Нормативный способ изучения права

Догматический, нормативный, позитивисткий методы изучения права.

Догма — основное положение какого-либо учения, в рамках данного учения бездоказательно принимаемое как истинное; учение несомненное, неизменное, истинное.

Догматизация — способ трансляции знания без критического осмысления, проблематизации его оснований. Догматическое знание не объясняет что-либо, а закладывает фундамент профессиональной картины мира, выступая истинной, самоочевидной и неизменной его основой. В континентальной юридической догматике догматизация осуществлялась на основе исследования и применения римского права, а также за счет восприятия законов и процедур формальной логики как канона мышления вообще.

Догма права охватывает: 1) всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм (позитивное право), как они есть, вне зависимости от каких-либо субъективных оценок и критики; 2) деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявлению его основных принципов.

Догма права (ю ридическая догма) — понятие, означающее квинтэссенцию юридической науки (ядро теории права, догматической (аналитической) юриспруденции); часть юриспруденции, имеющая системный логический характер, связанная с детальным изучением действующих норм права путем обобщений, выработки понятий, категорий, юридических конструкций на основе юридических текстов (нормативных правовых актов, судебных решений, юридических дел (казусов), реальных фактов правовой жизни); это исследование действующего права с целью его практического применения как основы решения юридических дел и ситуаций.

Догматическое исследование права состоит из: описания содержания правовых норм; обобщения, направленного на выявление на более общих правил (принципов); определения структуры нормы права, благодаря чему формируется догматическое правило, связывающее воедино обстоятельства с последствиями (например, «купля-продажа есть консенсуальный договор, по которому одна сторона обязывается к тому-то, а другая — к тому-то»); классификации, т.е. выстраивания правил, принципов и определений в определённую систему.

Профессиональное юридическое мышление догматично. Так, юридическое образование построено по догматическому принципу, поскольку основания, принципы и категорий изучаются как данность. Профессиональная юридическая деятельность строится на бездоказательно принимаемых юридических конструкциях (состав правонарушения, структура нормы права, фикции и др.). С одной стороны, догматика очень часто полезна, поскольку имеет длительное массовое практическое применение. С другой стороны, отжившие догмы тормозят познание и общественное развитие. Противоположностью догматике является релятивизм, утверждающий, что абсолютной истины нет, и все знания относительны.

Доктрина права — это учение о догме права; вся совокупность юридико-научных суждений о позитивном праве, составляющих основы догмы права.

Догматический метод как метод толкования права применяется для содержательного изучения права (как нормативного явления и как нормы). Впервые догматический метод к праву стали применять еще римские юристы для деления на роды и виды [4, с. 13]. Первые редакции (обновления) юридической догматики — это система понятий у глоссаторов XI – XII вв. В Новое время философско-методологическая основа глоссаторов получила название схоластики. Особое развитие д огматический метод изучения права получил в немецкой юриспруденции времен кодификации права XIX в. По примеру римского права, которое тщательно изучала немецкая юриспруденция, правоведы хотели вывести из норм действующего права такие теоретические, догматические положения, которые, будучи апробированы юридической действующей практикой, заложили бы прочную основу действующему праву подобно римским терминам и конструкциям, стабильным на протяжении веков. Юридическую науку Германии называют «юриспруденцией понятий», поскольку она всегда видела в нормах права не нормативные требования, а понятия. Логические приемы позволяют использовать юридические понятия для построения «внутренне непротиворечивой» системы права. Догматическая юриспруденция была призвана обслуживать нужды гражданского оборота и фокусировалась на содержании права, выраженном в правовых нормах. Она стремилась максимально детализировать, систематизировать действующие нормы и исключить пробелы в правовом регулировании.

Читайте также:  Казеин on способ применения

Догматическая юриспруденция, по мнению С.С. Алексеева, является «первой в истории универсальной системой юридических знаний, а положения юридической догматики… — одним из наиболее высоких достижений юридической мысли, которое вполне обоснованно находит признание как феномен наднационального порядка» [4, с. 31].

Соотношение догматики с позитивизмом таково: позитивистский метод изучения права базируется на формально-логическом эмпирическом исследовании текстов действующего в данный момент позитивного права с целью устранения противоречий в массе непрерывно меняющегося и разрастающегося законодательства [40, с. 26]. Позитивисткое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных, социологических, психологических, социально-политических и иных оценок права («чистое учение» о праве). Юридический позитивизм в качестве эталона знания выдвигает принципы ясности, строгости, очевидности. [3]

С.С. Алексеев считал юридическую догматику, юридический позитивизм и аналитическую юриспруденцию «в основном равнозначными по смыслу и значению» [4, с. 12]. Право, согласно юридической догматике, — это совокупность правовых норм, принятых или санкционированных государством и обязательных для исполнения всеми лицами. В этом суть концепции юридического позитивизма (догматизма, легизма). Догматика тесно смыкается с юридическим позитивизмом и может оцениваться как его основание, поскольку он вышел из формально-догматического метода. А юридический позитивизм стал философским обоснованием юридической догматики. Современная догматическая (аналитическая) юриспруденция является модификацией современного юридического позитивизма.

Еще одним проявлением юридического позитивизма и примером догматического подхода стал нормативизм (неопозитивизм или «чистое учение о праве», разработанное Г.Кельзеном в начале XX в.). Особенностями этого учения являются:

· создание «чистой» правовой науки, т.е. очищение юриспруденции от влияния смежных к ней наук (психологии, социологии, этики и политической теории), от идеологических оценок: «Это учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле» [33, с. 10];

· понимание права как иерархии формально определенных общеобязательных норм, гарантированных государством и обеспеченных его принудительной силой;

· понимание основной, высшей нормы (Grundnorm) как гипотетического понятия, «мысленного допущения», обеспечивающего действительность всех норм нижних уровней. Эта норма никем не установлена и не зафиксирована позитивно в юридических текстах. Ее содержание сводится к обязанности соблюдать Конституцию;

· в отличие от социологической юриспруденции, которая рассматривает право «снаружи», нормативизм изучает право «изнутри», через внутренние связи и отношения между правовыми нормами;

· утверждение примата нормы над правоотношением, воспринимаемым как вторичное и производное. В гносеологическом плане такое восприятие права как должного привело к тому, что право перестало ассоциироваться с сознательной человеческой деятельностью, практикой, а стало формализоваться, огосударствливаться. Отметим, что нормативный подход к изучению права доминирует на постсоветском пространстве.

Таким образом, формально-догматический (позитивный) метод изучает лишь текстуально объективированные формы права, т.е. внешнее. Между тем, он не касается внутренней стороны — ценностной основы права. Поэтому периодически возникают учения, критиковавшие догматику (юридический гуманизм XVI в., юснатурализм-рационализм XVII – XVIII вв., марксизм-ленинизм, социологическая юриспруденция, в том числе правовой реализм XX в.).

Источник

Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

1. Общая теория права

1.1. Понятие и сущность права.

1.2. Источники права. Нормы права.

1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

1.4. Российское право и «правовые семьи».

Читайте также:  Куркума порошок способ применения

1.1. Понятие и сущность права

Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Читайте также:  Ibco vital energy lotion способ применения

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Следует выделить также следующие функции права:

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Источник

Оцените статью
Разные способы