Статья 8 СК РФ. Защита семейных прав
1. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.
2. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Комментарии к ст. 8 СК РФ
1. Существующая редакция п. 1 ст. 8 СК РФ, императивно предусматривающего возможность защиты семейных прав либо судом, либо государственными органами, дает основание предположить, что возможность применения неюрисдикционных форм защиты семейных прав, в первую очередь допускаемых гражданским законодательством мер оперативного воздействия и самозащиты, исключается. Вместе с тем многие исследователи обращают внимание на то, что «использование судебной либо административной защиты не исключает самозащиты» , «такая форма допустима в случаях, когда субъект семейного правоотношения располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя без помощи суда или государственных органов» . Тем не менее необходимость прямого закрепления самозащиты в рассматриваемой статье комментируемого Кодекса представляется вполне обоснованной.
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2008. С. 50.
Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 67.
Поскольку с 1 января 2008 г. органы опеки и попечительства получили статус государственных органов вместо статуса органов местного самоуправления, п. 1 комментируемой статьи претерпел соответствующие изменения.
В установленных случаях и пределах защита прав и законных интересов детей осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 3 ст. 165 СК РФ).
2. Необоснованному сужению права граждан на защиту семейных прав, в отличие от права на защиту гражданских прав, способствует формулировка п. 2 комментируемой статьи, предусматривающая закрытый перечень способов защиты семейных прав. При этом допустимые способы защиты могут быть установлены только нормами СК РФ.
В свете этого вполне обоснованно предложение расширить способы защиты имущественных прав супругов посредством предоставления им возможности защищать свои имущественные права и иными способами, не запрещенными семейным законодательством .
См.: Чефранова Е.А. Механизм семейно-правового регулирования имущественных отношений супругов: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2007. С. 11.
Вместе с тем вряд ли стоит ограничиваться расширением способов защиты только имущественных прав супругов. Целесообразно установить, аналогично правилу ст. 12 ГК РФ, возможность защиты как имущественных, так и личных неимущественных семейных прав граждан (не только супругов) способами, предусмотренными российским законодательством в целом и не противоречащими семейному законодательству и существу семейных отношений. Кроме того, право граждан на защиту, как и любое другое право, должно осуществляться без превышения его пределов.
Законодатель уделил отдельное внимание защите интересов детей в случае расторжения брака родителями, поставив под контроль суда ряд вопросов: определение места проживания несовершеннолетних детей после развода и того, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей (ст. ст. 23 и 24 СК РФ). На защиту имущественных прав несовершеннолетних детей направлено исключение из имущества, подлежащего разделу между супругами, вещей, приобретенных для удовлетворения потребностей детей, и вкладов, внесенных на имя общих детей (п. 5 ст. 38 СК РФ), взыскание с родителей в судебном порядке средств на содержание несовершеннолетних детей (алиментов) (п. 2 ст. 80 СК РФ).
Особыми способами защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, являются действия органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (гл. 18 — 22 СК РФ).
Кроме того, в судебном порядке возможна защита имущественных прав супругов и бывших супругов: раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и определение размера содержания по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга (ст. 20, п. 2 ст. 24, п. 3 ст. 38 СК РФ); признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью (ст. 37 СК РФ); признание имущества, нажитого каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них (п. 4 ст. 38 СК РФ); определение долей при разделе общего имущества супругов (ст. 39 СК РФ) ; признание брачного договора недействительным (ст. 44 СК РФ).
Особо следует отметить возможность отступления от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов (п. 2 ст. 39 СК РФ).
Важными способами защиты семейных имущественных прав являются обращение в суд с иском об изменении или о расторжении соглашения об уплате алиментов в случае существенного изменения материального или семейного положения сторон (п. 4 ст. 101 СК РФ); признание недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов (ст. 102 СК РФ); взыскание алиментов по решению суда (ст. 106 СК РФ); определение судом задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 комментируемого Кодекса, в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п. 4 ст. 113 СК РФ); освобождение от уплаты задолженности по алиментам (ст. 114 СК РФ); взыскание неустойки в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки и всех причиненных просрочкой исполнения алиментных обязательств убытков в части, не покрытой неустойкой (п. 2 ст. 115 СК РФ); изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от уплаты алиментов (ст. 119 СК РФ). Отдельно следует отметить возмещение убытков, причиненных расторжением договора о приемной семье, в случае существенного нарушения этого договора одной из сторон по ее вине (п. 3 ст. 153.2).
Особыми семейно-правовыми способами защиты прав, осуществляемыми исключительно в судебном порядке, являются признание брака недействительным (ст. ст. 27, 28, 30 СК РФ), а также признание брака действительным (п. 1 ст. 29 СК РФ) и отказ в иске о признании брака недействительным (п. 2 ст. 29 СК РФ).
Источник
Статья 8 СК РФ. Защита семейных прав (действующая редакция)
1. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.
2. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Комментарий к ст. 8 СК РФ
1. О защите семейных прав речь идет в тех случаях, когда возникшее субъективное право участника семейных правоотношений было нарушено.
Защита семейных прав осуществляется по общему правилу в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, прямо предусмотренных в СК, — в административном порядке (путем обращения в соответствующие государственные или муниципальные органы и прежде всего в органы опеки и попечительства). Так, в судебном порядке рассматриваются споры о взыскании алиментов, установлении отцовства и т.д. В то же время в компетенцию органов опеки и попечительства входит рассмотрение разногласий, возникших между родителями по поводу воспитания детей.
В ГПК РФ предусмотрено, что защита нарушенных или оспоренных прав происходит в порядке искового производства (например, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, если этот спор не затрагивает вопросов об установлении отцовства) или особого производства (установление усыновления) в суде общей юрисдикции.
За защитой нарушенных семейных прав можно обращаться в суд либо непосредственно, либо через органы опеки и попечительства или прокуратуры. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В отдельных случаях допускается неюрисдикционная форма защиты семейных прав — самозащита. Так, любой из родителей может забрать своего ребенка от лиц, неправомерно удерживающих его.
Защита нарушенных или оспариваемых семейных прав происходит в суде в порядке искового производства (например, право на алименты). Защита же охраняемого законом интереса участника семейных правоотношений происходит в порядке особого производства (например, дела об установлении отцовства).
Определенными полномочиями в защите семейных прав обладает прокурор. Так, он может предъявлять в суд иски о признании брака недействительным (ст. 28 СК РФ), о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об установлении усыновления и о его отмене, независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ).
Защита семейных прав может осуществляться и другими государственными органами. Так, согласно п. 2 ст. 122 СК РФ (см. комментарий к нему) руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.
В установленных случаях и пределах защита прав и законных интересов детей осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (см. комментарий к п. 3 ст. 165 СК РФ).
Органы внутренних дел в необходимых случаях участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам) (см. комментарий к ст. 79).
В определенной степени в защите семейных прав участвуют и органы записи актов гражданского состояния — вправе восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного умершим или безвестно отсутствующим; устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании их совместного заявления (см. комментарий к ст. ст. 26, 48).
2. В СК РФ в отличие от ГК РФ отсутствует конкретная статья, в которой перечислены все способы защиты нарушенных семейных прав (закрепленные в законодательстве материально-правовые меры принудительного характера). При этом в комментируемой статье содержится указание на то, что перечень способов защиты, предусмотренных СК, не является исчерпывающим. Об этом, в частности, свидетельствует фраза «иными способами, предусмотренными законом». Речь, в частности, идет о способах защиты нарушенных прав, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
В ГК они указаны в ст. 12 и включают:
1) признание права;
2) восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
3) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;
4) признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
5) самозащиту права;
6) присуждение к исполнению обязанности в натуре;
8) взыскание неустойки;
9) компенсацию морального вреда;
10) прекращение или изменение правоотношения;
11) неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
12) признание недействительным решения собрания;
13) иные способы, предусмотренные законом.
Большинство из указанных способов защиты применимы и к защите нарушенных семейных прав. Например, такие способы, как возмещение убытков и взыскание неустойки, принуждение к исполнению обязанности, применяются, как правило, при нарушении имущественных прав (уклонение от уплаты алиментов на ребенка — ст. 80 СК; образование задолженности по алиментам — п. 2 ст. 115 СК).
Наиболее характерным способом защиты личных неимущественных прав субъектов семейных правоотношений является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения, изменения или прекращения правоотношения (ограничение родительских прав — ст. 73 СК; отмена усыновления — ст. 140 СК).
А в п. 4 ст. 30 СК РФ говорится о таком способе защиты нарушенных прав, как компенсация морального вреда. Согласно указанному пункту при вынесении судом решения о признании брака недействительным добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.
Можно назвать и специфические способы защиты семейных прав, которых нет в ГК РФ: лишение родительских прав (ст. 70 СК), отмена усыновления (п. 1 ст. 141 СК) и др. Меры ответственности за нарушение семейных прав и неисполнение семейных обязанностей могут быть установлены в брачном договоре, в соглашении об уплате алиментов самими субъектами семейных правоотношений (чаще всего это возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация, морального вреда).
Источник
Семейное право России
Защита семейных прав
Защита семейных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суда, прокуратуры, органа опеки и попечительства, органа внутренних дел, органа загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты в свою очередь выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.
Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.
Основным правовым механизмом защиты семейных прав является судебная система. Защита семейных прав, согласно ст. 8 СК, осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина РФ.
Норма о защите семейных прав закреплена и в других федеральных законах. Так, ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что за защитой своих прав дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.
Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из публично-правовых отношений. Суд рассматривает и разрешает споры о субъективном праве или охраняемом законом интересе, возникающие из семейных правоотношений между членами семьи.
Кроме того, в суд могут обжаловаться решения и действия (или бездействие) государственных органов и должностных лиц всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, органов местного самоуправления и отдельных государственных и муниципальных служащих, нарушающие те или иные семейные права (например, отказ органа загса в регистрации брака — п. 3 ст. 11 СК; отказ органа местного самоуправления во вступлении в брак лицам, не достигшим брачного возраста, — п. 2 ст. 13 СК). Следует также иметь в виду, что любой гражданин имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность закона, который был применен в его деле и ущемил какие-либо его, в частности семейные, права.
Основания, в силу которых граждане обращаются в суд за защитой семейных прав, весьма разнообразны и, как правило, указаны в СК: расторжение брака; признание брака недействительным; раздел общего имущества супругов; изменение и расторжение брачного договора; установление отцовства; оспаривание отцовства и материнства; разрешение разногласий между родителями о воспитании и месте жительства несовершеннолетних детей; осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; устранение препятствий к общению ребенка с родственниками; защита родительских прав; лишение родительских прав; восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав; отмена ограничения родительских прав; взыскание алиментов на несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей; определение порядка участия родителей в дополнительных расходах на детей; взыскание с совершеннолетних детей алиментов на родителей; определение порядка несения совершеннолетними детьми дополнительных расходов на родителей; взыскание алиментов на супруга, бывшего супруга; взыскание с пасынков и падчериц алиментов на отчима или мачеху; признание недействительным соглашения об уплате алиментов; изменение размера алиментов и освобождение от уплаты взысканных в судебном порядке алиментов и др. Таким образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере семейных правоотношений.
Многие дела, возникающие из семейных правоотношений, отнесены законом к ведению мировых судей (за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка). Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему РФ. Порядок назначения и деятельности мировых судей, их компетенция определены Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
Защита семейных прав в предусмотренных законом случаях осуществляется также и государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Так, СК обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В этих целях органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи.
Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим, устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка и т.д.
Широкими полномочиями в сфере защиты семейных прав наделен прокурор. Его действия по защите семейных прав могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о признании брака недействительным; о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; о признании недействительным соглашения об уплате алиментов; об отмене усыновления ребенка. Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об усыновлении ребенка и об отмене усыновления ребенка независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства и в других случаях.
Полномочия прокурора основаны на обязанности прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и принимать предусмотренные законом меры (включая участие в рассмотрении дел судами, а также предъявление и поддержание иска в суде) по защите прав лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту (несовершеннолетние) не могут лично их отстаивать. Прокурор (или его заместитель) также наделен правом на внесение представлений об устранении нарушений закона, объявление предостережений о недопустимости нарушения закона, принесение протеста на незаконные акты административных органов.
Защита прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирующим прежде всего деятельность соответствующих государственных и муниципальных учреждений, к числу их основных задач отнесены обеспечение социальной защиты и охрана прав воспитанников.
Воспитательные учреждения выполняют обязанности опекунов (попечителей) воспитанников, направляют сообщения в органы опеки и попечительства о возможности их передачи на воспитание в семью. В некоторых случаях в целях защиты интересов детей (в частности, при невозможности исполнить решение суда по делу, связанному с отобранием ребенка и передачей его другому лицу, — ст. 79 СК) допускается их временное помещение в воспитательное учреждение, лечебное учреждение и другое аналогичное учреждение.
Должностные лица государственных органов и других организаций обязаны сообщать об известных им нарушениях прав и законных интересов ребенка в орган опеки и попечительства. К обязанности должностных лиц образовательных, лечебных и иных учреждений любых форм отнесено направление сообщений в орган опеки и попечительства сведений о детях, оставшихся без попечения родителей.
Субъектами РФ могут уточняться функции органов государственной власти и должностных лиц по защите семейных прав граждан. Так, в соответствии с п. 2.2.6.12 Положения об управе района города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП, управа района города Москвы, как территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы, координирует организацию работ по реализации городских, окружных программ по социальной защите семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков и молодежи, непосредственно реализует соответствующие районные программы.
Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы осуществляет префект соответствующего административного округа. Осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, префектура, в свою очередь, непосредственно реализует федеральные, городские и окружные программы по социальной защите семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков и молодежи.
Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства, т.е. органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 121 СК на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них соответственно выявления, учета, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей. Защита прав выпускников воспитательных учреждений — также обязанность органов опеки и попечительства.
СК отводит значительную роль в защите прав членов семьи именно органам опеки и попечительства. Согласно ст. 78 СК органы опеки и попечительства должны быть привлечены судом к участию в деле при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка. Весьма значимой и ответственной является функция попечения над ребенком, который передается органам опеки и попечительства по решению суда в случаях, установленных законом (лишение родителей родительских прав, ограничение родительских прав, отмена усыновления ребенка и т.д.).
Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка и передаче его другому лицу. В безотлагательных случаях, т.е. при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребенка у родителей.
В целом же можно условно выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства:
- самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции, включая дачу согласия (разрешения) на какие- либо действия;
- направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства;
- участие в судебном разбирательстве.
В некоторых случаях перечисленные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства являются взаимосвязанными, взаимодополняющими. Так, например, лишение родителей родительских прав осуществляется судом как по заявлению, так и с участием органов опеки и попечительства.
Для осуществления функций по защите семейных прав в рамках названных выше форм органы опеки и попечительства наделены необходимыми полномочиями.
К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие на: установление отцовства по заявлению только отца ребенка; изменение имени, фамилии ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, по просьбе родителей; контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом; усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, — при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей).
Сюда же можно включить полномочия органа опеки и попечительства по: разрешению разногласий между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка; разрешению разногласий между родителями о воспитании и образовании детей; назначению представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми; решению вопроса об общении ребенка с близкими родственниками; заключению с приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью.
К полномочиям второго вида относятся: право органа опеки и попечительства требовать признания недействительным брака или соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом; право требовать отмены усыновления ребенка, а также право предъявлять требование о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.
К полномочиям третьего вида относится право органа опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: о признании недействительным брака в случаях, предусмотренных законом; об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав; об усыновлении ребенка; об отмене усыновления ребенка.
Необходимо отметить, что в последнее время все чаще пропагандируется основанная на зарубежном опыте идея создания системы ювенальных судов (т.е. судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые бы более эффективно защищали права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних. Кроме того, выдвигаются также предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. В отдельных субъектах РФ (в Волгоградской и Новгородской областях, Москве, Санкт-Петербурге), а также на региональном уровне (Екатеринбург и др.) такие должности уже введены в целях создания дополнительного правового механизма защиты прав ребенка. Вместе с тем представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите семьи и детства, к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и институтов.
Определенные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не- совершеннолетних» осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о лишении родителей родительских прав.
Законом не исключается и самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушения права. Такая форма допустима в случаях, когда субъект семейного правоотношения располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя без помощи суда или государственных органов.
Источник