- 6 стилей достижения цели: найдите свой
- Борец
- Искатель
- Исследователь
- Тихоход
- Бунтарь
- Миссионер
- Нестандартное мышление – рамки не для Вас, преграды только в голове.
- Что это такое
- Типы мышления
- Креативность — это хорошо или плохо
- Мышление и головной мозг
- История изучения и концепция
- Методы и принципы мышления
- Шесть креативных подходов
- Упражнения
6 стилей достижения цели: найдите свой
Коуч Кэти Каприно рассказывает, как понимание своего подхода к достижению цели помогает в карьере и жизни
За 11 лет коучинга, пять лет в качестве терапевта и 18 лет корпоративной жизни я встречала огромное разнообразие типов личности. Но внимательно изучая рабочий процесс и работы специалистов, я пришла к выводу, что есть шесть доминирующих стилей поведения — шесть ключевых способов, которыми люди предпочитают пользоваться для достижения цели.
Я обнаружила также, что эти шесть стилей отвечают за то, чего люди на самом деле хотят, в чем нуждаются и о чем мечтают в работе и личной жизни. Предпочтительный стиль поведения влияет на то, с какими людьми мы легко ладим, какое влияние мы оказываем, к каким результатам стремимся и кому позволяем помогать нам. Если наш доминирующий стиль действий не уважают, не ценят или вовсе не допускают, мы часто чувствуем себя непонятыми, недооцененными, отвергнутыми, опустошенными и неудовлетворенными.
Это очень важно, но мы зачастую не в состоянии понять, каков наш стиль. Поэтому мы гонимся за работой, которая нам не подходит, и за карьерой, которая не оправдывает ожиданий.
Я обнаружила, что предпочитаемые стили действий закладываются с рождения, но развиваются на протяжении всей нашей жизни и опыта. Кроме того, наш стиль определяет наше понимание жизни, успеха и счастья, и у нас часто случаются болезненные столкновения с людьми, у которых другой стиль действий.
Каждый человек может руководствоваться разными стилями в разных ситуациях, но все же для каждого есть основной стиль, характеризующий его личность. (Для иллюстрации того, как эти стили отличаются, давайте предположим, что у всех описанных ниже людей есть одна цель — совершить в этом году путешествие из одного города в другой.)
Борец
Этого человека сильно мотивируют успехи и достижения, постановка целей и выполнение всего, что требуется, чтобы достичь этих целей. Борец упорно работает, последовательно преодолевая свои проблемы, и для достижения целей не стесняется получать помощь извне, консультацию и поддержку от других людей. Люди этого стиля добиваются своих целей как можно быстрее и эффективнее, чтобы поставить «галочку» в списке дел.
Сильные стороны этого стиля: способность непрерывно и активно двигаться к цели, не позволяя внешним препятствиям и отвлекающим факторам вставать на пути.
Потенциальные ограничения этого стиля: Борец иногда ставит собственно достижения выше других важных аспектов поведения и человеческого опыта — таких как сопереживание, сострадание, взаимосвязанность и терпение. Он часто бывает чрезмерным перфекционистом и стремится сделать больше, чем необходимо, больше, чем требуется, чтобы получить 5 с плюсом. Борцы готовы разбиться в лепешку для достижения того, что они считают важным.
Путешествие будет выглядеть следующим образом: Борец будет активно планировать поездку, выберет дату, найдет лучшего компаньона для путешествия. Поездка пройдет эффективно и быстро, без особых вопросов, беспокойств или обсуждений. Главное — прибыть в пункт назначения.
Искатель
Мотивация Искателя — развитие, обучение и рост, а ключевые цели — поиск возможностей для развития и обучения. Искатели могут часто менять направление, поддаваться идее «плыть по течению», для них нормально пересматривать мечты и цели на основе какого-то нового «материала», возникшего в их жизни в любой момент времени.
Сильные стороны этого стиля: Искатель, используя самые разные ресурсы (включая чутье и интуицию), прислушивается к разуму, телу и духу при достижении целей. Он проявляет гибкость на пути к цели и в получении полноценного жизненного опыта.
Потенциальные ограничения: Искатели делают такой сильный акцент на интуиции и внутреннем чутье, что иногда не в состоянии следовать практичным целям, которые будут поддерживать их. Также зачастую они не могут следовать проверенным методикам и подходам на пути к цели. Иногда они слишком сильно полагаются на позитивное мышление как стратегию, вследствие чего не могут предпринять конкретные шаги для достижения определенных целей.
Путешествие: поездка Искателя может в конечном итоге завершиться в другом городе или вообще не состояться. Искатель может решить заехать куда-то по дороге, остаться на неделю дольше, чем первоначально планировалось, из-за того, что он с кем-то познакомился или узнал что-то новое. Искатель больше всего заботится о росте и обучении и поэтому, получая некую новую информацию, оценивает, является ли первоначальная цель наиболее желательной.
Исследователь
Исследователя мотивирует процесс изучения, исследования и оценки. Он рассматривает массу углов и точек зрения, чтобы найти наилучшие цели и наилучшие пути для их достижения. Исследователю нужно разобраться в идеи или концепции, снять с них шелуху, заглянуть вглубь и увидеть альтернативные подходы и варианты.
Сильные стороны этого стиля: Исследователь обладает способностью находить новые пути достижения цели, а также новые способы осмысления того, как мы движемся к ней. Он может найти такие повороты, которые заставят поменять правила игры и предыдущие решения.
Потенциальные ограничения: потребность Исследователя в данных, проверке и исследовании может стать препятствием на пути эффективности. Иногда жизнь преподносит ситуации, где невозможно просчитать возможные результаты, где можно полагаться только на веру. Исследователю трудно смириться с этим, его страшит такой подход.
Путешествие: поездка этого человека будет сопровождаться большим количеством расследований, исследований, опросов, обсуждений и экспериментов, даже если само путешествие еще не началось, и даже план действий не намечен.
Тихоход
Тихоход обязательно добьется своей цели, но будет подходить к процессу очень медленно, методично и в какой-то степени неуклюже. Он похож на гигантскую черепаху с твердым надежным панцирем. И когда возникнут события или ситуации, которые хоть как-то угрожают Тихоходу, он заберется под панцирь и посидит там, пока угроза не минует. Тихоход будет спокойно брести к своей цели, а если другие хотят как-то ускорить этот процесс, то пусть побегают вокруг.
Сильные стороны этого стиля: у Тихохода сильный, устойчивый и надежный способ, позволяющий переместиться из точки А в точку Б, и его не так-то просто сбить с дороги или отвлечь от цели.
Потенциальные ограничения: иногда Тихоход застревает по дороге, если случается что-то, что, по его мнению, угрожает его статус-кво. Изменения очень страшат Тихохода, и его опасения должны быть минимизированы, прежде чем он сможет двигаться дальше.
Путешествие: поездка Тихохода будет медленной, неуклонной и очень хорошо спланированной. Успехи могут появиться не сразу (если возникнет что-то, что испугает Тихохода), но он не сдастся, пока не достигнет намеченной цели.
Бунтарь
Человек с этим стилем действий чувствует желание бросить вызов всему — он задает вопросы, нарушает привычное мышление, не принимает никакие советы, не признает авторитеты и любые рекомендации. Он приходит в восторг от возможности перевернуть цель или убеждение с ног на голову, и спросить, почему она такая. Он действует, опираясь на собственные ответы на важные вопросы, и считает себя наивысшим авторитетом в том, что является правильным или неправильным способом достижения цели.
Сильные стороны этого стиля: Бунтарь не верит на слово, поэтому он часто выдает совершенно новые решения в силу своего скептицизма и сомнений в том, что находится перед ним.
Потенциальные ограничения: Бунтарь может расходовать больше энергии, чем это необходимо или полезно в конкретной ситуации, исчерпав свою (и чужую) энергию и ресурсы, прежде чем необходимые действия будут приняты.
Путешествие: процесс планирования поездки и участие в ней для человека этого стиля будет полон вопросов и проблем, которые необходимо решить. В том числе: почему именно сейчас? Почему это? Стоит ли оно того? Что я получу от этого? Кто должен приехать? И кто сказал, что это хорошая идея?
Миссионер
И, наконец, Миссионер стремится к цели только тогда, когда она вызывает восхищение, имеет более глубокий смысл и назначение, обеспечивает желаемое преобразование — для него самого, для других, для общества или мира. Миссионерам нужен более глубокий смысл и значение в работе и целях, они жаждут результатов, которые принесут пользу всем участникам.
Если в деле нет некой формы отстаивания идеи или повода для позитивного роста, Миссионер не будет полностью удовлетворен или мотивирован, чтобы довести его до конца. Миссионеры не стремятся к личной выгоде — их мотивируют преобразование аспектов мира для достижения большей пользы.
Сильные стороны этого стиля: когда Миссионер мотивирован, он может быть весьма убедительным и убежденным, может зажечь всех вокруг своим пламенем, прокладывая путь к желаемой цели.
Потенциальные ограничения: у Миссионера довольно сильное «воинственное» восприятие, и иногда он может быть недальновидным в своих взглядах и подходах и оттолкнуть других людей, которые не прониклись пропагандистским аспектом цели.
Путешествие: учитывая веру Миссионера в преобразования, его невозможно остановить. Он способен справиться с волокитой, сделать невозможное возможным, сдвинуть горы, развернуть реки и добраться до места назначения, когда все остальные не добились успеха.
Почему нужно знать ваш доминантный стиль, чтобы построить счастливую карьеру?
- Осознание доминирующего стиля поведения поможет вам выбрать правильную работу и карьеру, а также правильный путь, где ваш стиль пригодится и где его будут уважать.
- Понимание того, что мотивирует вас, поможет вам принять лучшее решение с точки зрения того, к какой карьере, каким отношениям и какому образу жизни вы стремитесь.
- Понимание того, как различаются люди своими стилями действий, поможет вам лучше ладить (или руководить) с теми, чьи стили отличаются от вашего, и более терпимо относиться к разнообразию стилей.
- Видя потенциальные слепые пятна вашего доминантного стиля, вы сможете обойти трудности и подводные камни, присущие вашему стилю, а также окружить себя людьми, у которых есть стили, дополняющие ваш.
- Понимая, как вы предпочитаете действовать, вы будете знать, что нужно сделать в любой новой ситуации, чтобы достичь желаемого (в том числе, как построить счастливую карьеру).
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник
Нестандартное мышление – рамки не для Вас, преграды только в голове.
Обычный подход к решению задач предполагает использование логики. Человек ищет наиболее многообещающие способы решения проблем, заранее отвергая любые нестандартные варианты. Такая психическая особенность свойственна для большинства людей. Если какая-либо проблема не решается с помощью логического подхода, требуется применение нестандартного или латерального мышления. В этом случае когнитивная деятельность направлена на рассмотрение всех возможных вариантов выполнения задачи. Нестандартный ум в первую очередь ценится в творческой деятельности. Это качество поддается коррекции.
Что это такое
В психологии нестандартное мышление также называют латеральным или креативным. Это тип когнитивного процесса, близкий к чувству юмора и интуиции. Он предполагает выход за рамки логического восприятия мира с целью решения поставленной задачи. Этот тип деятельности головного мозга противопоставлен вертикальному мышлению, при котором человек использует стандартный подход в решении определенных проблем. Наибольшую значимость нестандартная интеллектуальная деятельность имеет в творчестве: живописи, литературе, музицировании и даже маркетинге.
Примеры нестандартного мышления:
- Необходимо достать небольшой деревянный брус из сосуда с узким горлышком и глубоким дном, не переворачивая его. Стандартный подход к решению задачи заставляет человека искать длинный предмет для его извлечения. Креативный подход предполагает заполнение сосуда водой.
- Учителю необходимо проверить знания учеников после изучения какой-либо темы. В большинстве случаев педагоги используют опросы и контрольные работы. При использовании креативного подхода можно заставить учеников самостоятельно проверять знания друг у друга.
Обучение в школе, колледже или университете позволяет человеку адаптировать свою интеллектуальную деятельность для выполнения определенных задач. В сознании создаются шаблоны, позволяющие быстро справляться с повседневными и профессиональными трудностями. При этом свойственная для ребенка неординарность постепенно исчезает. Психологам известно, что именно по этой причине многие взрослые люди не справляются с детскими задачами. Отсутствие развитого неординарного интеллекта может значительно ограничивать сферу деятельности человека. В то же время существуют специальные техники, развивающие такое качество.
Типы мышления
Мышление представляет собой познавательный процесс, являющийся субъективным отражением действительности, который позволяет человеку анализировать изменения в окружающем мире и принимать сложные решения. Мыслительный процесс отличается гибкостью и адаптивностью, однако существуют врожденные и приобретенные познавательные ограничения. Важно понимать, что мозг в первую очередь служит для удовлетворения физиологических потребностей.
Основные типы мыслительной деятельности:
Характеризуется максимальной направленностью на практическое использование. Человек применяет предметно-действенное мышление для решения конкретных задач, вроде выполнения профессиональных обязанностей или преодоления повседневных трудностей. Лучше всего развита у взрослых.
Сознательные процессы нужны не только не преобразования окружающего мира. Люди также могут изучать свойства предметов с помощью наблюдения. Такой тип мыслительного процесса помогает узнавать больше об окружающем мире.
Неразрывно связана с обобщением имеющейся информации. В головном мозге формируются разнообразные образы, связанные с предметами и их свойствами. Подробнее…
Помогает людям связывать предметы и понятия в единую систему. При этом абстрактное мышление может быть использовано без привязки к практической деятельности. Дает возможность решать логические задачи. Подробнее…
По мере накопления впечатлений об окружающем мире сознание получает информацию в виде опыта. Опыт позволяет решать простые задачи. Не следует путать с предметным восприятием мира.
Нестандартное мышление в наибольшей степени связано с абстрактными когнитивными процессами.
Креативность — это хорошо или плохо
Мыслительные процессы находят разнообразное применение в повседневной жизни. Это удовлетворение естественных потребностей, взаимодействие с людьми, выполнение профессиональных обязанностей и адаптация к изменяющимся условиям окружающего мира. В каждом случае человеку может потребоваться определенный тип мышления для достижения лучших результатов. Преобладание одного типа интеллектуальной деятельности имеет свои плюсы и минусы.
Наличие ярко выраженного нестандартного подхода лучше всего подходит представителям творческих профессий. Творческий поиск требует избавления от устойчивых стереотипов. Человеку необходимо богатое воображение, свободное от навязчивых образов и умозаключений. В то же время такая черта личности может быть менее полезной в точных и технических науках, когда от сознания требуется подчинение четким принципам. При этом важно понимать, что полное доминирование одного типа интеллектуальной деятельности над другими встречается редко.
Мышление и головной мозг
Виды когнитивных процессов неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Органический субстрат сознания определяет лимиты человеческого сознания. Сам по себе головной мозг является главным органом центральной нервной системы, отвечающим за общую регуляцию организма и сознание. Последняя функция обусловлена работой небольшого мозгового отдела, называемого корой больших полушарий. Это плотное скопление клеток (нейронов), связанных друг с другом длинными и короткими отростками. Отростки, формирующие нервы, позволяют передавать информацию в виде импульсов. Распространение импульсов в разные отделы мозга определяет основу мыслительного процесса.
Ученым уже известно, какие особенности головного мозга отвечают за стандартное и нестандартное мышление. Дело в том, что по мере накопления знаний и опыта центральная нервная система создает устойчивые связи между нейронами. Эти связи используются в дальнейшем в качестве шаблонов для решения определенных задач. В то же время головной мозг может создавать новые ассоциативные связи в ходе интеллектуальной деятельности. Считается, что формирование новых связей непосредственно связано с латеральными мыслительными процессами. У ребенка мозг часто создает новые ассоциативные цепочки, однако по мере взросления эта способность обычно ухудшается. Развить нестандартное мышление можно в любом возрасте.
История изучения и концепция
Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.
Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.
Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.
Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений. Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности.
Методы и принципы мышления
Научиться мыслить нестандартно можно с помощью специальных упражнений и методик, однако сначала необходимо разобраться с принципами этой самой мыслительной деятельности. Существуют разнообразные подходы, позволяющие рассмотреть определенную проблему со всех сторон и принять наименее шаблонное решение.
- Выбор главного фокуса. Необходимо заранее определиться, какая идея должна лежать в основе дальнейшего интеллектуального поиска. Например, это может быть необходимость найти способ извлечения предмета из узкой емкости. Главный фокус — это отправная точка креативности.
- Отказ от стереотипов. Следует сразу же абстрагироваться от логических рассуждений, появляющихся во время поиска решения. Не стоит бояться появления абсурдных мыслей и образов, поскольку главной целью является нахождение наименее очевидного способа решения задачи.
- Применение найденного нестандартного подхода с помощью рационализации. Для этого, как ни странно, применяется логика, дающая возможность связать определенную стратегию с заданными условиями.
Перед применением обозначенных техник психологи рекомендуют пройти тест на нестандартное мышление. Существуют разнообразные опросы, позволяющие оценить уровень его развития. Тесты помогают контролировать эффективность развития навыка.
Шесть креативных подходов
Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.
- Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
- Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
- Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
- Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии. Важно использовать аргументы.
- Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
- Организационный этап. Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.
Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.
Упражнения
Люди с нестандартным мышлением не рождаются. Существует только наследственный потенциал, определяющий предрасположенность к развитию определенного типа интеллекта. При этом обучение креативности в детском возрасте помогает улучшить когнитивные навыки. Следует учитывать, что использование специальных упражнений дает лучшие результаты в возрасте от 5 до 12 лет, поскольку в этом периоде происходит закладка ключевых ассоциативных связей в головном мозге.
Ответы к тесту на нестандартное мышление: 1. Медведь, слезающий с дерева. 2. Мексиканец в сомбреро. 3. Карлик в телефонной будке играет на трамбоне. 4. Карандаш сверху/снизу. 5. Бутерброд с картофелем. 6. Белый медведь на снегу. 7. Поезд в туннеле. 8. Пограничники с овчарками сидят в засаде.
Некоторые упражнения для развития нестандартного мышления:
Для выполнения упражнения требуется группа из нескольких человек. Ведущий загадывает слово и пытается объяснить его значение с помощью жестов.
- Цепочка логических вопросов
Начать цепочку можно с обычного вопроса: «Почему гром гремит?». Далее необходимо задавать вопросы по мере появления новых умозаключений.
Шашки, шахматы и другие игры помогают развивать разные типы интеллекта.
Лучшим способом развития креативности является творчество. Рекомендуется выбрать наиболее интересное творческое направление и начать постепенно применять навык на практике.
Источник