Нетрадиционные способы работы с родителями

Нетрадиционные формы и методы работы с родителями

Наталья Фомичева
Нетрадиционные формы и методы работы с родителями

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В. А. Сухомлинского

Метод — (от греческого methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и развитие личностного потенциала каждого ребенка.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные.

Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.

К познавательным формам работы можно отнести:

«Семинар – практикум» не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

«Родительский клуб» – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка, может поставить перед собой, например,следующие задачи:

• Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

• Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.

Формирование партнерских взаимоотношений родителей с детским садом.

• Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это может способствовать заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

«Родительские собрания». Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо пересматривать формы проведения родительских собраний. Для совершенствования проведения мероприятия можно использовать следующие новаторские формы:

«Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.

Читайте также:  Помидоры с салициловой кислотой холодным способом

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог.

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог.

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта доверия». «Почта доверия» — это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсудить на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Наиболее действенная форма для этого является посещение семей. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т. д. посещение приносит пользу родителям: они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы – различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

С большим интересом родители рассматривают работы детей,выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации.

В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога могут помещаться рекомендации по различным вопросам. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим можно путем проведения дней открытых дверей (к их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов, либо показ презентаций «Из жизни группы», «Наша дружная семейка», «В кругу семьи»

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей.Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Читайте также:  Иммунитет способы поддержания иммунитета

Также одной из результативных форм являются выставки совместного творчества, посещение театра, музеев.

«Призвание — служить детям». Эссе «Хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок.

Совместный творческий конкурс родителей, детей, воспитателей «Мой веселый снеговик» — Снеговик! Снеговик! Ты откуда здесь возник? С мамой мы вчера гуляли А тебя здесь не видали… Н. Маслей. «Снеговик! Снеговик!» Любимая детская.

Источник

Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Тамара Владимировна Калецкая
Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Ни секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные, которые помогают создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установить доверительные и партнерские отношения, вовлечь семьи в единое образовательное пространство.

В своей работе использую информационно – аналитические, познавательные, досуговые, общественно – полезные формы взаимодействия с родителями воспитанников.

Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.

Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта» группы — это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительских гостиных, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично.

О предстоящих мероприятиях родители узнают из ярких пригласительных, вывешенных в приемной.

Форма проведения родительского собрания зависит от запросов и интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов, либо заседание в виде круглого стола, родительской гостиной. Родителиявляются активными участниками: отвечают на вопросы, предлагают варианты ответов на ту или иную педагогическую проблему, обыгрывают ситуации, становятся участниками разминок, пробуют играть в различные игры. В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Часто показываю презентации с использованием фотографий и видеозаписей деятельности детей.

Родители принимают участия в «Мастер-классах» по изготовлению новогодних игрушек. Общение между мною и родителями получается непринужденным и доверительным. Родители могут провести время со своим ребенком на пользу, создавая творческие работы.

Читайте также:  Простые способы стать умнее

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание фотогазет, выставок, поделок, проведение экспериментальной деятельности и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками в любом деле.

Самая популярная и любимая форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество с семьей. Привлекаю родителей к участию в театрализованных постановках. По итогам таких праздников создаются презентации, альбом группы пополняется фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз.

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают разнообразные совместные с детьми поделки, рисунки, фотогазеты. Участники выставок, конкурсов награждаются грамотами на общих утренниках, собраниях.

Родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой», «Наряди елочку». Раскрывается творческий потенциал семей.

Привлекаю родителей к помощи по украшению группы, благоустройству участка группы. Они и красят, и строят, и цветы сажают.

Родители помогают пополнить предметно — развивающую среду различными атрибутами к играм, театрализованной деятельности, для проведения утренней гимнастики. Оформлен групповой альбом «Наша дружная семейка». Родители, дети с интересом рассматривают его и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными фотографиями.

Также провожу совместные прогулки, экскурсии. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей. По итогам в приемной вывешиваются фотографии, с которыми могут ознакомиться родители, не посетившие экскурсию.

Препятствовать развитию взаимоотношений между педагогами и родителями может такой фактор, как нехватка времени. В своей работе использую интернет. Он позволяет проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей необходимой информацией. Четыре принципа эффективного информирования: актуальность, конкретность, позитивность, регулярность.

Мы можем обсуждать с родителями то или иное мероприятие, обмениваться опытом. Можно заниматься индивидуальной работой с проблемными семьями (дистанционное сопровождение) и получением обратной связи. Включать в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического характера. Делаю рассылки, которые помогают родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в учреждении.Основной девиз: «Все, что вы узнали сами, — расскажите другим родителям!

В результате моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов.

В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений. Постепенно начинают складываются доверительные отношения. Родители стали активными участниками всех дел детского сада, нашими помощниками. Это мотивирует педагогов не останавливаться на достигнутом, а искать новые формы сотрудничества,а именно: планирую использовать в работе проведение открытых занятий для родителей, «Семейное чтение», внедрение родительского опыта «Что умеют наши мамы», «Играем вместе», создание сайта группы.

Родители у нас – народ прекрасный.

Источник

Оцените статью
Разные способы