- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Распределите данные слова по группам в зависимости от способа их словообразования?
- Спишите слова, распределяя их на группы в зависимости от способа образования?
- Помогите пожалуйста?
- Слово испаритель парник напарник контратака и пугало морфемный разбор ну в смысле корень суффикс приставка и всё такое?
- Распределите данные слова по группам в зависимости от способа их образования?
- Каким способом образованы слова прополоскать и перекипеть?
- Укажите способ образования слов?
- Будьте добры, помогите?
- Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования?
- Распределите слова по группам :1)приставочный способ образования2)суффиксальный способ, 3)пристав?
- Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования?
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Распределите данные слова по группам в зависимости от способа их словообразования?
Русский язык | 5 — 9 классы
Распределите данные слова по группам в зависимости от способа их словообразования!
Небольшой, бездумный, звездный, кипарисовый, внучонок, сокурсник, подоконник, передержать, что — либо, лоскуток, новизна, балкончик, заварить, звериный, испаритель, уточнение, надорвать,
разрыхлитель, кое — что, вспахать, прополоскать, станционный, выставить, огуречный, перекипеть, пригород, напарник, парник, пугало, сверхпрочный, желток, контратака, прабабушка, переносица.
небольшой (большой), передержать (держать), заварить (варить), надорвать (рвать), вспахать (пахать), прополоскать (полоскать), выставить (ставить), перекипеть (кипеть), пригород (город), сверхпрочный, контратака, прабабушка
звездный (звезда), кипарисовый (кипарис), внучонок, лоскуток (лоскут), новизна (новый), балкончик (балкон), звериный (зверь), станционный, огуречный (огурец), парник, напарник, желток
бездумный (дума), сокурсник (курс), подоконник (окно), испаритель (пар), разрыхлитель (рыхлить), переносица
что — либо, кое — что
изменение части речи :
Спишите слова, распределяя их на группы в зависимости от способа образования?
Спишите слова, распределяя их на группы в зависимости от способа образования.
(1способ суфиксальный, 2способ приставачный, 3 способ с соединяющей гласной) Слова : голосовать, водянистость, серебристый, созреть, трубач, балкончик, заварить, куриный, нежно — голубой, молокозавод, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго — запад, юго — западный, красноватый.
Помогите пожалуйста?
Каким способом словообразования образованны слова : Кипарисовый, Внучонок, Сокурсник.
Слово испаритель парник напарник контратака и пугало морфемный разбор ну в смысле корень суффикс приставка и всё такое?
Слово испаритель парник напарник контратака и пугало морфемный разбор ну в смысле корень суффикс приставка и всё такое.
Распределите данные слова по группам в зависимости от способа их образования?
Распределите данные слова по группам в зависимости от способа их образования.
Группы : 1)приставка + корень
2) корень + суффикс
3) приставка + корень + суффикс
4) бессуфиксальный способ
Слова : Небольшой, бездумный, звёздный, кипарисовый, внучонок, сокурсник, подоконник, передержать, что — либо, лоскуток, новизна, балкончик, заварить, звериный, испаритель, уточнение, надорвать.
Каким способом образованы слова прополоскать и перекипеть?
Каким способом образованы слова прополоскать и перекипеть?
Укажите способ образования слов?
Укажите способ образования слов.
Бездумный, передержать, парник, орденоносец, слева, столовая, нажим.
Будьте добры, помогите?
Будьте добры, помогите.
Распределите данные слова по группам в зависимости от способа их образования : Небольшой, бездумный, звездный, кипарисовый, внучонок, сокурсник, подоконник, передержать, что — либо, лоскуток, новизна, балкончик, заварить, звериный, испаритель, уточнение, надорвать, разрыхлитель, кое — что, вспахать, прополоскать, станционный, выставить, огуречный, перекипеть, пригород, напарник, парник, пугало, сверхпрочный, желток, контратака, прабабушка, переносица.
Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования?
Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.
Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно — розовый, молокозавод, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, прекрасить, луноход, древнерусский, юго — запад, юго — западный, красноватый.
Распределите слова по группам :1)приставочный способ образования2)суффиксальный способ, 3)пристав?
Распределите слова по группам :
1)приставочный способ образования2)суффиксальный способ, 3)пристав.
Кипарисовый, что — либо, испаритель, разрыхлитель, кое — что, огуречный, пугало, желток, контратака.
Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования?
Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.
Вы перешли к вопросу Распределите данные слова по группам в зависимости от способа их словообразования?. Он относится к категории Русский язык, для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Не болота а болото.
Тип — личное 1 лицо, множественное число.
1. Аулы перекочевали(грам. Основа) повеств. , невоскл. , прост. , распр. , двусост. ( — = ) 2. Люди оставались, следили повеств. , невоскл. , сложн. , распр. , двусост. ( — = , = ) 3. Все перебрались повеств. , невоскл. , прост. , рас..
Андрей (если это так ) напиши в начале когда? Где? в какое время года? Просто время и с кем ты играл. Напиши как ты усердно старался забить гол. Или возможно ты отменный воротарь. Напиши как есть. Какой счет был? Сколько людей было в командах.
Мама — выражено существительным — подчёркиваем одной линией. Купила — выражено глаголом — подчёркиваем двумя линиями. Фарфоровые — выражено прилагательным — подчёркиваем волнистой линией. Тарелки — выражено существительным — подчёркиваем одной лин..
(Кто? ) Мама — подлежащее, (Что сделала? ) купила — сказуемое, (Что? ) тарелки — дополнение, (Какие? ) фарфоровые — опеределение.
Ответ 4) запятые 2 и 5 Ответ 5) Запятая 2 Ответ 6)Запятые 1 и 2 Ответ 7)запятые 2 и 4 Ответ 8)запятые 1 2 4 5 Ответ 9) запятые 1 2 3 Ответ 10) запятые 1 и 3 Ответ 11)запятые 1 и 4 Ответ 12) Запятая 2 Ответ 13)запятые 1 2 3 Ответ 14)запятые 1 3 4 Отве..
1. Опустившая голову Анечка, (2) неподвижно сидела в пуховом платке, (3) бережно покрывавшем её плечи. Ответ : 2, 3 2. Искусствоведы убеждены, что, (1) работая над образом поэта Николая Алексеевича Некрасова, (2..
Заяц перескочил через дорогу, подошел к своей старой норке, раскопал снег уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами . Перескочил — подошел (Од. Ч. ) раскопал — уложил (Од. Ч) уложил — заснул(Од. Ч) Отметь как лучший ответ, пжж).
Несчастий вместе неизвестности вместе не генералом не хлеб.
Источник