Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста
Александра Диокер
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста
Известно, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Тема моей работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста».
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. (СЛАЙД) Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в раннем возрасте способствует развитию у ребёнка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Таким образом, задачами моей работы являются
— знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования: «рисование руками» (рисование пальчиками, ладошкой, кулачком, тампонирование (рисование поролоном или скомканной бумагой);
— формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
1. Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности своих воспитанников, для овладения разными умениями нетрадиционного рисования использую особенные техники и приемы.
1. Техника «рисование руками» (ладошкой, кулачком, пальчиками).
2. Техника «тампонирование» — оттиски печатями скомканной бумагой или поролоном.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
(СЛАЙД) Рассматривая подробнее каждую из этих техник можно отметить, что в ходе занятий рисованием пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, кулачком (рисуют отпечаток, которые сопровождаю словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинаю после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по бумаге. После нескольких игр-тренировок на листе возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения дорисовываю с детьми каждое изображение (обмакнув пальчик в краску, рисуем глазки, носик, ротик, хвостик, при этом использую отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают рисунок самостоятельно, показывая своим примером принцип изображения.
Пальчиковая живопись и рисование ладошкой помогают ребенку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской) без кисточки, поскольку большую часть внимания и энергии ребенка (особенно на раннем этапе развития изобразительного творчества) занимает процесс овладения инструментом.
Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия использую тампон из поролона или из скомканной бумаги. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Эта техника обеспечивает максимальную успешность при создании творческой работы вне зависимости от изобразительных умений ребенка.
Для рисования скомканной бумагой лучше использовать глянцевую тонкую бумагу, поскольку она хорошо сминается в плотные комочки, образует острые края, медленно размокает в краске. В зависимости от цели рисования бумагу можно сжать в маленькие или большой комок, при этом регулируя густоту складок. Важно учесть, что для каждого цвета, используемого в рисунке, необходим отдельный комочек бумаги, поэтому следует приготовить достаточное их количество.
Для рисования поролоном подготавливаю кусочки поролоновой губки от простых геометрических форм до фантазийных (листочки, цветочки и т. д.). Обмакивая их в краску, дети печатают при помощи трафарета для получения необходимого изображения.
Свою работу я начала с наиболее доступной детям данного возраста техники : рисование пальчиками и ладошками.
В связи с особенностями раннего возраста, на каждом занятии использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, музыкальное сопровождение.
Мною был составлен следующий план занятий:
1-я неделя 3-я неделя
Рисование ладошкой
«Шли ладошки по дорожке»
(коллективная работа) Рисование ладошкой
«Мой любимый цвет»
(ладошки в краске понравившегося цвета)
Рисование ладошкой
«Осьминожка» Пальчиковое рисование
(синий фон, белый снег)
Пальчиковое рисование
«Веточка елочки – зеленые иголочки»
(1-е занятие) Пальчиковое рисование
(круговые движения) (2-е занятие)
Рисование ладошкой
(1-е занятие) Пальчиковое рисование
«Украсим нашу елочку»
Рисование ладошкой
«Снежинка» Тампонирование (поролон)
«Открытка для папы»
(с использованием трафарета)
(скомканная бумага) Рисование кулачком и пальчиком
Рисование кулачком
«Гусеница» Рисование ладошкой
Для родителей подготовила консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами в раннем возрасте», «Нетрадиционные техники рисования»
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей раннего возраста позволило раскрыть в детях творческий потенциал, повысить интерес к художественной деятельности, развить психические процессы. Рисуя, дети чувствуют себя раскованнее, смелее, непосредственнее.Благодаря проделанной работе я приняла участие:
— в конкурсе детского творчества «Кольский лес полон сказок и чудес», получен сертификат участника от Комитета по лесному хозяйству Мурманской области;
— в межмуниципальном конкурсе рисунков детей раннего возраста «Радуга на ладошках», получен сертификат Управления образования Администрации г. Апатиты.
Диокер Александра Александровна
Прикреплённые файлы:
netradicionye-tehniki-risovanija-kak-sredstvo-razvitija-vospitanikov_mn2vq.pptx | 4979,96 Кб |
Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей «Волшебные краски». Автор проекта: Хоптар Вита Михайловна. г. Нижний Новгород 2016г. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках.
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Из опыта работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского художественного творчества» Перспективное планирование по художественно – эстетическому развитию (изобразительная деятельность – рисование). Сентябрь. 1. Цветные стихи.
Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Даже нейрофизиологически дети видят.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Именно в детстве закладывается.
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста Хочу представить ВАМ первые работы своих самых маленьких художников! В этом году начала рисовать с крохами трёх лет. Волновалась очень.
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Мимоза» Доброго времени суток, коллеги! Рада, что заглянули ко мне на страничку! Сегодня с моими трёхлетними крохами рисовали мимозу. Вот какая.
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Автор проекта: Чусовитина Елизавета Раульевна. Продолжительность проекта: с февраля – март 2016 года. Тип проекта: краткосрочный, групповой,.
Источник
Нетрадиционные формы рисования в работе с детьми раннего возраста
Елена Пугачёва
Нетрадиционные формы рисования в работе с детьми раннего возраста
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Каждому взрослому известно, как трудно заинтересовать, удержать внимание маленьких детей, тем более чему-либо обучить.
В таких случаях, что может прийти нам на помощь? Конечно же творчество. Но и творчество должно быть особенным, необычным, т. к. каждый ребенок сам по себе уже уникум и индивид. Психологи установили, что нетрадиционное рисование приносит большую пользу детям. Оно помогает развиваться комплексно, смотреть на мир с разных сторон. Нетрадиционное рисование в ДОУ является необязательным занятием, но каждое из них приносит радость и удовольствие, а, самое главное, пользу.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас только с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс как на занятиях, так и просто в совместной деятельности ребенка и взрослого.
1. Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
2. Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
3. Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
4. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
5. Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
7. И в заключении подробно остановлюсь на технике печати от руки, так называемое «Рисование ладошкой»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
При рисовании ладошками происходит развитие мелкой моторики, сенсорики, цветовоспроизведение. С помощью ладошек можно создать любые абстракции, а чем ребенок взрослее, создавать сюжетные картины.Переворачивая ладошку по-разному: можно дорисовывать разные детали и воплощать любые задумки от небольшой цветочной поляны до огромной пустыни или даже огромной галактики.
В зависимости от возраста ребенка, задумки и идеи усложняются. Информация о предметах увеличивается. Так что нетрадиционное рисование можно сказать дает развитие творчества и ума.
Аналогична рисованию ладошкой техника рисования ступней ноги.
Можно отметить массу положительных моментов в использовании нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста, и все они будут значимыми и весомыми.
• В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность, любознательность.
• Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка.
• Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только сенсорную сферу через восприятие окружающего мира и отображения увиденного на бумаге, но создает огромные возможности исследования свойств предметов (красок, видов бумаги, вспомогательных элементов).
• Веселые и необычные техники рисования создают непринужденную атмосферу взаимодействия взрослых и детей. Ребенок учится и развивается, не замечая этого. Процесс рисования превращается в увлекательную развивающую игру.
• И самое замечательное то, что вне зависимости от художественных способностей ребенка, каждая работа будет уникальна и великолепна. Они могут использоваться в оформлении детского сада и выставляться, чтобы родители гордились своими детьми.
• Нетрадиционные техники рисования развивают чувство инициативы, делают ребенка более самостоятельным и побуждают его стремиться к совершенно нестандартному и творческому отображению своих ощущений. Маленький художник сам мыслит и воплощает свой замысел, превращаясь в творческую личность.
В заключении хотелось бы сказать: я, как педагог, мама двоих детей, считаю, что рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А нетрадиционное рисование, к тому же, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, дает детям только положительные эмоции. Ради этого стоит трудиться и вкладывать свои силы в совместный с малышами труд. Потребуется время и немного терпения, но как гласит народная мудрость — «что посеешь, то и пожнешь».
Консультация для педагогов. Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми 2–3 лет. Развитие творчества детей — одна из важнейших задач воспитания, об этом же нам говорит и стандарт дошкольного образования. Развивать творчество.
Консультация для родителей «Нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возраста: «за» и «против» МАДОУ «Детский сад № 40 г. Благовещенска» Воспитатель Киоса С. Г. Консультация для родителей на тему: Нетрадиционные способы рисования с.
Круглый стол для родителей «Нетрадиционные формы рисования» Цель: раскрыть значение нетрадиционных форм рисования детей 3 – 4 лет для развития воображения, творческих способностей. Ознакомить родителей.
Презентация «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» Актуальность нетрадиционного рисования состоит в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник.
Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительного возраста «Морж» Доброго времени суток, друзья, коллеги и гости моей странички! Недавно в одной публикации здесь на сайте, на выставке рисунков, среди прочих.
Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительного возраста «Северный олень» Сегодня хочу вам рассказать, мои друзья, коллеги и гости странички, о том, как мы рисовали северного оленя. Нам пригодились:* тонированный.
Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Зебра» Сегодня хочу вновь рассказать вам, коллеги, о нашем творчестве на неделе посвящённой безопасности. Мы повторили не только правила пожарной.
Нетрадиционные техники рисования в работе «Праздничный салют над Москвой» для детей среднего возраста Цель: изобразить салют над столицей, используя нетрадиционные техники рисования. Задачи:* Закрепить технику работы тычком по трафарету;.
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.
Тестопластика. Формы и методы ее использования в работе с детьми раннего и дошкольного возраста И. Ю. Глебова Комочек соленого теста – Лепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, На ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке,.
Источник