Нетрадиционные методы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Басырова Людмила Анатольевна
Нетрадиционные методы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
“Речь — величайшее богатство, данная человеку,
и её, как и любое богатство, можно либо
приумножить, либо незаметно растерять».
Своевременное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка. Сегодня ребёнок, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детейсуществуют множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.
Поэтому перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют словарный запас слов, учатся общению со взрослыми и сверстниками.
Для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений используется мнемоника, или мнемотехника — это система различных приемов, облегчающих запоминание путем дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше.
К. Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному (с простейших мнемоквадратов, в которых изображено 4 – 5 схематичных рисунка). Их можно применять при пересказе небольших текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно вводятся мнемотаблицы.
Мнемотаблица — это графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Изображаются в таблице главные герои сказки и предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображений, а так же символы (н-р, для изображения диких животных рисуем ёлку, а для домашних – дом. Использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики”.
Решить задачи развития речи позволяет ТРИЗ – технология.Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Основатели ее Г. С. Альтшуллер, Г. И. Альтов и др. Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, поэтому выделяют следующие этапы работы:
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом) и др.
2. Учить детей фантазировать, изобретать.
3. Придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, ««А что, если ты превратишься в дерево?»)
Использование методов данной технологии: мозговой штурм, метод фокальных объектов, круги Луллия, эмпатии, значительно повышают уровень связной речи детей, они становятся более общительные, не боятся высказать свое мнение.
Творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу бедности активного словаря. В связи с этим используется метод каталога, разработанный профессором Берлинского университета Э. Кунце.
Для работы понадобится любая детская книга с иллюстрациями. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются разные, не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку.
Кейс-технология — это технология на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование у детей новых качеств и умений, для развития связной речи. Главное ее предназначение — развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение. В России эта технология стала внедряться последние 4 г. Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия. Широко применяют кейс — иллюстрации, кейс-фото, интервью.
Например, «Миша потерял машинку».
Сегодня Миша пришел в детский сад с машинкой. Придя с прогулки, он не нашел свою любимую игрушку и расплакался. Как бы вы поступили на месте Миши?
В результате применения таких занятий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, повышается уровень познавательных способностей. Нетрадиционные формы работы в детском саду совершенствуют традиционные, модернизируют их и дополняют.
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток,и восклицать:
«О, как же ты красива!». (Е. Щукина.)
Список использованной литературы:
1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Пособие для воспитателей д/сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2005.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А. М. Бородич. 2-е изд. — М. : 1984.
3. Дьяченко О. М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т. А. Ткаченко. — М. : Эксмо, 2006
4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С. 102-115.
5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е. И. Тихеева. — М. : 1981.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. — М. : Просвещение, 2007. — 192 с.
8.Периодические издания: — «Дошкольное воспитание» № 8 (1988 г.) , № 5, 6 (1989 г., № 1, 2, 3, 5 (1990г.) , № 4 (1993г.) , № 1 (1994 г., № 5 (1996 г.) , № 11 (1997 г., № 5, 9 (1998 г.); — «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.)
Источник
Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
Светлана Молоканова
Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников. Для формирования и активизации связной речи детей, наряду с традиционными методами и приемами, мною используются нетрадиционные технологии.Цель моего опыта: развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных и развивающих технологий. Традиционные методы работы по развитию речи детей –это основа, фундамент без которого никак не обойтись.Они делятся на три основные группы: наглядные методы, словесные и практические. Конечно, все эти методы я использую в своей работе.
Нетрадиционные методы призваны максимально увеличить эффективность работы по речевому развитию детей. Стоит отметить, что данная работа направлена на взаимодействие не только с детьми, но и взаимодействие с родителями, и сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды. Развитие речи посредством мелкой моторики. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи
Существует много эффективных способов развития мелкой моторики, которые я использовала в своей работе. Хочется остановиться на нестандартной технологии: биоэнергопластике. Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. Заинтересовавшись темой «биоэнергопластика», я сделала несколько пособий, которые использовала для автоматизации поставленных звуков. Также использовала приёмы биоэнергопластики в артикуляционной гимна-стике. Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны. Интересной по-казалась мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний, об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение ин-формации, и конечно развитие речи. Мнемоквадраты, таблицы, дорожки – использовались при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Модели составлялись как совместно детьми и педагогом, так и самостоятельно детьми.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность и развивать монологическую речь дошкольников, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Дети составляли самостоятельно и совместно с родителями дидактические синквейны на разные лексические темы, таким образом была создана «копилка синквейнов», которая успешно использовалась на занятиях.
При использовании театрализованной деятельности речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Именно поэтому в нашем детском саду успешно существует и творит театральный кружок «Теремок», постановки которого радуют детей и взрослых.
Использование в педагогической деятельности методов и приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, необходимо научить находить их самостоятельно. С применением ТРИЗ-технологии дети решали противоречия, с помощью метода мозгового штурма находили выход из безвыходных ситуаций, придумывали начало, конец рассказа, сочиняли рассказы от имени кого-либо живого или неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказы небылицы, учились придумывать загадки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Метод проекта компенсирует проблему дефицита общения и является эффективным средством речевого развития дошкольников.В нашем детском саду реализовывалось большое количество проектов : “Творчество детских писателей” “Моя семья” “Юный котовчанин”, “Мой светофорик” и д. р. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие речи детей, способствует пополнению словарного запаса, тем самым формируя коммуникативную культуру дошкольников. При этом одним из главных факторов, стимулирующих интерес ребенка к чтению, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Мы в нашем детском саду решили применить такую форму работы с семьями дошкольников, как “литературная гостиная”.
Литературная гостиная – это идеальная форма организации совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов.
Мы попытались, оживить эту форму работы, сориентировать на интересы дошкольников и родителей. А начать решили с поэзии. Были проведены литературные гостиные, посвящённые творчеству С. Есенина, где дети услышали не только великолепные стихи, но и романсы, написанные на стихи поэта. Гостиная, посвящённая творчеству А. С. Пушкина, порадовала детей встречей с героями сказок великого поэта.
Такая форма организации образовательной деятельности как “литературная гостиная” позволила не только познакомить дошкольников с великими поэтами, но и создать условия, способствующие развитию у них творческих способностей и эмоционального отклика на содержание поэтических произведений.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.
Поэтому мы стараемся обогатить среду возможными средствами для обеспечения разнообразной деятельности детей
В заключении хотелось отметить, что разнообразная работа с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями, способствовали положительной динамике развития речи дошкольников.
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотех-ники. СПб. ,200
3. Душка Н. «Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
4. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников Обмен опытом «Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников» Речевое общение – одна из главных.
Презентация «Использование Су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста» Слайд 1. Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию материал по теме: «Использование Су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного.
Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» Общеизвестно воздействие художественной литературы.
Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную.
Использование сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью игры. Задачи: — побуждать детей к общению.
Консультация «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.
Опыт работы «Использование нетрадиционных технологий рисования с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Мечта» Суханова Марина Владимировна Тема.
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Консультация «Использование моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста» В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.
Возможности физической культуры в речевом развитии детей дошкольного возраста Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда.
Источник