Нетрадиционные способы обучения детей рассказыванию

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию»
статья по развитию речи на тему

Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_rechi.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Автономное Учреждение

Детский сад № 2 общеразвивающего вида.

«Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию».

Творческие рассказы — это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание ( сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа (Н.А.Ветлугина).

1этап — происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.

2 этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Большое значение здесь имеют творческие задания.

3 этап – появляется новая продукция, которую ребенок пытается завершить, оценить ее. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Виды творческого рассказа:

4-5 лет-Придумывание окончания к вновь прочитанным сказкам и рассказам;

-Придумывание рассказов по аналогии с литературным текстом( Бишка – другое животное).

5-7 лет-Тоже самое, а также:

-Придумывание продолжения и завершения литературных текстов (рассказов и сказок);

-Придумывание рассказов, сказок, историй по плану;

-Придумывание сказок по аналогии со сказками;

-Придумывание рассказов, сказок, историй по теме (что было бы если…либо темой выбирают пословицу).

Приемы обучения творческому рассказыванию.

Приемы зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа :

1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

2. Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием.

3.План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э.П.Короткова.

Дети сочиняют не только рассказы и сказки, но и стихи, загадки, считалки, небылицы. Словесное творчество детей проявляется как после длительных размышлений, так и спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска.

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались О.С.Ушаковой, Н.А.Орлановой, Т.А.Сидорчук,, Н.Н.Хоменко и рядом других ученых.

По словам Вихровой Н.Н., Шариковой Н.Н., Осиповой В.В. особенность творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание, опираясь на тему, свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л.С.Выготского их воображение из репродуктивного превращается в творческое.

Творческое рассказывание в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Рассмотрим нетрадиционные приемы обучения творческому рассказыванию по ТРИЗ, применяемые в нашей группе.

Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

(Сравнений, загадок, метафор)

Составление сравнений, загадок:

По данному направлению целесообразно действовать по ряду моделей:

Модель 1 (Какой?-Что бывает таким же?) Загадки можно составить на основе сравнения на «занижение» или «завышение» свойств объектов.

Модель 2 (Что делает?-Что(кто) делает так же?)

Модель 3 (На что похоже?-Чем отличается?)

Обучение детей созданию рифмованных текстов.

Данное направление целесообразно реализовывать через ряд последовательных игровых заданий и упражнений, таких как:

«Придумай рифмованное слово»

«Придумываем рифмованные строчки»

«Сочиняем разные лимерики»

«Придумаем стишок про занятие»

Так же дети с удовольствием принимают участие в таких играх, как: «Доскажи словечко», «Склад-несклад», «Чистоговорки», «Сочини дальше», «Дразнилка» и т.д., которые так же помогают достичь намеченной цели в данном направлении.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Текст реалистического характера

Текст фантастического характера

Первый этап «Определение состава картины». (Приемы: «подзорная труба», «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный».)

Второй этап «Установление взаимосвязей между объектами картины». (Приемы: «Волшебник «Объединяй», «Ищу друзей», «Ищу недругов» и т.д.)

Третий этап «Описание на основе возможного восприятия объектов разными органами чувств». (Приемы: «Вхождение в картину», речевая зарисовка ощущений)

Четвертый этап «Составление загадок и метафор по картине» (описано выше)

Пятый этап «Преобразование объектов во времени» (Прием: «Машина времени»)

Шестой этап «Описание местонахождения объектов на картине» «Приемы: игры «Да-нет», «Ожившая картина»)

Седьмой этап «Составление рассказов от лица разных объектов» (Прием: эмпатии)

Восьмой этап «Смысловая характеристика картины». (Приемы: «Найди самое удачное название картины» и т.п)

Девятый этап «Составление рассказов-фантазий». (Приемы: «Увеличение-уменьшение», «Деление-объединение», «Оживление-окаменение», «Наоборот» и т.д)

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется прием «Пришел в гости волшебник. »( Увеличение-уменьшение, Деление-объединение, Оживление-окаменение и т.д.)

Десятый этап «Составление сказок нравственно-этического характера»

Так же дети с удовольствием принимают участие в таких играх и творческих заданиях, как: игры с «Подзорной трубой», «Ожившие предметы», «Волшебный гость», «Да-нет» и т.д., которые так же помогают достичь намеченной цели в данном направлении.

Обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Данная работа организована по двум направлениям:

Игры и творческие задания

Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок (с помощью метода «Каталога»(прием «Волшебный мешочек»),

с помощью метода «Морфологического анализа», с помощью метода «Системного оператора»(прием «Чудесый экран»), с помощью метода «Волшебного треугольника»)

Так же дети с удовольствием принимают участие в таких играх и творческих заданиях, как: «Назови героя», «Действия героя», «Волшебник», «Сказочные слова», «В какой сказке», которые так же помогают достичь намеченной цели в данном направлении.

В нашей группе речевые задачи решаются в ходе организованной образовательной деятельности, на которой используются игровые методы развития воображения и элементы ТРИЗ. При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ на фоне устойчивого интереса ребенка к этому виду деятельности. Использовать такие игры и творческие задания можно, начиная со средней группы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация содержит информацию о методических приемах при обучении творческому рассказыванию по системе ТРИЗ.

Данный материал содержит игровые приемы, которые помогут вам обучить ребенка творческому рассказыванию, в интересной и занимательной форме.

Приемы обучения творческого рассказывания.

Приемы обучения творческого рассказывания.

Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ&raquo.

Консультация для воспитателей «Использование творческих приемов при обучении детей рассказыванию по картине&raquo.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» &md.

Источник

Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»

Ирина Будылева
Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»

Свое выступление я хочу начать с того, что как жаль, что развитие речи своих детей многие родители сводят лишь к необходимости «шипеть» или «рычать» правильно, не замечая бедного словаря ребенка и его неумения, а потому нежелания рассказывать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения. Наши дети живут в мире «говорящей» техники и постепенно учатся молчать, а речевые игры уступают свое место телевизору. Игровой приставке, компьютеру. Как же сделать так, чтобы наши пресыщенные развлечениями дети с нетерпением ждали занятий по развитию связной речи, с удовольствием составляли предложения и с таким же удовольствием старались запомнить то, что им скажут и повторить услышанное?

Обучение детей рассказыванию, как вы знаете, довольно длительный и трудный процесс. Для того, чтобы научить детей связно высказывать свои мысли, рассказать сказку или пересказать какой-либо рассказ, педагоги используют в своей работе многообразные методы и приемы. В основном, конечно, используются традиционные формы работы. Я хочу вас познакомить с некоторыми нетрадиционными методами и приемами при обучении детей рассказыванию, которые помогут разнообразить вашу работу, которые приведут к более успешному результату при развитии у детей связной речи.

1. Тренажеры речевой активации.

В основе использования тренажера речевой активизации лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике. Он предусматривает опору на сохранные анализаторы. Поэтому большая роль отводится наглядности, т. е. ощутимому присутствию того, о чем говорим. «Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно» — так сказал А. Л. Лурия.

В ТРА слово соотносится с предметной картинкой – ребенок берет ее в руки и строит дом для нарисованного на ней предмета. Дом – это предложение, где для каждого слова есть свое место. Предложение становится для ребенка зримым. Он может его изменить. Может анализировать то, что предстоит сказать. А это и есть планирование устной речи. Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями, развивается связная речь. Эти тренажеры дают возможность многократно повторять и закреплять материал, практически усваивать элементарные закономерности языка. Итак,область применения ТРА: развитие внимания, памяти; автоматизации звуков в словах и предложениях;

работа над предложением (падежные конструкции, согласование слов в предложениях; предлоги и союзы) и, конечно, развитие связной речи.

Приведу примеры некоторых ТРА:

1. Составление простого предложения.

2. Расширение глагольного словаря.

3. Введение в предложения второстепенных членов (дополнений).

4. Расширение словаря прилагательных.

5. Знакомство с предлогами и союзами.

2. Сказки на кончиках пальцев.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум у ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать в условиях детского сада и для проведения хороводов после чтения сказок.

Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Так как движения в ходе проведения игр могут повторятся, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия.

В огороде дедка Выросла репка

Репку посадил, Всем на удивление

И водой из лейки («Колечки»)

Репку он полил. Большая-пребольшая,

(«Колечки») Всем хватит угощенья.

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка. Выросла репка

Расти, рати, репка, И сладка, и крепка.

И сладка, и крепка. Выросла репка

(«Хлопки») И сладка, и крепка.

3. Нетрадиционное логопедическое пособие «ЛОГОКУБ».

Данное логопедическое пособие могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей.

Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием. Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4-7 лет.

Основные достоинства пособия:

— кубы удобны в использовании;

— участвовать в игре может один ребенок или вся группа детей одновременно;

— кубу можно переставлять, переносить;

— они объемны, но удобны для хранения;

— кубы дают логопеду и воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование словаря, грамматического строя речи, фонематического анализа, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, автоматизации звуков и, конечно, на развитие связной речи.

Игра «Составление предложений».

Цель: развитие связной речи, логического мышления.

Логопед прикрепляет к логокубу предметные картинки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу. Надо составить как можно больше предложений с этими словами.

Игра «Где что находится».

Цель: развитие у детей пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

Логопед раздает детям листы картона и наборы предметных картинок. Одному ребенку предлагается выполнить задание на логокубе. Он выполняет задание на логокубе таким образом, чтобы остальным детям не была видна его рабочая поверхность.Логопед дает следующее задание: «В правом верхнем углу находится яблоко. Слева от яблока – шарик Под шариком – кукла…» и т. п.

После того как дети закончат свою работу, логопед поворачивает к детям рабочую сторону грань куба, и дети сравнивают свои картинки с логокубом. Эту работу можно проводить и на индивидуальных занятиях.

«Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных средств» Опыт работы Актуальность: опыт ориентирован на использование нетрадиционных методов и вспомогательного оборудования при обучении приемов.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Источник

Читайте также:  Нарушение обязанности по установлению способа
Оцените статью
Разные способы