Консультация для родителей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Потребность и способность двигаться заложена в Человеке генетически. Двигаясь, ребёнок развивается и познаёт окружающий мир. Кроме того, учёными доказано, что речевой и двигательный центры в головном мозге находятся рядом, и, развиваясь, стимулируют друг друга, то есть уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности общей и мелкой двигательной моторики. К тому же, простые движения пальцев снимают усталость и напряжение, а стимулирование акупунктурных точек кистей рук оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. Так, развивая мелкую моторику, мы воздействуем на все органы человека:
-большой палец руки отвечает за голову;
— указательный – за желудок;
— средний – за печень;
— безымянный – за почки;
— мизинец – за сердце.
Тема развития мелкой моторики не перестаёт быть актуальной и посей день. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских.
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников.
В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
Диагностика уровня развития мелкой моторики детей
Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.
Упражнения для 3–4 лет
- Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
- Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
- Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
Упражнения для 4–5 лет
- Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
- Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
- Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
- Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
Упражнения для 5–7 лет
- Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
- На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
- Вырезать из квадрата круг.
- Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.
Вспомним традиционные методы развития мелкой моторики рук
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
— способствует овладению навыками мелкой моторики;
— помогает развивать речь;
— повышает работоспособность головного мозга;
— развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
— развивает тактильную чувствительность;
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Конечно же, различные шнуровки, раскраски, работа с пластилином
Предлагаем вам несколько методик, которые вы сможете применить в домашних условиях
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие. С детьми постарше из получившихся листочков, можно создать аппликацию.
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на манке
10. Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
11. Упражнение с пинцетом
В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы.
Сортировка мелких предметов. Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц.
12. Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей я использовала коробку из-под обуви. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным я вырезала из картона геометрические фигуры и к ним цепляем прищепки.
13. Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
Также к нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова, пластиковые коврики «Травка», пуговичная терапия.
Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Прямолинейные движения колючего шарика:
– по тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– сначала одной руки, потом другой руки.
– по тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
– по ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– подушечек одной руки;
– подушечек другой руки
Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться.
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки
на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Выложить картинку по шаблону или по образцу;
Также с помощью пуговиц можно создать и воспроизвести целую сказку;
Или создать аппликацию с помощью пластилина.
И еще много разных
Теперь вы знаете многое о значении развития мелкой моторики. Надеемся, что вы будете чаще дома заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой. Так как полноценное развитие ребенка будет осуществляться, только лишь при взаимодействии трех составляющих педагог – ребенок – родитель.
Источник
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»
Татьяна Краснокутская
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»
Дать представление воспитателям ДОУ о различных традиционных и нетрадиционных формах и методах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Показать малоизвестные методы развития мелкой моторики, которые можно применять в своей педагогической деятельности.
Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторикиследует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для ребенка большие сложности.
Пространство предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики рук – это:
Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук; игрушки-шнуровки; кубики; различные деревянные пирамидки; конструктор; пазлы; кубы – сортёры; мозайка.
В образовательной деятельности для развития мелкой моторики используются:
• лепка из пластилина,
• Мозаика из цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
• Цветная манная крупа
Ребенок рисует простой контурный рисунок на листе бумаги и мажет его клеем. После этого, захватывая пальцами крупу, заполняет ей рисунок.
• Рисование или раскрашивание картинок
• Изготовление поделок из бумаги.
•Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
• Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
Еще хорошая тренировка для пальчиков, которая совершенствует ловкость рук — это сортировка семян; переливание жидкостей и не только (начинать лучше с «переливания» семян, например, гороха. После этого можно учиться «переливать» песок, и только потом воду); застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. ;
Дети очень любят играть в игру под названием «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в контейнеры с песком, с различными крупами в которых спрятана игрушка. Найденная игрушка доставляет огромную радость ребенку.
Из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори — педагогики.
Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей.
Это формы и методы развития мелкой моторики детей вам уже давно известны.
К нетрадиционным малоизвестным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко (Иглотерапия, пуговичная терапия и криотерапия.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Но проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитиетактильной чувствительности:
— массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Методы развития мелкой моторики – криотерапия,иглотерапия и пуговичная терапия позволяют достичь определенных результатов:
— дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
— у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
— развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
— повышается интерес детей к занятиям с логопедом, психологом.
Кроме того эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований. Совершенствование сенсорного восприятия и развитию рук способствуют и занятия на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольноговозраста мы добиваемся следующих результатов: улучшается координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшается развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создается эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования в детском саду» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад «Морячок» Комбинированного вида Тема: Нетрадиционные методы рисования.
Консультация для воспитателей «Оригами — как одно из средств развития мелкой моторики в среднем дошкольном возрате» Уважаемые воспитатели! Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том,.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность — один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.
Консультация для воспитателей на тему «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением.
Консультация для воспитателей «Су-Джок — нетрадиционный метод развития мелкой моторики рук» «Су-Джок» — нетрадиционный метод развития мелкой моторики рук. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей,.
Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.
Консультация-практикум для воспитателей «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» Консультация – практикум для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» Подготовила: учитель-логопед.
Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики (консультация родителей и воспитателей) Мелкая моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою.
Источник