Нормативно-правовые способы урегулирования и разрешения конфликтов
Важное значение для урегулирования и разрешения конфликтов имеют нормы права. В отличие от нравственных и религиозных правил правовые нормы однозначны, закреплены в законах и других актах, санкционированы государством. Правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет официальный характер и не может быть изменена под давлением одной из сторон или воздействием общественных настроений и пристрастий. Это относится и к конфликтам, подпадающим под действие норм международного права.
Правовая, как и любая другая социальная норма, имеет несколько каналов воздействия на поведение людей:
— информационное — норма предлагает индивидууму варианты поведения, одобряемые государством, предупреждает о последствиях того или иного поступка;
— ценностное— норма декларирует ценности, признаваемые обществом и государством;
— принудительное — норма обладает силой принуждения в отношении тех, кто игнорирует ее требования. При нарушении нормы вступают в действие правовые механизмы, начинают функционировать учреждения и должностные лица, занятые применением права.
Методы нормативно-правового регулирования используются для придания конфликту цивилизованных форм, снижения уровня агрессивности и предотвращения (смягчения) возможных деструктивных последствий.
Процесс нормативно-правового регулирования осуществляется в следующей последовательности:
— институализация конфликта (определяются дозволенные формы борьбы, устанавливаются границы, нормы, принципы, правила, фиксируются договоренности);
— легитимизация конфликта (получение согласия сторон на следование установленному порядку, фиксирование договоренности письменно или устно);
— ритуализирование делового общения;
— осуществление правового, информационного, ценностного, политического, контролирующего воздействия, система санкций.
К данной группе также относятся методы управления дисциплинарными отношениями, включающие экономические рычаги (оплата труда, система стимулирования), моральные (убеждение, поощрение, принуждение, организация труда) и психологические (выработка и принятие решений, публичные оценки).
Применение коллективно-договорной системы регулирования социально-трудовых отношений создает основу для последующего принятия коллективных договоров на предприятиях государства. Это является определенной гарантией защиты социально-экономических интересов трудящихся и их семей.
К нормативно-правовым документам по урегулированию конфликтов относятся:
— Федеральный закон о порядке разрешения коллектив-‘ ных трудовых споров от 20.10.1995;
— Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров от 21.03.1998;
— Федеральный закон о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 02.04.1999;
— Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. от 16.12.1999 (обновляется каждые 2 года);
— Контракт (трудовой договор);
— Основной текст новой редакции Европейской социальной хартии и законодательство и правоприменительная практика Российской Федерации: Сравнительный анализ. Сентябрь 1998 г.;
— Постановление Правительства РФ от 05.11.1999 № 1229 «О порядке обеспечения деятельности российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
— Правила внутреннего трудового распорядка для работников предприятия.
Законный путь разрешения конфликта всегда существует (например, обращение в суд), но во многих случаях конфликтующие стороны стремятся избежать суда или вмешательства других посредников, предпочитая решить конфликт самостоятельно и, естественно, в свою пользу.
Результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала та или иная сторона либо были нарушены общественные или государственные интересы.
Юридические пути предупреждения конфликта при всей их важности негибки, а подчас чреваты новыми конфликтами.
Для разрешения споров иной раз полезнее привлекать не юристов, а посредников, консультантов и специалистов-психологов.
Источник
Противодействие коррупции: конфликт интересов
1. Общие положения.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы, связанные с конфликтом интересов, являются:
– Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[1];
– Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[2];
– Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[3];
– Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821[4];
– Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов, утвержденное приказом МВД России от 27.06.2016 № 341[5];
– Порядок уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденный приказом МВД России от 03.05.2017 № 258[6].
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 273 под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями
(ч. 2 ст. 10 Закона № 273).
2. Круг лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется сторонами конфликта интересов: работниками, с одной стороны, и работодателями, с другой стороны.
В частности, обязанность возлагается на (ч. 3 ст. 10 Закона № 273):
– сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона № 342);
– федеральных государственных гражданских служащих системы
МВД России (п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона № 79);
– работников, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, включенные в раздел III Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом МВД России от 16.12.2016 № 848 (п. 3 ч. 3 ст. 10 Закона № 273):
Должности, замещаемые работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации
Руководитель (директор, начальник)
Заместитель руководителя (директора, начальника)
Руководитель (начальник) структурного подразделения
Заместитель руководителя (начальника) структурного подразделения
Бухгалтер (в организации, в штатном расписании которой отсутствует должность главного бухгалтера)
Должности всех наименований, выполнение трудовых обязанностей по которым предусматривает осуществление полномочий органа внутренних дел по закупке товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МВД России.
Должности всех наименований, выполнение трудовых обязанностей по которым предусматривает хранение и распределение материально-технических ресурсов
Главный специалист по маркетингу
Специалист, в должностные обязанности которого входит осуществление функций маркетинга
Экономист по договорной и претензионной работе
Экономист по материально-техническому снабжению
Специалист, главный специалист, выполнение трудовых обязанностей по которым предусматривает подготовку заключений о профессиональной психологической пригодности, решений о приеме на службу в органы внутренних дел и переводе сотрудника на другую должность в органах внутренних дел, присвоении специальных званий, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, награждении государственными и ведомственными наградами, осуществление функций инспекции по личному составу, подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, профессиональной служебной и физической подготовки кадровых подразделений
3. В чем может проявляться конфликт интересов.
Например, в письме Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» указано, что в качестве ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, выступают:
– выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
При этом согласно п. 4 ст. 1 Закона № 273 под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Кроме того, под осуществлением «функций государственного управления» в том числе понимается:
- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
- осуществление государственного надзора и контроля;
- подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
- организация продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
- подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
- подготовка и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
- лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
- проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
- проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
- представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
- участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам;
– выполнение иной оплачиваемой работы;
– владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
– получение подарков и услуг;
– имущественные обязательства и судебные разбирательства;
– взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
– явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий
(за исключением научных) от иностранных государств и др.).
4. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
4.1. Сотрудник, федеральный государственный гражданский служащий и работник обязаны уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2 ст. 11 Закона № 273).
В соответствии с законом сотрудник, федеральный государственный гражданский служащий и работник могут принять следующие меры:
– отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4 ст. 11 Закона № 273);
– заявить самоотвод (ч. 5 ст. 11 Закона № 273);
– передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (ч. 7 ст. 11 Закона № 273-ФЗ).
В соответствии с Порядком уведомления сотрудник, федеральный государственный гражданский служащий и работник должны:
1. Возникновение личной заинтересованности:
не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда стало известно о возникновении личной заинтересованности (при невозможности представления уведомления в указанный срок, по причине, не зависящей от сотрудника, гражданского служащего или работника, уведомление представляется не позднее следующего дня после ее устранения)
2. Представить в письменном виде уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (при наличии материалов, имеющих отношение к обстоятельствам, изложенным в уведомлении, они предоставляются вместе с уведомлением)
3. Уведомление передается в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений для незамедлительной регистрации
4. Копия зарегистрированного уведомления с указанием даты и регистрационного номера выдается сотруднику, гражданскому служащему или работнику под расписку в день представления уведомления или следующий за ним рабочий день либо направляется ему посредством почтовой связи.
5. Работодатель принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
4.2. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 11 Закона № 273).
Представитель нанимателя, в частности, может:
– изменить должностное или служебное положение лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей (ч. 4 ст. 11 Закона № 273-ФЗ);
– направить представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции (пп. «в» п. 16 Положения о комиссиях).
В соответствии с ч. 8 ст. 71 Закона № 342 порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов устанавливается Президентом Российской Федерации. В частности, утверждено Положение о комиссиях.
Основной задачей комиссий является содействие государственным органам (п. 3 Положения о комиссиях):
а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Законом № 273, другими федеральными законами;
б) в осуществлении мер по предупреждению коррупции.
В отношении федеральных государственных гражданских служащих утверждено Положение о Комиссии.
Непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 11 Закона № 273).
Кроме того, за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом № 273 и другими федеральными законами, налагаются дисциплинарные взыскания (ст. 50.1 Закона № 342, ст. 59.1 Закона № 79).
Правовой отдел УМВД России по Ярославской области
Источник