Нетривиальные способы решения проблем

Тривиальный и нетривиальный — что это такое (значение слов)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Тривиальный – это термин, употребляемый в форме прилагательного или наречия. Перечень сфер применения велик.

Значение может отличаться в зависимости от контекста предложения. Это и создает сложность понимания в ряде случаев.

Определение — что это такое

Значение слова «тривиальный» может отличаться. Многие используют термин для негативной окраски. Но это просто неточный синоним следующих слов:

Верное значение слова тривиальность – это обозначение степени упрощения чего-либо.

Используется в математике, других науках и в обычном разговорном стиле. Термин не имеет универсального, точного определения.

Ознакомление с разделом толкового словаря по русскому языку не позволяет понять значение в контексте. Необходимо разобраться с происхождением термина на простом примере.

Использование в современном мире

Термин применяется в науке. Иногда с негативным оттенком. В химии обозначаются словом «тривиальный» вещества, молекулярные элементы которых открыты до начала использования современных обозначений. Пример:

Тривиальность — это банальность, простота

Все без исключения исследователи сходятся во мнении что «тривиальный» — однозначно латинского происхождения (trivialis). Перевод его прост: у трех дорог. Подразумевается перепутье. Располагались на нем:

  1. корчма (небольшой трактир);
  2. ярмарки;
  3. постоялые дворы.

Основное их назначение: давать приют уставшим путникам, собирать простых людей для дебатов и обсуждения новостей. Отличительной особенностью являлся контингент подобных заведений. Дебаты велись не на самом «высоком» уровне.

Вследствие чего и появилось во французском языке (после и в других) выражение «тривиалис». Подразумевалось нечто простое, банальное, немудреное. Но при этом: много раз повторенное за другими, более авторитетными и умными людьми.

Ранее в русском языке слово имело следующее значение:

С течением времени значение изменилось, приобрело негативную окраску. При употреблении подразумевается «пошлый». Термин с приставкой «не» имеет обратное значение.

Нетривиальный – это необычный, оригинальный.

Существует и альтернативная версия толкования термина.

Нетривиальный — это умный, интересный человек

Некоторые исследователи высказывают мысли о происхождении слова от латинского «trivium». Термином обозначался один из классов образования в Средние века. Обучение тогда подразумевало знание чтения, письма и счета. После сдачи экзамена молодой человек мог поступить на подготовительный курс университета. Где обучался 3 различным наукам:

В такой версии тривиальность изначально не означает что-либо негативное. Наоборот, под термином подразумевается получение определенного уровня образования – «тривиум». В древности так обозначались три свободных искусства. Грамматика являлась в то время основной всех знаний.

Изучение риторики позволяло кратко, но емко выражать мысли. Диалектика обучала вести дискуссию, давала основы логики. На заре возникновения термином trivium обозначали умного, неординарного человека. Но с течением времени значение изменилось на противоположное.

Негативная окраска термина

Среди студентов в Средние века была своеобразная «дедовщина». После получения «тривиального» образования учащийся переходил на следующую ступень. Обозначалась она «quadrivium», включала 4 вида искусства:

После достижения уровня «quadrivium» студент к остальным обучающимся относился пренебрежительно, называл тривиальными.

В таком случае слово использовалось для обозначения негатива. Подразумевался недоучка, не получивший до конца высшее образование.

Современное значение слова тривиальность

Рассмотренное выше значение — исключение из правил. В разговорной речи, публицистическом стиле используется слово в одном значении: избитый, неоригинальный. Нетривиальный – антоним (что это?), подразумевается обратный смысл. Новый, оригинальный.

Часто тривиальными называют шаблонные мысли, штампы – которыми мыслит человек. В русском языке используется в уничижительном значении. Указать человеку на его тривиальность – обозначить банальность, шаблонность его мышления.

Потому использовать слово важно с осторожностью. Некоторые воспримут это как оскорбление. Для лучшего понимания термина стоит посмотреть лекцию:

Со временем, возможно, значение слова снова изменится либо исчезнет. Языку свойственно видоизменяться, устоявшиеся выражения уходят в прошлое. На смену приходят новые термины. Значение слова «тривиальный» сегодня однозначно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Читайте также:  Наиболее применяемый способ угрозы теракта

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Про некоторых людей говорят так: «Отличается нетривиальным интеллектом». То есть, одним словом — умный.

Источник

Как подходить к решению нетривиальных задач?

Оценить 2 комментария

Всегда использую модель боли:

1) Смотришь задачу
2) Пытаешься её решить
3) Понимаешь, что ты тупой идиот, который ничего не может.
4) Поднимаешь в помощь гугл
5) Поднимаешь в помощь литературу
6) Спрашиваешь ребят на тему: «почему так, а не иначе».
7) Выполняешь задание, осознавая, что ты тупой, раз на решение этой задачи тебе пришлось потратить столько времени.

Повторить до бесконечности, и ты станешь профи.

чет видимо задач перед Вами глобальных не ставили. Бывает, что задачу никто не решал до вас или не существует удовлетворительного решения.

Первое, что нужно делать если перед тобой нетривиальная задача — попытаться её декомпозировать на более мелкие и менее нетривиальные задачи. Потом повторить эти же действия для каждой из получившихся подзадач и так до приемлемого уровня, когда уже становится очевидно как всё сделать:)

это очень полезная практика:)

Сам там балуюсь по мере свободного времени, сил и желания, чисто для поразмять мозги, т.к. в олимпиадах я участвовал давно, последний раз аж в 1998 году. Пруф: https://www.codewars.com/users/iCoderXXI

У меня не всегда получается сразу понять чего хочет автор задачки, приходится перечитывать раз по десять-дцать, вникать, в принципе как и в реальных боевых задачах в жизни. Всегда стараюсь построить в голове работающую модель процесса, так сказать в динамике, входящие и исходящие сигналы (данные), логику, алгоритмы.

Решаю итеративно, добиваясь прохождения тестов. Часто бывают пограничные случаи, которые далеко не сразу становятся очевидны и часто поначалу в ту сторону не думаешь, тут что называется хоть бы завелось вообще, а не то чтобы полетело. потом решение допиливаешь итеративно под каждый не прошедший тест.

Часть задач встречаются, которые ранее никогда не решал. Если не понятно о чем речь, то гуглю суть задачи. стараюсь избегать смотреть в решения, если они где-то встречаются, для меня принципиально решить самостоятельно, пусть не так идеально и красиво.

Когда смотрю решения других бойцов, часто вижу переусложненные, выпендрежные решения. Если бы в моей команде боец стал писать такой код, то он бы однозначно уехал решать индивидуальные задачи, потому что такое читать и понимать весьма непросто. Сам стараюсь писать код компромиссный, с одной стороны достаточно эффективный, с другой стороны понятный даже новичку.

Вообще моё ядро, как программиста, формировалось в условиях жестких ограничений, чего стоит только ограничение по памяти в 64 кб на переменные у паскаля. Конечно я не долго терпел это издевательство, и достаточно быстро разобрался с указателями, кучей, структурами данных, так-что моим программам было доступно до мегабайта и более под данные, хотя конечно логика становилась весьма витиеватая.

Источник

Нетривиальные способы решения проблем

Василий Лебедев

Руководитель школы инноваций и креативного мышления ИКРА

Как придумывать про-идеи

Вы как креативный лидер создаете среду для инноваций в своей компании. Две первые оси, X и Y, — это креативная культура, которая вдохновляет команду, и соответствующие ей бизнес-процессы. Третья ось — методология, которая не столь очевидна. Она дает нам ответ на вопрос «как?». Как запустить процесс инноваций или креативный процесс?

Креативный процесс может быть бессознательным и хаотичным. Для нас с вами как для руководителей компаний или отделов это ненадежный инструмент обеспечения дохода, прибыли и выручки. Не надо пытаться загнать творческого человека в математический алгоритм. То, что вы действительно можете сделать, это оставить пространство для озарения. В этой ситуации творчество становится процессом осознанным и структурированным .

Я обнаружил три цельные методологии: дизайн-мышление, латеральное мышление и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) . В ИКРЕ последние 11 лет, взяв весь наш методический, педагогический, практический багаж, мы упаковали коммуникации рекламу в технику методологии CRAFT — креативные алгоритмы, фреймы и техники.

Эта, на мой взгляд, самая мозгодробительная методология, которая позволяет вам получать большое количество идей. Не поверите, но латеральному мышлению уже больше 50 лет . Впервые еще в 1967 году Эдвард де Боно ввел само понятие и разработал методологию.

Читайте также:  Jeju volcanic lava способ применения

Основной тезис Эдварда де Боно заключается в том, что мы с вами упаковываем всю информацию, поступающую из мира, в некие поведенческие паттерны. И эта нарезка из паттернов мешает придумывать какие-либо решения. Эдвард де Боно ввел в обиход любимый нами с вами термин «креативный прыжок» и out of the box thinking. Эта крылатая фраза впервые пришла из латерального мышления. Когда вы собираетесь сделать креативный прыжок, вы не просто пытаетесь сразу ответить на вопрос и найти некое тривиальное, обычное решение. Вы в первую очередь стремитесь выпрыгнуть в так называемую про-идею . Это некая абсурдная реальность, в которой ваша задача решена. Вы выпрыгиваете в эту абсурдную реальность с помощью разных так называемых методов провокаций. И уже находясь внутри этой про-идеи, вы начинаете искать возможность совершить переход в новое решение. У нас вами получается веер из решений. Мы с вами можем сделать большое количество фокусировок и с помощью шести разных подходов создать провокационные идеи. И на основе этих провокационных идей мы с вами можем еще 4 разными способами выйти на разные новые решения .

Источник: Jonathan Knowles / behance.net

Посмотрим, как эти про-идеи работают и как быстро вы можете их использовать в своей деятельности. Если у вас есть какая-либо фокусировка и вы не хотите сейчас сразу принимать нетривиальные решения, вы можете попробовать несколько методов провокаций.

Инверсия

Этот метод работает очень просто. Вы фокусируетесь на задаче, например: «Мне хотелось бы отказаться от денег». Инверсия: «Деньги хотят отказаться от нас». То есть если не мы будем отказываться от денег, а деньги откажутся от нас, то задача решена. Тогда возникает вопрос: «Как сделать так, чтобы деньги могли отказаться от нас?» Постарайтесь не перепрыгивать так быстро сразу к готовым решениям. Ищите, интерпретируйте, рассматривайте как можно больше вариантов .

Гиперболизация

В этом случае вы максимально увеличиваете одно или несколько свойств объекта (ов). Сделав что-то большим, бесконечным, вы автоматически решаете задачу. Это может быть нереализуемо и безумно.

Помните, про-идеи нереализуемы, но они всегда решают конкретную задачу

Если мы с вами говорим, что мы не только от денег с вами отказываемся, а от отношений, и весь мир отказывается от отношений.

Отстранение

Третий популярный способ решать любые проблемы — это отстраниться от высказывания и понять, как нам сделать так, чтобы тезис в принципе потерял какой-либо смысл . Например, нам хотелось бы отказаться от денег. Но вообще нет больше тех, кто может отказаться. Либо больше нет людей, либо сами люди стали безотказны. Мы больше не умеем ни от чего отказываться. Поэтому и задачи отказываться от денег у нас нет. Мы с вами можем отказываться от самых разных элементов системы, чтобы добиться желаемого абсурдного результата .

Если есть про-идея внутри, которой деньги хотят отказаться от нас, что это значит? В чем принцип действия такой про-идеи? В том, что деньги, по сути, не дают к себе подступиться и взять их. Мы с вами получаем колючие деньги, деньги-кактусы, деньги-ежики.

Инструменты креативных методик

Придумывать хаотично — это здорово, штормить, генерировать, но все же хотелось бы понимать системный алгоритм поиска проблем, противоречий и системного решения этих противоречий . Появилось одно очень важное понятие — идеальный конечный результат. В ТРИЗе (теории решения изобретательских задач) поиск новых идей — это возможность создавать и совершенствовать системы этого мира. Если в рамках операционной системы латерального мышления мы рассуждаем о креативном процессе как о возможности выпрыгнуть из коробочки, то в ТРИЗе ключевым понятием является система, в которой мы пытаемся найти проблему и ее решить . Мне кажется, что это вообще одна из самых красивых фраз в креативном мышлении: « Любая система мечтает стать идеальной ».

По мере того как происходит прогресс, идут годы, наш «грузовик» уменьшается до тех пор, пока главная функция не максимизирована, а все побочные системы не удалены. Мы как изобретатели ищем способ максимизировать идеальный конечный результат. Телепорт — это идеальный грузовик. Груз доставлен, а грузовика не было. Поэтому ИКР, идеальный конечный результат, это когда система не существует, а функция системы выполняется. В ТРИЗе это краеугольный камень любого решения.

Читайте также:  Что такое способ получения новых научных знаний 7 букв

До того, как вы запрыгиваете в поиск каких-то фич, функционально-технических решений, поиска преломления развития продукта, вы думаете о том, что такое идеальный конечный результат для вашей целевой системы . Исходя из этого стратегического фокуса, принимайте решение о том, какие сейчас элементы системы вы развиваете и оптимизируете.

ИКР во многих системах зависит от того, каким его считают люди. Что такое идеальный чайник? Это чайник, который сами покупатели считают идеальным. Для того чтобы вот этот ИКР в непростых человеческих перцепциях увидеть, был разработан инструмент MPVmain parameters of value, который показывает, что для пользователей является ключевыми ценностями относительно того или иного продукта, за который они его, грубо говоря, считают идеальным.

Параметры идеальности начинают конфликтовать. Например, у мессенджера есть 3 ключевых параметра — это дешевизна, мультифункциональность (много способов доставки контента), удобство создания сообщений. Это и есть поиск противоречий. Если мы с вами как изобретатели теперь конкретно эту проблему решим, мы с вами еще на шаг приблизимся к идеальному конечному результату .

Источник: Jonathan Knowles / behance.net

Генрих Альтшуллер совершил фантастическую вещь — он создал таблицу приемов разрешения противоречий. Она показывает, как, где решаются задачи. Мы посмотрим на 4 ключевые группы методов разрешения противоречий, которые чаще всего используются в таких ситуациях, например в пространстве и во времени, в терминах отношений и разрешения противоречий в системах. ТРИЗ показывает нам с вами возможность не только прямого решения какой-либо задачи, но и учит нас с вами изучать систему вокруг задачи . В смысле ТРИЗ является антагонистом латерального мышления, потому что на вопрос «Где мне искать идеи?» оно отвечает следующим образом: «Везде. Если ты хочешь найти идею, бери пулемет и из пулемета везде стреляй. И из 120 идей какая-нибудь окажется гениальной». ТРИЗ же говорит: «Нет, так жить невозможно. Чтобы мы могли найти какое-либо решение, мы должны найти систему, в которой есть противоречие, мешающее нашей функции или нашему продукту стать идеальным».

Дизайн-мышление основывается на изобретательстве. Мир нельзя переизобрести, глядя на него со стороны. Это можно сделать только глазам пользователя. У вас есть 5 действий для того, чтобы придумать любой продукт: почувствовать человека, сфокусироваться, придумать, запрототипировать и затестировать. Мы создаем бизнесы и новые продукты не от того, что мы можем продать и какая у нас бизнес-модель, а от того, какие потребности клиентов мы можем закрыть.

Дизайн-мышление — это практика быстрых и полезных действий для созданий нужных людям продуктов и сервисов

Эта методология состоит из 5 простейших шагов: эмпатия, фокусировка, идея, прототипирование и тестирование. Никто так фанатично не апеллирует к человеку, к чувствам и сопереживанию, как . У вас есть некоторый customer experience, и внутри этого experience есть эмоциональные ямы. Именно там человеку плохо. Дизайн-мышление — это методология, которая может работать с абстрактными формулировками и погружает создателя в опыт вашего пользователя, заставляет пережить негативные эмоции и на основе этого найти нужные новые решения .

Последняя методология — это коммуникативно-рекламная методология CRAFT. Она помогает создавать новые формы отношений, переизобретать существующие фреймы внутри ваших продуктов. Моделирование внутри креативной методологии CRAFT и поиск новых идей, мы с вами можем смешивать разные формы. Вы как руководитель любой креативной команды создаете не только формы отношений для клиентов, вы, по сути, выстраиваете новые формы отношений внутри своего коллектива. CRAFT — это про объединение и синтез форм, про их исследование в этом мире и выжимание ценности в пользовательский опыт .

Латеральное мышление — это самая генеративная, пулеметная история, которая позволяет создавать много провокационных решений за минуту времени. ТРИЗ — это системная методология. Она позволяет посмотреть на мир как на систему из надсистем, подсистем, увидеть идеальный конечный результат система и попробовать найти разрешение противоречия. Дизайн-мышление — самая человеколюбивая методология, построенная на эмпатии. И, наконец, CRAFT — креативная методология, которая позволяет посмотреть на Вселенную как на вселенную форм отношений. Эту мудрость нужно использовать для того, чтобы перепридумать ценности и найти новую роль для вашего бизнеса.

Источник

Оцените статью
Разные способы