Д) переориентация познания на различные нерациональные способы постижения мира.
14. Среди приведенных феноменов человеческого бытия выделите тот, к которому было приковано внимание аналитической философии XX в.:
а) рисунок; в) разум;
б) язык; г) чувства.
15. Укажите представителей аналитической философии: К. Mapкс, Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, П. Фейерабенд, О. Шпенглер, Г. Башляр, И. Лакатос, С. де Бовуар.
1. Определите, какие из указанных философских концепций могут быть отнесены к современным школам религиозной философии:
а) неомарксизм; в) неопозитивизм;
б) неотомизм;г) неопротестантизм.
1. Определите, какие из указанных философских концепций могут быть отнесены к современным школам религиозной философии:
а) неомарксизм; в) неопозитивизм;
б) неотомизм;г) неопротестантизм.
. Укажите основные установки, из которых исходит философия неотомизма:
Б) креационизм;
Г) гносеологический дуализм;
Д) теодицея;
Е) провиденциализм.
4. Выделите задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма:
А) доказать истинность католицизма;
б) доказать истинность современной научной картины мира;
В) адаптироваться к современным условиям;
Г) приблизиться к простому человеку;
д) разрушить грань между человеком и Богом, приблизить человека к Богу и впоследствии заменить Бога человеком.
. Укажите имя философа, идеи которого развивает неотомизм:
а) Аристотель г) Фома Аквинский;
б) Платон д) У. Оккам.
в) Августин Блаженный.
6. Определите главный принцип, лежащий в основе философии неотомизма как преемницы наследия Фомы Аквинского:
а) первичность материи, вторичность сознания;
Б) гармония веры и разума;
в) признания природы причиной самой себя.
7. Среди следующих философов выделите представителей неотомизма XX в.
а) С.Кьеркегор; г) Ж. Маритен;
б) М.Хайдеггер; д) М. Мерло-Понти;
в) Э.Жильсон; е) К. Войтыла.
8. Назовите имя религиозного философа, который в своем учении предпринял попытку соединения комплекса конкретных наук и теологической философии:
А) П.Тейяр де Шарден;
б) В.И. Вернадский;
9. Укажите, какое течение в современной религиозной философии утверждает изначальную греховность и высокую меру ответственности человека за свои деяния:
В) неопротестантизм;
10. Назовите, какому из современных религиозно-философских учений принадлежит идея максимального раскрепощения человека:
а) теология кризиса;
В) теологии освобождения;
г) христианскому эволюционизму.
1. Определите, в какой исторический период возникла философия экзистенциализма:
а) в середине XIX в.;
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 67 | Нарушение авторских прав
Источник
Тесты по проблематике раздела II «Философия в исторической динамике культуры» (тема 2.4. «Становление и основные стратегии развития постклассической философии»)
по проблематике раздела II «Философия в исторической динамике культуры» (тема 2.4. «Становление и основные стратегии развития постклассической философии»)
Изучение постклассической философии сопряжено с необходимостью усвоения значительного объёма знаний по важнейшим направлениям, школам, персоналиям, стратегиям развития современного философского знания. С целью организации контроля этих знаний, усвоенных студентами на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы над курсом предлагаются примеры тестовых заданий. Следует отметить, что содержательные и методические возможности тестирования как учебной процедуры достаточно ограничены в случае преподавания философии, в особенности ее постклассического этапа.
В первую очередь это связано с высокой степенью семантической нагруженности философских произведений и наличием в них авторского мировоззренческого контекста, предполагающего не столько констатирующее знание, сколько его различные интерпретации.
Приведенные ниже тестовые задания вполне успешно могут быть использованы для обеспечения проверки и контроля усвоенных студентами знаний по одному из важнейших и объемных разделов курса.
Классика и неклассика: две эпохи в развитии
1. Укажите, какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии:
а) протофилософия; г) неклассика;
б) классика; д) постклассика.
2. Назовите предпосылки кризиса классического философствования:
а) кризис рационалистического мировоззрения;
б) революция в естествознании;
в) фрагментация проблемного поля философии,
г) появление новых философских концепций.
3. Определите черты, отличающие постклассику от классической философии:
а) критика созерцательности предшествующей философии;
б) отрицание познаваемости мира;
в) критика объективизма предшествующей философии;
г) борьба материализма и идеализма;
д) лингвистический поворот в философии;
е) плюрализм философской мысли.
4. Назовите черту философского знания, характерную как для философской классики, так и для постклассической философии:
а) логическая строгость выводов;
в) интерес к человеку;
д) противостояние материализма и идеализма.
5. Соотнесите предложенные характеристики с двумя эпохами в развитии европейской философии:
1. классика а) культ разума;
б) обращение к иррационализму;
в) понимание истины как достоверного знания;
2. постклассика г) усиливающийся интерес к человеку;
д) противостояние материализма и идеализма;
е) фрагментация проблемного поля философии.
6. Выделите основные стратегии постклассического философствования:
7. Из приведенного перечня выделите основные направления развития постклассической философии:
а) неотомизм; г) постпозитивизм;
б) неоплатонизм; д) постмарксизм;
в) экзистенциализм; е) патристика.
8. Назовите новые направления, возникающие в европейской философии на рубеже третьего тысячелетия:
а) философия науки; г) постструктурализм;
б) философская герменевтика; д) философия права.
9. Выделите философов классической эпохи:
а) Ж.-П. Сартр; е) К. Ясперс;
б) А. Камю; ж) Л. Фейербах;
в) Г. Лейбниц; з) К. Поппер;
г) Парменид; и) Т. Кун.
10. Назовите представителей постклассической философии:
а) Аристотель; е) Ю. Хабермас;
б) Э. Гуссерль; ж) И. Кант;
в) Дж. Локк; з) Фома Аквинский.
д) Л. Витгенштейн;
11. Определите, для какого из течений современной западной философии своеобразная интерпретация жизненного мира стала центральной философской проблемой:
а) неотомизм; в) персонализм;
б) феноменология; г) постпозитивизм.
12. Назовите основоположника феноменологии – одного из самых влиятельных направлений современной философии:
а) В. Дильтей; в) М. Хайдеггер;
б) К. Ясперс; г) Э. Гуссерль.
13. Определите, что составляет содержание термина «иррационализм»:
а) отказ от познания мира;
б) отрицание возможности познания мира человеком;
в) отрицание познавательных возможностей разума;
г) сомнение в возможностях научного познания;
д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.
14. Среди приведенных феноменов человеческого бытия выделите тот, к которому в ХХ в. приковано внимание аналитической философии ХХ в.:
15. Укажите представителей аналитической философии:
а) К. Маркс; д) О. Шпенглер;
б) Л. Витгенштейн; е) Г. Башляр;
в) Э. Гуссерль; ж) И. Лакатос;
г) П. Фейерабенд; з) С. де Бовуар.
Основные стратегии развития неклассической западной философии.
Социально-критическая стратегия развития философии
1. Вставьте пропущенную дату: «Марксистская философия возникла во второй половине _______ века».
2. Назовите философов, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии:
а) Дж. Беркли; г) И. Кант;
б) Г. Гегель; д) И. Фихте;
в) Л. Фейербах; е) Г. Лейбниц.
3. Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики:
а) законченный характер;
б) сочетание с материализмом;
в) сочетание с идеализмом.
4. Назовите достижения науки XIX в., явившиеся естественнонаучными предпосылками формирования философии марксизма:
а) открытие клеточного строения живых организмов;
б) теория химического строения Бутлерова;
г) открытие закона сохранения и превращения энергии;
д) эволюционная теория Дарвина;
5. Укажите основные достижения философии марксизма:
а) открытие материалистического понимания истории;
б) идея активности субъекта в познании;
в) преодоление созерцательности предшествующего материализма;
г) разработка диалектики как теории развития;
д) достижение единства материализма и диалектики;
е) формулировка категорического императива.
6. Вставьте имя философа: «Открытие материалистического понимания истории принадлежит _______».
7. Установите соотвествие, позволяющее определить время жизни названных философов:
1) Г. Гегель а) V в.;
2) И. Кант б) XIII в.;
3) Фома Аквинский в) XIX в.;
4) К. Маркс г) XV в.;
е) XVIII – XIX вв.
8. Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К. Маркса:
9. Расположите в правильной хронологической последовательности:
а) немецкая классическая философия;
б) новоевропейская философия;
в) философия марксизма.
10. Укажите, исторические этапы эволюции философии марксизма в хронологической последовательности:
б) ортодоксальный (классический);
11. Установите соответствие, помогающее определить проблемное поле
1) экзистенциализм а) анализ различных типов языковой
2) аналитическая философия б) рефлексия над бытием человека-в-
3) структурализм в) гендерные исследования социо-
4) феминистская философия г) инвариантные отношения в динамике
социокультурных феноменов различного
5) герменевтика д) исследование понимания как условия
осмысления социального бытия.
12. Определите смысл понятия «гендер». Оно характеризует у человека:
а) биологический пол;
б) принадлежность к определенному классу;
в) социальный пол;
д) принадлежность к одной из человеческих рас.
13. Укажите основные направления развития феминистской философии ХХ в.:
а) либеральное; г) социалистическое;
б) капиталистическое; д) культурологическое;
в) радикальное; е) католическое.
14. Выделите философа-марксиста, чья работа « Происхождение семьи,
частной собственности и государства» заложила фундамент
социалистического направления в феминизме:
б) П. Лафарг, д) И. Дицген.
стратегия философского мышления
Определите основателя философской феноменологии:
2. В каком утверждении выражается позиция феноменологической традиции по отношению к современному статусу философии:
а) выдвигает тезис о «конце философии»;
б) призывает к отказу от научного статуса философии;
в) требует образования строгой научной философии;
г) утверждает отказ от рациональности и возврат к иррациональным методам философствования.
Определите ядро проблематики философской феноменология:
а) исследование самоорганизующихся и саморазвивающихся систем;
б) глобальное моделирование мировой динамики;
в) применение социальных и политических технологий;
г) воссоздание непосредственного смыслового поля сознания.
Определите, как феноменология интерпретирует сознание:
а) функциональное свойство высокоразвитой материи мозга;
б) «поток» переживаний, мыслей, ассоциаций, через которые реализуется осмысление реальности;
в) отражение реально существующих объектов и связей действительности;
г) индивидуальную проекция Мирового Разума;
Выберите характерную для философской феноменологии интерпретацию понятия «эпоха»:
а) невозмутимость, отрешенность от житейской суеты;
б) единство истины, добра и красоты;
в) требование «заключения в скобки» того содержания психики, которое не подверглось тщательной рефлексии;
г) соблюдение нравственного закона, который опирается на понятие «долг».
6. Определите, в какой исторический период возникает философия экзистенциализма:
а) в середине XIX века; в) накануне Второй мировой войны;
б) накануне Первой г) в преддверии нового тысячелетия.
7. Укажите, как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык:
а) философия сущности;
б) философия существующего;
в) философия существования.
8. Назовите философскую традицию, лежащую в основе экзистенциализма:
а) рационализм; г) эмпиризм;
9. Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма:
а) бытие природы; в) бытие духовное;
б) бытие общества; г) индивидуальное бытие человека.
10. Назовите исторические предпосылки, пробудившие интерес к индивидуальному бытию человека в философии экзистенциализма:
а) социальные кризисы, в том числе мировые войны;
б) возможность использования достижений техногенной цивилизации во вред человеку;
в) первый полет человека в космос;
г) наличие в мире тоталитарных режимов;
д) развитие наук и искусства;
е) перестройка в СССР.
11. Перечислите основные модусы бытия человека, рассматриваемые в экзистенциализме:
а) рефлексия; д) любовь;
б) свобода; е) коммуникация;
в) страх; ж) нирвана.
12. Укажите философов, представляющих экзистенциальное течение в философии ХХ в.:
а) О. Конт; ж) Ж. Маритен;
б) К. Маркс; з) М. Бубер;
г) Л. Витгенштейн; к) П. Фейерабенд;
е) К. Ясперс; м) С. де Бовуар.
13. Определите, какого рода ситуации выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия:
а) романтические; в) интересные;
б) «пограничные»; г) переходные.
14. Укажите, какое понимание свободы характерно для экзистенциализма:
а) свобода как осознанная необходимость;
б) свобода как раскрытие природных задатков человека, раскрепощение его «сущностных» сил;
в) свобода как возможность выбора.
15. Допишите пропущенное слово: «В экзистенциализме способ отношения человека с враждебным ему и лишенным смысла миром понимается как ____».
Аналитическая стратегия развития философии
1. Установите соответствие, позволяющее определить место аналитической философии в историко-философском процессе. Аналитическая стратегия в развитии философии:
а) постклассическая философия
б) классическая философия
2. Укажите, что является задачей философского исследования в рамках аналитической традиции:
а) критическая рефлексия над социокультурной реальностью, содействующая освобождению человека и общества;
б) рефлексия над человеком-в-мире, способствующая
достижению подлинности личностного бытия человека;
в) анализ различных типов языковой реальности, способствующий достижению ясности, рациональной прозрачности содержания как мышления, так и исследуемых философских и научных проблем.
3. Определите особенности стиля философского мышления, характерные для аналитической стратегии в философии XX в.:
а) обращение к художественно-образной форме выражения основных идей;
б) предпочтение аргументированной убедительности философских выводов;
в) опора на формальную логику, данные современной науки;
г) обращение к опыту мистического философствования;
д) переход от «поверхностного» грамматического анализа языка к его «глубинному» логическому анализу.
4. Определите, в чем заключается суть лингвистического поворота, осуществленного аналитической философией?
а) язык рассматривается как средство философского исследования;
б) языку придается статус самостоятельного объекта исследования;
в) уточняются функции языка, определяются пределы его применения.
5. Выделите представителей аналитической стратегии в развитии философии XX в.:
а) Г. Фреге; з) Р. Карнап;
б) Ж.-П. Сартр; и) К. Поппер;
в) Б. Рассел; к) Ю. Хабермас;
г) Э. Гуссерль; л) Т. Кун;
д) М. Хайдеггер; м) Ж. Деррида;
е) Дж. Мур; н) П. Фейерабенд;
ж) Л. Витгенштейн; о) Ж. Бодрийяр.
6. Вставьте пропущенное слово в следующем суждении: «Создателем концепции «языковых игр» является» _________.
7. Определите, какое из понятий шире по объему своего содержания: «аналитическая философия» или « неопозитивизм»?
8. Укажите основные принципы неопозитивизма:
а) принцип развития;
в) принцип физикализма;
д) принцип конвенционализма;
е) принцип всеобщей связи явлений.
9. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать различие в проблематике неопозитивизма и постпозитивизма:
1. неопозитивизм а) проблема структуры научного знания;
б) проблема социокультурной
обусловленности научного познания;
2. постпозитивизм в) проблема роста научного знания;
д) проблема логического анализа языка науки.
10. Назовите представителей постпозивистской философии науки:
а) К. Поппер; е) Л. Витгенштейн;
б) Г. Фреге; ж) П. Фейерабенд;
в) Б. Рассел; з) Р. Карнап;
г) И. Лакатос; и) Т. Кун.
Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
1. Установите соответствие между основными историческими проекциями герменевтики и периодами в развитии общества, для которых они характерны:
1. античность а) герменевтика – философский метод и онтология;
2. Средневековье б) герменевтика – искусство
истолкования воли богов;
3. XIX век в) герменевтика – метод
4. XX век г) метод интерпретации в психологии и исторической науке.
2. Укажите, что составляет основное содержание философской герменевтики:
а) исследование понимания как условия осмысления социального бытия;
б) совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера;
в) учение о ноосфере.
3. Назовите мыслителей, чье творчество определило развитие герменевтики как метода социогуманитарного познания и как философского учения:
а) И. Кант; е) М. Хайдеггер;
б) Ж. Лакан; и) Г. Гадамер;
в) В. Дильтей; ж) Ф. де Соссюр;
4. Определите, что является предметом философских исследований структурализма:
а) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
б) инвариантные отношения (структуры) в динамике преимущественно социокультурных феноменов различного порядка;
в) структура деятельности индивида;
г) структурные уровни организации материи.
5. Назовите представителей философии структурализма:
а) Ф. де Соссюр; ж) И. Лакатос;
б) К. Леви-Стросс; з) Ю. Хабермас;
в) М. Хайдеггер; и) К. Поппер;
г) С. де Бовуар; к) Ж. Лакан;
д) Р. Барт; л) К. Ясперс.
6. Укажите метод социогуманитарного познания, характерный для философии структурализма:
а) метод экстраполяции;
б) гипотетико-дедуктивный метод;
в) структурно-функциональный метод;
7. Выделите процедуры постструктурализма, которые составляют основу его методологии:
а) деидеологизация; г) социальная стратификация;
б) децентрация; д) детерриториализация.
8. Укажите основные значения понятия «постмодерн»:
а) особая ситуация в современной культуре;
б) одна из школ философии XIX в.;
в) философская парадигма на рубеже третьего тысячелетия.
9. Выделите черты европейской метафизики и культуры в целом, подвергнутые критике в философии постмодерна:
в) тотальная бинаризация культуры;
г) претензия на преобладание реальности над знаком, представляющим ее.
10. Определите основные установки философской методологии постмодерна:
а) плюрализм и фрагментация исследуемой реальности;
в) повышенное внимание к проблемам языка;
г) отказ от бинаризма;
е) игра интерпретаций (интерпретативная поливариантность);
11. Назовите философов, относящихся к постмодернистской традиции:
а) Ж. Деррида; з) Л. Витгенштейн;
б) Ф. де Соссюр; и) Ж. Бодрийяр;
в) А. Камю; к) Ф. Гваттари;
г) М. Фуко; л) Ф. Лиотар;
д) Ж. Делез; м) Э. Жильсон;
е) П. Фейерабенд; н) Р. Рорти.
12. Определите позицию постмодерна в трактовке реальности, выраженную в следующем высказывании философа-постструктуралиста М. Фуко: « . мы живем без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий»:
а) мир – это совокупность различных комплексов ощущений;
б) мир – это реальность, развивающаяся по определенным законам;
в) мир – это Хаос.
13. Определите основное содержание термина «ризома», принадлежащего философской парадигме постмодерна. Это характеристика:
а) определенного способа изменений, обнаруживающего отсутствие
какого-либо превалирующего направления, лишенного всякой упорядоченности;
б) системы научного знания;
в) одного из экзистенциалов существования человека.
14. Установите соответствие между основными традициями в западной философии конца ХХ в. и персоналиями, их представляющими:
1. философская герменевтика а) П. Рикер;
2. философия постмодерна в) Ж. Деррида;
15. Установите взаимно-однозначное соответствие понятий и их определений:
1. Глобализация общества а) процесс становления и распро-
2. Медиатизация общества б) быстрый и всеобъемлющий
процесс изменения всех сторон
жизни общества под влиянием
общемировой тенденции к взаимо-
зависимости и открытости;
3. Информатизация общества в) стремительный процесс развития
«4-й» власти – наряду с традиционными ветвями – средств массовой
Определите, какой исторический период характеризуется процессом глобализации:
а) от аграрного общества к индустриальному;
б) от феодализма к капитализму;
в) от стихийного капитализма к империализму;
г) от индустриального общества к постиндустриальному.
Определите, какой процесс характеризует понятие «глобализация»:
а) процесс объединения Европы;
б) процесс консолидации мусульманского мира;
в) процесс интеграции человеческого социума как целого;
г) процесс интеграции западного мира.
Определите социальную сферу, изменения которой выступили основанием общеисторического процесса глобализации:
« Развивающееся общественное движение с разнообразными требованиями и специфическими формами протеста против глобализации и ее последствий в различных сферах жизни общества называется _____________».
Источник