Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Юлия Папина
Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство — является таким возрастным периодом, в котором каждый день дети открывают, что — то новое. Чем больше деятельности у ребенка, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Формирование творческой личности одна из важнейших задач. Вот почему один из любимых видов работы в детском саду является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то свое. Как правило, занятия в детском саду сводятся лишь к стандартному изображению материалов и традиционными способами передачи полученной информации.
И конечно нам взрослым, хотелось бы помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить талант, вселить веру в свои силы. В детские годы происходит формирование характера, определение черт, будущее личности. Художественное творчество, в данном случае рисование, имеет огромное значение в формирование личности ребенка. Рисование развивает интеллектуальные способности ребенка память, внимание, Мелкую моторику рук, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организации изо-деятельности.
Рисование нетрадиционными способами то есть рисование, чем хочешь и как хочешь. Детям открывается возможность нестандартного мышления. Получается, что они весело и с пользой проводят время. Экспериментируют с разными способами рисования, пробуют разные способы самовыражения, образовательный процесс превращается в веселую увлекательную игру. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у дошкольников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают интеллект. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение. Творчество дошкольников основано на подражании и служит одним из главных факторов развития индивидуальных умений ребёнка. Оно является средством, умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития дошкольника. Творческие способности оказывают большое влияние на развитие ребенка. Нетрадиционные материалы привлекают ребенка. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними будет работать. Связанные с комбинациями разных материалов у детей появляются новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить. В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник. Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их интерес и желание, творить что-то новое и необычное. Среди нетрадиционных техник- рисование свечей, кляксография с трубочкой, набрызг, рисование поролоном, оттиск, пальцеграфия, техника тычка и другие. Нетрадиционные техники рисования можно использовать в работе с детьми уже с 2-х летнего возраста. Однако большее количество использования техник лучше начать с 5-6 лет. Анализируя возможности использования нетрадиционных техник для развития творческих способностей дошкольников в условиях конкретного ДОУ, что в целом содержание образования и условия его реализации соответствует ФГОС ДО. Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Вместе с тем, мы отмечаем, что в используемой в ДОУ образовательной программе больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования. Наблюдение и общение с детьми показывает, что мышление, творчество, воображение, а также использование не стандартны методов рисования у них находятся на достаточно высоком уровне развития. При рисовании ребята вкладывают свои чувства и эмоции в создание рисунка, но не всегда могут выразить в полной мере.
Была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте экспресс-методика B. Кудрявцева и B. Синельникова.При анализе полученных данных я сделала следующие выводы: — дети дошкольного возраста с удовольствием включаются в творческую работу — без специальной педагогической работы творческое воображение развивается в основном на низком и среднем уровне. Чтобы повысить результативность творческой работы с детьми, мною была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Радуга красок».Цель программы: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники рисования. Особенностью программы является то, что при ее реализации используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, также используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. ДООП «Радуга красок» — это система занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развитияпредставлены по разделам: 1 раздел. «Тычок жесткой полусухой кистью»; (в разделе может пользоваться любая техника: «Оттиск поролоном», «Оттиск пенопластом, воздушно-пузырчатой пленкой», «Оттиск печатками из ластика», «Оттиск смятой бумагой»); 2 раздел. «Кляксография» (может использоваться любая техника: «Кляксография обычная», «Кляксография с трубочкой», «Кляксография с ниточкой»); 3 раздел. «Рисование клеем, пузырями» (Выбор зависти от интереса и возможности детей). 4 раздел «Пластилинография» «Выкладывание картинки пластилиновыми шариками», «Рисование картин шариками», «Рисование полосками пластилина», «Рисование по контуру», «Размазывание с объёмным эффектом».
После завершения программы я провела повторный анализ творческих умений дошкольников. Результаты показали, что за первый год работы по программе в большей степени изменились показатели развития реализма воображения, в меньшей степени изменились показатели развития экспериментирования. Однако по всем показателям развития универсальных творческих способностей у детей старшей группы проявилась положительная динамика. Беседы с родителями также показали, что у детей значительно изменилось отношение к творческим занятиям. Участие в выставках ДOУ, конкурсах разного уровня демонстрируют ту же положительную динамику.
Вывод заключается в том, что нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников.
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.
Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.
Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: — расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: — познакомить со специальными.
План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановкого Курского муниципального района.
Источник
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Елена Авраменко
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и эстетического восприятия.
Дошкольный возраст – это период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является успешной.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Цели нетрадиционнойизобразительной деятельности:
1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
2. Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования:
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.
С детьми младшего дошкольного возрастарекомендуется использовать:
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
•рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•тычок жесткой полусухой кистью.
•восковые мелки + гуашь
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•печать по трафарету;
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.
При организации предметно — развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.
Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Предметно-развивающаясреда по изобразительной деятельности в группе детского сада должна содержать:
• Репродукции произведениями живописи, скульптура малых форм, произведения графики, книги с красивыми иллюстрациями, подлинные изделия мастеров народно-прикладного искусства; детские энциклопедии по изобразительной деятельности; диски с красивой спокойной мелодией, классической музыкой, магнитофон.
Таким образом, художественная предметно-развивающая среда должна обеспечивать принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе.
В деятельности по художественному творчеству необходимо предоставлять детям свободу выбора изобразительных материалов.Необходимо использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, творчество.
Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.
Успех в развитии интереса к нетрадиционной техники рисования во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий.
Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционной техники рисования происходит поэтапно:
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;
• от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Творческий процесс — это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционной техники — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее,смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: «В творчестве не существует не правильный путь, есть только свой собственный путь»
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:
• игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая, которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их.
•сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
•просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
•создание проблемной ситуации;
Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь).При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционной техники рисования способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Художественное творчество очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. «Тот, кто рисует, получают в течении одного часа больше,.
Доклад из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию» «Нетрадиционные.
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольника Маленькие дети часто отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я плохо рисую». Взрослым стоит задуматься, почему.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники в развитии художественной одарённости детей дошкольного возраста» Вопросы художественно – эстетического развития дошкольников имеют большое значение в решении задач воспитания и развития. Специфика изобразительной.
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2 часть 3 частьI. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития.
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть II.Технологический раздел Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с.
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть 2.2. Задачи, решаемые в опыте: Цель моей работы: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2.5. Результативность опыта Проведение итогового мониторинга показало положительный результат данной работы: у 35,5% детей в игровой деятельности.
Источник