены следующие принципы системы доходов бюджетов:
1.Достаточность- соразмерность предметов ведений полномочиям, предоставленных ФЗ и конституцией
2.Стабильность — способность приспосабливаться к меняющимся условиям деятельности
3.Автономность — наличие собственных источников дохода
Для реализации второй и третьей целей есть системы перераспределения доходов между бюджетами с экономической целью горизонтального выравнивания, с правовой целью распределения полномочий на получение доходов , с политической целью методов финансового воздействия. Главная цель -добиться самостоятельности публичных образований, но не для сепаратизма.
2. Методы налогового федерализма.
— разные налоги- каждое образование вводит свои налоги (фед, регион,мест)
1.Полное разграничение полномочий публичных образований в установлении налогов при определении на федеральном уровне верхних ограничений общей суммы налоговых изъятий либо без ограничения
2.Неполное разграничение полномочий в установлении налогов, когда на фед уровне определяется исчерпывающий перечень налогов и элементы из состава. Возможно представление опр полномочий субъектам, но они должны быть ограничены пределом и порядком из реализации. На фед уровне вводятся фед налоги. Субъекты и мун образ вводят региональные и местные налоги. Этот метод у нас в ст.12-15 НК.
1.Все элементы налога определяются на фед уровне, кроме ставок. Налог на прибыль орг -2% в фед бюджет,13-17%- в бюджеты субъектов
2.Предоставление субъектам и мун образ корректировать суммы налогов, поступающих в их бюджет путем регулирования баз и .
1.Деление сумм налогов между разными публичными образованиями. Этот вариант в нашем БК.
2.Установление распределяемых налогов, те деление подлежащих уплате сумм налогов между бюджетами разных уровней, когда в пределах общей ставки выделяются фед, регион и местные ставки, на основе которых определяется подлежащая уплате сумма налога. Ставки могут устанавливаться на длительный период (закрепленные налоги)или меняться ежегодно (регулирующие налоги).
3.Понятие обособленного подразделения
Оно создается для распределения доходов по налогу на прибыль организаций.
Источник
8 Налоговый федерализм
Что можно почитать:
1. Монография Комарова – местные налоги, правовое регулирование
2. Учебник Пепеляева
Здесь мы рассмотрим несколько блоков проблем.
Понятие и концептуальные положения налогового федерализма
Налоговый федерализм – это разграничение налоговых полномочий между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями, т.е. определение предметов их исключительного и совместного ведения с разграничением полномочий в рамках предметов совместного ведения.
Цели налогового федерализма:
1. Построение систем доходов каждого уровня власти для финансирования бюджетных обязательств соответствующего уровня власти, чтобы добиться финансовой самостоятельности, но не сепаратизма;
Рекомендуемые файлы
2. Обеспечение такого налогового бремени, которое выражается в экономичеком воздействии на налогоплательщика, которое не было бы чрезмереным, учитывая то, что за счет налогоплательщика нужно обеспечить доходы всех уровенй бюджетной системы;
3. Необходимо обеспечить определение и реализацию правоовго статутса налогоплательщика единообразно на территории всей страны исходя из принципов единства экономического, в т.ч. финансового и налогового пространства;
Для реализации первой цели закрепляются следующие принципы системы доходов бюджетов:
1. Достаточность, т.е. соразмерность предметам ведения и полномочиям, предоставленных конституциями и другими законами;
2. Стабильность, т.е. способность приспосабливать к изменяющимся условиям деятельности (это предполагает разнообразность, гибкость, например, при установлении различного рода сборов – тонка грань между доходами от оказанию публичных услуг и сборами);
3. Автономность – наличие собственных источников доходов.
Все эти принципы позволяют обеспечить систему дохода каждого уровня власти для финансирования всех уровней власти – обеспечить финансовую самостоятельность каждого уровня бюджета.
Существует система перераспределения доходов между бюджетами, которая преследует несколько целей :
1. Экономическая – когда достигается горизонтальное выравнивание;
2. Правовая цель – когда распределяются полномочия на получение доходов;
3. Политическая – когда реализуются методы финансового воздействия.
Главная задача в том, чтобы добиться финансовой самостоятельности публичных образований внутри страны для их эффективной работы в пользу государства, а не создать финансовую основу для сепаратизма, который неизбежно приведет к отделению отдельных публичных образований от государства.
Нужно сказать еще кое-что про постоянное представительство: им легко управлять! Этим понятием.
Квалификацию деяетльность в качестве образующей или не образующей эту деятельность зависит от того, как организована деятельность этого ЮЛ и насколько правильно оформлены документы, связанные с этой деятельностью.
Нужно, чтобы совпали все нужные критерии постоянного представительства не образовались в совокупности.
Этой концепции вполне реально управлять! И правильно оформив все необходимые документы – что касается документооборота – это один из основных критериев для минмизации налоговых рисков – надлежаще оформи документы.
Методы налогового федерализма
Что мы имеем в виду – методы распределения налоговых поступлений между различными бюджетами.
Различают 3 основных метода:
1. Разные налоги;
2. Разные ставки;
3. Разные доходы.
Метод, при котором каждое публично-правовое образование вводит свои налоги. В том методе есть 2 варианта его проявления:
1. Предусмотрено полное разграничение полномочий публичн-правоых обрзований в уставнолении налогов при определении на уровне центральной власти
a. верхних ограничений общей суммы налоговых изъятий
b. или без огранчения общей суммы налоговых изъятий;
2. Не полное разграничение полномочий различных публичных образовний в установлени налогово при определении на федеральном уровне или на уровне центральной власти исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов и основных элементов их юридического состава.
Речь идет о том, что определённые полномочия по определенным элементам налога предоставлены субреткам и ОМС, но пределы усмотрения установлены федеральной властью. И конечно же устанавливаются федеральные налоги. Отдельные элементы определяются субъектами федерации и муниципальными образованиями. Вводятся они актами субъектов федерации и муниципальными образованиями.
Такая модель была изначально реализована в НК РФ. Часть 1 НК РФ – при установлении региональных налогов на федеральном уровне – ставки и порядок уплаты могут быть и не урегулированы. Тогда субъекты подключаются. То же и с местными налогами.
1. Все элементы юридического состава налога устанавливается на федеральном уровне, кроме ставок.
Порядок и сроки уплаты региональных налогов – прямо в НК РФ. Соответственно при такой ситуации мы столкнёмся с проявлением этого варианта.
В бюджеты разных уровней поступают разные налоги, но по одним и тем же ставкам.
2. Предоставление с ограничением верхнего предела или без такого, полномочия (субъектов и местных властей) корректировать элементы состава налога в отношении доли налога, которая зачисляется в их бюджет.
Налоговую базу и налоговые льготы можно корректировать. Ст. 12 НК РФ это предусмотрено, но льготы могут предосталяться только в порядке пределов, которые предусмотрены НК РФ
Такая концепция может предусматриваться по НК РФ – могут представитльеные органы субъектов РФ и муниципальные органы кое-какие элементы устанавливать.
Источник