- Виды невербального общения и их характеристика
- Разница между вербальным и невербальным общением
- Сознательное и бессознательное невербальное общение
- Важность сознательного невербального общения
- 5 функций невербального общения
- Основные виды невербального общения
- Особенности интерпретации невербальных сигналов
- Советы по развитию навыков невербального общения
- Установление контакта с собеседником (вербальные и невербальные техники)
Виды невербального общения и их характеристика
Из этого материала вы узнаете:
- Разница между вербальным и невербальным общением
- Сознательное и бессознательное невербальное общение
- Важность сознательного невербального общения
- 5 функций невербального общения
- Основные виды невербального общения
- Особенности интерпретации невербальных сигналов
- Советы по развитию навыков невербального общения
Существуют разнообразные виды невербального общения: от каких-то определенных жестов до прикосновений, от взгляда человека до его пространственного положения или даже просто внешнего вида. И каждый из таких сигналов несет определенную информацию, важно лишь ее правильно истолковать.
А получается это далеко не всегда. Если одни жесты вполне однозначны, то другие могут быть не совсем ясными для участника диалога, который не слишком хорошо понимает язык тела. Зато в том случае, когда человек неплохо разбирается в теме, многие собеседники для него как открытая книга. И такое положение дел значительно облегчает общение.
Разница между вербальным и невербальным общением
Практически каждый человек на Земле умеет общаться при помощи языка и жестов. Притом если речь мы учим, то второй способ часто используем неосознанно. Эти виды общения — вербальное и невербальное — являются средствами передачи информации между людьми. В зависимости от избранного варианта инструментом для них служат слово либо тело.
Невербальный вид примечателен тем, что посредством позы, мимики и жестов в различных обстоятельствах можно передать большое количество образов. Язык тела очень богат и ограничивается только способностями и воображением самого человека. Фактически это такой же эффективный способ общения, как и речь.
Оценить эту способность достаточно легко: можно просто сесть за просмотр фильма на неизученном иностранном языке. В условиях дефицита информации мозг сам начнет провоцировать вас на повышенное внимание к деталям. Например, жестам, мимике, незначительным телодвижениям и условиям, в которых происходит событие на экране. Даже несмотря на отсутствие понимания речи вы все равно заметите, что по эмоциям, интонациям и позам уже считываете часть информации, если не ее всю. Некоторые фильмы настолько богаты на невербалику, что можно отключить звук и смотреть только картинку: почти все будет понятно.
Сообщая, что владеет языком, человек зачастую даже не думает, что одновременно имеет в виду не только какой-то конкретный язык, например английский или русский. В действительности он постоянно транслирует информацию, даже когда молчит, посредством поз, мимики и жестов. Невербальный способ коммуникации позволяет общаться при наличии языкового барьера независимо от пола и возраста.
Речью необходимо овладеть, чтобы пользоваться. Изучить алфавит, произношение, правильное ударение и правила словообразования. Язык жестов же требует только тела и работы мышц. С его помощью можно транслировать примитивные образы для налаживания общения с любым человеком.
Безусловно, контакт будет на невысоком уровне, поскольку необходимо использовать базовые и универсальные для многих формы жестов. Однако именно невербальное общение делает наш внешний вид и позу информативными. Порой пара жестов заменяет большое эмоциональное восклицание. Так, иностранец, забыв нужные слова, может при помощи пальцев и мимики указать на то, что ему интересно.
Сознательное и бессознательное невербальное общение
В зависимости от того, насколько обдуманно человек пользуется способностями своего тела для контакта с окружающими, можно выделить 2 типа связи.
Первый — невербальное общение, совершаемое осознанно. Человек специально выбирает определенные позы, жесты, мимику, чтобы донести до собеседника свое мнение, настрой, необходимую информацию.
Второй – неосознанное невербальное общение. При нем практически все действия, совершаемые нами в процессе, спонтанны. Опытный человек может их прочесть, и они скажут ему гораздо больше о собеседнике, чем любые слова.
Можно довольно четко пронаблюдать, как различные виды невербальных средств общения применяются в актерском искусстве. Там это практически всегда происходит осознанно. Отработанные позы, жесты, мимика помогают актерам создать своего героя максимально реалистичным. Невербальный, или язык тела, при сознательном использовании открывает большие возможности.
Опытные и находчивые актеры обладают серьезным багажом знаний по части языка тела. Благодаря наблюдательности и внимательности они подмечают малейшие детали, которые можно использовать в позе для усиления сказанных слов, что помогает им создавать десятки и сотни вариаций поведения на любой случай.
Важность сознательного невербального общения
Коммуникация при помощи языка тела необходима для полноценности коммуникации. Общение посредством жестов усиливает сказанное, придавая ему необходимую эмоциональную окраску. Фактически именно различные виды невербального общения позволяют контактировать между собой людям с языковым барьером или проблемами с произнесением звуков.
Притом, если в первом случае сложность передаваемых образов можно увеличивать постепенно, то во втором это невозможно, поскольку жесты становятся в принципе единственным средством связи с другим человеком.
Большинство людей общается при помощи слов. У людей с ограниченными возможностями голоса и слуха остаются только пальцы и лицо как альтернатива речи и эмоциям. Они используют жесты и мимику, чтобы разговаривать друг с другом и окружающими.
Иногда возникают ситуации, когда передать что-то при помощи слов невозможно: звуконепроницаемые стенки, большое расстояние, шумная толпа. И тогда на помощь приходит как раз невербальное общение. Его сознательное применение можно наблюдать много где. Например, система условных знаков есть у охотников, дайверов, автомобилистов. Владение ими помогает быстро координировать многие действия.
5 функций невербального общения
Язык поз и жестов существенно дополняет человеческую речь. С его помощью любые сказанные слова приобретают эмоциональный окрас и в целом произносимое лучше воспринимается. Общение становится более конструктивным.
Психологи выделяют у невербального общения 5 функций:
- Дублирование. Человек дополняет свои слова, как бы подтверждая сказанное мимикой и жестами, какими-либо действиями, придавая ему однозначность.
- Противоречие. Случайно или специально человек противоречит сказанному при помощи подмигивания или покачивания головой.
- Подмена смысла. Очень многие фразы можно трактовать по-разному в зависимости от контекста. Наши телодвижения помогают пояснить, например, что словосочетание было употреблено именно в переносном смысле.
- Дополнение к сказанному. Порой нам не хватает слов для выражения своих эмоций или по какой-то причине их не стоит произносить, тогда к словам мы добавляем повороты головы, движения руками, чтобы показать, как что-либо надоело или кого-либо не хватает.
- Усиление смысла. Различные виды невербального способа общения помогают подкрепить слова поддержки улыбкой, а намерение – ударом кулака по столу.
Основные виды невербального общения
Передавать информацию, не используя речь, можно различными способами. Все они подразделяются по видам избранных для контакта средств/методов. Ниже подробно раскрыты особенности каждого.
- Кинетические сигналы
Наиболее распространенное средство самовыражения, поскольку позволяет дополнять сказанное позой, наклоном головы, сокращением лицевых мышц, жестами и вообще любыми движениями. Благодаря ему фразы получают эмоциональный окрас и насыщенность, второй или даже третий смысл.
Применение действий сильно зависит от характера, темперамента и воспитания, а также национальных особенностей. Так, в одних культурах многое становится понятно именно за счет мимики и телодвижений, в других подобное не принято.
- Тактильные сигналы
Похожи на кинетику, но для них необходим физический контакт. Передаются касаниями, которые могут выражены в рукопожатии, хлопке по плечу, объятиях. Именно эта группа элементов помогает определить уровень социального и межличностного взаимодействия в каждом конкретном случае.
- Зрительные сигналы
Подаются глазами, которые можно округлить, сузить, направить взгляд в нужную сторону. Имеет значение и длительность визуального контакта, его частота, напряженность или легкость.
- Пространственные сигналы
Положение тела в пространстве – это тоже виды невербального общения. В психологии существует целый раздел, помогающий интерпретировать истинный смысл сказанного человеком с поправкой на его позу, жесты. Важное значение имеют положение, расстояние между собеседниками и по отношению к окружающему пространству, боком или прямо они сидят.
Пространственные сигналы могут меняться в зависимости от обстановки и корректироваться на сознательном либо интуитивном уровне. Так, разговор наедине будет отличаться от публичного, а социальный сопровождается иными невербальными сигналами по сравнению с личным.
- Около- или паравербальная коммуникация
Наиболее сложно трактуемая группа, поскольку в нее входит все, что касается речи, а именно: интонации, скорость, ритм, модальность, наличие и длительность пауз, их частота. При этом трактуются сигналы всегда индивидуально, не имея как таковой базы для обобщения.
Причина кроется в том, что, например, общение на повышенных тонах у одного человека может означать крайнюю степень волнения, а у другого — всего лишь являться следствием привычки, профдеформацией. Запинки и паузы же возникают как из-за внутреннего состояния, так и вследствие внешних факторов.
В некоторых случаях обстановка и то, как одет собеседник, играют роль. Например, небрежность или подчеркнутая аккуратность могут немало сказать о его собственном характере либо отношении к оппоненту и повлиять на диалог. Это не всегда принимается во внимание, однако порой подобные детали позволяют понять то, что не сказано вслух.
Особенности интерпретации невербальных сигналов
Существует статистика, согласно которой около 70 % информации человек получает посредством расшифровки невербальных сигналов. Происходит это направленно или интуитивно, но постоянно, поэтому полезно уметь трактовать их.
Однако не все можно распознать и правильно понять. Для того чтобы сделать это грамотно, необходимо различать виды невербального общения и знать их характеристику. Это поможет разделить сигналы на группы и определить наиболее мелкие, но оттого более правдивые, поскольку они менее очевидны и их сложнее контролировать.
При этом не стоит увлекаться и искать второй смысл там, где его нет. Необходимо учитывать характер собеседника, ситуацию, контекст и ряд факторов, чтобы интерпретировать знаки верно, а не попытаться «прочесть» реакции, вызванные внешними обстоятельствами.
Советы по развитию навыков невербального общения
Передача информации при помощи знаков тела является важной частью нашей жизни. Мы транслируем собственное настроение и улавливаем чужое. Давно знакомые люди понимают друг друга с полуслова как раз за счет того, что знают особенности поведения и могут сразу определить, когда приятелю что-то надо.
То же касается попыток манипуляции в отношении внимательных собеседников. Контроль и тренировка мимики, осанки, положения головы, рук, ног (например, у зеркала) помогают представлять себя в нужном образе и не показывать оппоненту лишнего.
Как понять, что клиент готов купить?
Для того чтобы лучше понимать язык тела, достаточно тренировать внимательность. Зная виды невербального общения, примеры для изучения можно находить на каждом шагу. Детали проявляются в непроизвольных движениях, взгляде, позе, темпе речи. Наблюдая за собеседником и обнаруживая определенные сигналы, можно понять его состояние и настроение, отношение к теме разговора.
Детали, говорящие о том, что человек неискренен, следует особенно принимать во внимание. Это может быть связано с намерением утаить какую-либо информацию — интуитивно или с определенным умыслом.
Например, если собеседник активно поддерживает разговор, не смотря в глаза или сбиваясь с темы, принужденно улыбается, стоит сгорбившись, это может означать, что его мысли заняты чем-то другим или ему грустно, но он не хочет вас волновать.
При этом важно воспринимать весь образ целиком, поскольку раздельно жесты малоинформативны. Смысл чтения языка тела именно в умении провести взаимосвязи между отдельными сигналами.
Если сосредоточиться на том, что собеседник при разговоре скрестил ноги, и думать, что он таким образом от чего-то закрывается, можно упустить из виду прямой взгляд, расслабленную позу и спокойные интонации. Таким образом он, скорее всего, показал свою усталость после ходьбы или сделал так по иной причине.
Многое могут сказать и испытываемые нами чувства в ответ на определенное поведение. Нередко они также дают пищу для размышлений, поскольку являются результатами интуитивного восприятия, которое, как известно, работает быстрее, чем мы успеваем подумать. Например, противоречивое чувство, что собеседнику весело, хотя он говорит абсолютно серьезно, может оказаться правдивым, просто он хорошо владеет собой.
Процесс изучения невербальных сигналов и их интерпретации со временем станет восприниматься как интересная и увлекательная игра. Мы регулярно общаемся с окружающими и постоянно своей позой, мимикой, жестами транслируем информацию о себе на текущий момент.
Сначала анализу будут подвергаться другие люди, затем внимание постепенно перейдет на собственную персону. Начнется отслеживание своего поведения и уже сознательная его коррекция с учетом желаемого. То есть вы будете грамотно общаться даже на невербальном уровне.
Получите персональный аудит отдела продаж от Сергея Азимова для 3-кратного роста продаж в 2021 году совершенно бесплатно
Источник
Установление контакта с собеседником (вербальные и невербальные техники)
Для эффективного психологического консультирования имеет большое значение установление консультативного контакта (раппорта). Его качество зависит от нескольких факторов:
1. Консультативное пространство;
2. Время консультирования;
3. Создание атмосферы взаимодоверия;
4. Невербальное общение;
5. Вербальное общение
Консультативное пространство: идеально если есть специальное место для консультирования, если его нет, то необходимо его организовать, например, угол помещения. Клиента надо посадить спиной к двери для сосредоточения на консультанте и процессе консультирования. Лучше предложить клиенту чтобы он сам выбрал себе место и сел, прежде чем психолог сам сядет. Оптимальный вариант посадки – напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы с 1 стороны видеть лицо собеседника, а с другой – без труда отвести глаза в сторону. Сидеть лучше не близко, оставляя свободное место для ног. Хорошо если есть маленький журнальный столик, на котором удобно вести запись. Но не большой стол, а то он будет восприниматься как барьер между психологом и клиентом. Если все же стол большой, то садиться на одной стороне стола, для наибольшего видения невербальной информации. Такое расположение создает отношения сотрудничества.
Время консультирования: это важная характеристика процесса консультирования. Обычно консультативная сессия длится от 50 минут до 1 часа. Если меньше, то у клиента и психолога может остаться чувство недостаточной глубины возникших во время консультирования вопросов. Если больше, то это утомляет собеседников. Если время не установлено это может мешать клиенту, он будет постоянно нервничать, что прием может закончится в любой момент. Спустя 40 минут лучше напомнить клиенту, что встреча заканчивается и надо подводить итог беседе. В начале сессии следует определить продолжительность сессии. Это сложно сделать, т.к. не знаешь глубины проблемы клиента. Лучше заключить контракт на 3-4 встречи, а далее будет видно. Важно определить частоту встреч. Для продуктивного контакта достаточно 1-2 встречи в неделю, если реже – труднее ближе узнать клиента, вспомнить что было на прошлой встрече и сохранить непрерывность процесса консультирования.
Создание атмосферы взаимодоверия: это обусловлено личностными качествами консультанта и его отношением к окружающему миру. Правила для создания такой атмосферы: внимание на клиента, предоставить возможность высказаться, не проявлять излишнего любопытства, соблюдать профессиональную тайну, относиться к клиенту без осуждения, помочь клиенту чувствовать себя непринужденно.
Консультативный контакт определяется как уникальное динамическое взаимодействие консультанта и клиента, в процессе которого клиент при помощи и поддержке консультанта учится использовать свои внутренние ресурсы для позитивного развития личности и актуализации потенциала осознанной жизни, а также между участниками консультирования происходит обмен чувствами, установками, ценностями и т. п. Задача консультанта — постоянное поддержание терапевтического контакта с клиентом в течение всего процесса консультирования, а не только на начальных этапах. Консультативный контакт имеет следующие характерные особенности:
• эмоциональность, то есть в первую очередь наблюдается активность эмоциональной, а не когнитивной сферы человека и осуществляется ее исследование;
• интенсивность, то есть взаимный обмен переживаниями, чувствами, эмоциями и т. п. между консультантом и клиентом;
• динамичность, подвижность и постоянные изменения в консультационном поле с появлением каждого нового клиента, уникальность каждого контакта;
• конфиденциальность как принцип психологического консультирования обеспечивает высокий уровень доверия в консультативном контакте;
• оказание поддержки со стороны консультанта обеспечивает ту необходимую стабильность консультативного пространства, при которой клиент может рисковать, отреагировать подавленные и ранее невыражаемые чувства, эмоции, пытаться быть спонтанным, учиться применять новые способы поведения.
Специфика консультативного контакта во многом зависит от теоретической ориентации консультанта. При этом каждый консультант (терапевт) использует консультативный контакт по-разному, но его важность в процессе консультирования признается всеми направлениями. Выделяют следующие характерные особенности консультативного контакта в зависимости от теоретической ориентации консультанта:
• сохранение консультантом личной анонимности;
• уменьшение у клиента сопротивления реакциям переноса;
. интерпретация консультантом получаемого от клиента материала;
• обучение клиента способности видеть четкую связь между нынешним поведением и прошлыми травмирующими событиями;
• разделение ответственности между клиентом и консультантом;
• взаимное доверие друг другу;
. позиция консультанта «сверху», директивность;
. обучение эффективному поведению;
• практическая апробация новых форм поведения клиентом;
• отношения рабочего, делового характера с минимальным задействованием личных аспектов взаимоотношений;
• ролевые позиции «учитель — ученик»;
• личные отношения участников консультативного процесса не рассматриваются как терапевтический фактор изменений;
• побуждение клиента к рациональному осмыслению и пониманию своих проблем;
• изменение поведения основывается на рациональных факторах;
• важнейший терапевтический фактор изменений;
• ведущие проявления: искренность, эмпатия, теплота и поддержка;
• принятие клиентом этих качеств и формирование умения к их выражению в повседневной жизни, в отношениях с другими людьми;
• понимание реальности клиента, нахождение с клиентом в тесном аутентичном контакте;
• раскрытие уникальности клиента через контакт с консультантом;
• консультативный контакт — ценнейший фактор терапевтических изменений;
• позиции «личность — личность»в ситуации «здесь и теперь»;
• взаимные изменения и консультанта и клиента в процессе консультативного контакта.
Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов:
• навыков консультанта в поддержании общения (вербальных и невербальных);
Существует два канала общения:
• вербальный (с помощью слов);
• невербальный (жесты, мимика, психологическое поле).
Оба канала активно задействованы на всех этапах психологического консультирования. Перед психологом-консультантом встает задача поддержания контакта на обоих уровнях общения, он должен уметь осуществлять как вербальный контакт с клиентом, так и невербальный. Для поддержания непрерывного консультативного контакта психолог-консультант должен обладать определенными навыками работы. Выделяются две группы навыков поддержания консультативного контакта:
Вербальный и невербальный контакт
1. Консультант, используя невербальные каналы общения, решает следующие задачи:
• поддержание консультационного контакта с клиентом;
• понимание, анализ и поиск причин проблем клиента через наблюдение за его невербальными проявлениями и эмпатию, когда консультант начинает осознанно или неосознанно перенимать невербалику клиента: принимать ту же позу, использовать те же жесты, голос и т. п. и таким образом «вживаться» в мир клиента;
• контроль своих невербальных проявлений;
• скрытое воздействие на клиента через невербальную систему знаков, целью которого является «ведение» клиента и помощь ему в осознании каких-либо фактов, отреагировании эмоций, чувств.
Видами невербальных каналов общения являются:
• мимика, выражение лица;
• позы и жесты тела;
• пространство и время;
Контакт глаз консультанта и клиента не должен быть постоянным и навязчивым. Существуют следующие особенности использования контакта глаз:
• длительность контакта не должна быть постоянной, оптимальное время — 2/3 общего времени общения консультанта с клиентом;
• оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг к другу — под углом чуть наискосок;
• консультант должен обращать внимание и анализировать следующую спеиифику проявлений клиента при контакте глаз:
• пристальное внимание клиента к каким-либо объектам в помещении;
• постоянное смотрение вниз, в пол, в сторону, но не на консультанта;
• вызывающий, пристальный и тому подобный взгляд клиента, направленный на консультанта;
• «бегающий», беспокойный, суетливый взгляд;
• отвод глаз от консультанта при каждом визуальном контакте с его стороны;
• глаза, прикрытые рукой.
Мимика, выражение лица является одним из главных источников получения информации о клиенте, а также важнейшим каналом передачи информации от консультанта к клиенту. Консультант должен уметь использовать мимику для решения следующих задач:
• поддержки клиента через демонстрацию в выражении лица определенных чувств и эмоций;
• чтения внутреннего состояния, эмоций и т. п. по выражению лица клиента;
• распознания маскировки одних чувств другими.
Позы и жесты тела могут быть очень информативными как для консультанта, так и для клиента. Консультант, «читая» и анализируя невербальные проявления тела клиента, в свою очередь также посылает ему сигналы относительно своего эмоционального состояния, мыслей, желаний и т. п. Существуют следующие проявления тела, на которые консультант должен обращать внимание:
• руки и жесты, которые чаще всего носят символический характер и могут являться маркерами проблемы или какого-либо состояния, которое при этом может не осознаваться клиентом;
• манипулирование своим телом (может свидетельствовать о наличии у клиента тревоги, невыраженных, подавленных переживаний и т. п. и чаще всего осуществляется на неосознанном уровне), такие его проявления, как:
• покусывание ногтей, пальцев и т. п.;
• постукивание ногой, пальцами рук;
• «командные сигналы» клиента, когда какой-либо жест или поза имеет символическое послание для консультанта:
• пожимание плечами и т. п.;
• прикосновение, которое может иметь как дружеский, так и сексуальный характер, а также может означать желание получить поддержку через тактильный контакт. Также консультант должен обратить внимание на то, как клиент относится к тактильным контактам, и проанализировать это.
Существует множество человеческих движений, каждое из которых может нести для консультанта определенную информацию о клиенте. Выделяются следующие виды движений тела:
• невербальные «слова», то есть жесты и позы, заменяющие слова, например помахивание рукой, которое может означать прощание;
• усиливающие знаки, то есть жесты и позы, целью которых является усиление, подчеркивание значения того или иного слова, а также попытка более точно передать его смысл;
• регуляторы, цель которых — дополнение вербального послания, например кивание головой;
• адаптеры, осуществляемые клиентом на неосознанном уровне и которые, как правило, отражают какие-то чувства, эмоции, которые клиент не до конца осознает, например неосознанное испытывание клиентом чувства тревоги может быть выражено в его позе.
Голос, являясь важнейшим инструментом человеческого взаимодействия, содержит в себе ряд характеристик, которые служат информаторами:
• тон голоса, с помощью которого консультант и клиент могут передавать друг другу различные эмоции, настроения, а также помогающий понять актуальные состояния;
• темп речи, также часто свидетельствующий об актуальном состоянии клиента, а также о его характерологических особенностях и паттернах поведения, например слишком быстрый темп может говорить о внутреннем беспокойстве клиента или о такой черте характера, как суетность, привычка к постоянной спешке, нервозности как ситуативному или привычному паттерну поведения;
• громкость голоса, информирующая об актуальном состоянии и чертах личности, а также передающая определенное настроение и атмосферу консультативного пространства или специфику и важность проблемы для клиента. Например, тихий голос как типичный для конкретного клиента может быть показателем неуверенности в себе, и в то же время понижение голоса во время разговора о какой-либо проблеме, ситуации и т. п. может показывать отношение клиента к этой ситуации, например, когда речь идет об интимных для клиента темах;
• произношение, его четкость, так же как и другие параметры голоса, является маркером отношения клиента к проблеме и проявлений его личности. Например, постоянное невнятное произношение может говорить о низкой осознанности себя, своих границ и т. п., а невнятность, нечеткость отдельных фраз — о нежелании клиента осознавать какие-то аспекты проблемы, эмоциональном замешательстве.
Консультант, используя свой голос как инструмент поддержания контакта и голос клиента как источник информаиии. решает следующие задачи:
• получение информации о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния и т. п.;
• поддержание контакта с клиентом, выражение эмпатии, принятия и т. п.;
• воздействие на клиента, коррекция через голос: «присоединение» к клиенту через голосовую модальность, то есть подстройка своего голоса под голос клиента, и дальнейшее постепенное изменение параметров своего голоса;
• подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов и т. п. через обращение внимания консультанта на окраску голоса клиента.
Пространство и время имеют следующие параметры, используемые для анализа в психологическом консультировании:
• дистанция, которая может являться:
. желанием углубить отношения, когда собеседник сокращает физическое расстояние;
• демонстрацией актуального отношения к собеседнику — принятия в случае маленькой дистанции и отгороженности, закрытости в случае большой;
. желанием нарушить личные границы собеседника (при постоянном приближении одного и удалении другого);
• формированием общего безопасного климата консультирования при оптимальном расстоянии собеседников;
• предметы обстановки и оборудование, которые могут нести клиенту информацию о консультанте и его личности и способствовать или не способствовать формированию доверия и безопасности в консультативном пространстве;
• одежда, общий стиль, несущие огромный пласт информации как о личности клиента, так и о личности консультанта и помогающие им лучше понять друг друга.
2. Существуют следующие правила невербального поведения консультанта:
• удобство физической обстановки в пространстве психологического консультирования, когда консультант и клиент визуально доступны друг другу;
• открытая поза консультанта, когда руки и ноги не скрещены, указывающая на его готовность к принятию клиенту,
• физическая близость консультанта по отношению к клиенту, когда консультант время от времени наклоняется ближе к клиенту, с тем чтобы показать заинтересованность в том, о чем идет речь, и в самом клиенте;
• поддержание консультантом контакта глаз, подчеркивая таким образом свою заинтересованность в клиенте, но избегая как пристального смотрения на клиента, так и блуждающего в стороне взгляда;
• расслабленность, отсутствие напряжения у консультанта, которое часто наблюдается у клиента, и, демонстрируя свое спокойствие и эмпатию через невербальные каналы, консультант может помочь расслабиться и клиенту.
Вербальный контакт между клиентом и консультантом, основанный на использовании ими речи, имеет большое значение не только для поддержания консультативного контакта, но и для всего процесса консультирования. Использование консультантом речи в пространстве консультирования имеет следующие функции:
• установление и поддержание доверительных отношений с клиентом в начале консультирования;
• снятие напряжения на любой стадии процесса консультирования;
• оказание поддержки, когда клиент чем-то сильно расстроен или плачет;
• подталкивание клиента к самораскрытию, осознанию себя, истинных причин проблемы, то есть к внутреннему развитию;
• ведение процесса консультирования в нужном направлении, когда необходимо перебить, остановить клиента и т. п.;
• помощь клиенту в формулировании мыслей.
Существуют следующие виды средств поддержания вербального контакта:
• прямые высказывания, к которым относятся:
• похвала («Вы молодец, что приняли такое решение»);
. подбадривание («Я думаю, у нас получится с этим разобраться»);
• выражение поддержки («Я понимаю ваше состояние»);
• косвенные высказывания, к которым относятся:
• использование имени клиента, способствующее более искреннему и теплому контакту между консультантом и клиентом;
• Ага-реакция, то есть использование междометий «Ага», «Угу», «Конечно» для демонстрации заинтересованности, выражения согласия и одобрения;
• использование языка клиента, то есть консультант должен говорить с каждым конкретным клиентом на свойственном только ему одному языке, это означает употребление консультантом тех слов, понятий и определений, которые использует в своей речи клиент;
• слушание клиента, которое может быть:
• пассивным, когда консультант молча слушает клиента, демонстрируя при этом свою заинтересованность невербальными способами;
4. Активное слушание — одна из главных техник, которые консультант использует не только на этапе установления доверия и поддержания контакта с клиентом, но и в течение всего процесса консультирования.
Активное слушание определяется как процесс внимательного слушания клиента, при котором консультант демонстрирует клиенту свою заинтересованность в нем, принятие, искренность и при котором задействованы интуиция, отражение и эмпатия, а также когнитивная сфера консультанта. Умение слушать — важнейшее профессиональное умение консультанта и психотерапевта. Консультант должен обращать внимание на следующие аспекты активного слушания:
• для демонстрации принятия, заинтересованности и эмпатии клиенту консультант использует реплики типа «Ага-реакции», похвалы и т. п.;
• пристальное внимание к любым деталям в речи, рассказе клиента;
• наблюдательность, чтобы услышанное от клиента порождало ассоциативный поток у консультанта и через ассоциации продвигало его к пониманию проблемы клиента;
• безоценочность и отсутствие осуждения и желания поставить диагноз — ключ к истинному пониманию клиента;
• использование разного рода вопросов для развития истории клиента;
• использование паузы как возможности дать клиенту осмыслить то, что он сказал, прочувствовать это, прожить.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Установление контакта с собеседником (вербальные и невербальные техники)
Установление контакта с собеседником (вербальные и невербальные техники)
Установление контакта с собеседником (вербальные и невербальные техники)
Источник