Ноам хомский 10 способов манипулирования массами

Содержание
  1. Ноам Хомский: 10 способов управления массами
  2. Метод №1. Отвлекать внимание
  3. Метод №2. Смещать акцент с размышления на эмоции
  4. Метод №3. Создавать трудности, а потом предлагать способы их решения
  5. Метод №4. Ограничивать доступ населения к информации
  6. Метод №5. Постепенное внедрение
  7. Метод №6. Вводить моду на посредственность
  8. Метод №7. Откладывать исполнение
  9. Метод №8. Повышать чувство вины
  10. Метод №9. Обращаться к населению как к детям
  11. Метод №10. Понимать природу человека лучше, чем он сам
  12. Иудейский философ Н. Хомский: 10 способов управления массами
  13. СПОСОБ №1
  14. ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
  15. СПОСОБ №2
  16. СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ, А ЗАТЕМ ПРЕДЛАГАТЬ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
  17. СПОСОБ №3
  18. СПОСОБ ПОСТЕПЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ
  19. СПОСОБ №4
  20. ОТСРОЧКА ИСПОЛНЕНИЯ
  21. СПОСОБ №5
  22. ОБРАЩАТЬСЯ К НАРОДУ КАК К МАЛЫМ ДЕТЯМ
  23. СПОСОБ №6
  24. ДЕЛАТЬ УПОР НА ЭМОЦИИ В ГОРАЗДО БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ НА РАЗМЫШЛЕНИЯ
  25. СПОСОБ №7
  26. ДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ В НЕВЕЖЕСТВЕ, КУЛЬТИВИРУЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ
  27. СПОСОБ №8
  28. ПОБУЖДАТЬ ГРАЖДАН ВОСТОРГАТЬСЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ
  29. СПОСОБ №9
  30. УСИЛИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВИНЫ
  31. СПОСОБ №10
  32. ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ САМИ О СЕБЕ ЗНАЮТ
  33. Материалы по теме
  34. А вот ещё:
  35. Как в СССР появился «остров каннибалов»
  36. Всех без разбора
  37. «Смерть-остров»
  38. «Остров людоедов»
  39. Засекреченная трагедия

Ноам Хомский: 10 способов управления массами

Большинство людей даже не подозревают, что их мысли, взгляды и стремления – это результат качественно продуманной пропаганды. Так как цели политической власти и граждан страны зачастую идут вразрез друг с другом, правительство использует разные приемы, чтобы добиться желаемого. Оно управляет сознанием народа и, как следствие, его действиями. Чтобы люди не начали выражать недовольство текущей политикой, власти направляют и корректируют мысли населения.

Чтобы уметь подмечать эти социальне эффекты, важно уметь взглянуть на ситуацию с разных сторон и проанализировать на разных уровнях. Обучиться различным техникам мышления вы можете на нашей онлайн-программе «Когнитивистика».

Читайте также:  Процесс освоения навыков способов

Профессор лингвистики Массачусетского технологического института, выдающийся американский политический публицист, философ и теоретик – Аврам Ноам Хомский описал методы массового управления людьми, которые чаще всего практикует власть.

Метод №1. Отвлекать внимание

Самый простой и действенный способ управления умами населения – отвлечь внимание людей от серьезных проблем и решений, которые принимаются правительством. Чтобы люди не задумывались об истинных планах властей, им в огромном количестве предоставляют незначительные, пустые сведения через средства массовой информации. Такой прием является очень действенным, так как человек ограничен в получении важных знаний в таких сферах как психология, современная философия, экономика, передовые технологии. Напротив, новости шоу-бизнеса, спорта, мыльные оперы и мистицизм представлены в полном объеме.

Ставка делается на пробуждение низменных инстинктов человека, чтобы он думал о еде, сексе и о том, что у других все еще хуже, чем у него. В таком случае он не развивается, не стремится понять, что происходит в мире на самом деле. Цель – добиться того, чтобы человек был постоянно занят, чтобы у него не было времени думать – тогда им будет легко манипулировать.

Метод №2. Смещать акцент с размышления на эмоции

Эмоции лишают человека возможности логически мыслить. Данный прием часто используется в нейролингвистическом программировании. Оказывая влияние на эмоции, манипулятор действует сразу в двух направлениях: он блокирует способность слушателя рационально мыслить и критически анализировать информацию, а также получает доступ к подсознанию человека и имеет возможность «имплантировать» туда идеи, взгляды, страхи, опасения, желания или нужную модель поведения.

Когда люди слышат о страшных терактах, массовой гибели, голодных африканских детях, несправедливости власти, они испытывают страх, ужас, грусть, скорбь, жалость, другие неприятные эмоции, но точно не мысли о причинах этих явлений. Достоверна ли информация, которую мы получаем? Почему допускаются те или иные события? Действительно ли нельзя было предотвратить их? Переполненный эмоциями человек не в состоянии осознать настоящие причины происходящего.

Читайте также:  Способы опровержения правила доказательства

Метод №3. Создавать трудности, а потом предлагать способы их решения

Этот метод можно назвать «проблема-реакция-решение». Властями создается проблема, которая вызовет предсказуемую реакцию населения. Народ сам потребует решить этот вопрос и ждать будет именно тех мер, которые были нужны правительству.

Например, посредством СМИ людям внушают, что уровень преступности в городе резко возрос. Жители сами будут настаивать на усилении мер безопасности и ущемлении своих гражданских свобод. Или можно искусственно создать экономический кризис, вызвать террористическую или техногенную опасность. Жители подсознательно будут уже готовы к устранениям последствий этой ситуации, пусть и ограничивающих их социальные права. Но стоит помнить, что кризисы не возникают сами по себе.

Метод №4. Ограничивать доступ населения к информации

Еще один способ контролирования населения – добиться того, чтобы люди перестали думать, а лучше даже не начинали. Им дают такую информацию и в таком количестве, чтобы они выполняли свои задачи и не понимали, что ими манипулируют. Так, если человек знает принципы и способы воздействия на массы, им гораздо сложнее управлять и навязать мнение, поэтому такая информация утаивается. Например, качество образования низших слоев населения должно быть как можно ниже и посредственнее, чтобы уровень невежества оставался прежним и продолжал отделять низший класс от высшего. Для высших же слоев населения предоставляется качественное и полноценное образование.

Так, наряду с обычными общеобразовательными школами существуют лицеи и другие учебные заведения, в которые могут попасть дети только влиятельных, значимых в обществе родителей. И вопрос даже не в деньгах. Вполне вероятно, что даже если вы предоставите необходимую сумму для обучения своего ребенка, вам все равно откажут в зачислении, так как попасть туда могут только избранные, а списки формируются где-то «наверху». Также могут быть навязаны взгляды, которые должны считаться верными, а если кто-то не согласен с ними – он объявляется ограниченным и его мнение огласке не придается

Метод №5. Постепенное внедрение

Чтобы ввести изменения, которые будут дискомфортны для массы людей, достаточно вносить их постепенно. Увеличение безработицы, снижение уровня доходов населения, нестабильность, низкий уровень жизни, повышение налогов, внедрение приватизации, сокращение рабочих мест – это лишь некоторые неприятные нововведения, которые можно ввести при помощи этого способа. Если бы такие события произошли в одночасье, это привело бы к многочисленным протестам или даже революции. А постепенное внедрение вызывает лишь недовольства и пересуды, а иногда и вовсе никакой реакции.

Метод №6. Вводить моду на посредственность

Данный метод тесно связан с ограничением доступа населения к информации. СМИ получают от правительства задание убедить народ, что в современном мире модно быть глупым, невоспитанным и пошлым. Из разных источников информации начинают поступать сообщения о посредственном или просто непристойном поведении людей во всех сферах: политике, науке, искусстве, религии и др. Мы ежедневно слышим о неприличных выходках знаменитостей, сенсационных скандалах, магии, сомнительном юморе.

Таким образом, общество деградирует, лишается возможности наполнить разум полезной информацией, теряет шанс расширить свое сознание. Если люди станут умнее, они поймут, что на самом деле происходит вокруг. Но это никому не нужно, а может, даже опасно для политических и экономических правящих кругов.

Метод №7. Откладывать исполнение

Не менее действенным является и данный способ донесения неприятной информации. Он заключается в том, что людям говорят: «Изменения негативные, но они крайне необходимы. Начнутся эти события не сейчас». Цель – получить одобрение населения на воплощение этой идеи в перспективе. Человеку легче согласиться на жертвы в будущем, чем в настоящем.

Например, «мы вынуждены повысить цены на электричество через 3 года» воспримется населением гораздо лучше, чем «мы повышаем цены на электричество, так как это крайне необходимо». Во-первых, со временем люди свыкнутся с мыслью, что изменения рано или поздно произойдут и, когда этот момент наступит, они смиренно примут их. Во-вторых, мы склонны тешить себя наивными надеждами, что эти жертвы вообще не понадобятся и все будет хорошо.

Метод №8. Повышать чувство вины

Также эффективным методом управления массами является убеждение человека в том, что во всех своих бедах виноват он один. Причина, например, в дефиците его умственных способностей, неправильном поведении или он просто прилагает недостаточно усилий. В итоге человек обвиняет во всем себя, испытывает чувство вины и занимается самобичеванием, что вызывает подавленное настроение и приводит к бездействию. А без конкретных действий и силы духа невозможно восстать против системы, организовать революцию или даже участвовать в протестах.

Существует много методов убеждения человека в его несостоятельности и никчемности, чем при необходимости может воспользоваться правительство, чтобы сформировать нужные мысли населения и направить их действия в заданном направлении. Так, например, можно убедить людей, что уровень их жизни низкий, потому что они недостаточно образованы, мало или плохо работают, а не из-за низкой зарплаты и высоких налогов.

Метод №9. Обращаться к населению как к детям

Отношение к населению, как к инфантильным личностям, помогает манипулировать сознанием, получать практически безграничный контроль над ним. Когда нужно донести неприятную информацию широкому кругу слушателей, используется такая интонация, доводы, жесты и слова, как будто оратор обращается к детям. Причем чем сильнее нужно ввести в заблуждение людей, тем инфантильнее будут речевые обороты спикера.

Такой прием очень действенен, потому что, когда к человеку обращаются, как к ребенку, неспособному критически мыслить, велика вероятность, что он отреагирует именно так, как свойственно малышу – наивному и внушаемому. Конечно, этот метод действует не на каждого человека. Но на широкий круг аудитории, которая находится под влиянием выше и ниже описанных манипуляций, инфантилизация будет иметь колоссальное воздействие.

Метод №10. Понимать природу человека лучше, чем он сам

Чтобы управлять массами, необходимо обладать глубокими знаниями в сферах психологии, нейробиологии и биологии. Ученые кропотливо изучают человека, проводят большое количество исследований, а ценные выводы из этих работ направляются в руки правящих классов, естественно, минуя простых людей. Соответственно, пропасть между знаниями правящей верхушки и обычного человека становится все больше.

Система обладает большим количеством информации об обычном человеке, чем он сам, как в области физиологии, так и психологии. Следовательно, она имеет большую власть и влияние на человека. Имея знания о себе – обладаешь властью над собой. В нашем случае эти знания в руках системы, соответственно, и решать, как человек будет думать и действовать, – ей.

Мы рассказали вам о способах манипулирования обществом, и, как видите, их немало. Обладая этой информацией, вы сможете:

  • распознать то, что вам хотят навязать удобную кому-то точку зрения, которая не соответствует действительности;
  • сами выбирать, во что верить;
  • видеть реальную картину мира, а не ту, которую транслируют СМИ.

Одному проще жить в неведении, а другой хочет думать своей головой и видеть истинный порядок вещей. Теперь вы знаете, каким образом на людей пытаются воздействовать, и решать вам – позволять это делать или нет.

Источник

Иудейский философ Н. Хомский: 10 способов управления массами

Что хорошо умеют делать иудеи, кроме как наживаться на ростовщичестве? Они знают, как управлять и форматировать общественное мнение, как им манипулировать.

СПОСОБ №1

ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области современных философских течений, передовой науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.

Взамен этому информационное пространтсво наполняется вестями спорта, шоу-бизнеса, мистики и прочих информационных составляющих, основанных на реликтовых человеческих инстинктах от эротики до жесткой порнографии и от бытовых мыльных сюжетов до сомнительных способов легкой и быстрой наживы.

«… Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные.» ( Н. Хомский, цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).

СПОСОБ №2

СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ, А ЗАТЕМ ПРЕДЛАГАТЬ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам.

Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.

Или вызвать некий экономический, террористический или техногенный кризис, чтобы заставить людей в своем сознании принять меры по ликвидации его последствий, пусть и в нарушение их социальных прав, как «необходимое зло». Но нужно понимать, что кризисы сами не рождаются.

СПОСОБ №3

СПОСОБ ПОСТЕПЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были глобально навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.

Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

СПОСОБ №4

ОТСРОЧКА ИСПОЛНЕНИЯ

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

СПОСОБ №5

ОБРАЩАТЬСЯ К НАРОДУ КАК К МАЛЫМ ДЕТЯМ

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему?

Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

Заранее наивные рассуждения и прописные истины заложенные в политических речах рассчитаны на восприятие широкой аудитории, к которой уже применяются выше и нижеописанные методы манипулирования ее сознанием.

СПОСОБ №6

ДЕЛАТЬ УПОР НА ЭМОЦИИ В ГОРАЗДО БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ НА РАЗМЫШЛЕНИЯ

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием нейролингвистического программирования, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего.

С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения. Заклинания о том как жесток терроризм, как несправедлива власть, как страдают голодные и униженные оставляют «за кадром» истинные причины происходящего. Эмоции – враг логики.

СПОСОБ №7

ДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ В НЕВЕЖЕСТВЕ, КУЛЬТИВИРУЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

К этому относится и пропаганда так называемого «современного искусства», представляющего собой кичливость посредственностей, претендующих на известность, но не способных отразить реальность через те произведения искусства, которые не требуют подробного объяснения и агитации за их «гениальность». Те же, кто не признает новодел – объявляются отсталыми и тупыми и их мнение широкой огласке не подлежит.

СПОСОБ №8

ПОБУЖДАТЬ ГРАЖДАН ВОСТОРГАТЬСЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным. Этот способ неразрывен с предыдущим, так как все посредственное в современном мире появляется в огромных количествах в любых социальных сферах – от религии и науки до искусства и политики.

Скандалы, желтые страницы, колдовство и магия, сомнительный юмор и популистические акции – все хорошо для достижения одной цели – не допустить, чтобы люди имели возможность расширить свое сознание до бескрайних просторов реального мира.

СПОСОБ №9

УСИЛИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВИНЫ

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию.

А без действия ни о какой революции и речи быть не может! И политики, и ученые (особенно психотерапевты) и религиозные деятели применяют достаточно эффективные доктрины для достижения эффекта самобичевания пациентов и паствы, чтобы управлять их жизнеутверждающими интересами, направляя действия в нужное русло.

СПОСОБ №10

ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ САМИ О СЕБЕ ЗНАЮТ

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.

Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Материалы по теме

А вот ещё:

Как в СССР появился «остров каннибалов»

В мае 1933 года больше шести тысяч репрессированных высадили с барж на небольшой необитаемый остров на сибирской реке Обь. Находясь под постоянным присмотром охраны, эти так называемые «социально вредные и деклассированные элементы» советского общества ожидали, когда их отправят дальше на восток для размещения в специальных трудовых поселениях.

Почти на целый месяц люди оказались брошены на маленьком клочке земли практически без какого-либо пропитания. Очень немного времени понадобилось, чтобы некоторые из них переступили черту и стали есть своих собратьев по несчастью…

Всех без разбора

Все началось с возрождения в Советском Союзе паспортной системы, отмененной после революции 1917 года. Руководство большевиков намеренно отказалось тогда от паспортов как средства контроля за передвижениями населения внутри страны. Считалось, что советский человек может жить и работать, где посчитает необходимым.

На деле же получилось, что массы крестьян, испытав на себе все тяготы советской экономической политики (борьба с зажиточным крестьянством и частной собственностью, создание коллективных хозяйств и т.д.), потянулись в города в поисках лучшей жизни. Это в свою очередь создало там острый дефицит свободной недвижимости, столь необходимой для размещения главной опоры власти — пролетариата.

Именно рабочие стали основной массой населения, которой с конца 1932 года начали активно выдавать паспорта. Крестьянство (за редким исключением) на них право не имело (вплоть до 1974 года!).

Вместе с введением паспортной системы в крупных городах страны проводилась зачистка от «нелегалов», не имевших документов, а следовательно и права там находиться. Кроме крестьян задерживали всякого рода «антисоветские» и «деклассированные элементы». К ним принадлежали спекулянты, бродяги, нищие, попрошайки, проститутки, бывшие священники и другие категории населения, не занятые в общественно полезном труде. Их собственность (если таковая имелась) реквизировалась, а сами они отправлялись в специальные поселения в Сибирь, где могли бы трудиться на благо государства.

Руководство страны полагало, что убивает тем самым двух зайцев. С одной стороны, очищает города от чужеродных и враждебных элементов, с другой — заселяет почти безлюдную Сибирь.

Сотрудники милиции и службы государственной безопасности ОГПУ столь рьяно вели паспортные облавы, что, не церемонясь, задерживали на улице даже тех, кто получил паспорта, но в момент проверки не имел их на руках. В числе «нарушителей» мог быть студент, направлявшийся в гости к родственникам, или водитель автобуса, вышедший из дома за сигаретами. Арестовали даже начальника одного из отделений московской милиции и обоих сыновей прокурора города Томска. Отцу удалось их быстро вызволить, но далеко не у всех взятых по ошибке нашлись высокопоставленные родственники.

Тщательных проверок «нарушителям паспортного режима» не устраивали. Практически сразу их признавали виновными и готовили к отправке на трудовые поселения на восток страны. Особый трагизм ситуации добавлял тот факт, что вместе с ними в Сибирь отправляли и уголовников-рецидивистов, подлежащих депортации в связи с разгрузкой мест заключения в европейской части СССР.

«Смерть-остров»

Широко известной стала печальная история одной из первых партий этих вынужденных спецпереселенцев, известная как Назинская трагедия.

Более шести тысяч человек высадили в мае 1933 года с барж на небольшом безлюдном острове на реке Обь недалеко от деревни Назино в Сибири. Он должен был стать их временным пристанищем, пока решались вопросы с их новым постоянным местом жительства в спецпоселениях, поскольку те оказались не готовы принять такое большое количество репрессированных.

Люди были одеты прямо в том, в чем их задерживала милиция на улицах Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербург). У них не было ни постельных принадлежностей, ни каких-либо инструментов, чтобы соорудить себе временное жилище.

Государственный исторический музей Южного Урала/russiainphoto.ru

На второй день поднялся ветер, а затем ударил мороз, который вскоре сменился дождем. Беззащитные перед капризами природы, репрессированные могли только сидеть перед кострами или бродить по острову в поисках коры и мха — о пропитании для них никто не позаботился. Лишь на четвертые сутки им привезли ржаную муку, которую раздавали по несколько сотен грамм на человека. Получив эти крохи, люди бежали к реке, где разводили муку в шапках, портянках, пиджаках и штанах, чтобы побыстрее съесть это подобие каши.

Счет смертей среди спецпереселенцев стремительно шел на сотни. Голодные и замерзшие, они либо засыпали прямо у костров и сгорали заживо, либо умирали от истощения. Количество жертв росло и из-за жестокости некоторых охранников, избивавших людей прикладами винтовок. Сбежать с «острова смерти» было невозможно — он был окружен пулеметными расчетами, без промедления расстреливавшими тех, кто пытался.

«Остров людоедов»

Первые случаи каннибализма на Назинском острове произошли уже на десятые сутки пребывания там репрессированных. Черту переступили находившиеся среди них уголовники. Привычные выживать в суровых условиях, они сколачивали банды, которые терроризировали остальных.

Государственный исторический музей Южного Урала/russiainphoto.ru

Жители близлежащей деревни стали невольными свидетелями творившегося на острове кошмара. Одна крестьянка, которой в ту пору исполнилось всего тринадцать лет, ]]> вспоминала ]]> , как одну красивую юную девушку обхаживал один из охранников: «Когда он ушел, люди схватили девушку, привязали ее к дереву и зарезали, съев все что смогли. Они были голодны и хотели есть. По всему острову можно было увидеть, как человеческое мясо рвут, режут и развешивают на деревьях. Поляны были завалены трупами».

«Я выбирал таких, которые уже не живые, но еще и не мертвые», — ]]> показал ]]> позже в ходе допросов обвиненный в каннибализме некий Углов: «Видно же, что доходит, через день-два все равно дуба даст. Так ему ж легче умереть будет. Сейчас, сразу, не мучиться еще два-три дня».

Другая жительница деревни Назино Феофила Былина ]]> вспоминала ]]> : «На квартиру к нам попадали высланные. Однажды побывала у нас и старушка со Смерть–Острова. Ее везли этапом. Я увидела, что у старушки на ногах срезаны икры. На мой вопрос она ответила: «Это мне на Смерть–Острове отрезали и зажарили». Вся мякоть на икрах была срезана. Ноги от этого мерзли, и женщина обертывала их тряпками. Она самостоятельно двигалась. Выглядела старухой, но в действительности ей было 40 с небольшим лет».

Спустя месяц изголодавшиеся, больные и измучившиеся люди, перебивающиеся редкими крошечными продовольственными пайками, были эвакуированы с острова. Однако бедствия для них на этом не закончились. Они продолжали умирать в неподготовленных холодных и сырых бараках сибирских спецпоселений, получая там скудное пропитание. В общей сложности за все время долгого путешествия из шести тысяч человек в живых осталось чуть более двух тысяч.

Засекреченная трагедия

Никто бы за пределами района так и не узнал бы о случившейся трагедии, если бы не инициатива инструктора Нарымского окружного комитета партии Василия Величко. Он был направлен в одно из трудовых спецпоселений в июле 1933 года, чтобы сделать репортаж о том, как успешно перевоспитывают «деклассированные элементы», но вместо этого полностью погрузился в исследование произошедшего.

Свой подробный отчет, основанный на свидетельствах десятков выживших, Величко отправил в Кремль, где тот вызвал бурную реакцию. Прибывшая в Назино специальная комиссия провела тщательное расследование, обнаружив на острове 31 массовое захоронение с 50-70 трупами в каждом.

Больше 80 спецпоселенцев и охранников были привлечены к суду. 23 из них приговорили к высшей мере наказания за «мародерство и избиение», 11 человек были расстреляны за каннибализм.

После окончания следствия обстоятельства дела засекретили, как и отчет Василия Величко. Его сняли с должности инструктора, но никаких дальнейших санкций в его отношении больше не предпринималось. Став военными корреспондентом, он прошел всю Вторую мировую войну и создал несколько романов о социалистических преобразованиях в Сибири, однако про «остров смерти» написать так никогда и не решился.

Широкая общественность узнала о Назинской трагедии лишь в конце 1980-х годов, накануне распада Советского Союза.

Источник

Оцените статью
Разные способы