Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста
ИРИНА СМОЛЬНИКОВА
Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста
«Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста»
«Человек по натуре своей – художник.
Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.» М. Горький
В связи с введением в действие ФГОС ДОО к структуре основной общеобразовательной программы активно модернизируется сама система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.
Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Развивается у ребёнка:
Мелкая моторика рук и тактильное восприятие; Пространственная ориентировка на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие; внимание и усидчивость. логическое и абстрактное мышление, фантазия, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности.
Техника-жгутиками из салфеток
техника – кант
техника – сюжетное оригами
Ребенок осваивая различные художественные материалы, экспериментируя, находит способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации, воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов, а ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта, проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.
техника-ниткография
Техника –квилинг
Техника – барельеф
Техника – коллаж
Техника-картонаж
Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов в рисовании или при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало.
Создавая продукт своей деятельности, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это даёт возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих движений.
техника –монотипия
Основным инструментом успешного художественного образования является предметно — развивающая среда. Она является основным помощником в восприятии детьми художественных ценностей, их смысловой и эмоциональной нагрузки. Дети должны иметь свободный доступ ко всем экспонатам. Иметь возможность рассматривать предметы и объекты в различных ракурсах,потрогать их руками. Кроме того, очень важно, чтобы изучаемые объекты были объединены одним сюжетом. Если развивающая среда мобильна, то меняющиеся экспозиции подчеркнут богатство и разнообразие направлений и видов искусства. В экспозициях должны присутствовать работы как сверстников, так и взрослых, как любительские произведения, так и профессиональные, сравнивая и анализируя которые, дети лучше понимают тонкости и нюансы художественного замысла автора.
На мой взгляд, было бы интересно сохраняя все рисунки и поделки маленького творца, создать некий «музей», где бы малыш смог бы рассматривая свои шедевры, увидеть свои достижения и стремиться к лучшим результатам
Работая с нетрадиционными материалами отмечено, что дети интересуются, активно включаются в работу, задают вопросы. Применяя нетрадиционные техники художественно-продуктивной деятельности, вместо готового образца показывать способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами, это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению ребенка. Можно сказать, что ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве продуктивной деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. К тому же при использовании различных нетрадиционных материалов создается ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности.
Использование нетрадиционных техник в ИЗО-деятельности на занятиях с дошкольниками и для оформления детского сада Темой моего опыта работы является «Использование нетрадиционных техник в изо — деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста и.
Использование нетрадиционных форм в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных форм в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Девиз-Здоровье – высшая награда Оно.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2–3 лет Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2-3лет. Тема: «Волшебный рисунок» Включение рисования нетрадиционными способ в повседневной.
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду Долгих Ольга Александровна,воспитательИспользование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду.
Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности с детьми средней группы Нетрадиционные техники рисования- это необычное сочетание инструментов и материалов,позволяющее разнообразить занятия по изобразительной.
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.
Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние птицы» Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста.
Обобщенный опыт работы воспитателя «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности» Тема опыта:»Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии инициативы и самостоятельности детей младшего дошкольного.
Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста» Цель: Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Формировать.
Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Районные педагогические чтения «Воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Использование.
Источник
Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС
Ирина Назаренко
Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 7 «Радуга» Алтайского края Кулундинского района
Тема: «Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДОО»
Автор: Назаренко Ирина Викторовна,
Непосредственно образовательная деятельность основана на одной из специфических детских видов деятельностей и осуществляется совместно с педагогом. Эта деятельность направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть:
Классической — по старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.
Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи, т. е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.
Итоговое или контрольное.
Это — традиционная классификация.
Нетрадиционноезанятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности.
Многие педагоги продолжают придерживаться структуры традиционного занятия при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется тем, что практический навык построения традиционного занятия, выработавшийся у педагогов в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что изложение, закрепление — не главная цель педагога и, что занятие можно построить на основе других целей, по другой дидактической схеме.
Применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит активизация познавательного интереса, потому что ребенку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной обучающей деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Проведение таких занятий свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия. Осмысление педагогического процесса позволяет выявить две основные функции образования: функцию передачи сообщения, или выражения смысла (преподавание учебного материала пo программе); функцию общения, то есть обеспечение понимания, побуждение к действию, эмоциональное удовлетворение.
Первую функцию современные педагоги осуществляют сравнительно легко, имея фундамент специальных знаний, и методическую литературу и рекомендации. Функции обеспечения понимания, пробуждение к учебе, эмоциональное удовлетворение в рамках традиционных занятий реализуется слабо. Поэтому нетрадиционные занятия и компенсируют этот недостаток.
Значимость таких занятий обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом воспитанников в целом требований образовательной программы, не сопряженная в должной степени с твoрческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другoй стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка детей и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческoму поиску, логическому анализу и синтезу. Таким oбразом, одним из основных мотивов использования нетрадиционных занятий является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для воспитанников, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны, так и для детей, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недoстаточным развитием базoвых психических функций.
Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы:
— Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.
— На таком занятии должно быть использовано многообразие видов деятельности. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
— Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.
— Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.
Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция педагога в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется коренным образом. Теперь главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» воспитанникам, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.
Понять главное в нетрадиционномзанятии помогают творческие принципы:
— Принцип индивидуального подхода к воспитанникам. Требует построения занятия с учетом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей.
— Принцип связи теории с практикой. Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных формобучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.
— Принцип сознательности и активности деятельности. Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами.
— Принцип избирательности. Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности, наличия у них интересов к занятиям.
— Принцип связи теории с практикой. Предполагает раскрытие практической значимости получаемых ими на занятиях знаний, умений, навыков.
— Принцип добровольности участия в деятельности. Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям.
Руководствуясь такими принципами, педагог задает общее направление педагогическому творчеству,ориентируется на весьма конкретную деятельность обучения: отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма в его проведении.
Необходимы максимальное вовлечение воспитанников в активную деятельность на занятии, использование различных форм групповой работы, поддержка альтернативности, множественности мнений, развитие функции общения — как условие обеспечения понимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.
Формы проведения нетрадиционных учебных занятий :
1. Экскурсия. В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.
2.Коллективное творческое дело: коллективное рисование, коллективная аппликация и др.
3. Занятие–труд: посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.
4.Занятие-игра: «Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату».Вариант: Занятие-аукцион «Кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает» и др.
5.Занятие-творчество: мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, поделки из бумаги с использованием элементов ТРИЗ).
6.Занятия-посиделки: на фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.
7.Занятие-сказка: все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.
8.Занятие — пресс-конференция: дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки», и он отвечает на вопросы. Затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.
9.Занятие-десант: неотложная помощь. (Например: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается.Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.
10.Занятие комментированного обучения: всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Или воспитатель размещает на доске картинки, дети комментируют изображение, составляют рассказ. Вариантов можно придумать множество.
11. Занятие –путешествие: цель – развивать монологическую речь детей. Кто – то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы.Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселой математики», по «Красной книге» и др.
12. Занятие –эксперимент: это любимая детьми опытно – экспериментальная деятельность.
13. Занятия – рисунки –сочинения: воспитатель рисует, дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети пишут письмо – рисунок о событии в детском саду.
14. Занятие –конкурс: типа «Что, где, когда?». Это конкурс фантазеров, стихотворений, сказок. Спортивные конкурсы – соревнования.
15. Занятие – игра –школа: школы Космонавтов, Спортсменов, лесных жителей, школа юного пешехода и др.
16. Занятие – концерт.
Несмотря на многообразие таких занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям,соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке
В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий ДОУ значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, активном внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и методических рекомендаций.
Итак, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к обучению, это всегда праздники, когда активны все дети, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти занятия включают в себя всё разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к образовательной программе в целом.
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.
Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.
Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.
Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение — это.
Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.
Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД «Нетрадиционные формы работы с родителями » (.
Источник