Несколько способов передачи логического ударения одновременно недопустимо

Несколько способов передачи логического ударения одновременно недопустимо

Рейтинг:

Если читающий видит над словом знак акут, то он сразу же произносит слово с особым усилением и одновременно решает, для чего поставлен знак: если слово знакомо по произношению и не представляет собой омографа, то, очевидно, знак акут употреблен для передачи логического ударения. Это решение — о функции знака — созревает в читающем мгновенно, он не замечает всего хода анализа, и ему обычно кажется, что он как бы непосредственно усматривает в знаке акут сигнал логического ударения.

Знак акут, так же как и курсив, обладает тем несомненным достоинством, что он может ставиться практически на любом слове, причем сразу по ходу письма, для этого не требуется изменять конструкцию фразы (ср. позиционный способ) или вводить новые слова (ср. лексический способ). Этот знак тонко, ненавязчиво и своевременно сообщает читающему нужную информацию о логическом ударении.

Восклицательный знак в скобках. «Беспримерную тяжесть вынес В. И. Даль, который при издании своего знаменитого словаря лично провел четырнадцать (!) корректур трехсот тридцати печатных листов большого формата» (Рисе О.В. Дозорные печатногослова.- М., 1963. — С. 89). Знак (!) здесь указывает: обратите внимание на число четырнадцать, вдумайтесь в него.

Знак (!) часто употребляют для указания на ошибку в цитируемом тексте: «Мимо (!) строя проносят знамя. » (Черепанов М.С. Основы литературного редактирования и правки газетных материалов. — М., 1951. — С. 44); «Сто (!) двенадцати экономистам в CIIIA. » (Трофимов В.А. Современный русский литературный язык.- Л., 1957.- С. 122). В цитатах знак (!) особенно удобен, так как употребление специального шрифта, которым можно выделить интересующее слово, здесь нежелательно: автор этот шрифт не применял, он в известном смысле автору навязывается и представляет, строго говоря, искажение авторской мысли. Использование же восклицательного знака в скобках в подобных случаях позволяет не только не вводить отсутствовавший у автора курсив, но и избежать положенного при этом пояснения в скобках — «курсив мой».

Знак (!) может употребляться также в тех случаях, когда в принципе нельзя применить курсив. Например, чтобы обратить внимание на неуместную запятую.

При использовании знака (!) четко дает о себе знать «идеографический принцип, принцип прямой связи письменного знака с единицами плана содержания» (Ю.С. Маслов).

Вместо знака (!) употребляют иногда — для особо сильного выделения — знак (!!) или даже (. ).

Выделяющее тире. Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел — Швабрин (А.С. Пушкин).

Пропуск выделяющего тире нередко приводит к смещению логического ударения: Исследователь установил, что это есенинское четверостишие. Ср.: . что это — есенинское четверостишие. Тире предупреждает возможное смещение, указывает, что логически ударным является слово есенинское.

Почему тире может служить средством передачи логического ударениями? Потому что, когда мы в устной речи выделяем какое-то слово логическим ударением, мы не только усиливаем голос на выделяемом слове, но и делаем перед ним паузу. Тире, сигнализируя об этой паузе, помогает выделить последующее слово.

Читайте также:  Два способа формирования государственной власти

Необходимо всемерно повышать культуру пользования графическими средствами передачи логического ударения. «Мы, конечно, пользуемся графикой как смысловыми сигналами, но пользуемся несознательно, «поневоле» (Винокур Г. О. Язык типографии. — Журналист. — 1924. — № 14. — С. 35). Типичные ошибки в применении некоторых графических средств (особенно выделяющих шрифтов) и известная робость в применении других графических средств (знака акут) свидетельствуют о том, что необходима глубокая теоретическая разработка вопросов языковой графики, детальный анализ графических средств, имеющихся в распоряжении пишущего.

Таким образом, все средства передачи логического ударения в письменной речи целесообразно разделить на три типа: позиционные, лексические, графические. Такая классификация выделяющих средств весьма удобна для пишущего. Если, например, пишущий попытается выразить логическое ударение позиционным способом, но это окажется невозможным (предложение не допускает постановки нужного слова в ударную позицию), то он может применить принципиально иной способ передачи логического ударения — лексический или графический.

Сопоставляя рассмотренные выше позиционные, лексические и графические средства, можно построить шкалу (ряд) применяемых в настоящее время средств передачи логического ударения в письменной речи в порядке убывания их выделяющей силы: (. ), (!!), (!), курсив, разрядка и т.п., лексические средства по два-три вместе, одиночное лексическое средство (усилитель), выделяющее тире, знак акут, ударная позиция. Каждое из этих средств имеет свою область применения, но частично они пересекаются. Особенно легко поддаются взаимной замене соседние средства этого ряда.

В ряде случаев смещенное логическое ударение может быть устранено параллельно несколькими способами. При этом возникает задача выбора лучшего из возможных вариантов исправления. В одном случае, применительно к одному предложению и к выражению именно данной конкретной степени усиления на слове, при данных ограничениях, налагаемых текстом, лучше одно средство, а в другом случае, применительно к другому предложению и к другим ограничениям текста, — другое.

В пособиях по стилистике нет раздела о средствах выражения логического ударения в письменной речи. Вследствие этого каждый пишущий поставлен в положение первооткрывателя, который должен из прочитанных текстов, случайно почерпнутых сведений установить, чем же передается логическое ударение в письменной речи, т.е. он должен сам открывать для себя те средства, которыми будет выражать логическое ударение в собственной письменной речи.

Выявив и систематизировав основные средства передачи логического ударения в письменной речи, практическая стилистика дает пишущему общий прием устранения (и следовательно — предупреждения) одной из наиболее распространенных стилистических ошибок, возникающих при конструировании текста.

СХЕМА ДЕЙСТВИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ СМЕЩЕННОГО ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ

1. Найти в предложении слово, которое, по замыслу автора, является логически ударным, но первоначально воспринимается читающими как безударное, т.е. слово, с которого смещается логическое ударение.

2. Поставить это слово в ударную позицию.

3. Выделить это слово лексическим усилителем (усилителями).

Источник

II.2.3. Неправильное понимание значения словоформы

146. Задание << 12 >> ТЗ № 12

Отметьте правильный ответ

В следующих предложениях: Велосипед разбил грузовик. Глаза прикрыли очки. Куст загородил дом, — несмотря на нарушение закона «Омонимия форм именительный — винительный» смысл понятен .

Читайте также:  Вяз способы распространения семян

£ в связи с лингвистическими и экстралингвистическими причинами

£ в связи с лингвистическими причинами

 в связи с экстралингвистическими причинами

147. Задание << 81 >> ТЗ № 81

Двусмысленность предложения, возникающая вследствие синтаксической или лексической омонимии, — «Тень отбрасывает предмет» (А.Вознесенский) — .

148. Задание << 383 >> ТЗ № 383

Соответствие предложений моделям

Мать любит дочь. омоформа именительный-винительный
Белок в это время не было. омоформа именительный-родительный
Больной в этот день ходить по комнате не разрешили. омоформа именительный-дательный
омоформа именительный-творительный

149. Задание << 387 >> ТЗ № 387

Порядок действий по устранению ошибок в употреблении омоформы «деятель-объект»

1:Изменить порядок слов.

2:Заменить активную конструкцию пассивной.

3:Ввести перед неправильно употребленной омоформой уточнитель падежа.

4:Придать ошибочной словоформе значение истинного деятеля.

5:Поставить в двоякоударной форме знак ударения.

II.2.4. Смещенное логическое ударение. Средства выделения логического ударения

150. Задание << 8 >> ТЗ № 8

Отметьте правильный ответ

При помощи акута осуществляется . способ передачи логического ударения.

151. Задание << 55 >> ТЗ № 55

Отметьте правильный ответ

Несколько способов передачи логического ударения одновременно.

£ необходимо использовать в книжных стилях

 необходимо использовать при дополнительной акцентуации единицы

152. Задание << 94 >> ТЗ № 94

Способы выделения логического ударения:

153. Задание << 385 >> ТЗ № 385

Порядок действий по распознанию смещенного логического ударения

1:Определить, на каком слове воспринимает логическое ударение читающий.

4:Если «авторское» и «читательское» ударение на разных словах, перейти к преобразующему алгоритму.

3:Если «авторское» и «читательское» ударение совпадают, то смещенного логического ударения нет.

2:Выявить, на каком слове мыслил логическое ударение автор.

154. Задание << 386 >> ТЗ № 386

Порядок действий по устранению смещенного логического ударения

1:Поставить слово, на котором мыслил логическое ударение автор, в ударную позицию.

2:Выделить слово, на котором мыслил логическое ударение автор, подходящим по смыслу лексическим усилителем.

3:Выделить слово, на котором мыслил логическое ударение автор, с помощью графических средств.

II.3. Лексическая стилистика

II.3.1. Смысловая точность речи, выбор слова

155. Задание << 36 >> ТЗ № 36

Отметьте правильный ответ

Примером «слов-спутников» может служить следующее словосочетание:

£ люди в белых халатах

156. Задание << 38 >> ТЗ № 38

Отметьте правильный ответ

Примером перифразы может служить следующее сочетание:

 люди в белых халатах

157. Задание << 44 >> ТЗ № 44

Отметьте правильный ответ

Явление, заключающееся в семантическом, но не структурном повторе, — это.

158. Задание << 47 >> ТЗ № 47

Отметьте правильный ответ

Слово употреблено в несвойственном значении в предложении:

 Марис Лиепа был выдающимся бенефисом современного русского балета, его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителей.

£ На Ратушной площади возвышается собор в готическом стиле.

£ Пароход задрожал от резких ударов винта и боком пристал к дебаркадеру.

Читайте также:  Способы освоения морских месторождений

159. Задание << 84 >> ТЗ № 84

В план содержания лексической единицы входят следующие единицы: лексическое значение, внутренняя форма (словообразовательный компонент), стилистический компонент и .

160. Задание << 89 >> ТЗ № 89

Выделяют три основных разновидности коннотативных сем: экспрессивные, оценочные и .

II.3.2. Соотношение фактической и коммуникативной точностей речи

161. Задание << 23 >> ТЗ № 23

Отметьте правильный ответ

Коммуникативная точность — это.

£ адекватное восприятие событий человеком

 адекватное речевое воплощение мысли

162. Задание << 92 >> ТЗ № 92

. — разновидность речевой избыточности, утверждение самоочевидной истины, граничащее с абсурдом («Наш командир ещё за 25 минут до своей смерти был жив»).

163. Задание << 101 >> ТЗ № 101

Разновидность языковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий приводит факты, противоречащие действительности («Столица США -Нью-Йорк».) — . ошибки.

II.3.3. Сочетаемость слов

164. Задание << 5 >> ТЗ № 5

Отметьте правильный ответ

Пример традиционной нормативной сочетаемости:

£ оплатить за проезд

165. Задание << 33 >> ТЗ № 33

Отметьте правильный ответ

Плеонастическое сочетание, закрепившееся в языке и не противоречащее норме:

£ патриот своей родины

£ взаимно друг к другу

166. Задание << 42 >> ТЗ № 42

Отметьте правильный ответ

Нормы сочетаемости не нарушены в словосочетании:

£ превратить мечту в жизнь

 предостеречь от опасности

£ заведующий первого отдела

£ взаимно уважать друг друга

£ написать тему театра

167. Задание << 53 >> ТЗ № 53

Отметьте правильный ответ

Нормы сочетаемости не нарушены в следующем словосочетании:

£ возрасти в глазах окружающих

 озабочен здоровьем детей

£ гениальный виртуоз музыки

168. Задание << 83 >> ТЗ № 83

Данные прилагательные: «энергетический», «нефтегазовый», «аграрный», «оборонный», «научно-технический», «межведомственный», «аграрно-промышленный», «алмазно-бриллиантовый» — в современном языке чаще всего согласуются с существительным.

II.3.4. Использование в речи паронимов, синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, элементов одного семантического поля

169. Задание << 31 >> ТЗ № 31

Отметьте правильный ответ

Однокоренные слова, отличающиеся словообразовательным компонентом в плане содержания, — это.

170. Задание << 52 >> ТЗ № 52

Отметьте правильный ответ

доминантой синонимического ряда является слово.

171. Задание << 87 >> ТЗ № 87

Тип лексической ошибки — «погоны форменных брюк»

172. Задание << 88 >> ТЗ № 88

Стилистически не оправданное употребление антонимов включает:

— ошибки в построении антитезы;

— невольный каламбур в результате многозначности;

173. Задание << 366 >> ТЗ № 366

Смысловое соответствие существительных прилагательным

Театр академический
академичный
Государство деспотическое
деспотичное
Корпус дипломатический
дипломатичный

174. Задание << 368 >> ТЗ № 368

Смысловое соответствие существительных прилагательным

жесты агитаторские
плакаты агитационные
имитационные
требования редакторские
редакционные

II.3.5. Использование стилистически окрашенной лексики

175. Задание << 37 >> ТЗ № 37

Отметьте правильный ответ

Стилистически маркированная лексическая единица:

176. Задание << 90 >> ТЗ № 90

. — слова официально-делового стиля, введенные в стилистически чуждый для них контекст.

Источник

Оцените статью
Разные способы