«Нетрадиционные формы урока как способы активизации познавательной деятельности учащихся»
ЛАГОШИНА С. Н., учитель начальных классов.
МКОУ СОШ № 8 с. Благодатное
ВЫСТУПЛЕНИЕ по теме: «Нетрадиционные формы урока как способы активизации познавательной деятельности учащихся. Применение на уроках структур Сингапурской методики». Обмен опытом.
Данная работа осуществляется на основе внедрения программы профессионального развития «Преобразование обучения для XXI века» и направлена на выявление наиболее эффективных методик и образовательных технологий. Программа разработана Сингапурской компанией «EducareInternationalConsultancy»
Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все ученики и где наряду с закреплением изученного материала и повторением пройденного, в процессе чего активно развивается устная речь, воспитывается еще и чувство уважения друг к другу. То есть, лидеров нет, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам, а учителям он помогает правильно распределить время и в ходе одного занятия проверить знания всех учащихся. .
После ознакомления с новой системой преподавания сразу же стала применять некоторые ее элементы на практике: рассаживаю учеников по четыре человека, делю их на группы.
Таким образом, ребята работают в команде, при ответах на вопросы – устные или письменные – высказывают свои мысли, и, что немаловажно, помогают слабым.
Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что учитель вместе с учениками должен теперь посмотреть на образовательный процесс по-иному: преподавателю следует практиковаться в использовании новых структур, а самим учащимся – учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Замечу: данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Причем их можно использовать и на классных часах, и на внеклассных мероприятиях, и даже на различных праздниках, вечерах.
– Могу с уверенностью сказать, что уроки с использованием предложенных нам структур довольно интересные и познавательные. Работа в группе по четыре человека, в паре с партнером «по плечу», «по лицу» прослеживается в большинстве используемых учителями структур. Их можно применять на различных этапах урока, особенно когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению.
На уроках математики я считаю, что многие обучающие структуры вводимой методики подходят для объяснения нового материала, а также при повторении и обобщении тем на уроках математики.
– При этом, хорошо развивается математическая речь, логическое мышление.
– Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока считаю приемлемым. Детям интересно. С большим удовольствием готовят они вопросы для своих одноклассников, общаются. Да и перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения.
На своих уроках использую структуры ХАЙ-ФАЙ (сигнал тишины),СИНГЛ РАУНД РОБИН( обсуждение в команде возможные варианты решения,1раз по кругу каждый участник предлагает пути решения заданий в течение 2-х минут.Начинает участник №4,потом №3,№2,№1 У каждогоиз вас есть по 30 секунд времени.(Ставлю таймер).Начали, время пошло.СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ (работа с карточками по кругу), КУИЗ КУИЗ ТРЭЙД (Опроси, опроси, поменяйся карточкой) и СТЕ ЗЕ КЛАСС (Собери как можно больше мнений учащихся класса),КЛОК БАДДИС(друзья по часам),МИКС ФРИЗ ГРУППпод музыку передвигаются по классу, дети замирают и слушают вопрос. Ответ на вопрос будет, какое-то число),РЕЛЛИ РОБИН(2 участника предлагают свои варианты, говорят по очереди,КОНЭРС(углы).
В своей работе использую видеоролики, слайды, печатный материал.
В практике преподавания похожие элементы использовались нами и ранее: это работа в парах, подготовка вопросов по тексту, опрос товарищей и т.д. Теперь они представлены в новой форме и имеют новые термины.
Источник
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности обучающихся»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области
на ШМО учителей начальных классов по теме
« Нетрадиционные формы урока с ИКТ
как способы активизации познавательной деятельности обучающихся»
Подготовила: Григорьева А.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
В отечественной школе была обнаружена тенденция, которая вела к снижению интереса школьников к занятиям. Чтобы избежать этой проблемы
учителя стали применять в своей практике нестандартные уроки. Главная цель таких уроков состояла в том, чтобы удержать интерес учащихся к учебному процессу.
Нам известно, что урок как форма обучения, относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения. Структура и методика проведения урока зависит от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы.
Важный момент в учебно-воспитательном процессе отводится интересному и необычно построенному уроку. От разнообразия эффективных приемов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение учащимися учебного материала.
Для детей младшего школьного возраста, большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для них форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний обучающихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь обучающимся лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание обучающихся, необходима организация активной и интересной познавательной деятельности. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.
Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.
При нетрадиционной форме проведения традиционного урока, происходит изменение соотношения содержания, методов и форм организации, что обеспечивает усложнение познавательной деятельности обучающихся. Вместе с этим происходит изменение в распределении сил между учителем, учеником, классом. Ученик оказывается в положении человека, который в состоянии составить и решать новые познавательные задачи. Он принимает активное участие в изучении нового материала. Таким образом, создаются условия развития познавательных возможностей.
Как показывает опыт, нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся.
Не всегда могут активизировать мысль ученика словесные просьбы и убеждения. Тогда на помощь приходит игра. А любой нетрадиционный урок — это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами. Возможности нетрадиционных уроков велики:
— они являются средством формирования познавательной деятельности школьников;
— средством активизации обучающихся в процессе учебной работы;
— способом стимулирования и развития интереса к учению.
Нетрадиционные уроки должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.
Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.
Классификация нетрадиционных уроков:
проблемная игра «Мозговой штурм».
На своих уроках я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. Так как в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти, нужный материал и как лучше его продемонстрировать? И вот тогда на помощь пришёл компьютер.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.
Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» — ИКТ.
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью средств ИКТ.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает обучающимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает:
— положительную мотивацию обучения;
— активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
— принцип равенства позиций;
— принцип обратной связи;
— принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
— на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
— привлекает большое количество дидактического материала;
— повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
— обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
(индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
— расширяет возможность самостоятельной деятельности;
— формирует навык исследовательской деятельности;
— обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
— способствует повышению качества образования.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
— сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
— сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
— обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер является стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно — найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, интересным, нестандартным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Что дают нетрадиционные уроки обучающимся?
Обучающиеся с удовольствием посещают предмет.
За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.
При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.
Желание учиться ради познания, а не ради оценки.
Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.
Что дают нетрадиционные уроки учителю?
Нетрадиционные уроки помогают учителю более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему;
использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку;
повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету;
подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.
В своей практике я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы и приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности школьника.
Заметна эффективность использования ИКТ в 1 классе. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении.
Но нельзя забывать и о здоровье детей, которое во многом зависит и от влияния компьютера. Поэтому не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Непрерывная длительность занятий за компьютером не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.
ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать.
Источник