Нетрадиционные способы лепки пластилином

«Традиционные и нетрадиционные техники лепки»

. Автор Ярыгина Елена Александровна

Традиционные и нетрадиционные техники лепки .

Составила: воспитатель МБДОУ «ДСОВ №39»

По программе ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», основная задача направлена на формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. Одно из направлений данной образовательной области «художественное творчество». Основная цель – обучение детей созданию творческих работ средствами разных видов художественно – продуктивной деятельности.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. В традиционной педагогике рисование, лепка, конструирование называются продуктивными видами деятельности; дети создают «продукт» – рисунок, аппликацию, мини-скульптуру. Остановим свое внимание на таком виде деятельности как лепка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагога и родителя.

Лепка – вид художественной деятельности, имеющей много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу, по размещению в пространстве, по пропорциям, по динамике и т.д. В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения. В декоративной лепке дети создают декоративные изделия. В комплексной лепке дети произвольно или для решения постановленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Лепить можно из резных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса.

Глина – наиболее пластичный естественный материал, пригодный для лепки. Она эластична, нейтральна по цвету, что важно для восприятия формы. Старые поделки из глины можно использовать повторно. Для этого их нужно раздробить, залить водой и т. д. Пригодность глины для лепки проверяют следующим образом: небольшой кусочек глины разминают, раскатывают в «колбаску» и сворачивают в кольцо. Если кольцо потрескалось, значит глина суховатая и ее надо сбрызнуть водой или добавить немного растительного масла. Если глина излишне влажная, можно оставить ее на некоторое время на воздухе, чтобы часть воды испарилась. Вылепленные поделки высушивают, обжигают, а затем грунтуют и оформляют красками.

Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичен как глина, но имеет свои преимущества. Большой выбор цветов дает возможность создавать многоцветные поделки и композиции.

Тесто – еще один доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Да и от рук тесто отмывается легко. Поделки из соленого теста похожи на настоящие шедевры. Вот только поделки из соленого теста нужно очень долго и хорошо высушить. Их можно покрыть лаком и хранить много-много лет.

Творческие работы детей во многом зависят от выбранного способа лепки. При конструктивном способе лепки образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

Скульптурный способ иногда еще называют пластичным или лепкой из целого куска. Скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным. Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники.

Комбинированный способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.

Поделки, изготовленные рельефным способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.

Работа, выполненная модульным способом, напоминает составление объёмной мозайки или конструирование из одинаковых деталей. Еще оригинальный способ лепки, это лепка из колец. Этим способом пользовались народные умельцы – гончары.

Лепка из пластин. С помощью этого редко применяемого способа можно рационально, экономно и достаточно быстро создавать объемные, полые поделки. И лепка на форме. Когда раскатывают, например, пластилин равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Украшают налепами или прорезным узором.

Читайте также:  Kerastase fusio dose способ применения

Использование дополнительных материалов и инструментов зависит от того из какого материала будет выполняться работа. Это доска для лепки; стеки – деревянные или пластиковые; салфетки – бумажные и тканевые; миска с водой для смачивания пальцев и салфеток при лепке глиной. Природный материал: раковины, камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья. Штампики фабричного производства. Бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пробки, колпачки фломастеров и пр.). Картон, коробки, баночки, крышки, трубочки (коктейльные), бисер, пуговицы. Формочки для теста или для игр с песком.

В качестве наиболее популярного материала, используемого педагогами в работе с детьми, является пластилин. Лепка пластилином – это вид искусства, который доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе, в семье. Большой интерес этот материал вызывает и у детей. Использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Понятие « пласти ли нография » имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Пластилинография – новый вид декоративно – прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Занимаясь пластилинографией, развивается общая и мелкая моторика рук, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, лучше говорит и думает.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную в непосредственно образовательной деятельности по все образовательным областям программы «От рождения до школы».

На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В детях воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве.

«Пластелиновая» живопись по праву может рассматриваться как уникальная техника в лепке. Дети с восторгом открывают и самостоятельно создают новые цвета и оттенки. Это обогащает и разнообразит палитру пластилина, сближает лепку с рисованием красками. Условно можно выделить два способа: неполное и полное смешивание разных по цвету кусков пластилина в одном комке. При неполном смешивание разных цветов получается окраска «под мрамор». При полном смешивании разных цветов получаются новые цвета или оттенки. Нужно показать детям рациональную технику смешивания: отщипнуть или отрезать кусочки нужного цвета, кусочек каждого цвета раскатать в валик, соединить валики и раскатать в один валик, сложить этот валик пополам и снова раскатать, опять сложить и раскатать. Эту операцию нужно продолжать до получения однородного цвета. Но сначала можно поэкспериментировать с акварельными красками. Это поможет узнать, что желтый и красный цвета при смешивании дают оранжевый, синий и желтый – зеленый, а из красного и синего получается фиолетовый. Опыт с гуашью наглядно показывает, что белый цвет помогает создать целую гамму оттенков любого цвета. Стоит только изменить пропорции. Чем больше белого, тем нежнее и светлее цвет.

Преимущество пластилинографии перед лепкой объёмных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

При работе с пластилином может возникнуть ряд трудностей:

долго лежащий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.

Все эти неприятности можно избежать, если следовать следующим рекомендациям;

Твердый пластилин разогреть перед непосредственно образовательной деятельностью.

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания,

расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности. Картон лучше использовать лакированный.

Чтобы картина со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен. Работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишней пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.

Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убрать пыль.

Читайте также:  Определение числовой функции способы ее задания тест

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая влажная салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок. Проводя непосредственно образовательную деятельность важно, чтобы она содержала не только познавательную информацию, но и была насыщена играми, физкультминутками, пальчиковой гимнастикой, игровыми ситуациями,

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения сложности: начинать лучше с простых изображений небольшого размера и постепенно переходить к созданию более сложных. Выполн яя пласти ли нографические изображения, дети постепенно осваивают приемы «рисования» плас тилином, а именно: отщипывание , скатывание, раскатывание, сплющивание, налепование , прижимание, примазывание , придавливание, намазывание, размазывание. Успешно используют все виды пласти ли нографии: прямую, витражную, контурную, многослойную, модульную, мозаичную, фактурную. Дети постепенно научатся создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут подарить своим близким и друзьям. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы.

Хранить детские шедевры, сделанные на картоне можно в обычных файлах скрепленные в папке. Можно красиво оформить в рамку.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная прог

рамма дошкольного образования /

Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – ОООТЦ «Сфера», 2000.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией. Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2014,

Источник

Мастер-класс для педагогов «Лепка нетрадиционными способами»

Самыкова Лариса
Мастер-класс для педагогов «Лепка нетрадиционными способами»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРОЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «АЛТЫНСАЙ»

МАСТЕР – КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ЛЕПКА НЕТРАДИЦИОННЫМИ СПОСОБАМИ»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ: САМЫКОВА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА

Тема мастер – класса: «Нетрадиционные техники лепки».

Цель мастер – класса:

Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства участников мастер – класса на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом.

Задачи мастер-класса:

• Передать воспитателям своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов, и форм педагогической деятельности;

• Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;

• Обогащать знания и представления педагогов о нетрадиционных техниках лепки;

• Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;

• Раскрыть творческий потенциал педагогов;

*пластилин разного цвета,

*шприцы по количеству участников,

*корпус от шариковых ручек или фломастеров,

*чайник с горячей водой,

Ход проведения мастер-класса!

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно, что мы все здесь собрались. Когда наступают какие – либо значимые праздники, скажите, пожалуйста, какой вопрос вы чаще всего себе задаёте.

Правильно — какой же подарок сделать с детьми для близких им людей. Чаще всего мы делаем аппликации из бумаг (цветной картон, гофрированный картон, салфетки). Сегодня я хочу показать вам мастер – класс «лепка нетрадиционными способами», в котором использую обыкновенный пластилин. Родители в условиях семейного воспитания очень редко дают детям пластилин, боясь запачкать ковры, а ведь эту работу можно сделать интересной и поучительной для детей. Вы согласны со мной?

И прежде чем мы приступим к нашему мастер-классу, я позволю себе напомнить, что занятия лепкой особенно в младшей группе комплексно воздействуют на развитие ребенка,а именно:

• Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, факторы, цвета, веса, пластики;

• Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

• Синхронизирует работу обеих рук;

• Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Из пластилина можно создавать не только объемные фигурки всевозможных объектов: животных, птиц, рыб, предметов или игрушек, но и картины различной сложности. Другими словами, пластилином можно рисовать, так же, как фломастерами или карандашами.

Самый невыполнимый способ — просто брать кусочки пластилина нужного цвета, разминать в руках, затем заполнять черно-белый рисунок тонким слоем материала.Но есть и другие методы:

— создание изображений из жгутиков.

— создание изображений путем выкладывание мозаики.

Т. к. я работаю в младшей группе, чаще всего использую создание изображений из жгутиков.

Уважаемые коллеги! Я приглашаю занять места за рабочими столами по 4 человека.

А мы в группе выполняем работу индивидуально, чтобы не мешать друг другу. Итак, жгутики. Под ними мы будем подразумевать тонкие пластилиновые нити, которые можно создать, аккуратно вытягивая мягкую массу пальцами.

1. Для создания жгутиков нужен исключительно мягкий пластилин, иначе процесс будет невыполнимым. Подберите нужные оттенки для рисования цветущего растения, например, зеленый и розовый.

Читайте также:  Способ получения металлокерамических материалов это

2. Также понадобится шприц. Его можно использовать в обычном виде или обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином.

3. Согрейте и разомните немного пластилина в руках.

4. Вытяните поршень из шприца, поместите внутрь пластилин, затем опять вставьте поршень.

5. Опустите шприц в стакан с теплой водой на 1-3 минуты.

6. Надавливая на шприц, начинайте выдавливать пластилин из узкого отверстия. Именно таким образом и образуются тонкие нити.

7. То же самое сделайте и с пластилином другого цвета. Выдавите нужное для создания картины количество пластилина. Жгутики для пластилинографии готовы.

8. Возьмите картон в качестве основы открытки.

9. Налепите на полотно зеленые полосы в виде веток растения. Цветочки сформулируйте в виде округлых спиралек, скрученных из розовых отрезков.

10. Создайте необходимое количество деталей.

11. Налепите цветочки на открытку.

Пластилиновый рисунок из жгутиков готов.

Уважаемые коллеги! Вы можете показать работы друг другу, обменяться впечатлениями, выяснить причины неудачи или наоборот быстрого освоения техники.

Теперь на втором способе изображения – это создания мозаики из пластилина. Нам понадобится корпус от старых шариковых ручек или фломастеров разного диаметра.

1. Для начала нарисуйте на картоне эскиз цветочка. Одновременно можно подписать открытку с обратной стороны, если планируется ее кому-то адресовать.

2. С помощью жгутиков выкладываем контур изображения.

3. Чтобы создать плоские круглые детали небольшого размера, разомните пластилин и примните его до состояния плоской лепешки.

4. Корпусом от шариковой ручки сделайте выемки в пластилине. Но не надавливайте на ручку с большой силой, поскольку кругляшки просто застрянут в пластмассовом корпусе, и их сложно будет потом извлечь.

5. Извлекая намеченные кругляшки из лепешки, создайте множество деталей.

6. Зеленой мозаикой заполните стебель и лист цветочка

7. Еще один способ создания деталей мозаики- раскатывание шариков. Их тоже можно рассматривать в качестве мозаики. В случае нашей открытки подобные шарики желтого цвета подойдут для заполнения сердцевины цветочка.

8. Заполните полностью желтой мозаикой центральную часть.

9. Те же самые действия проделываем с пластилином другого цвета. Здесь можно использовать корпус другого диаметра.

10. Обозначив, каждый лепесток тонкой пластилиновой нитью, начинайте заполнять лепешками пространство, стараясь не оставлять просветов.

11. После того, как закончите открытку, можно поместить ее в холодильник, тогда пластилин станет твердым.

Такими различными техниками пластилинорафии можно разукрашивать или рисовать узоры, а главное- это отличный способ весело и с пользой провести время.

Уважаемые коллеги! Вы можете показать работы друг другу, обменяться впечатлениями, выяснить причины неудачи или наоборот быстрого освоения техники лепки нетрадиционными способами.

Я предлагаю сделать выставку наших работ, чтобы их могли увидеть не только педагоги, но и другие сотрудники детского сада, а также дети и родители.

Если у кого-то возникли какие-либо вопросы, пожелания ко мне, я с удовольствием выслушаю вас.

Уважаемые коллеги, я надеюсь,что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только познакомил вас с чем- то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял вам всем настроение!

В свою очередь хочу отметить, что мне сегодня было очень приятно поделиться с вами опытом.

Спасибо за внимание!

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Фотоотчет о мастер-классе для педагогов «Лепка из соленого теста как средство развития творчества дошкольников» Цель: распространить опыт использования технологии «Тестопластики»; способствовать формированию представления о виде декоративно- прикладного.

Консультация «Рисование нетрадиционными способами» Консультация «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда.

Мастер-класс для детей дошкольного возраста «Маленький художник» по рисованию нетрадиционными способами Маленький художник Практически все дети любят рисование. Рисовать можно карандашами, фломастерами или кисточкой. А ведь ещё существуют не.

Мастер-класс для педагогов по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования «Зимняя сказка» Мастер-класс для педагогов «Зимняя сказка»Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов о нетрадиционных техниках рисования, как методах.

Мастер-класс для родителей по ознакомлению с нетрадиционными способами оформления детского костюма «Осеннее украшение» Цели и задачи: — Познакомить родителей с нетрадиционными способами оформления детского костюма из подручных материалов. — Развивать творческие.

Мастер-класс для родителей по дополнительному образованию «Рисование необычными способами «Полевые цветы» Мастер – класс для родителей. Педагог дополнительного образования Рязанова Элена Эдуардовна. Тема «Полевые цветы». Цель: Создать условия.

Фотоотчет «Мастер-класс по рисованию нетрадиционными методами широкоформатной картины «Осень в городе» 5 октября в нашем детском саду «Радуга» прошёл клубный час. Дети подготовительной группы по звонку колокольчика отправились в удивительное.

Мастер-класс «Подарок маме». Лепка из солёного теста Из солёного теста можно сделать огромное количество поделок, например: цветы, животные, различные фигурки, надписи, цифры, игрушки, картины.

Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами» Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего.

Источник

Оцените статью
Разные способы