Несмело способ образования наречия

Урок по теме «Словообразование наречий»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка по теме «Словообразование наречий» в 7 классе

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok.doc 66.5 КБ
prezentatsiya_slovoobrazovanie_narechiy.ppt 531.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского района ЧР
  2. Васильева Лариса Владимировна
  3. Русский язык
  4. 7 класс
  5. Русский язык. 7 класс. /Под редакцией М.М. Разумовской. — М: Дрофа, 2010
  6. Словообразование наречий
  7. Цели:

1.Закрепить знания о словообразовании в русском языке

2. Выяснить основные способы словообразования наречий

3.Закрепить навыки правописания наречий

8. Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.

Сегодня такой пасмурный день. Но давайте поприветствуем друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное — это доброе начало.

Проверьте осанку. Помните: люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они.

  • Как вы понимаете слова эпиграфа?

Вспомним о наречии как части речи.(Фронтальный опрос)

— Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии.

— Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?

(наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие — неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении?

  1. Проверка домашнего задания

Упражнение 205, вам нужно было списать, восстанавливая пропущенные знаки препинания; найти в тексте наречия и подчеркнуть их.

-Начнем с проверки домашнего задания. Какие вопросы возникли у вас при выполнении домашнего задания ?

Запись даты, темы урока.

1.Задание. Замените предложенные фразеологизмы синонимичными наречиями:

Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; расти как на дрожжах; уснул как убитый.

2. Задание . Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

Быстрый — …- быстрее – побыстрее.

Тонкий — … — тоньше – потоньше.

3.Задание . Разберите слова по составу: трижды, нехорошо, досуха, сбоку, наизнанку, мимоходом, лучше, сверху, назло, еле-еле.

IV. Сообщение нового материала.

Работа по тексту, записанному на доске.

Ветер сильно раскачив..л деревья. С неба вдруг посып..лась снежная крупа. Внизу и наверху ветви уже ог..лились . Вчера была хорошая и безоблачная погода. А сегодня вып..л первый снег.

— Назовите все наречия в предложениях: сильно, вдруг, внизу, наверху, УЖЕ , вчера, сегодня

— Разберите их по составу

-Вспомните основные способы образования слов? ( при помощи суффиксов, приставок, приставки и суффикса, сложения слов)

Наречия имеют следующие способы образования:

Запомните! Наречие — неизменяемая часть речи, и она не имеет окончания.

  1. Выполнение тренировочных упражнений
  1. Работа с учебником (упр. 223 )

Задание: от данных прилагательных образуйте наречия при помощи суффикса – о.

Те стовая работа и её проверка .

Определите способ образования наречий:

1.Неохотно … и несмело…

Солнце смотрит на поля

Чу, за тучей прогремело,

2. Зима недаром… злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

3. Никита повернул направо …, к реке.

4. Русское население издавна… живет на Белом море.

5. Печорин чуть-чуть… побледнел и отвернулся.

6. Боцман все-таки поступил по-своему…

8. Охотник взволнованно… рассказывал о встрече с медведем.

— Какова тема нашего урока? ( Словообразование наречий ).

— Какие особенности вы можете отметить у наречий? ( У них нет окончаний ).

— Какие способы образования наречий теперь вы знаете? ( Приставочно- суффиксальным, суффиксальным, приставочным, сложение )

— От каких частей речи могут образовываться наречия? ( от прилагательных,

существительных, числительных, местоимений )

  • Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Разбор слова по составу

целесообразно начать с обозначения начальной формы, с определения части речи, к которой слово относится. После этого:
— выделить окончание и формообразующий суффикс (если они есть в слове),
— выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,
— выделить в основе слова приставку и / или суффикс (суффиксы) через построение словообразовательной цепочки,
— выделить в слове корень.

7 . Игра ( Вопросы наречия). “Волшебный мячик”.

— От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос ( ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
  • Бежать (откуда?) издалека.
  • Бежать (как?) быстро, медленно.
  • Бежать (зачем?) специально.
  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха .

Источник

Образование наречий в русском языке

Способы обра­зо­ва­ния наре­чий весь­ма раз­но­об­раз­ны. Рассмотрим наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий от слов дру­гих частей речи.

Какими способами образуются наречия?

В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка наре­чие — это про­из­вод­ная часть речи. Все наре­чия про­изо­шли и про­ис­хо­дят от слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм. Эта само­сто­я­тель­ная часть речи обра­зу­ет­ся от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и дру­гих наречий.

Перечислим основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наречий:

Большая груп­па наре­чий воз­ник­ла в резуль­та­те пря­мо­го пере­хо­да в кате­го­рию наре­чий слов и их грам­ма­ти­че­ских форм. К при­ме­ру, суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа «рядом» пре­вра­ти­лось в сло­во новой части речи.

Сравним:

Рассмотрим каж­дый спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния в отдель­но­сти. Укажем, от слов какой части речи обра­зо­ва­ны наре­чия. Для боль­шей нагляд­но­сти все спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий пред­ста­вим в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

Таблица

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Прилагательные

Способ обра­зо­ва­ния наре­чий Производящая часть речи Примеры
Приставочный способ Наречие как — ни как,
когда — не когда,
туда — от туда,
зав­тра — после зав­тра,
вче­ра — по за вче­ра,
где — кое — где,
вне — во вне
Прилагательные быст­рый — быстр о ,
слад­кий — сладк о ,
искрен­ний — искренн е ,
тягу­чий — тягуч е ,
оте­че­ский — оте­ческ и ,
изде­ва­тель­ский — изде­ва­тельск и
Числительные один — одн а жды ,
два — два жды
Существительные низ — с низ у ,
утро — на утр о ,
нача­ло — с начал а ,
век — на век и ,
нут­ро — в нутр и ,
тай­на — в тайн е
преж­ний — по -прежн ему ,
доб­рый — по -добр ому ,
вол­чий — по -волчь и ,
англий­ский — по -английск и ,
левый — в лев о ,
пра­вый — на прав о ,
дол­гий — за долг о ,
из редк а ,
до сыт а ,
с прав а ,
рав­ный — на равн е ,
трой­ной — в тройне,
чёр­ный — в черн е ,
пря­мой — в прям ую ,
кру­той — в крут ую ,
новый — в новь ,
широ­кий — в ширь
Местоимения иной — по -ин ому ,
ваш — по -ваш ему
Числительные пер­вый — во -перв ых ,
тре­тий — в -треть их ,
двое — на дво е ,
трое — на тро е ,
трое — в тро е ,
семе­ро — в семер ом
Глаголы уга­дать — на угад ,
торо­пить — в тороп ях
Постфиксальный спо­соб Наречия зачем- то ,
как- либо ,
куда- нибудь
Сложение Повтор наре­чий чуть-чуть,
едва-едва,
тихо-тихо,
белым-бело,
темным-темно,
волей-неволей,
строго-настрого
Сложение с суффиксацией Наречие + глагол мимо+ходить — мимо­ход ом
Слияние слов сего дня → сегодня,
тот час → тотчас,
сей час → сейчас
Переход из одной
части речи в другую
Существительное
в фор­ме в.п. и т.п.
капель­ку, чуточку,
вер­хом, осенью,
стре­лой, днём,
наги­шом, голышом
Глагол
(дее­при­ча­стие)
кра­ду­чись, играючи,
лёжа, стоя, шутя,
мол­ча, не спе­ша, нехотя

Видеоурок

Источник

Тест. 7 класс. Словообразование наречий.

Тест. 7 класс. Словообразование наречий.

1. Укажите наречие: А) рожь Б) пустошь В) настежь Г) съешь.

2. Наречия: А) изменяются по числам; Б) изменяются по лицам; В) не изменяются.

3. От какого слова образовано наречие трудно ? А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность

4. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый

5. Найдите наречие, образованное приставочным способом.

А) досуха Б) никуда В) мало-помалу Г) во-вторых

6.Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

1) Быстрый — … — быстрее – побыстрее.

2) Тонкий – тонко — … – потоньше.

3) Строгий — … — … — построже.

7.Определите способ образования наречий: С — суффиксальный; П – приставочный;

ПС – приставочно-суффиксальный; СЛ – сложение.

1).Неохотно …… и несмело……

Солнце смотрит на поля

Чу, за тучей прогремело,

2). Зима недаром…… злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

3). Никита повернул направо ……, к реке.

4). Русское население издавна…… живет на Белом море.

5). Печорин чуть-чуть…… побледнел и отвернулся.

6). Боцман все-таки поступил по-своему……

7).Береги честь смолоду…….

8). Охотник взволнованно…… рассказывал о встрече с медведем.

8*. Прочитайте текст и выполните к нему задания.

(1) Чуть свет в траве громко начинает стрекотать кузнечик, издали слышно. (2) Но вот он умолк, и мы точно заметили место, откуда доносились звуки. (3) Тихонько подошли, чуть-чуть раздвинули траву…(4) А кузнечика нет. (5) Куда же он девался? (6) Перебрался на другое место? (7) Вполне возможно. (8) У этих насекомых очень хороший слух, и кузнечик мог услышать, как мы к нему приближаемся. (9) Вот он снова застрекотал, неимоверно громко, только уже в другом месте. (10) Но что это? (11) Не успели мы сделать и двух шагов, как и сзади раздалось стрекотанье. (12) Оно доносилось с того же места, что и раньше. (13) Значит, кузнечик не перебрался в другое место, он просто нырнул с травинки вниз, на землю, где и притаился. (14) Поневоле удивишься!

(15) Найти кузнечика в зеленой траве очень трудно. (16) Настолько трудно, что сами кузнечики отыскивают друг друга лишь по сигналам. (17) Вот как мудро распорядилась матушка-природа: наделила насекомых шапками-невидимками, чтобы они могли всегда оставаться в безопасности.

1). Укажите номер ответа, в котором неверно определен способ образования наречий.

1) громко — суффиксальный (предложение 1)

2) сзади — приставочный (предложение 11)

3) издали — приставочно-суффиксальный (предложение 1)

4) трудно — суффиксальный (предложение 15)

2).Из предложений 13 и 16 выпишите наречия, образованные приставочным способом.

3).К фразеологизму из предложения 1 подберите синонимичное наречие.

Источник

Словообразование наречий в русском языке

Словообразование наре­чий — это при­ста­воч­ный, суф­фик­саль­ный, приставочно-суффиксальный спо­соб, а так­же сло­же­ние и сли­я­ние. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на спо­со­бом пере­хо­да слов дру­гих частей речи.

Словообразование наречий

В рус­ском язы­ке наре­чие сфор­ми­ро­ва­лась на базе дру­гих само­сто­я­тель­ных частей речи. Наречия воз­ник­ли от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и их грам­ма­ти­че­ских форм. Укажем основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий в рус­ском языке:

  • при­ста­воч­ный
  • суф­фик­саль­ный
  • приставочно-суффиксальный
  • пост­фик­саль­ный
  • сло­же­ние
  • сли­я­ние
  • пере­ход из одной части речи в другую.

Рассмотрим подроб­но, с помо­щью каких спо­со­бов обра­зу­ют­ся наречия.

Приставочный способ

Приставочный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния харак­те­рен для всех само­сто­я­тель­ных частей речи рус­ско­го язы­ка. Слова одной и той же части речи обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки, или префикса.

Понаблюдаем, какие наре­чия обра­зо­ва­ны этим способом:

  • нель­зя → до нель­зя;
  • ныне → до ныне;
  • все­гда → на все­гда;
  • про­тив → на про­тив;
  • сквозь → на сквозь;
  • вне → из вне;
  • всю­ду → ото всю­ду.

Отрицательные место­имен­ные наре­чия обра­зо­ва­ны от отно­си­тель­ных наре­чий с помо­щью при­став­ки не- и ни-:

  • куда → не куда;
  • когда → не когда;
  • зачем → не зачем;
  • отку­да → ни отку­да;
  • где → ни где;
  • как → ни как.

Суффиксальный способ образования наречий

Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван при сло­во­об­ра­зо­ва­нии наре­чий от при­ла­га­тель­ных и числительных.

С помо­щью суф­фик­сов и обра­зу­ем наре­чия от пол­ных форм каче­ствен­ных прилагательных:

  • радост­ный → радостн о смеяться;
  • внят­ный → внятн о объяснить;
  • внут­рен­ний → внут­ренн е расслабиться;
  • скри­пу­чий → скри­пуч е прошептать.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс обра­зу­ет наре­чия от слов с осно­вой на шипя­щий или мяг­кий согласный.

С помо­щью суф­фик­са обра­зу­ем наре­чия от прилагательных:

  • сати­ри­че­ский → опи­сать сати­ри­ческ и ;
  • коми­че­ский → изоб­ра­зить коми­ческ и ;
  • мастер­ский → изго­то­вить мастерск и .

От коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных суф­фик­саль­ным спо­со­бом были обра­зо­ва­ны наречия:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды посолить;
  • три → три жды перекреститься;
  • четы­ре → четы­ре жды переписать.

Приставочно-суффиксальный способ образования наречий

С помо­щью сра­зу двух мор­фем, при­став­ки и суф­фик­са, обра­зу­ем наре­чия от существительных:

  • верх → с верх у ;
  • нача­ло → в начал е ;
  • нут­ро → из нутр и ;
  • век → во век и ;
  • даль → в дал и .

От крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- и суф­фик­са обра­зо­ва­ны наречия:

  • из далек а
  • ис кос а
  • до сух а
  • с лев а

Аналогично при­став­ки в-, на-, за- и суф­фикс обра­зу­ют сло­ва этой же части речи:

Весьма про­дук­тив­но сло­во­об­ра­зо­ва­ние наре­чий от при­ла­га­тель­ных и место­име­ний с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -ому-/-ему, -и:

  • домаш­ний → по -домашн ему приготовить;
  • новый → по -нов ому сделать;
  • при­я­тель­ский → по -при­я­тельск и общаться;
  • муж­ской → по -мужск и ответить;
  • свой → посту­пить по -сво ему ;
  • вся­кий → делать по -всяк ому .

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в- и на- и суф­фик­са -ую:

  • тем­ный → сыг­рать в тёмн ую ;
  • кру­го­вой → занять обо­ро­ну в кру­гов ую ;
  • сухой → раз­гро­мить в сух ую ;
  • руко­паш­ный → драть­ся в руко­пашн ую ;
  • пря­мой → идти на прям ую .

Порядковые чис­ли­тель­ные обра­зу­ют наре­чия с помо­щью при­ста­вок в-/во- и суф­фик­са -ых/-их:

  • вто­рой → во -втор ых ;
  • седь­мой → в -седьм ых ;
  • тре­тий → в -треть их .

Собирательные чис­ли­тель­ные явля­ют­ся про­из­во­дя­щей осно­вой для ряда наречий:

  • чет­ве­ро → в чет­вер о сло­жить лист;
  • двое → в дво ем работать;
  • шесте­ро → в шестер ом справились;
  • трое → на трое раз­ру­бить.

Постфиксальный способ

Постфиксальный спо­соб ука­жем в обра­зо­ва­нии неопре­де­лен­ных место­имен­ных наре­чий с помо­щью частиц -то, либо, -нибудь:

  • где → где- то ;
  • куда → куда- либо ;
  • как → как- нибудь .

Частица -таки обра­зу­ет новые сло­ва этой части речи от одно­ко­рен­ных наречий:

  • совсем → совсем- таки ;
  • так → так- таки ;
  • нако­нец → наконец- таки ;
  • слиш­ком → слишком- таки .

Сложение

Способом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные наречия:

Слияние

Способ сли­я­ния двух слов в одно обра­зо­вал наречия:

  • сей час → сейчас;
  • тот час → тотчас;
  • сего дня → сегодня.

Переход из одной части речи в другую

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны путем пря­мо­го пере­хо­да слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм.

Существительные в фор­ме вини­тель­но­го и тво­ри­тель­но­го паде­жа попол­ни­ли кате­го­рию наречий:

  • потер­пи капельку;
  • помо­ги чуточку;
  • спу­стить­ся с лест­ни­цы бегом;
  • отпра­вил­ся следом;
  • катать­ся на сан­ках зимой.

Часть наре­чий воз­ник­ла спо­со­бом пере­хо­да гла­голь­ных форм:

Таблица

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ
Мотивирующая осно­ва Способ сло­во­об­ра­зо­ва­ния Примеры
1. при­ла­га­тель­но­го суф­фик­саль­ный при­вычн о , вызы­ва­ющ е , твор­ческ и , бос ик ом
приставочно-суфф. по — делов ому , по ровн у , в рас­сыпн ую , во общ е , из редк а , на легк е , с горяч а
2. суще­стви­тель­но­го суф­фик­саль­ный дн ем , чуд ом , гусь ком , дуг ой , весн ой , дом ой , пор ою , рысь ю , вре­мен ами
приставочно-суфф. в верх ø , во круг ø , на изнанк у , по бли­зост и , из дал и , на утр о
слож.-пр.-суффикс. в пол сил ы , в пол голос а
3. чис­ли­тель­но­го суф­фик­саль­ный одна жды , два жды
приставочно-суфф. в дво ем , на дво е
4. гла­го­ла суф­фик­саль­ный стой мя , мельк ом , молч ком , уме ючи
приставочно-суфф. в плавь ø , в догонк у , на угад ø , в тороп ях
слож.-суффикс. мимо + ход ить ← мимо­ход ом
слож.-пр.-суффикс. в пол у леж а
5. при­ча­стия суф­фик­саль­ный утвер­жда­ющ е , ожи­да­ющ е
6. наре­чия
при­ста­воч­ный на все­гда, ото всю­ду, не зачем, по за вче­ра
приставочно-суфф. внутрь → во внутрь ø

Видеоурок

Источник

Читайте также:  Простой способ укрепить волосы
Оцените статью
Разные способы