- Урок по теме «Словообразование наречий» учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Образование наречий в русском языке
- Какими способами образуются наречия?
- Таблица
- Видеоурок
- Тест. 7 класс. Словообразование наречий.
- Словообразование наречий в русском языке
- Словообразование наречий
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ образования наречий
- Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
- Постфиксальный способ
- Сложение
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
- Таблица
- Видеоурок
Урок по теме «Словообразование наречий»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка по теме «Словообразование наречий» в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 66.5 КБ |
prezentatsiya_slovoobrazovanie_narechiy.ppt | 531.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского района ЧР
- Васильева Лариса Владимировна
- Русский язык
- 7 класс
- Русский язык. 7 класс. /Под редакцией М.М. Разумовской. — М: Дрофа, 2010
- Словообразование наречий
- Цели:
1.Закрепить знания о словообразовании в русском языке
2. Выяснить основные способы словообразования наречий
3.Закрепить навыки правописания наречий
8. Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.
Сегодня такой пасмурный день. Но давайте поприветствуем друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное — это доброе начало.
Проверьте осанку. Помните: люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны
/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/
Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они.
- Как вы понимаете слова эпиграфа?
Вспомним о наречии как части речи.(Фронтальный опрос)
— Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии.
— Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?
(наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)
-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?
(Наречие — неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)
А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении?
- Проверка домашнего задания
Упражнение 205, вам нужно было списать, восстанавливая пропущенные знаки препинания; найти в тексте наречия и подчеркнуть их.
-Начнем с проверки домашнего задания. Какие вопросы возникли у вас при выполнении домашнего задания ?
Запись даты, темы урока.
1.Задание. Замените предложенные фразеологизмы синонимичными наречиями:
Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; расти как на дрожжах; уснул как убитый.
2. Задание . Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.
Быстрый — …- быстрее – побыстрее.
Тонкий — … — тоньше – потоньше.
3.Задание . Разберите слова по составу: трижды, нехорошо, досуха, сбоку, наизнанку, мимоходом, лучше, сверху, назло, еле-еле.
IV. Сообщение нового материала.
Работа по тексту, записанному на доске.
Ветер сильно раскачив..л деревья. С неба вдруг посып..лась снежная крупа. Внизу и наверху ветви уже ог..лились . Вчера была хорошая и безоблачная погода. А сегодня вып..л первый снег.
— Назовите все наречия в предложениях: сильно, вдруг, внизу, наверху, УЖЕ , вчера, сегодня
— Разберите их по составу
-Вспомните основные способы образования слов? ( при помощи суффиксов, приставок, приставки и суффикса, сложения слов)
Наречия имеют следующие способы образования:
Запомните! Наречие — неизменяемая часть речи, и она не имеет окончания.
- Выполнение тренировочных упражнений
- Работа с учебником (упр. 223 )
Задание: от данных прилагательных образуйте наречия при помощи суффикса – о.
Те стовая работа и её проверка .
Определите способ образования наречий:
1.Неохотно … и несмело…
Солнце смотрит на поля
Чу, за тучей прогремело,
2. Зима недаром… злится,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
3. Никита повернул направо …, к реке.
4. Русское население издавна… живет на Белом море.
5. Печорин чуть-чуть… побледнел и отвернулся.
6. Боцман все-таки поступил по-своему…
8. Охотник взволнованно… рассказывал о встрече с медведем.
— Какова тема нашего урока? ( Словообразование наречий ).
— Какие особенности вы можете отметить у наречий? ( У них нет окончаний ).
— Какие способы образования наречий теперь вы знаете? ( Приставочно- суффиксальным, суффиксальным, приставочным, сложение )
— От каких частей речи могут образовываться наречия? ( от прилагательных,
существительных, числительных, местоимений )
- Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.
Разбор слова по составу
целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи, к которой слово относится. После этого:
— выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
— выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
— выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
— выделить в слове корень.
7 . Игра ( Вопросы наречия). “Волшебный мячик”.
— От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос ( ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.
- Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
- Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
- Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
- Бежать (откуда?) издалека.
- Бежать (как?) быстро, медленно.
- Бежать (зачем?) специально.
- Бежать (почему?) с перепугу, со страха .
Источник
Образование наречий в русском языке
Способы образования наречий весьма разнообразны. Рассмотрим наиболее распространенные способы образования наречий от слов других частей речи.
Какими способами образуются наречия?
В морфологии русского языка наречие — это производная часть речи. Все наречия произошли и происходят от слов других частей речи и их грамматических форм. Эта самостоятельная часть речи образуется от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и других наречий.
Перечислим основные способы образования наречий:
Большая группа наречий возникла в результате прямого перехода в категорию наречий слов и их грамматических форм. К примеру, существительное в форме творительного падежа «рядом» превратилось в слово новой части речи.
Сравним:
Рассмотрим каждый способ словообразования в отдельности. Укажем, от слов какой части речи образованы наречия. Для большей наглядности все способы образования наречий представим в следующей таблице с примерами.
Таблица
Способ образования наречий | Производящая часть речи | Примеры |
---|---|---|
Приставочный способ | Наречие | как — ни как, когда — не когда, туда — от туда, завтра — после завтра, вчера — по за вчера, где — кое — где, вне — во вне | Прилагательные | быстрый — быстр о , сладкий — сладк о , искренний — искренн е , тягучий — тягуч е , отеческий — отеческ и , издевательский — издевательск и |
Числительные | один — одн а жды , два — два жды | |
Существительные | низ — с низ у , утро — на утр о , начало — с начал а , век — на век и , нутро — в нутр и , тайна — в тайн е | |
прежний — по -прежн ему , добрый — по -добр ому , волчий — по -волчь и , английский — по -английск и , левый — в лев о , правый — на прав о , долгий — за долг о , из редк а , до сыт а , с прав а , равный — на равн е , тройной — в тройне, чёрный — в черн е , прямой — в прям ую , крутой — в крут ую , новый — в новь , широкий — в ширь | ||
Местоимения | иной — по -ин ому , ваш — по -ваш ему | |
Числительные | первый — во -перв ых , третий — в -треть их , двое — на дво е , трое — на тро е , трое — в тро е , семеро — в семер ом | |
Глаголы | угадать — на угад , торопить — в тороп ях | |
Постфиксальный способ | Наречия | зачем- то , как- либо , куда- нибудь |
Сложение | Повтор наречий | чуть-чуть, едва-едва, тихо-тихо, белым-бело, темным-темно, волей-неволей, строго-настрого |
Сложение с суффиксацией | Наречие + глагол | мимо+ходить — мимоход ом |
Слияние слов | сего дня → сегодня, тот час → тотчас, сей час → сейчас | |
Переход из одной части речи в другую | Существительное в форме в.п. и т.п. | капельку, чуточку, верхом, осенью, стрелой, днём, нагишом, голышом |
Глагол (деепричастие) | крадучись, играючи, лёжа, стоя, шутя, молча, не спеша, нехотя |
Видеоурок
Источник
Тест. 7 класс. Словообразование наречий.
Тест. 7 класс. Словообразование наречий.
1. Укажите наречие: А) рожь Б) пустошь В) настежь Г) съешь.
2. Наречия: А) изменяются по числам; Б) изменяются по лицам; В) не изменяются.
3. От какого слова образовано наречие трудно ? А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность
4. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.
А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый
5. Найдите наречие, образованное приставочным способом.
А) досуха Б) никуда В) мало-помалу Г) во-вторых
6.Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.
1) Быстрый — … — быстрее – побыстрее.
2) Тонкий – тонко — … – потоньше.
3) Строгий — … — … — построже.
7.Определите способ образования наречий: С — суффиксальный; П – приставочный;
ПС – приставочно-суффиксальный; СЛ – сложение.
1).Неохотно …… и несмело……
Солнце смотрит на поля
Чу, за тучей прогремело,
2). Зима недаром…… злится,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
3). Никита повернул направо ……, к реке.
4). Русское население издавна…… живет на Белом море.
5). Печорин чуть-чуть…… побледнел и отвернулся.
6). Боцман все-таки поступил по-своему……
7).Береги честь смолоду…….
8). Охотник взволнованно…… рассказывал о встрече с медведем.
8*. Прочитайте текст и выполните к нему задания.
(1) Чуть свет в траве громко начинает стрекотать кузнечик, издали слышно. (2) Но вот он умолк, и мы точно заметили место, откуда доносились звуки. (3) Тихонько подошли, чуть-чуть раздвинули траву…(4) А кузнечика нет. (5) Куда же он девался? (6) Перебрался на другое место? (7) Вполне возможно. (8) У этих насекомых очень хороший слух, и кузнечик мог услышать, как мы к нему приближаемся. (9) Вот он снова застрекотал, неимоверно громко, только уже в другом месте. (10) Но что это? (11) Не успели мы сделать и двух шагов, как и сзади раздалось стрекотанье. (12) Оно доносилось с того же места, что и раньше. (13) Значит, кузнечик не перебрался в другое место, он просто нырнул с травинки вниз, на землю, где и притаился. (14) Поневоле удивишься!
(15) Найти кузнечика в зеленой траве очень трудно. (16) Настолько трудно, что сами кузнечики отыскивают друг друга лишь по сигналам. (17) Вот как мудро распорядилась матушка-природа: наделила насекомых шапками-невидимками, чтобы они могли всегда оставаться в безопасности.
1). Укажите номер ответа, в котором неверно определен способ образования наречий.
1) громко — суффиксальный (предложение 1)
2) сзади — приставочный (предложение 11)
3) издали — приставочно-суффиксальный (предложение 1)
4) трудно — суффиксальный (предложение 15)
2).Из предложений 13 и 16 выпишите наречия, образованные приставочным способом.
3).К фразеологизму из предложения 1 подберите синонимичное наречие.
Источник
Словообразование наречий в русском языке
Словообразование наречий — это приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ, а также сложение и слияние. Большая группа наречий образована способом перехода слов других частей речи.
Словообразование наречий
В русском языке наречие сформировалась на базе других самостоятельных частей речи. Наречия возникли от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и их грамматических форм. Укажем основные способы образования наречий в русском языке:
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- постфиксальный
- сложение
- слияние
- переход из одной части речи в другую.
Рассмотрим подробно, с помощью каких способов образуются наречия.
Приставочный способ
Приставочный способ словообразования характерен для всех самостоятельных частей речи русского языка. Слова одной и той же части речи образуются с помощью приставки, или префикса.
Понаблюдаем, какие наречия образованы этим способом:
- нельзя → до нельзя;
- ныне → до ныне;
- всегда → на всегда;
- против → на против;
- сквозь → на сквозь;
- вне → из вне;
- всюду → ото всюду.
Отрицательные местоименные наречия образованы от относительных наречий с помощью приставки не- и ни-:
- куда → не куда;
- когда → не когда;
- зачем → не зачем;
- откуда → ни откуда;
- где → ни где;
- как → ни как.
Суффиксальный способ образования наречий
Суффиксальный способ востребован при словообразовании наречий от прилагательных и числительных.
С помощью суффиксов -о и -е образуем наречия от полных форм качественных прилагательных:
- радостный → радостн о смеяться;
- внятный → внятн о объяснить;
- внутренний → внутренн е расслабиться;
- скрипучий → скрипуч е прошептать.
Обратим внимание, что суффикс -е образует наречия от слов с основой на шипящий или мягкий согласный.
С помощью суффикса -и образуем наречия от прилагательных:
- сатирический → описать сатирическ и ;
- комический → изобразить комическ и ;
- мастерский → изготовить мастерск и .
От количественных числительных суффиксальным способом были образованы наречия:
- один → одна жды ;
- два → два жды посолить;
- три → три жды перекреститься;
- четыре → четыре жды переписать.
Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
С помощью сразу двух морфем, приставки и суффикса, образуем наречия от существительных:
- верх → с верх у ;
- начало → в начал е ;
- нутро → из нутр и ;
- век → во век и ;
- даль → в дал и .
От кратких форм прилагательных с помощью приставок из-/ис-, до-, с- и суффикса -а образованы наречия:
- из далек а
- ис кос а
- до сух а
- с лев а
Аналогично приставки в-, на-, за- и суффикс -о образуют слова этой же части речи:
Весьма продуктивно словообразование наречий от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому-/-ему, -и:
- домашний → по -домашн ему приготовить;
- новый → по -нов ому сделать;
- приятельский → по -приятельск и общаться;
- мужской → по -мужск и ответить;
- свой → поступить по -сво ему ;
- всякий → делать по -всяк ому .
Многие наречия образованы от прилагательных с помощью приставок в- и на- и суффикса -ую:
- темный → сыграть в тёмн ую ;
- круговой → занять оборону в кругов ую ;
- сухой → разгромить в сух ую ;
- рукопашный → драться в рукопашн ую ;
- прямой → идти на прям ую .
Порядковые числительные образуют наречия с помощью приставок в-/во- и суффикса -ых/-их:
- второй → во -втор ых ;
- седьмой → в -седьм ых ;
- третий → в -треть их .
Собирательные числительные являются производящей основой для ряда наречий:
- четверо → в четвер о сложить лист;
- двое → в дво ем работать;
- шестеро → в шестер ом справились;
- трое → на трое разрубить.
Постфиксальный способ
Постфиксальный способ укажем в образовании неопределенных местоименных наречий с помощью частиц -то, либо, -нибудь:
- где → где- то ;
- куда → куда- либо ;
- как → как- нибудь .
Частица -таки образует новые слова этой части речи от однокоренных наречий:
- совсем → совсем- таки ;
- так → так- таки ;
- наконец → наконец- таки ;
- слишком → слишком- таки .
Сложение
Способом сложения образуются сложные наречия:
Слияние
Способ слияния двух слов в одно образовал наречия:
- сей час → сейчас;
- тот час → тотчас;
- сего дня → сегодня.
Переход из одной части речи в другую
Многие наречия образованы путем прямого перехода слов других частей речи и их грамматических форм.
Существительные в форме винительного и творительного падежа пополнили категорию наречий:
- потерпи капельку;
- помоги чуточку;
- спуститься с лестницы бегом;
- отправился следом;
- кататься на санках зимой.
Часть наречий возникла способом перехода глагольных форм:
Таблица
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ | ||
Мотивирующая основа | Способ словообразования | Примеры |
1. прилагательного | суффиксальный | привычн о , вызывающ е , творческ и , бос ик ом |
приставочно-суфф. | по — делов ому , по ровн у , в рассыпн ую , во общ е , из редк а , на легк е , с горяч а | |
2. существительного | суффиксальный | дн ем , чуд ом , гусь ком , дуг ой , весн ой , дом ой , пор ою , рысь ю , времен ами |
приставочно-суфф. | в верх ø , во круг ø , на изнанк у , по близост и , из дал и , на утр о | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол сил ы , в пол голос а | |
3. числительного | суффиксальный | одна жды , два жды |
приставочно-суфф. | в дво ем , на дво е | |
4. глагола | суффиксальный | стой мя , мельк ом , молч ком , уме ючи |
приставочно-суфф. | в плавь ø , в догонк у , на угад ø , в тороп ях | |
слож.-суффикс. | мимо + ход ить ← мимоход ом | |
слож.-пр.-суффикс. | в пол у леж а | |
5. причастия | суффиксальный | утверждающ е , ожидающ е |
6. наречия | ||
приставочный | на всегда, ото всюду, не зачем, по за вчера | |
приставочно-суфф. | внутрь → во внутрь ø |
Видеоурок
Источник