Современные нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями
Ольга Великова
Современные нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.
Каков же портрет современного родителя? Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть свое безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству. Очень много родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми.
С другой стороны можно отметить и то, что современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Нетрадиционные формы работы с родителями – т. е. нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятого.
Также новые современные формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».
В своей работе мы используем нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:
«Педагогическая лаборатория». Проводится в начале или в конце года. На них мы обсуждаем участие родителей в различных мероприятиях. Также проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. Родители знакомятся с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же учитываются их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях мы подводим итоги прошедшего года и анализируем достижения и ошибки.
«Аукцион» проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.
«Семинар – практикум». Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители.
«Ток – шоу» Мероприятие такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты.
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются.
Нами установлен факт, что есть родители, всегда готовые прийти на помощь воспитателю, есть те, которые немного стесняются, а есть и такие которым легче постоять в стороне приняв на себя роль наблюдателей. Нам хотелось заострить внимание родителей, донести до них значение совместной деятельности детей, родителей и педагогов ДОУ, сделать родителей своими помощниками.
Каким образом обратить внимание на важность общения, взаимоотношений со своим ребенком, видеть в нем личность?
Мы пришли к выводу, что наиболее подходящая для нас форма взаимодействия с родителями- это творческая мастерская.
Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми».
Почему все-таки творческая мастерская? Потому что необходимо начинать сближение с родителями воспитанников не с собрания, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Творческая мастерская как раз и дает такую возможность. Сама творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а так же познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.
Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Педагоги, в свою очередь, показывают возможности ребенка в усвоении знаний, умений общаться со взрослыми и сверстниками, достижения или трудности имеющиеся у конкретного ребенка, пути их исправления. Представляя мастер-классы, мы старались построить отношения с родителями конструктивным образом, оказывать им поддержку и помощь. Мы считаем, что высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть — РЕБЕНОК, а так же его семья.
Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное — не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Источник
Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Тамара Владимировна Калецкая
Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Ни секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные, которые помогают создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установить доверительные и партнерские отношения, вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
В своей работе использую информационно – аналитические, познавательные, досуговые, общественно – полезные формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.
Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта» группы — это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительских гостиных, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично.
О предстоящих мероприятиях родители узнают из ярких пригласительных, вывешенных в приемной.
Форма проведения родительского собрания зависит от запросов и интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов, либо заседание в виде круглого стола, родительской гостиной. Родителиявляются активными участниками: отвечают на вопросы, предлагают варианты ответов на ту или иную педагогическую проблему, обыгрывают ситуации, становятся участниками разминок, пробуют играть в различные игры. В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Часто показываю презентации с использованием фотографий и видеозаписей деятельности детей.
Родители принимают участия в «Мастер-классах» по изготовлению новогодних игрушек. Общение между мною и родителями получается непринужденным и доверительным. Родители могут провести время со своим ребенком на пользу, создавая творческие работы.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание фотогазет, выставок, поделок, проведение экспериментальной деятельности и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками в любом деле.
Самая популярная и любимая форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество с семьей. Привлекаю родителей к участию в театрализованных постановках. По итогам таких праздников создаются презентации, альбом группы пополняется фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают разнообразные совместные с детьми поделки, рисунки, фотогазеты. Участники выставок, конкурсов награждаются грамотами на общих утренниках, собраниях.
Родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой», «Наряди елочку». Раскрывается творческий потенциал семей.
Привлекаю родителей к помощи по украшению группы, благоустройству участка группы. Они и красят, и строят, и цветы сажают.
Родители помогают пополнить предметно — развивающую среду различными атрибутами к играм, театрализованной деятельности, для проведения утренней гимнастики. Оформлен групповой альбом «Наша дружная семейка». Родители, дети с интересом рассматривают его и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными фотографиями.
Также провожу совместные прогулки, экскурсии. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей. По итогам в приемной вывешиваются фотографии, с которыми могут ознакомиться родители, не посетившие экскурсию.
Препятствовать развитию взаимоотношений между педагогами и родителями может такой фактор, как нехватка времени. В своей работе использую интернет. Он позволяет проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей необходимой информацией. Четыре принципа эффективного информирования: актуальность, конкретность, позитивность, регулярность.
Мы можем обсуждать с родителями то или иное мероприятие, обмениваться опытом. Можно заниматься индивидуальной работой с проблемными семьями (дистанционное сопровождение) и получением обратной связи. Включать в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического характера. Делаю рассылки, которые помогают родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в учреждении.Основной девиз: «Все, что вы узнали сами, — расскажите другим родителям!
В результате моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов.
В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений. Постепенно начинают складываются доверительные отношения. Родители стали активными участниками всех дел детского сада, нашими помощниками. Это мотивирует педагогов не останавливаться на достигнутом, а искать новые формы сотрудничества,а именно: планирую использовать в работе проведение открытых занятий для родителей, «Семейное чтение», внедрение родительского опыта «Что умеют наши мамы», «Играем вместе», создание сайта группы.
Родители у нас – народ прекрасный.
Источник