- Бессуффиксный способ словообразования, суффиксальный, приставочный
- Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры
- Содержание:
- Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?
- Способы словообразования:
- План словообразовательного разбора (анализа)
- Примеры словообразовательного анализа
- Образец устного разбора
- Основные способы образования слов
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ
- Морфолого-синтаксический способ
- Лексико-семантический способ
- Тест по теме «Словообразование»
Бессуффиксный способ словообразования, суффиксальный, приставочный
Основные способы словообразования (бессуффиксный, суффиксальный, приставочный. )
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности
Добрые советы
Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв.
Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ← кому.
Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной.
Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например:
Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования.
Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом.
Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь ← рассыпать (бессуффиксный).
Самая распространённая ошибка при определении способа словообразования — неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например:
переход ← ход (приставочный способ).
По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом:
переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования).
Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например:
Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем:
меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
Основные способы образования слов в русском языке
Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.
Бежать — у-бежать. (Оба слова являются глаголами.)
Школьный — до-школьный. (Оба слова являются прилагательными.)
Дедушка — пра-дедушка. (Оба слова являются существительными.)
Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.
Дом — дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.)
Сила — силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.)
Удиви-ть — удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)
Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.
Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.)
Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)
Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть — бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается).
Переход-и-ть — переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.)
Крич-а-ть — крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)
Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.
Глуx-ой — глушь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)
Тих-ий — тишь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)
Образование слов с помощью сложения
С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.
При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:
ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.
При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.
Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.
Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа).
Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь).
Сем-И-летний (от словосочетания семь лет).
Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.
Стенгазета (от словосочетания стенная газета).
Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент).
ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).
Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит сокращения основ и не используются соединительные гласные.
Ума лишенный — умалишенный. (В этом слове нет соединительной гласной, потому что слово в р. п., ед. ч. с окончанием -а слилось с идущим далее словом.)
Быстро растворимый — быстрорастворимый. (В этом слове нет соединительной гласной -О-, потому что наречие с суффиксом -О- слилось с идущим далее словом.)
Образование слов путем перехода слова из одной части речи в другую
Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Столовая (комната) — (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая.)
Дежурный (курсант) — дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный.)
Переход из одной части речи в другую очень типичен для русского словообразования. Ниже приводятся наиболее распространенные типы подобных переходов.
Переход из прилагательного в существительное.
Дежурный (ученик) — дежурный (по подъезду).
Переход из причастия в существительное.
Управляющий (производством человек) — (главный) управляющий.
Переход из причастия в прилагательное.
Ведущий (судно штурман) — ведущий (специалист в отделе).
Переход из деепричастия в наречие.
(Остроумно) шутя — нес бревно шутя (т.е. легко).
Переход из наречия в предлог.
(Ходил) вокруг — (ходил) вокруг дома.
Переход из деепричастия в предлог.
(Будь осторожен), включая (газ) — (пришли все), включая Вадика.
Источник
Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры
Содержание:
Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?
Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.
Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:
- различать производные и непроизводные слова;
- видеть производящую и производную основы;
- уметь выделять морфемы;
- знать способы словообразования.
Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.
Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.
К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.
Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.
Способы словообразования:
- морфологические:
- приставочный,
- суффиксальный,
- приставочно-суффиксальный,
- постфиксальный,
- приставочно-постфиксальный,
- суффиксально-постфиксальный,
- бессуффиксальный,
- сложение основ,
- аббревиатура;
- неморфологические:
- лексико-синтаксический,
- лексико-семантический,
- морфолого-синтаксический.
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Постфиксальный
Бессуффксальный
Приставочно-постфиксальный
Суффиксально-постфиксальный
Сложение основ
Аббревиатура
Лексико-синтаксический
Лексико-семантический
Приставочный |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую) |
|
План словообразовательного разбора (анализа)
Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.
Начальная форма слова:
- существительное – ед.ч., Им.п.;
- прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
- глагол – неопределенная форма;
- причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
- местоимение – в зависимости от разряда
- наречие, деепричастие – не изменяются.
Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.
Затем выполнить следующие действия:
- Указать часть речи
- Установить слово с производящей основой.
- Выделить основу в производящем слове.
- Выделить производную основу в разбираемом слове.
- Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
- Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
- Определить способ образования.
- выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
- при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.
Примеры словообразовательного анализа
Образец устного разбора
Подоконник – существительное, в начальной форме.
- Производящей основой для слова подоконник является основа в слове окно (окн-)
- Основой производного слова является подоконник.
- Слово подоконникобразовано от слова окно с помощью присоединения приставки под- и суффикса -ник-.
- Способ образования: приставочно-суффиксальный.
Источник
Основные способы образования слов
Словообразование — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Способы словообразования показывают, при помощи каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Морфологический способ словообразования
Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова.
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка, поэтому его чаще всего указывают при морфемном анализе или словообразовательном разборе слова. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свиной
- золото → золотой
- восемь → восьмой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → северо-восток;
- сухие фрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
Сложение двух целых слов – способ образования словоформ путём сложения двух слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + ‑н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + ‑к– → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
Способы образования слов Примерытекст → подтекст
гнать → догнать
белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение
люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник
отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга
какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше‑, низко, ниже‑, близко, ближе‑, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.
Морфолого-синтаксический способ
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Таким образом, неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль.
Тест по теме «Словообразование»
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
Какое слово образовано суффиксальным способом?
Какое слово образовано суффиксальным способом?
Какое слово образовано приставочным способом?
Какое слово образовано приставочным способом?
Какое слово образовано бессуффиксным способом?
Какое слово образовано бессуффиксным способом
Какое слово образовано способом сложения?
В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ
Укажите способ образования слова ВОСХОД
B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
Узнать ответ 1. — В
2. — Г
3. — А
4. — Г
5. — А
6. — Г
7. — В
8. — Б
9. — Г
10. — Б
11. — В
12. — А
13. — В
14. — Б
15. — Б
Источник