Нерационалистические способы постижения мира

Д) переориентация познания на различные нерациональные способы постижения мира.

14. Среди приведенных феноменов человеческого бытия выделите тот, к которому было приковано внимание аналитической философии XX в.:

а) рисунок; в) разум;

б) язык; г) чувства.

15. Укажите представителей аналитической философии: К. Mapкс, Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, П. Фейерабенд, О. Шпенглер, Г. Башляр, И. Лакатос, С. де Бовуар.

1. Определите, какие из указанных философских концепций могут быть отнесены к современным школам религиозной философии:

а) неомарксизм; в) неопозитивизм;

б) неотомизм;г) неопротестантизм.

1. Определите, какие из указанных философских концепций могут быть отнесены к современным школам религиозной философии:

а) неомарксизм; в) неопозитивизм;

б) неотомизм;г) неопротестантизм.

. Укажите основные установки, из которых исходит философия неотомизма:

Б) креационизм;

Г) гносеологический дуализм;

Д) теодицея;

Е) провиденциализм.

4. Выделите задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма:

А) доказать истинность католицизма;

б) доказать истинность современной научной картины мира;

В) адаптироваться к современным условиям;

Г) приблизиться к простому человеку;

д) разрушить грань между человеком и Богом, приблизить человека к Богу и впоследствии заменить Бога человеком.

. Укажите имя философа, идеи которого развивает неотомизм:

а) Аристотель г) Фома Аквинский;

б) Платон д) У. Оккам.

в) Августин Блаженный.

6. Определите главный принцип, лежащий в основе философии неотомизма как преемницы наследия Фомы Аквинского:

а) первичность материи, вторичность сознания;

Б) гармония веры и разума;

в) признания природы причиной самой себя.

7. Среди следующих философов выделите представителей неотомизма XX в.

а) С.Кьеркегор; г) Ж. Маритен;

б) М.Хайдеггер; д) М. Мерло-Понти;

в) Э.Жильсон; е) К. Войтыла.

8. Назовите имя религиозного философа, который в своем учении предпринял попытку соединения комплекса конкретных наук и теологической философии:

А) П.Тейяр де Шарден;

б) В.И. Вернадский;

9. Укажите, какое течение в современной религиозной философии утверждает изначальную греховность и высокую меру ответственности человека за свои деяния:

В) неопротестантизм;

10. Назовите, какому из современных религиозно-философских учений принадлежит идея максимального раскрепощения человека:

а) теология кризиса;

В) теологии освобождения;

г) христианскому эволюционизму.

1. Определите, в какой исторический период возникла философия экзистенциализма:

а) в середине XIX в.;

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 67 | Нарушение авторских прав

Источник

Тесты по проблематике раздела II «Философия в исторической динамике культуры» (тема 2.4. «Становление и основные стратегии развития постклассической философии»)

по проблематике раздела II «Философия в исторической динамике культуры» (тема 2.4. «Становление и основные стратегии развития постклассической философии»)

Изучение постклассической философии сопряжено с необходимостью усвоения значительного объёма знаний по важнейшим направлениям, школам, персоналиям, стратегиям развития современного философского знания. С целью организации контроля этих знаний, усвоенных студентами на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы над курсом предлагаются примеры тестовых заданий. Следует отметить, что содержательные и методические возможности тестирования как учебной процедуры достаточно ограничены в случае преподавания философии, в особенности ее постклассического этапа.

В первую очередь это связано с высокой степенью семантической нагруженности философских произведений и наличием в них авторского мировоззренческого контекста, предполагающего не столько констатирующее знание, сколько его различные интерпретации.

Приведенные ниже тестовые задания вполне успешно могут быть использованы для обеспечения проверки и контроля усвоенных студентами знаний по одному из важнейших и объемных разделов курса.

Классика и неклассика: две эпохи в развитии

1. Укажите, какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии:

а) протофилософия; г) неклассика;

б) классика; д) постклассика.

2. Назовите предпосылки кризиса классического философствования:

а) кризис рационалистического мировоззрения;

б) революция в естествознании;

в) фрагментация проблемного поля философии,

г) появление новых философских концепций.

3. Определите черты, отличающие постклассику от классической философии:

а) критика созерцательности предшествующей философии;

б) отрицание познаваемости мира;

в) критика объективизма предшествующей философии;

г) борьба материализма и идеализма;

д) лингвистический поворот в философии;

е) плюрализм философской мысли.

4. Назовите черту философского знания, характерную как для философской классики, так и для постклассической философии:

а) логическая строгость выводов;

в) интерес к человеку;

д) противостояние материализма и идеализма.

5. Соотнесите предложенные характеристики с двумя эпохами в развитии европейской философии:

1. классика а) культ разума;

б) обращение к иррационализму;

в) понимание истины как достоверного знания;

2. постклассика г) усиливающийся интерес к человеку;

д) противостояние материализма и идеализма;

е) фрагментация проблемного поля философии.

6. Выделите основные стратегии постклассического философствования:

7. Из приведенного перечня выделите основные направления развития постклассической философии:

Читайте также:  Способы раскрытия информации акционерными обществами

а) неотомизм; г) постпозитивизм;

б) неоплатонизм; д) постмарксизм;

в) экзистенциализм; е) патристика.

8. Назовите новые направления, возникающие в европейской философии на рубеже третьего тысячелетия:

а) философия науки; г) постструктурализм;

б) философская герменевтика; д) философия права.

9. Выделите философов классической эпохи:

а) Ж.-П. Сартр; е) К. Ясперс;

б) А. Камю; ж) Л. Фейербах;

в) Г. Лейбниц; з) К. Поппер;

г) Парменид; и) Т. Кун.

10. Назовите представителей постклассической философии:

а) Аристотель; е) Ю. Хабермас;

б) Э. Гуссерль; ж) И. Кант;

в) Дж. Локк; з) Фома Аквинский.

д) Л. Витгенштейн;

11. Определите, для какого из течений современной западной философии своеобразная интерпретация жизненного мира стала центральной философской проблемой:

а) неотомизм; в) персонализм;

б) феноменология; г) постпозитивизм.

12. Назовите основоположника феноменологии – одного из самых влиятельных направлений современной философии:

а) В. Дильтей; в) М. Хайдеггер;

б) К. Ясперс; г) Э. Гуссерль.

13. Определите, что составляет содержание термина «иррационализм»:

а) отказ от познания мира;

б) отрицание возможности познания мира человеком;

в) отрицание познавательных возможностей разума;

г) сомнение в возможностях научного познания;

д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.

14. Среди приведенных феноменов человеческого бытия выделите тот, к которому в ХХ в. приковано внимание аналитической философии ХХ в.:

15. Укажите представителей аналитической философии:

а) К. Маркс; д) О. Шпенглер;

б) Л. Витгенштейн; е) Г. Башляр;

в) Э. Гуссерль; ж) И. Лакатос;

г) П. Фейерабенд; з) С. де Бовуар.

Основные стратегии развития неклассической западной философии.

Социально-критическая стратегия развития философии

1. Вставьте пропущенную дату: «Марксистская философия возникла во второй половине _______ века».

2. Назовите философов, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии:

а) Дж. Беркли; г) И. Кант;

б) Г. Гегель; д) И. Фихте;

в) Л. Фейербах; е) Г. Лейбниц.

3. Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики:

а) законченный характер;

б) сочетание с материализмом;

в) сочетание с идеализмом.

4. Назовите достижения науки XIX в., явившиеся естественнонаучными предпосылками формирования философии марксизма:

а) открытие клеточного строения живых организмов;

б) теория химического строения Бутлерова;

г) открытие закона сохранения и превращения энергии;

д) эволюционная теория Дарвина;

5. Укажите основные достижения философии марксизма:

а) открытие материалистического понимания истории;

б) идея активности субъекта в познании;

в) преодоление созерцательности предшествующего материализма;

г) разработка диалектики как теории развития;

д) достижение единства материализма и диалектики;

е) формулировка категорического императива.

6. Вставьте имя философа: «Открытие материалистического понимания истории принадлежит _______».

7. Установите соотвествие, позволяющее определить время жизни названных философов:

1) Г. Гегель а) V в.;

2) И. Кант б) XIII в.;

3) Фома Аквинский в) XIX в.;

4) К. Маркс г) XV в.;

е) XVIII – XIX вв.

8. Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К. Маркса:

9. Расположите в правильной хронологической последовательности:

а) немецкая классическая философия;

б) новоевропейская философия;

в) философия марксизма.

10. Укажите, исторические этапы эволюции философии марксизма в хронологической последовательности:

б) ортодоксальный (классический);

11. Установите соответствие, помогающее определить проблемное поле

1) экзистенциализм а) анализ различных типов языковой

2) аналитическая философия б) рефлексия над бытием человека-в-

3) структурализм в) гендерные исследования социо-

4) феминистская философия г) инвариантные отношения в динамике

социокультурных феноменов различного

5) герменевтика д) исследование понимания как условия

осмысления социального бытия.

12. Определите смысл понятия «гендер». Оно характеризует у человека:

а) биологический пол;

б) принадлежность к определенному классу;

в) социальный пол;

д) принадлежность к одной из человеческих рас.

13. Укажите основные направления развития феминистской философии ХХ в.:

а) либеральное; г) социалистическое;

б) капиталистическое; д) культурологическое;

в) радикальное; е) католическое.

14. Выделите философа-марксиста, чья работа « Происхождение семьи,

частной собственности и государства» заложила фундамент

социалистического направления в феминизме:

б) П. Лафарг, д) И. Дицген.

стратегия философского мышления

Определите основателя философской феноменологии:

2. В каком утверждении выражается позиция феноменологической традиции по отношению к современному статусу философии:

а) выдвигает тезис о «конце философии»;

б) призывает к отказу от научного статуса философии;

в) требует образования строгой научной философии;

г) утверждает отказ от рациональности и возврат к иррациональным методам философствования.

Определите ядро проблематики философской феноменология:

а) исследование самоорганизующихся и саморазвивающихся систем;

Читайте также:  Болит свод стопы при ходьбе способы лечения

б) глобальное моделирование мировой динамики;

в) применение социальных и политических технологий;

г) воссоздание непосредственного смыслового поля сознания.

Определите, как феноменология интерпретирует сознание:

а) функциональное свойство высокоразвитой материи мозга;

б) «поток» переживаний, мыслей, ассоциаций, через которые реализуется осмысление реальности;

в) отражение реально существующих объектов и связей действительности;

г) индивидуальную проекция Мирового Разума;

Выберите характерную для философской феноменологии интерпретацию понятия «эпоха»:

а) невозмутимость, отрешенность от житейской суеты;

б) единство истины, добра и красоты;

в) требование «заключения в скобки» того содержания психики, которое не подверглось тщательной рефлексии;

г) соблюдение нравственного закона, который опирается на понятие «долг».

6. Определите, в какой исторический период возникает философия экзистенциализма:

а) в середине XIX века; в) накануне Второй мировой войны;

б) накануне Первой г) в преддверии нового тысячелетия.

7. Укажите, как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык:

а) философия сущности;

б) философия существующего;

в) философия существования.

8. Назовите философскую традицию, лежащую в основе экзистенциализма:

а) рационализм; г) эмпиризм;

9. Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма:

а) бытие природы; в) бытие духовное;

б) бытие общества; г) индивидуальное бытие человека.

10. Назовите исторические предпосылки, пробудившие интерес к индивидуальному бытию человека в философии экзистенциализма:

а) социальные кризисы, в том числе мировые войны;

б) возможность использования достижений техногенной цивилизации во вред человеку;

в) первый полет человека в космос;

г) наличие в мире тоталитарных режимов;

д) развитие наук и искусства;

е) перестройка в СССР.

11. Перечислите основные модусы бытия человека, рассматриваемые в экзистенциализме:

а) рефлексия; д) любовь;

б) свобода; е) коммуникация;

в) страх; ж) нирвана.

12. Укажите философов, представляющих экзистенциальное течение в философии ХХ в.:

а) О. Конт; ж) Ж. Маритен;

б) К. Маркс; з) М. Бубер;

г) Л. Витгенштейн; к) П. Фейерабенд;

е) К. Ясперс; м) С. де Бовуар.

13. Определите, какого рода ситуации выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия:

а) романтические; в) интересные;

б) «пограничные»; г) переходные.

14. Укажите, какое понимание свободы характерно для экзистенциализма:

а) свобода как осознанная необходимость;

б) свобода как раскрытие природных задатков человека, раскрепощение его «сущностных» сил;

в) свобода как возможность выбора.

15. Допишите пропущенное слово: «В экзистенциализме способ отношения человека с враждебным ему и лишенным смысла миром понимается как ____».

Аналитическая стратегия развития философии

1. Установите соответствие, позволяющее определить место аналитической философии в историко-философском процессе. Аналитическая стратегия в развитии философии:

а) постклассическая философия

б) классическая философия

2. Укажите, что является задачей философского исследования в рамках аналитической традиции:

а) критическая рефлексия над социокультурной реальностью, содействующая освобождению человека и общества;

б) рефлексия над человеком-в-мире, способствующая

достижению подлинности личностного бытия человека;

в) анализ различных типов языковой реальности, способствующий достижению ясности, рациональной прозрачности содержания как мышления, так и исследуемых философских и научных проблем.

3. Определите особенности стиля философского мышления, характерные для аналитической стратегии в философии XX в.:

а) обращение к художественно-образной форме выражения основных идей;

б) предпочтение аргументированной убедительности философских выводов;

в) опора на формальную логику, данные современной науки;

г) обращение к опыту мистического философствования;

д) переход от «поверхностного» грамматического анализа языка к его «глубинному» логическому анализу.

4. Определите, в чем заключается суть лингвистического поворота, осуществленного аналитической философией?

а) язык рассматривается как средство философского исследования;

б) языку придается статус самостоятельного объекта исследования;

в) уточняются функции языка, определяются пределы его применения.

5. Выделите представителей аналитической стратегии в развитии философии XX в.:

а) Г. Фреге; з) Р. Карнап;

б) Ж.-П. Сартр; и) К. Поппер;

в) Б. Рассел; к) Ю. Хабермас;

г) Э. Гуссерль; л) Т. Кун;

д) М. Хайдеггер; м) Ж. Деррида;

е) Дж. Мур; н) П. Фейерабенд;

ж) Л. Витгенштейн; о) Ж. Бодрийяр.

6. Вставьте пропущенное слово в следующем суждении: «Создателем концепции «языковых игр» является» _________.

7. Определите, какое из понятий шире по объему своего содержания: «аналитическая философия» или « неопозитивизм»?

8. Укажите основные принципы неопозитивизма:

а) принцип развития;

в) принцип физикализма;

д) принцип конвенционализма;

е) принцип всеобщей связи явлений.

9. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать различие в проблематике неопозитивизма и постпозитивизма:

1. неопозитивизм а) проблема структуры научного знания;

б) проблема социокультурной

обусловленности научного познания;

2. постпозитивизм в) проблема роста научного знания;

д) проблема логического анализа языка науки.

Читайте также:  Чем лечить суставы народным способом

10. Назовите представителей постпозивистской философии науки:

а) К. Поппер; е) Л. Витгенштейн;

б) Г. Фреге; ж) П. Фейерабенд;

в) Б. Рассел; з) Р. Карнап;

г) И. Лакатос; и) Т. Кун.

Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века

1. Установите соответствие между основными историческими проекциями герменевтики и периодами в развитии общества, для которых они характерны:

1. античность а) герменевтика – философский метод и онтология;

2. Средневековье б) герменевтика – искусство

истолкования воли богов;

3. XIX век в) герменевтика – метод

4. XX век г) метод интерпретации в психологии и исторической науке.

2. Укажите, что составляет основное содержание философской герменевтики:

а) исследование понимания как условия осмысления социального бытия;

б) совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера;

в) учение о ноосфере.

3. Назовите мыслителей, чье творчество определило развитие герменевтики как метода социогуманитарного познания и как философского учения:

а) И. Кант; е) М. Хайдеггер;

б) Ж. Лакан; и) Г. Гадамер;

в) В. Дильтей; ж) Ф. де Соссюр;

4. Определите, что является предметом философских исследований структурализма:

а) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

б) инвариантные отношения (структуры) в динамике преимущественно социокультурных феноменов различного порядка;

в) структура деятельности индивида;

г) структурные уровни организации материи.

5. Назовите представителей философии структурализма:

а) Ф. де Соссюр; ж) И. Лакатос;

б) К. Леви-Стросс; з) Ю. Хабермас;

в) М. Хайдеггер; и) К. Поппер;

г) С. де Бовуар; к) Ж. Лакан;

д) Р. Барт; л) К. Ясперс.

6. Укажите метод социогуманитарного познания, характерный для философии структурализма:

а) метод экстраполяции;

б) гипотетико-дедуктивный метод;

в) структурно-функциональный метод;

7. Выделите процедуры постструктурализма, которые составляют основу его методологии:

а) деидеологизация; г) социальная стратификация;

б) децентрация; д) детерриториализация.

8. Укажите основные значения понятия «постмодерн»:

а) особая ситуация в современной культуре;

б) одна из школ философии XIX в.;

в) философская парадигма на рубеже третьего тысячелетия.

9. Выделите черты европейской метафизики и культуры в целом, подвергнутые критике в философии постмодерна:

в) тотальная бинаризация культуры;

г) претензия на преобладание реальности над знаком, представляющим ее.

10. Определите основные установки философской методологии постмодерна:

а) плюрализм и фрагментация исследуемой реальности;

в) повышенное внимание к проблемам языка;

г) отказ от бинаризма;

е) игра интерпретаций (интерпретативная поливариантность);

11. Назовите философов, относящихся к постмодернистской традиции:

а) Ж. Деррида; з) Л. Витгенштейн;

б) Ф. де Соссюр; и) Ж. Бодрийяр;

в) А. Камю; к) Ф. Гваттари;

г) М. Фуко; л) Ф. Лиотар;

д) Ж. Делез; м) Э. Жильсон;

е) П. Фейерабенд; н) Р. Рорти.

12. Определите позицию постмодерна в трактовке реальности, выраженную в следующем высказывании философа-постструктуралиста М. Фуко: « . мы живем без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий»:

а) мир – это совокупность различных комплексов ощущений;

б) мир – это реальность, развивающаяся по определенным законам;

в) мир – это Хаос.

13. Определите основное содержание термина «ризома», принадлежащего философской парадигме постмодерна. Это характеристика:

а) определенного способа изменений, обнаруживающего отсутствие

какого-либо превалирующего направления, лишенного всякой упорядоченности;

б) системы научного знания;

в) одного из экзистенциалов существования человека.

14. Установите соответствие между основными традициями в западной философии конца ХХ в. и персоналиями, их представляющими:

1. философская герменевтика а) П. Рикер;

2. философия постмодерна в) Ж. Деррида;

15. Установите взаимно-однозначное соответствие понятий и их определений:

1. Глобализация общества а) процесс становления и распро-

2. Медиатизация общества б) быстрый и всеобъемлющий

процесс изменения всех сторон

жизни общества под влиянием

общемировой тенденции к взаимо-

зависимости и открытости;

3. Информатизация общества в) стремительный процесс развития

«4-й» власти – наряду с традиционными ветвями – средств массовой

Определите, какой исторический период характеризуется процессом глобализации:

а) от аграрного общества к индустриальному;

б) от феодализма к капитализму;

в) от стихийного капитализма к империализму;

г) от индустриального общества к постиндустриальному.

Определите, какой процесс характеризует понятие «глобализация»:

а) процесс объединения Европы;

б) процесс консолидации мусульманского мира;

в) процесс интеграции человеческого социума как целого;

г) процесс интеграции западного мира.

Определите социальную сферу, изменения которой выступили основанием общеисторического процесса глобализации:

« Развивающееся общественное движение с разнообразными требованиями и специфическими формами протеста против глобализации и ее последствий в различных сферах жизни общества называется _____________».

Источник

Оцените статью
Разные способы