Нетарифные барьеры как способ регулирования внешнеэкономической деятельности включают

Содержание
  1. Нетарифный барьер
  2. Что такое нетарифный барьер?
  3. Ключевые выводы
  4. Как работают нетарифные барьеры
  5. Типы нетарифных барьеров
  6. Лицензии
  7. Квоты
  8. Эмбарго
  9. Санкции
  10. Добровольные ограничения на экспорт
  11. Пример нетарифных барьеров
  12. Нетарифные барьеры как способ регулирования внешнеэкономической деятельности включают
  13. Нетарифное регулирование — значение термина
  14. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
  15. Содержание
  16. Цели и задачи введения нетарифных мер
  17. Классификация нетарифных методов
  18. Меры прямого ограничения
  19. Лицензирование
  20. Квотирование
  21. Специальные защитные меры
  22. Административные и таможенные формальности
  23. Импортные налоги и сборы
  24. Сертификация
  25. Предотгрузочная инспекция
  26. Прочие нетарифные меры
  27. Валютные ограничения и валютный контроль
  28. Регулирование курса национальной валюты
  29. Меры поддержки экспорта

Нетарифный барьер

Опубликовано 10.06.2021 · Обновлено 14.06.2021

Что такое нетарифный барьер?

Нетарифный барьер – это способ ограничения торговли с использованием торговых барьеров в иной форме, чем тариф. Нетарифные барьеры включают квоты, эмбарго, сборы. В рамках своей политической или экономической стратегии некоторые страны часто используют нетарифные барьеры для ограничения объемов торговли, которую они ведут с другими странами.

Ключевые выводы

  • Нетарифный барьер – это торговое ограничение, такое как квота, эмбарго или санкция, которое страны используют для достижения своих политических и экономических целей.
  • Страны обычно выбирают нетарифные барьеры (а не традиционные тарифы) в международной торговле.
  • Нетарифные барьеры включают квоты, эмбарго, санкции и сборы.

Как работают нетарифные барьеры

Страны обычно используют нетарифные барьеры в международной торговле. На решения о том, когда вводить нетарифные барьеры, влияют политические союзы страны и общая доступность товаров и услуг.

В целом любой барьер для международной торговли, включая тарифные и нетарифные барьеры, влияет на мировую экономику, поскольку ограничивает функции свободного рынка. Упущенная выгода, которую некоторые компании могут понести из-за этих препятствий в торговле, может считаться экономической потерей, особенно для сторонников невмешательства в капитализм. Сторонники либерального капитализма считают, что правительства должны воздерживаться от вмешательства в работу свободного рынка.

Страны могут использовать нетарифные барьеры вместо традиционных тарифных барьеров или в сочетании с ними, которые представляют собой налоги, которые страна-экспортер платит стране-импортеру за товары или услуги. Тарифы являются наиболее распространенным типом торговых барьеров, и они увеличивают стоимость товаров и услуг в стране-импортере.

Часто страны используют альтернативы стандартным тарифам, потому что они освобождают страны от уплаты добавленного налога на импортируемые товары. Альтернативы стандартным тарифам могут иметь существенное влияние на уровень торговли (при этом оказывая иное денежное воздействие, чем стандартные тарифы).

Типы нетарифных барьеров

Лицензии

Страны могут использовать лицензии для ограничения импорта товаров конкретными предприятиями. Если бизнесу предоставляется торговая лицензия, ему разрешается импортировать товары, торговля которыми в противном случае была бы ограничена в стране.

Квоты

Страны часто выдают квоты на импорт и экспорт товаров и услуг. С помощью квот страны согласовывают определенные ограничения для продуктов и услуг, разрешенных к ввозу в страну. В большинстве случаев нет ограничений на импорт этих товаров и услуг до тех пор, пока страна не достигнет своей квоты, которую она может установить на определенный период времени. Кроме того, квоты часто используются в соглашениях о лицензировании международной торговли.

Эмбарго

Эмбарго – это когда страна или несколько стран официально запрещают торговлю определенными товарами и услугами с другой страной. Правительства могут принять эту меру для поддержки своих конкретных политических или экономических целей.

Санкции

Страны вводят санкции против других стран, чтобы ограничить их торговую деятельность. Санкции могут включать усиление административных действий или дополнительных таможенных и торговых процедур, которые замедляют или ограничивают возможности страны вести торговлю.

Добровольные ограничения на экспорт

Страны-экспортеры иногда применяют добровольные ограничения на экспорт. Добровольные ограничения на экспорт устанавливают ограничения на количество товаров и услуг, которые страна может экспортировать в определенные страны. Эти ограничения обычно основаны на доступности и политических альянсах.

Пример нетарифных барьеров

В декабре 2017 года ООН приняла ряд нетарифных барьеров против Северной Кореи и режима Ким Чен Ына.Нетарифные барьеры включали санкции, которые сокращали экспорт бензина, дизельного топлива и других продуктов нефтепереработки в страну.Они также запретили экспорт промышленного оборудования, машин, транспортных средств и промышленных металлов в Северную Корею.Цель этих нетарифных барьеров заключалась в том, чтобы оказать экономическое давление на страну, чтобы она прекратила ядерное оружие и военные учения.

Читайте также:  Несогласованные определения примеры способ выражения

Источник

Нетарифные барьеры как способ регулирования внешнеэкономической деятельности включают

Тема 1.1. Система запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами. Правовые основы применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза
1. Общая характеристика нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
2. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран
3. Введение и применение мер нетарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе

1. Общая характеристика нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Регулирование внешнеэкономических отношений является неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность.
Практика применения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в передовых зарубежных странах, несмотря на декларативную приверженность их принципам свободы торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом — в целях защиты национальных рынков — использовании нетарифных барьеров.
Поскольку в России чрезвычайно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности, одной из неотложных задач для нашей страны является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования, в том числе и торговых ограничений, внешней торговли.
Развитие нетарифных мер регулирования внешней торговли
Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило нетарифное регулирование как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли». Единой международно принятой классификации нетарифных барьеров пока не выработано. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты — исследователи в области мировой экономики.
Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все НТО в 5 основных категорий:
1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;
2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации;
3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;
4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;
5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.
Нетарифное регулирование применяется исходя из следующих соображений:
— государственной безопасности;
— защиты отечественных производителей промышленности и сельского хозяйства;
— защиты жизни и здоровья человека;
— защиты животных и растений;
— защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран;
— охраны окружающей природной среды;
— выполнения международных обязательств.

Источник

Нетарифное регулирование — значение термина

Нетарифное регулирование не включает в себя меры таможенно-тарифного регулирования.

В соответствии с международным законодательством нетарифные меры применяются в качестве исключения из общепринятых правил свободной торговли в форме отграничения экспортно-импортных операций для защиты национальных рынков, жизни и здоровья граждан страны, культурных ценностей, общественной морали и правопорядка.

При внешнеторговых операциях стран-участниц ЕАЭС с другими странами, согласно статье 46 Договора о Союзе, применяются следующие нетарифные меры:

  • запрет ввоза либо вывоза. Применяется в исключительных случаях для регулирования дефицита или профицита жизненно необходимой продукции на внутреннем рынке ЕАЭС.
  • количественные ограничения ввоза либо вывоза продукции, представляет собой установление соответствующих квот (экспортных или импортных).
  • исключительное право на экспортно-импортные операции. В данном случае внешняя торговля осуществляется на основании исключительных лицензий на продажу того или иного товара, выдаваемых государственными органами.
  • автоматическое лицензирование внешнеторговых поставок – постоянное наблюдение за количеством ввозимой или вывозимой продукции, включённой в единый перечень.
  • разрешительный порядок экспортно-импортных операций.

Нетарифное регулирование ЕАЭС базируется на принципах гласности и недискриминации.

Также все страны-участницы ЕАЭС могут самостоятельно вводить нетарифные меры при осуществлении внешней торговли с третьими странами в законодательно определённых случаях. В Российской Федерации нетарифное регулирование регламентировано соответствующим Федеральным законом.

Читайте также:  Крепление светильников способы крепления

Источник

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Содержание

Цели и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

  1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
  2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровьеживотных и растений.
  3. Выполнение международных обязательств
  4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
  5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
  6. Защита общественной морали и правопорядка
  7. Защита культурных ценностей
  8. Обеспечение национальной безопасности

Классификация нетарифных методов

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта [1] насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы: [2]

Меры прямого ограничения

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);
  4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Квотирование

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions ). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [3] «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений».

Специальные защитные меры

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

  • Импортные квоты
  • Специальные пошлины
  • Антидемпинговые пошлины
  • Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера
  • Компенсационные пошлины

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения

Административные и таможенные формальности

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

Импортные налоги и сборы

К ним относятся:

  1. Импортные налоги (не следует их смешивать с импортнымипошлинами):
    • пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
    • сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
    • другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.).

    Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

  2. Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Сертификация

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ . Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и иными правовыми актами.

Предотгрузочная инспекция

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

Прочие нетарифные меры

Валютные ограничения и валютный контроль

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.

Регулирование курса национальной валюты

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Меры поддержки экспорта

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. Среди мер финансовой поддержки экспорта практически во всех развитых странах государством созданы и действуют специальные экспортно-кредитные агентства.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [3] Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

  • кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:
  • финансовая поддержка,
  • налоговое стимулирование,
  • таможенно-тарифное стимулирование,
  • специальные мероприятия в поддержку экспорта
  • меры общеэкономического характера.

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под правления.

Источник

Читайте также:  Какие способы подчинительной связи вы знаете
Оцените статью
Разные способы