Нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Ксения Дышли
Нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. [2]
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Нам, взрослым, иногда бывает трудно осознать эту истину. Частенько взрослые, а особенно бабушки и дедушки,говорят: «Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!» В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнуровках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.
И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать курточку самостоятельно. Упражняясь, каждый день помногу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Конечно, после такой серьезной подготовки научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом просто пара пустяков.
Два года я уделила изучению традиционных техник развития мелкой моторики дошкольников: пальчиковые гимнастики, прищепки, шнуровки и многое другое. Но время течет и современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру. И, именно, поэтому я решила начать поиск нетрадиционных техник развития мелкой моторики дошкольников, которые увлекут детей, от которых они будут в восторге и никогда не заскучают.
В данной статье я предлагаю игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики, которые больше всего нравятся моим воспитанникам.
1. «Игра — мозаика»
Материалы: трафареты животных, фруктов, овощей и т. д., пластилин по цвету предмета, трубочки для коктейля, ножницы.
Подготовка: На трафарет намазывается пластилин, трубочки нарезаются колечками.
Игра: Ребенку, предлагается выложить колечки из трубочек по всей плоскости фигуры.
2. «Игра – рисование»
Для следующей игры нам понадобится скотч, файл, гуашь, пена для бритья.
Подготовка: Файл наполняется пеной для бритья, в разные края добавляется гуашь разных цветов, открытый край файла плотно заклеивается скотчем.
Игра: Ребенок при помощи пальчиков пытается смешать краски и нарисовать незамысловатые рисунки.
3. «Сенсорный шар»
Материалы: Воздушные шарики разных цветов, разнообразная крупа, макаронные изделия.
Подготовка: Каждый шарик наполняется разным сенсорным материалом.
Игра: Исследуя пальчиками, дети должны угадать, что находится в шарике. Младшим дошкольникам на начальном этапе важно предложить образцы этого материала в тарелочках для сравнения.
Также можно сделать игрушку-антистресс, насыпав вместо крупы муку и нарисовав на шарике веселую мордочку.
4. Очень интересная игра «Заплатки», которая также учит детей правильно подбирать цветовую гамму.
Материалы: карточки с заплатками, пластилин разных цветов, мультифора, скотч.
Подготовка: Карточка с заплатками аккуратно и плотно упаковывается в файл.
Игра: Ребенок отщипывает нужное количество пластилина и замазывает недостающий кусочек картинки.
5. «Радуга в банке»
Материалы: Соль, цветные мелки, прозрачная баночка.
Подготовка: Соль небольшими порциями насыпается в тарелочки для занятий.
Игра: Дети раскрашивают соль при помощи мелков и затем при помощи воронки соль разноцветными слоями ссыпается в баночку.
И отдельной темой мне хотелось бы поговорить о замечательном материале – гидрогеле. Гидрогель — это полимерное соединение, способное многократно впитывать в себя большое количество воды. Изначально гидрогель предназначался для подпитки растений водой, которая впитывается в шарики и для декора, но очень быстро гидрогель нашел свое применение для игр с детьми.
В магазине гидрогель продается в пакетиках по 10 г., которых находятся маленькие шарики размером 1 мм. в диаметре. Шарики высыпаются в ёмкость и заливаются большим количеством воды. С этого момента деятельность уже начинается, так как гидрогель растет около суток, мы можем проследить его рост. Когда гидрогель вырос, сливается лишняя вода и здесь начинается самое интересное, как только вы возьмете в руки эти шарики вы поймете, в чем его преимущество перед другими сенсорными материалами. Шарики мягкие, скользкие их трудно удержать, они перекатываются с руки на руку. (Прежде, чем проводить игровые упражнения с гидрогелем, на родительском собрании я собрала разрешения законных представителей о том, что они согласны на игры с этим материалом). Существует огромное количество игр с гидрогелем, я вам расскажу о нескольких из них.
1. Работа с пинцетом. При помощи пластикового детского пинцета ребенок может перекладывать гидрогель из общей емкости в маленькие формы, так же можно включить сортировку по цветам.
2. Бусы – очень сложное упражнение, так как шарики постоянно выскальзывают из непослушных детских пальчиков, но благодаря упорству и интересу детей к материалу игры, дети очень быстро учатся и нанизывают бусы сами.
3. Используя конструктор «Lego», как площадку, с которой шарики не смогут скатиться, можно выкладывать рисунки.
4. Предлагаем ребенку сложить шарики пальчиками в бутылку или емкость с узким горлышком.
5. В большую емкость насыпать много гидрогеля и спрятать в нем мелкие игрушки.
6. В прозрачной посуде раскладывать слоями по цветам;
7. И, наконец, сделать игрушку антистресс, которую также можно положить в уголок уединения. Наполнить воздушный шарик гидрогелем и крепко завязать.
Список нетрадиционных техник развития мелкой моторики можно подождать бесконечно. Главное использовать свою фантазию, не стоит ограничиваться шаблонными представлениями об игровых способах развития мелкой моторики.
Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. — Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. — Знакомство с историей квиллинга.
Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста Статья «Нетрадиционные техники рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста» В статье раскрывается опыт педагогов.
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.
Дипломная работа «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4–5 лет» Дипломная работа «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО» Содержание.
Игра для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Накормим Хрюшу» Цели: — развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; — формирование умения сочетать по цвету (при использовании в игре разных.
Использование техники «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика развивается,.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.
Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС до МБДОУ “ЦРР-д/с №196” воспитатель 1КК Ермакова В. А. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста проходит в тот период,.
Разноцветные прищепки и пробки для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Все дети без исключения обожают играть! Мои малыши тоже любят играть. И я взяла для игры и развития детей обычные бельевые прищепки. Прищепки.
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других — сплошные каракули?.
Источник
Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики»
Алена Бубнова
Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики»
Тема: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадици-онными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии и иглотерапии;
3. Осуществить рефлексию (обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности на продукты собственной активности) собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование: модули аппликатора Ляпко или Кузнецова; льдинки, ароматизированные маслом апельсина, по количеству участников; бумажные салфетки, музыка.
1. Презентация педагогического опыта.
С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики».
Прежде всего, хочу сказать, что новые образовательные программы, прежде всего, нацелены на всестороннее развитие ребенка. На практике мы получили более игровой и разносторонний подход на раскрытие потенциала каждого дошкольника. Диктующая педагогика наконец то полностью себя изжила и ее заменила современная педагогика, педагогика творчества и свободы выбора. И сегодня, я хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных методов развития мелкой моторики.
Почему я выбрала именно эту тему для мастер-класса, да потому, что сегодня дети, имеющие нарушения речи, в достаточном количестве посещают общеобразовательные сады и более или менее благополучно переходят к обучению в школе. Поэтому, учитывая, что в маленькие сады не всегда располагают узкими специалистами, то воспитателю просто необходимо знать и уметь применять на практике методы развития мелкой моторики.
Почему же речь и мелкая моторика так тесно связаны между собой (моторика отвечает не только за речь, но и за работу правого и левого полушария головного мозга. Правое полушарие командует левой половиной тела, заведует ориентацией в пространстве, различает музыкальные тона и мелодии, отвечает за метафоры, воображение, эмоции и за мечты. Левое в свою очередь отвечает за языковые способности, за логику и анализ, математические способности, буквальное понимание слов).
Так уж устроен наш мозг, что определенные операции отвечают за отдельные центры. Так вот центры мозга, отвечающие за развитие мелкой моторики руки и развитие речи, расположены очень близко друг от друга и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику мы невольно активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз отвечают за развитие речи.
Как выразился немецкий ученый Иммануил Кант: «Рука – это вышедший наружу мозг человека».
Методы развития мелкой моторики достаточно условно делятся на традици-онные и нетрадиционные.
Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традиционные методы развития мелкой моторики:
1. Пальчиковые игры
2. Массаж или самомассаж рук
3. Закрывание и открывание крышек
4. Занятия лепкой
5. Классическая игра в ладушки (разные варианты веселой системы хлопков исполняем вместе с ребенком) ребенок быстро научится выпрямлять кисть и сильно хлопать, это полезно для моторики
7. Игры с бумагой
8. Интеллектуальные игры с мелкими элементами – игры с мозаикой, пазлы
9. Раскраски и рисование
10. различные пуговки и шнуровки
11. Игры с крупой, песком (кинетическим, горохом.
Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также активно их использую. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:
• все нетрадиционныехудожественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д;
• теневой и пальчиковый театр;
Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с двумя нетрадиционными методами развития мелкой моторики, которые были внедрены в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Это иглотерапия и криотерапия. Мы не только познакомимся с каждым из этих методов, попробуем на практике, как он используются, но и в условиях ограниченного времени мастер – класса постараемся их объединить.
2. Представление продуктивных способов работы.
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай сам – и ты научишься.
Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса.
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Естест-венно о «прокалывании детей» речь не идет. Иглотерапия проводится с помощью Аппликатора Ляпко (также многие педагоги использует в своей практике аппликатор Кузнецова) — игольчатый лечебно-профилактический массажер. Применять его можно ежедневно, желательно чтобы для каждого ребенка аппликатор был индивидуальным, время от времени его нужно мыть.
Аппликатор Ляпко широкого спектра действия, он оказывает противоспалительное, обезболивающее, общетонизирующее действие, повышает иммунитет.Устроен аппликатор так: на резине медицинского назначения зафиксированы иглы из различных металлов, которые входят в состав игл для традиционной иглотерапии.
Иглы заточены таким образом, чтобы исключить повреждения эпидермиса. Ос-новными металлами являются железо и медь,которые частично покрыты другими металлами: железные иглы – никелем и цинком, а медные – серебром. Аппликаторы не имеют побочных эффектов, единственным противопоказанием является наличие паппилом или бородавок.
На аппликаторы дети реагируют по-разному – или с большим принятием, или с настороженностью. Но интерес проявляю все без исключения. На гиперактивных детей аппликаторы действуют успокаивающе. 5 минутный массаж помогает концентрировать их внимание. Необходимо в мягкой игровой форме познакомить ребенка с игольчатым массажером. Начинать надо знакомство с ладоней, сидя за столом кладу сначала свои ладони на аппликатор, а затем его ладони. Ребенок должен сам регулировать силу прижатия ладоней таким образом, чтобы чувствовать легкое покалывание и тепло, недопустимо, чтобы ребенку было больно. Как правило детям нравятся полученные ощущения, и они воспринимают занятие с аппликатором как игру. Игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера. : то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то с усилием. (Комплекс упражнений с аппликатором Ляпко представлен в приложении).
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует улучшению процесса развития речи.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в шашечках или подставках от конфет. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в течение месяца одна процедура в день через 1-2 дня (т. е. 2 или3 раза в неделю). Продолжительность игр со льдом увеличивается постепенно, с 5 сек. до 5 мин.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитиетактильной чувствительности:
— массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур, игольчатые аппликаторы.
Методы развития мелкой моторики — криотерапия и иглотерапия использу-ются мной в практике не так давно, и на мой взгляд,позволяют достичь определенных результатов:
• Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
• У детей легче происходит развитие изобразительных умений;
• Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
• Повышается интерес детей к занятиям с воспитателем, положительный эмоциональный настрой;
3. Проведение имитационной игры.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить все этапы криотерапии на практике. Названия этапов будут выведены на экран. Работать мы будем вместе, но чтобы максимально приблизить наши действия к работе с детьми дошкольного возраста, все этапы объединит лексическая тема «Весна красна».
1 этап — Криотерапия.
Участникам раздают льдинки, ароматизированные маслом апельсина (тех участников, у кого аллергия на цитрусовые просят воздержаться от выполнения задания).
У каждого из нас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 10-15 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо желательно стихотворный текст, связанный с нашей темой.
Например: Давайте представим,что наши ручки это маленькие солнышки и под их воздействие наши льдинки будут таять:
Выходи скорее в сад,
Слушай звон, слушай звон,
Это капельки звенят:
В нашем случае,я могу акцентировать внимание на запахе и обыграть это:
Я вдыхаю апельсин,
Он дает мне много сил.
Буду лучше заниматься,
На занятиях стараться.
Льдинки можно положить в тарелку, а салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть. Мы с вами взрослые, поэтому не будем использовать дополнительное оборудование, достаточно будет подышать на руки теплым воздухом и активно растереть до появления приятного чувства тепла.
Так как перед нами сейчас не стоит оздоровительной цели, а исключительно ознакомительная, мы эту последовательность 3 раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.
2 этап — Пальчиковая гимнастика (придумать движения к словам пальчиковой гимнастики)
Нежный цветок появился в лесу, Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»
Первым встречает он солнце, весну. «Солнышко» из обеих рук.
Утром весенним раскрыл лепесток, Соответственно.
В мягкой землице его корешки. Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.
На экране вы видите текст пальчиковой гимнастики, связанный с нашей лексиче-ской темой. Вам нужно придумать последовательность действий к этому тексту.
3 этап — Иглотерапия (проводится под спокойную музыку).
Предлагаю вам самостоятельно придумать задания для развития тактильной чувствительности и развития мелкой моторики, используя модули аппликатора. Они расположены перед вами. У вас будет 2-3 минуты на обдумывание и потом, надеюсь, вы придуманные задания озвучите.
Мастер-класс для воспитателей «Использование прищепок для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей на тему: Использование прищепок для развития мелкой моторики рук детей» Цель: познакомить воспитателей с.
Мастер-класс «Игровые технологии для развития мелкой моторики у дошкольников» Совсем недавно я проводила мастер-класс по развитию мелкой моторики для своих коллег и сейчас хочу поделиться с Вами своей работой. Прежде.
Мастер класс «Изготовление шнуровок для развития мелкой моторики» Мастер класс: «Изготовление шнуровок для развития мелкой моторики». Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка,.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики рук «Бизиборд» Мария Монтессори — итальянский врач, педагог, учёный, философ. В основе ее педагогической теории лежит самостоятельная деятельность ребенка.
Мастер-класс по изготовлению дидактической игрушки для развития мелкой моторики рук ребёнка. Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать,.
Мастер-класс по изготовлению игры-шнуровки из фетра для развития мелкой моторики Известно, что игры-шнуровки прекрасно развивают мелкую моторику рук детей. Ребятам нравится играть с мелкими предметами, прикреплять,.
Мастер-класс по изготовлению сарафана из фетра для развития мелкой моторики Делалось для 1 младшей группы. Это моя первая публикация и поделка такого рода. Никогда не работала с фетром,но вот всё таки доросла до.
Мастер-класс для педагогов «Использование вариативных техник изодеятельности как условие развития мелкой моторики рук» МАСТЕР – КЛАСС для педагогов. Воспитатель: Гусева Н. В. «Использование вариативных техник изобразительной деятельности, как условие развития.
Мастер-класс «Сезонное дерево для развития мелкой моторики» Сезонное дерево — одна из развивающих игрушек, сделанных мной для детей раннего возраста (2-3 года). Для работы нам понадобятся: — лист.
Сборник традиционных и нетрадиционных упражнений для развития мелкой моторики Сборник традиционных и нетрадиционных упражнений для развития мелкой моторики рук Традиционные: — самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание,.
Источник