Нетрадиционные способы изобразительного творчества

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста

Оксана Король
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста

Выступление на ГМО по теме «Творческая мастерская. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Детство – это период усиленного развития, оно является наиболее благоприятным периодом для развития творчества. Одно из условий развития творческих способностей детей – это использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

Поэтому в своей работе, основываясь на программное содержание, знакомлю детей с нетрадиционными технологиями, которые повышают уровень заинтересованности детей к изобразительной деятельности, и развивают способности к творчеству.

Нетрадиционные изобразительные техники – это средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы

создания художественного образа, композиции и колорита, использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей.

Эти необычные технологии позволяют развивать творческие способности; формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир; помогают становлению воображения, креативности; развивают мелкую моторику; они дают возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать.

Существует три традиционных вида художественного изобразительного

творчества детей, которые применяются в детских дошкольных учреждениях: рисование, лепка, аппликация. Каждое из направлений имеет интересные нестандартные подходы для овладения тем или иным видом художественной деятельности.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности

• Рисование пальцем, ладошкой Рисование свечой (восковыми мелками)

• Рисование мыльными пузырями

• Рисование сыпучими материалами

• Рисование на клее

• Рисование жесткой полусухой кистью

• Точечный рисунок ватной палочкой- пуантизм

• Печатание или оттиск

• Бумажная мозаика из бумажных шариков

Сегодня я хочу рассказать о нетрадиционных техниках, которые я использую в рисовании.

Когда к нам приходят детки во вторую младшую группу, мы должны понимать, что не все они посещали ясли, поэтому у многих малышей не сформированы даже элементарные навыки изодеятельности. Вместе с тем, к трем годам дети приобретают некоторый опыт познания предметов и явлений. Для того, чтобы выработать у детей свободу творческого мышления, необходимо научить их сначала простым, а затем более сложным формирующим техникам.

Одной из целей, которой я ставлю перед собой – это знакомство детей с разнообразными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в соответствии с их возрастом.

Так ребенок, не умея рисовать, используя нетрадиционные технологии, может создать шедевр, который повышает внутреннюю уверенность самого ребенка, что он умеет творить. Его работы впечатляют окружающих детей, заинтересовывая их создавать подобные шедевры, а главное, дает возможность родителям понять, что их ребенок может, что его надо развивать, что с ним нужно работать.

Применяя нетрадиционные техники, позволяет обогащать знания и представление детей о предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах применения. Дети учатся рисовать мыльной пеной, свечой, клеем, сыпучими. Узнают о способах окрашивания бумаги- набрызгом, клейстером. Знакомятся со способами рисования -ладошкой, пальчиками, кулачком. Используют сподручные материалы, которыми можно рисовать -нитки, веревки, трубочки, пробки.

Используя разные техники, стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Главным преимуществом, которым обладают техники нетрадиционного рисования — они позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности.

Нетрадиционные техники, используемые мною в работе.

Рисование пальчиками

Ребенок опускает пальчик в краску и наносит точки, пятнышки на бумагу. Так на занятии в младшей группе провожу знакомство с краской (гуашью). Дети трогают краску пальчиками, после изображают на бумаге «Дождик», «Осеннее дерево», «Разноцветный ковер из листьев». Позже усложняю задание – используя трафарет, пальчиками нанести точки по контуру елочки, или нанести рисунок на тарелочку.

Рисование ладошкой

Ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисовать можно и правой и левой руками. Детям очень нравиться эта техника рисования, как правило, такие занятия очень эмоциональные, позитивные. За то, что ребенок намазал руку краской, никто не ругает, а наоборот хвалят за те образы, которые они сотворили. Так в младшей группе рисовали коллективно «Солнышко», а как дополнение нарисовали цветы. Вечером дети демонстрировали работу родителям, каждый пытался рассказать о необычном рисовании, найти свою ладошку на рисунке.

Начиная со старшей группы, дети учатся наносить краску на ладошку кисточкой, а после ставить отпечатки в соответствии с заданием. Особенно интересным и увлекательным было занятие «Фантазеры», когда из отпечатка ладошки, дети создавали образы животного мира, дорисовывая своим отпечаткам различные элементы. Так появлялись павлины, фламинго, рыбы, медузы, петухи, жирафы и многие другие животные.

Оттиск пробкой

Ребенок пробку опускает в емкость с краской и наносит оттиск на бумагу. Таким образом, на рисовании, дети не только учились новой технологии, но и закрепляли понятие круг, используя эту геометрическую фигуру, создавали цветы, печатая пробкой вдоль стебельков заранее нарисованных воспитателем.

Читайте также:  Эффективный способ лечения гайморита народными средствами

Оттиск смятой бумагой

Ребенок опускает смятую бумагу в блюдце с краской и наносит оттиск на лист. По такой технологии, не имея навыков рисования, получаются прекрасные картины природы. Смятой салфеткой отлично передается легкость облаков, рыхлость снега. Можно использовать и более плотную бумагу, хорошо получается изображение кроны деревьев в любое время года, кустарники.

Рисование бумажными втулками

На занятии во 2-ой младшей группе ребята рисовали «Рукавичку», смятой бумагой изображали меховую часть, а используя бумажные втулки, получились прекрасные снежинки.

В зависимости от того, как сделана втулка, будет зависеть и оригинальность изображения. Так к 8 Марта при изготовлении подарков для мам и бабушек, был нарисован букет роз. Втулка была изготовлена из картона и скручена улиточкой. А листики были выполнены печаткой формы листик. В большей части литературы рекомендуют печатку изготавливать из картофеля или моркови. На данном занятии я использовала для печатки пластилин. Ребята обмакивали печатку в краску, и штамповали листочки.

Даже самые неопытные малыши, отлично справились с заданием. Такие штампы просто находка для быстрого рисования именно для детей младших групп.

Отпечатки листьев, оттиск капустным листом

Ребенок покрывает опавший листочек с дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Так с детьми старшей группы мы получили неповторимые картины осеннего леса. А с ребятами помладше учились рисовать дерево, используя отпечаток капустного листа.

Рисование сыпучими (манной крупой)

С помощью клея ПВА и кисти прорисовываем контуры рисунка, а после по нему рассыпаем манную крупу. Высохшую работу нужно слегка стряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.

Эта технология завораживает каждого ребенка. Наблюдая за детьми во время занятия можно увидеть множество положительных эмоций, у них снимается напряжение, зажатость. Овладевая способом работы с манкой, у детей формируется умение работать с сыпучими материалами, расширяются знания о свойствах круп, развивается мелкая моторика, а главное появляется интерес к творчеству. Так на занятии мы создали с ребятами «Снеговика».

Рисование зубной щеткой

Зубная щетка — один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования! Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро наносить элементы рисунка. Тем самым создается эффект объемности изображения. Только нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь и можно приступать к работе. Так с ребятами мы рисовали елочки в снегу.

Рисование ватными палочками

В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Для работы с этой техникой потребуются: ватные палочки, гуашь и влажные салфетки. Процесс рисования заключается в том, что бы палочку обмакнуть в краску и нанести отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом, можно рисовать дождь, снег, почки на деревьях, ягодки, цветочки, узоры. Можно рисовать, как выделяя силуэт предмета точками, так и заполняя его внутреннее пространство, не оставляя пустых мест и не вылезая за контуры.

Так на занятиях ребята придумывали узоры для дымковской лошадки, ко дню космонавтики рисовали ракету, заполняли силуэт кораблика, рыбки. На комбинированных занятиях по рисованию и аппликации сначала клеили снеговика, а после рисовали снежок.

Эта технология очень понравилась старшим детям, и свободное время ребята выполняли рисунки на конкурсы и выставки.

Сегодня я предлагаю вам просмотреть видео занятие с использованием нетрадиционной техники в рисовании – рисование ватными палочками во второй младшей группе. Тема занятия «Украсим дымковскую уточку».

Источник

Нетрадиционные методы и приемы ИЗО деятельности

Светлана Владимировна Чудиновских
Нетрадиционные методы и приемы ИЗО деятельности

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед изобразительным процессом.

Нетрадиционные техники не утомляют дошкольника, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. У педагога есть возможность осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Коллективные же формы нетрадиционного творчества сближают детей.

Для младшего дошкольного возраста подходят такие техники, как рисование пальчиками, рисование ладошкой, картофельные штампы.

Возраст — с 2 лет. Необходимы мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки. Ребенок опускает в гуашь пальчики и наносит точки и пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, а гуашь легко смывается.

То же самое можно делать с ладошкой, ребром, кулачком. Рисуют и правой, и левой руками. В 3-4 года ребенку можно предложить самостоятельно кисточкой закрасить пальчики или всю ладонь.

Читайте также:  Счет это способ тест группировки активов

Возраст — от 3 лет. Штемпельная подушечка из поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, печатки из картофеля. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Тычок жесткой полусухой кистью

Или ватной палочкой. Возраст любой. Кисть используется жесткая, бумага плотная. Ребенок держит кисть или ватную палочку вертикально и ударяет ею по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск пробкой или поролоном

Возраст — от 3-4 лет. Тоже используется штемпельная подушечка из пропитанного гуашью поролоном. Пробка или поролон прижимаются к подушечке и наносятся оттиски на бумагу.

Восковые мелки+акварель, свеча+акварель

применяется с детьми в возрасте от 4 лет. Ребенок рисует восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок воском или свечей остается незакрашенным.

Кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой

Возраст — от 5 лет. Используется тушь или жидко разведенная гуашь. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. Получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, определяется, на что похоже изображение и при необходимости дорисовываются детали. При кляксографии с трубочкой на пятно, налитое из пластиковой ложечки ребенок дует из трубочки так, чтобы она не касалась ни пятна, ни бумаги. Рассматривается и дорисовывается.

При кляксографии с ниточкой используется ниточка средней толщины. Ниточка опускается в краску, на. листе бумаги выкладывается изображение. Причем один конец ниточки оставляется свободным. Сверху накладывается другой лист бумаги, прижимается и свободной рукой ниточка вытягивается. Недостающие детали дорисовываются.

От 5 лет. Используется жесткая кисть, плотная бумага, деревянная или пластиковая линейка. Жидко разведенная гуашь набирается на кисть. Кисть над бумагой ударяется об линейку и краска разбрызгивается на бумагу.

Монотипия предметная и пейзажная

предметная используется с 5 лет, а пейзажная — с 6. Нужна плотная бумага, кисти, гуашь или акварель. Ребенок складывает лист бумаги пополам и на одной половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбирают симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

При выполнении пейзажной монотипии рисуется пейзаж, а другой половине получается его отражение в озере или реке. После оттиска исходный рисунок оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Кроме этого, к нетрадиционным техникам относят рисование песком, манной крупой, солью, рисование по ткани и даже рисование молом на асфальте тоже относят к нетрадиционным техникам. Главный принцип НТР — от простого к сложному», то есть не рекомендуется использовать техники, не соответствующие возрасту детей.

Тестопластика (с года)

С самыми маленькими детьми очень хорошо начинать лепку из соленого теста. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью. Это очень приятный на ощупь, теплый, нежный, абсолютно безопасный для маленького ребенка материал, имеющий массу достоинств,а именно: приготовить его можно в любое время, тесто легко отмывается с рук, замечательно лепится, расписывать можно любыми красками, а готовыми изделиями ребенок может играть.

Готовые поделки сушат в духовке или просто на воздухе, после чего расписывают, а далее покрывают лаком. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.

Под руководством воспитателей дети сначала лепят простые фигуры – шар, цилиндр, круг, а затем переходят к более сложным, изображая людей, животных, дома и многое другое. Занятия лепкой из теста развивают мелкую моторику, образное мышление, кругозор, знакомят с понятиями формы и размера. Тесто можно подкрашивать пищевыми красителями.

Пластилиновая мозаика (с раннего возраста)

На доске или листе картона рисуете контур будущей поделки. Чем старше ребенок, тем сожнее может быть контур. Малыш будет заполнять контур кусочками пластилина и получится цветная мозаичная картинка. Когда ребенок станет старше, он сможет создавать большие картины из пластилина, полностью заполняя пространство.

Пластилинография (средний дошкольный возраст)

Пластилинография является одним из нетрадиционных видов лепки. Развивает у детей мелкую моторику, цветовосприятие, художественный вкус.Есть различные техники пластилинографии: на картоне, пластике. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Картинку для будущей работы можно нарисовать самим или перерисовать готовую. Пластилин размазывается тонким слоем, не выходя за контуры рисунка.

Приемы лепки

Раскатывание — кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Читайте также:  Аквадетрим способы применения дозы

Скатывание — кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Оттягивание — двумя пальцами, щепоткой, оттягиваем часть пластилина, из которого можно сформировать часть изображения.

Заглаживание кончиками пальцев — для изображения плоских и гладких поверхностей. Для придания глянцевости поверхности пальцы можно смочить водой.

Сплющивание — шарик сдавливают нажимом пальцев до формы лепешки. Для небольших углублений используются вспомогательные инструменты.

Прощипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку в той части формы, где создается новая деталь.

Кроме этого, в качестве нетрадиционных техник лепки используется процарапывание (зубочисткой, обратным концом кисти, палочкой, спицей, контур (формируется из раскатанных жгутиков на картоне с предварительным рисунком, барельеф (обьемные фигурки на картоне или пластике). Эти техники могут использоваться и в работе с пластилином.

В I младшей группе (ранний возраст)ставятся и решаются следующие задачи:

1. Учить детей лепить простейшие предметы из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.

2. Учить детей соединять две одинаковые формы, но разной величины (матрешка, пирамидка, а к концу года — соединять две разные формы – цилиндр и диск (грибок).

3. Учить узнавать и находить сходства своей лепной работы с предметами окружающей действительности.

1. Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.

2. Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части (без примазывания).

3. Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).

4. Формировать умение участвовать в коллективной лепке.

Редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Кроме этого существуют такие нетрадиционные техники аппликации, как оригами, квиллинг, аппликация из ткани, крупы, соломы, шерстяных нитей и даже засушенных растений.

Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе.

Мастер-класс «Нетрадиционные приемы и методы развития музыкальных способностей дошкольников» Цель: Познакомить участников с нетрадиционными приёмами и методами использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных.

Методы и приемы мотивации дошкольников на занятиях по физической культуре Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

Методы и приемы организации ситуации успеха у воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних «Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения эффективности социализации воспитанников» (деловая игра).

Методы и приемы работы с агрессивными детьми Методы и приемы работы с агрессивными детьми Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности «рисование цветной манкой». Манная арт-терапия Нетрадиционные методы изобразительной деятельности Рисование цветной манкой Мероприятия, где родители – не пассивные зрители, а активные.

Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста ФГОС Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Традиционные и нетрадиционные методы и приемы для развития мелкой моторики известно, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. таким образом,.

«ЗОЖ — нетрадиционные методы и приемы». Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебная веревочка» Программное содержание 1. Продолжать добиваться развития у детей гибкости, координации движений, чувства равновесия при ходьбе по шнуру.

Восприятие художественной литературы: основные методы и приемы работы Наиболее распространенными методами работы с художественной литературой являются словесные методы, такие как: Чтение произведения детской.

Источник

Оцените статью
Разные способы