- Думай как инженер: 4 способа находить нестандартные решения
- Предисловие
- Инерция мышления с точки зрения работы мозга
- 1. Метод фокальных объектов (МФО)
- Как использовать такой метод:
- Что можно сделать при помощи МФО?
- 2. Детский язык или «Попробуй объяснить ребенку»
- Как использовать детский язык?
- 3. Метод маленьких человечков (моделирование маленькими человечками)
- Как использовать?
- 4. Оператор РВС (размер, время, стоимость)
- Нетрадиционный способ решения проблем
Думай как инженер: 4 способа находить нестандартные решения
Предисловие
Попробуйте быстро ответить на вопросы: Чему равно два в квадрате? А четыре в квадрате? А пять в квадрате? А угол в квадрате?
Удалось ли вам так же быстро ответить на последний вопрос, как и на предыдущие три? Вероятно, вы не сразу переключились с возведения чисел во вторую степень на градусы углов в равностороннем прямоугольнике. А ведь если бы последний вопрос стоял отдельно (Чему равен угол в квадрате?), то ответ на него последовал бы куда быстрее. Это пример инерции мышления — когда мы мыслим «по накатанной» и нам сложно переключиться на новую информацию.
В повседневной жизни инерция мышления полезна и необходима, она позволяет экономить энергию и делать то, что работало раньше. Но она же мешает заметить проблему и найти лучшее решение, создавать нечто новое. Инерция мышления есть у всех. У профессионалов в своем деле, возможно, она даже сильнее, ведь они уже знают, как было правильно, из-за чего сложнее решиться на изменение метода. Но то, что было правильным когда-то, не означает, что это актуально и сейчас.
Например, некоторых старых конструкторов нефтезаводов сложно переубедить, что сейчас можно использовать трубы новых марок с другой толщиной стенок, потому что то, как они делали раньше, работало. Однако новые технологии объективно работают лучше.
Инерция мышления с точки зрения работы мозга
Физиолог Иван Павлов ввел понятие «динамического стереотипа». Грубо говоря, это значит, что произошло действие, которое повлекло за собой череду реакций в мозгу: одни центры возбудились, другие были подавлены, и все это в определенной последовательности и взаимодействии сформировало стойкую привычку или стереотип. С точки зрения выживания или инстинкта самосохранения, то, что уже когда-то сработало, лучше, чем то, что только может сработать. Поэтому мозг будет воспроизводить стереотипные действия, лишь бы не оказаться в пугающей неизвестности и потенциальной опасности — даже если эти действия уже не приводят к изначальному положительному эффекту.
Нарушение привычного образа действия приводит к сильному стрессу. Есть даже таблицы стрессовых событий и относительных баллов, которыми они измеряются. К ним относятся, например: смена досуга (34 балла), и развлекательная поездка (33), и изменение условий труда (43) или смена профессии (50). Поэтому сложно просто так взять и начать что-то делать по-другому — мозг избегает лишнего стресса.
Так что же можно сделать, чтобы ослабить инерцию мышления? Генрих Альтшуллер (советский писатель-фантаст, изобретатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности еще в середине прошлого века заметил, что инженеры, увлеченные научной фантастикой, изобретают смелее, не боятся дерзких и необычных идей при решении задач с помощью ТРИЗ. То есть преодолеть инерцию мышления им помогают фантазия и воображение. Позже были выделены специальные операторы гашения инерции мышления, которые, среди прочего, помогают развивать творческое воображение. Рассмотрим некоторые из них.
1. Метод фокальных объектов (МФО)
Один из инструментов – это метод фокальных объектов (МФО). Представьте себя с волшебной палочкой в руках, которая позволяет переносить свойства одного предмета на другой. Используйте свойства или признаки случайно выбранных объектов для совершенствования своего объекта путем переноса на него выбранных характеристик.
Как использовать такой метод:
- Ставим цель (для чего?).
- Выбираем объект, который будем «совершенствовать».
- Выбираем любые другие слова (можно взять словарь, ткнуть пальцем в любое слово — это будет идеальным словом, и лучше таких слов выбрать несколько).
- Определяем и выбираем их свойства.
- Применяем свойства к фокальному объекту.
Пример: нам нужно изменить стул, придумать с ним что-то новое. Выбираем несколько произвольных слов (у меня это – холодильник, окно, игрушка). Определяем свойства выбранных слов: холодильник (большой, холодит, высокий, серый, на нем магнитики, двухкамерный), окно (прозрачное, пластиковое, открывается в разных вариациях, с москитной сеткой), игрушка (мягкая, приятная на ощупь, имеет части тела, легкая). Теперь применяем выписанные свойства к нашему изначальному объекту. Большой стул, стул с охлаждением, стул с высокими ножками, стул с высокой спинкой, металлический стул, магнитный стул, двухместный стул, прозрачный стул, пластиковый стул, стул-трансформер, стул с вентиляцией, стул с куполом из москитной сетки, мягкий стул, стул, покрытый материалом, который приятно трогать, стул, который можно обнять, стул из суперлегкого материала. Есть из чего выбрать, правда?
Что можно сделать при помощи МФО?
- Преодолеть инерцию мышления;
- Развить творческое мышление, фантазию и воображение (соединяйте несоединимое);
- Получить в результате применения метода направление совершенствования (оригинальные модификации, неожиданные потенциальные свойства объекта — например, книги стали водонепроницаемыми, чтобы дети смогли с ними купаться);
- Выявить новые сферы применения объекта (например, винную бутылку сплющили, и она стала тарелкой в ресторане);
- Создать необычные заголовки статей, сюжеты произведений, цепляющую и эффективную рекламу;
- Развить речь, воображение у детей дошкольного возраста («А давай представим, что ложка была бы не прочная, а как тарелка — хрупкая? Такие ложки есть? А если она была бы прозрачной, как стакан? А если бы она была большой или маленькой? Или пушистой?»).
2. Детский язык или «Попробуй объяснить ребенку»
Другой способ ослабления инерции мышления — детский язык. Не тот, который сю-сю-му-сю, а на которым вы бы говорили с человеком, далеким от вашей профессии. Когда вы описываете проблему профессиональными терминами, эти термины навязывают соответствующее им содержание. Нужно уметь представить вопрос так, чтобы его понял даже ребёнок, то есть раскрыть суть.
Смысл — описать проблему не профессиональными терминами, а бытовыми (чаша, верёвка, палка, ведро), функциональными (держалка, копалка, след оставлялка), универсальными (штуковина, фиговина, вот эта вот хрень, которая делает так…). Примеров, когда профессиональные термины заменяются функциональными, много: в шиномонтаже, на строительной площадке, и даже дома мы часто называем вещи по их функциональным признакам.
Как использовать детский язык?
- Кратко и четко, заменив термины простыми «детскими», функциональными понятиями, изложить содержание трудной, длительно неразрешаемой, актуальной управленческой или технической проблемы.
- Кратко описать общую обстановку, акцентировать внимание на нежелательном эффекте.
- Нарисовать условную схему.
Пример: на сталелитейном заводе пытались сэкономить газ для подогрева плавильного чана. Когда металл из него убирали, приходилось подогревать даже пустой чан, иначе при дальнейшем использовании на холодных стенках образовывалась накипь.
Если данную проблему пытаться объяснить ребёнку, выйдет следующее: висит пустой котелок, его нужно подогревать, но часть тепла уходит вверх, не коснувшись самого котелка, да и сам котелок быстро остывает, потому что сверху большое отверстие, через которое это тепло уходит. И если тепло уходит вверх, то что можно сделать, чтобы тепло сохранялись в пустом котелке? Перевернуть! Теперь тепло не уйдёт дальше, чем дно котелка. Задача решена.
3. Метод маленьких человечков (моделирование маленькими человечками)
Следующий способ уйти от стереотипности мышления и мыслить через ассоциации – это использовать маленьких человечков (почувствовать себя фараоном с армией рабов).
Суть — во-первых, выявить место проблемы и изобразить его в виде маленьких человечков, отображающих то, что там происходит. Во-вторых, изобразить то, что требуется сделать.
Как использовать?
- Определяем то, что надо изменить (улучшить, исправить, устранить ошибку, доделать).
- Пишем, что будет Идеальным конечным результатом (ИКР).
- Рисуем зону и маленьких человечков, которые выполняют задачу.
- Видим, что они делают, и решаем проблему без них.
Человечки умеют выполнять всё (бегать, прыгать, держаться друг за друга, отпускать руки, вообще всё), и не надо задумываться, как они это сделают. Важно выяснить только то, что они должны делать, остальное несущественно.
Пример: решение задачи скопившегося снега в водосточных трубах. Многократно оттаивая и замерзая, снег превращается в ледяную пробку, а потом при потеплении падает вниз, ломая трубу. Получается, что ледяная пробка не должна падать вниз. ИКР — пробка сама не падает вниз, пока не растает.
Рисуем человечков в трубе (много человечков), которые держат пробку. На что похоже? На цепь! Пока пробка висит на цепи, она не упадёт бомбой вниз и не сломает трубу, а будет стекать постепенно.
Методом маленьких человечков пользуются в разных областях, не только технических. В логистике, медицине, школьном образовании. С его помощью можно объяснять сложные процессы, его используют в корпоративных обучениях, где в качестве маленьких человечков выступают сами сотрудники.
Например, как представить ортодонтическое лечение методом маленьких человечков? Вот зубы, они немного неровные. На каждый зуб прямо по центру крепится маленький человечек, который будет тянуть зуб к дуге, чтобы все человечки выстроились вдоль этой дуги. Но человечки могут тянуться не только к дуге, они могут тянуться вообще куда захотят, надо только придумать, куда. Если нужно быстрее совместить верхний и нижний зубной ряд, то свободные человечки потянутся от одних к другим (натянули эластики). Если нам нужно внедрить в кость какие-то зубы или наоборот немного вытащить, то представляем, что бы делали человечки в таком случае. Нашли бы опору, относительно чего это сделать. Мини-винт, вкрученный в кость, подойдет. Теперь человечки могут продолжать свою работу.
Если зашли в тупик в решение вопроса, применяйте этот метод, заставьте работать много маленьких человечков.
4. Оператор РВС (размер, время, стоимость)
И последний на сегодня способ приглушить инерцию мышления – это стать оператором размера, времени и стоимости и представить себя человеком, меняющим реальность. Оператор РВС не решит вашу задачу, но с его помощью можно получить несколько необычных направлений решения. Суть его заключается в том, чтобы мысленно:
- Увеличивать размеры объекта до бесконечности, а затем уменьшать до минимума;
- Увеличивать время действия на объект до бесконечности, а затем сокращать до минимума;
- Увеличивать стоимость объекта до бесконечности, а потом уменьшать до минимума.
Пример: В длинную узкую трубу нужно проложить провод. Если мысленно увеличить трубу до больших размеров, то представляется тоннель, и способ прокладки становится более понятным (надо просто взять провод и пронести, осталось придумать, кто это сделает).
Если представить, что времени бесконечно много, то провод сам может обрасти панцирем-трубой. Если же времени только секунда, то можно запустить ракету, выпущенную в трубу, на конце которой шнур пролетает в трубе.
Со стоимостью так же: представляем, что денег бесконечно много, и тогда можно запустить нанороботов, которые протащат провод или даже сконструируют его прямо там. Ну, а если денег почти нет, будем пользоваться подручными средствами.
А вот как работает оператор РВС в более бытовом ключе, например, в организации работы дома:
Размер. Что, если бы ваше рабочее место было огромным? Как бы вы организовали его? Например, отодвинули всё мешающее и отвлекающее как можно дальше. А если вы представите ваше рабочее место настолько маленьким, что вам бы пришлось работать стоя?
Время. Увеличиваем время того, что вам нужно сделать в течение недели до года. Как теперь организовать работу? А если есть только секунда? Что нужно сделать прямо сейчас?
Стоимость. У вас есть миллион, чтобы справиться с рядовой задачей. Как бы вы его потратили? Возможно, что-то делегировали? А если денег нет совсем? Может, самое время что-то освоить и сделать самому?
Итак, мы рассмотрели инерцию мышления и некоторые способы вырваться из ее плена. Психологические барьеры будут снижаться по мере того, как вы систематически развиваете творческое мышление — с помощью представленных выше методов и научно-фантастической литературы. Не бойтесь в самом начале генерировать странные или даже бредовые идеи. Позже они могут натолкнуть вас на сильные решения, которые изначально вы бы даже не стали рассматривать.
А вот еще один способ, на этот раз как сэкономить — промокод HABR дает дополнительную скидку 10%, которая суммируется со скидкой на баннере.
Источник
Нетрадиционный способ решения проблем
Материал впервые опубликован в корпоративном журнале компании РУСАЛ » Alгоритм успеха «. Здесь воспроизведено с разрешения издателя .
Мы все так или иначе сталкиваемся с необходимостью решать проблемы, возникающие на работе. Только одним почему-то удается всегда найти оригинальные, а то и прорывные решения. А другие, как ни старайся, движутся только «по накатанной колее». Но умение находить изящный выход из любой ситуации – это не дар небес. Его вполне можно в себе развить. И нужно для этого не так уж и много.
Нестандартные решения… Эта формула отсылает нас к возможностям и ограничениям личного творчества, к готовности рисковать, оценивая при этом возможные последствия своих новаторских идей из соображений «пользы дела». Наверное, это одна из базовых характеристик руководителей – людей, которые должны оставаться многовариантными и «свежими» в своих решениях, опираясь на уже освоенный опыт возможностей текущей ситуации, и готовых исследовать новые, рождающиеся «здесь и сейчас» творческие потенции происходящего.
Что же для этого надо? Какие способности обеспечивают нас возможностями развивать свою смелость и в итоге отказываться от стандартных решений в проблемных, критических ситуациях? Ответ прост. Для этого требуются любопытство, живой интерес, готовность рисковать, тяга к неизведанному – именно на этих энергиях мы можем развернуться к поиску нестандартного решения. Следующий закономерный вопрос: как развить в себе все эти полезные качества? Другими словами, на какой «почве» они могут произрастать?
Будь не таким, как все!
Предпринимательское творчество: 4 столпа
Источник побед и поражений
Вот что говорит нам на этот счет психология. Новое всегда возбуждает. Но и всегда страшит. Почему? Все просто: когда мы взрослые, у нас уже есть библиотека «проверенных решений», выручавших нас «там и тогда» в проблемных ситуациях. И чем старше и опытнее мы становимся, тем она обширнее. И тем больше соблазна побыстрее оформить решение проблемы привычным, освоенным и повторенным много раз способом. Избежав страха, опасности риска, возможности ошибиться.
Неудачи как ступеньки к успеху
Конечно, ошибиться можно и в этом случае, «выдернув» из библиотеки малоподходящий для текущей проблемы способ ее решения. Но тут наш мозг всегда готов прийти нам на помощь, обосновав принятие решения ссылкой на успешность примененного метода в прошлом. А если голова «говорит» нам, что решение было оправданно – тут мы и вовсе начинаем чувствовать себя героями. Мы же вроде как и не виноваты, что метод в этот раз не сработал! Всему виной – прошлое. Именно с ним мы в такой ситуации делим ответственность за свое настоящее. И это нас успокаивает.
А ведь когда-то, в далеком – или не очень – детстве, у нас таких возможностей просто не было. Мы формировали свой жизненный опыт день ото дня, и день ото дня непосредственно проживали как свои успехи, так и свои поражения. Однако вот что важно: детское любопытство и готовность исследовать новое проявляются только тогда, когда мы чувствуем себя в безопасности. А ощущения «опасно – безопасно» коренятся, прежде всего, в нашем теле! Так что первым шагом к поиску нового решения в проблемной ситуации должно стать внимание к ощущениям своего тела в те моменты, когда вы «входите» в поле проблемы. Как можно «прислушаться» к тому, что происходит в вашем теле в эти минуты?
Шаг 1. Обеспечьте себе как минимум 5, лучше 10 минут гарантированного уединения, вплоть до отключения телефонов. Сядьте на стул с комфортной спинкой так, чтобы обеими стопами ощущать прочную и безопасную поддержку пола. Бедрами и спиной – прочную и безопасную поддержку стула (Рис. 1). И минуту-другую просто понаблюдайте за своим дыханием. Это поможет вам «продышать» напряжение в теле, расслабить привычные для вас «спазмы мобилизации». Пока отпустите происходящее. Ваша задача сейчас – вернуться в себя, к себе, к своему прочному, надежно расположенному в дружественных и безопасных поверхностях телу. Из которого растет ваша умная и сейчас возбужденная ситуацией голова. «Просканируйте» свое тело, постарайтесь прочувствовать реальность ваших ног, рук, туловища, шеи, головы. Для этого хорошо подходит «простучать» кончиками пальцев те области, которые трудно сейчас мысленно к себе присоединять. Когда соберете всю свою телесность в осознание, спросите себя, где именно сейчас больше всего возбуждения? Как вы его ощущаете? И где больше всего напряжения? Как оно проявлено?
Шаг 2. Вторым шагом может стать распределение энергий волнения – возбуждения по всему своему телу. Вот как получается. Например, визуализируя волны тепла или цвета (того, образ которого вам сейчас подходит), или следуя за своими телесными ощущениями. Тут подходящим инструментом может стать ваше дыхание, на волне которого вы можете «доставлять» энергии в осознаваемые здесь и сейчас области своего тела. Оставайтесь в этом процессе столько, сколько вам комфортно сейчас.
Шаг 3. Третьим шагом исследования, насколько вы можете доверять безопасности происходящего, может стать следующее. Оставаясь в своих картинках и ощущениях, попробуйте себе сказать, без использования приставок «не», что ваши кости, ваши мышцы и прочие ткани, ваша кожа – вполне такой прочный «контейнер» для того, чтобы энергии вашего возбуждения могли спонтанно разворачиваться в новой для вас ситуации. Да, возможно, что такие ситуации уже много раз случались в вашей жизни, и вам реально трудно поверить в ее новизну. Но для вашего тела, в его бесконечном процессе обновления клеток, в его временном измерении, каждый следующий миг жизни точно новый. Попробуйте это сейчас уловить. На самом деле именно это может стать лучшим лекарством от скуки «на все времена». Ведь корень скуки – безопасность вечных повторов. Да, без суеты возбуждения и взрывов тревоги. Да, с более прочными гарантиями от ошибок. Но ведь скучно-то как!
В режиме сканирования
Очень надеюсь, что эти три простых упражнения помогут вам упрочить свое ощущение безопасной готовности к отходу от стандартов. И тут – самое время развернуться от своей «телесной жизни» к ситуации рабочего порядка.
Шаг 4. Следующим шагом может стать «сканирование» вашего опыта в поиске именно стандартных решений. Вам ведь надо оттолкнуться от чего-то надежного и прочного в движении к неизведанно-новому? И «полом» для этого толчка может стать именно перебор проверенных способов решения подобного рода проблем. Их вполне можно записать на листе бумаги, чтобы точно понимать, как вы уже поступали в подобной ситуации.
Шаг 5. И вот вы сделали себе «запас» прочности, сформировав ощущение, что в любой момент можете свернуть на «проторенную дорогу». Настало время для следующего шага – пора запускать «поисковик нового решения». Как это сделать? Я предлагаю вам искать решение проблемы, уделяя этому процессу по 10 последних минут каждого часа. Вот почувствовали себя поглощенным своим возбуждением – мыслями – поисками, сразу спокойным человеческим голосом говорите себе: «Да, это нужно и важно. И я обязательно подумаю об этом с 9.50 до 10.00. А пока я…» И вот чем заполнять это многоточие? Конечно, ваш рабочий график предоставляет для этого массу возможностей: ответить на письма, провести встречу, поговорить по телефону. Но для того чтобы начать движение к нестандарту, лучше всего будет реально «подвигать телом». Сделать пробежку, сходить в бассейн, просто пройтись по коридору, подняться и спуститься по лестнице. Тут хороши именно активные способы заполнения времени. Но 10 минут каждого офисного часа нужно возвращаться к поиску решений проблемы.
Кстати, не стоит расстраиваться, если решение не появится в течение дня. Хороший сон – тоже отличный помощник в этих вопросах. Ложась спать, попросите свое Бессознательное показать вам ваше проблемное событие с глубоких, иррациональных пластов. А утром поставьте будильник на 10 минут раньше привычного. И вот эти 10 минут попробуйте сосредоточиться на воспоминаниях о сне. Вполне возможно, что вы получите в подарок творческое, изящное решение проблемы.
Вдохновение
Креативность
И вот вожделенный момент настал: в голове родилась парочка свежих, живых идей! Пора сделать следующий шаг – протестировать возможные риски. То есть соотнести свежесть и «калорийность» «улова» с реальными возможностями текущей ситуации все это «переварить», и за счет этого развиться в наилучший вариант. И тут вам имеет смысл, прежде всего, дать себе право на ошибку. Если вы и правда озаботитесь поисками «наилучшего решения» – все, вы увязните в анализе возможных «проплешин» навсегда. На что можно опереться в этой ситуации? Да, прежде всего на опыт своих неудач. Если вы – живой человек, то такой опыт у вас точно есть. Другое дело, что вы с ним привычно делаете? Старательно его игнорируете, стремитесь побыстрее забыть? Отрицаете?
Шаг 6. Тут я предлагаю вам сделать весьма дискомфортный на первый взгляд шаг. Уединиться в пространстве – лучше делать это дома – со всем возможным вниманием к своему телу (см. шаг 1) и максимально достоверно прочувствовать телом – прожить душой – опыт возможной неудачи. Обращая при этом внимание на реальную безопасность опоры вашего тела (Кстати, что бы это могло быть в вашей жизни? Кто или что вас бы реально поддержали в трудный момент?). И чтобы «завершить круг», я бы предложила вам – опять-таки через ощущения тела – пережить еще раз историю своего реального успеха. Большого или совсем маленького – не важно. Главное, чтобы это было событие, в котором вы нравились и себе, и другим участникам. Ситуация, когда в результате ваших решений, ваших усилий, вашего опыта и интуиции произошло что-то действительно хорошее. А удачным завершением этой работы над собой может стать простая, очень достоверная формула, которую следуют «прокрутить» в своей голове: «Я больше, чем моя текущая проблема. Я прочнее, чем иногда кажусь себе в проблемной ситуации. Я богаче, чем моя рабочая роль. Жизнь изменчива и многогранна, и шаг за шагом у меня все больше опыта и возможностей менять то, что в моих силах, принимать то, что изменить невозможно, и мудрости отличать одно от другого».
* Об авторе: Ирина Лопатухина, гештальт-терапевт МГИ, консультант по вопросам саморазвития и повышения личной эффективности. Автор нескольких книг о развитии личности.
Источник