Непродуктивные способы чтения это
Сформированность навыка чтения традиционно оценивается по следующим параметрам: способ, скорость, правильность чтения и понимание прочитанного.
Основные критерии оценки навыка чтения и требования, предъявляемые к чтению учащихся в каждом классе, содержатся в программе обучения в начальных классах, согласно которой учитель определяет соответствие индивидуальных показателей чтения ребенка нормативным требованиям [146].
В процессе своего формирования чтение проходит ряд этапов, которые связаны с доступным на каждом этапе способом чтения. Способ чтения — важнейший показатель сформированности навыка чтения. Т. Г. Егоров выделил четыре последовательные ступени формирования навыка чтения, соотнесенные со способом чтения: овладение звуко-буквенными обозначениями; слогоаналитическая ступень; становление целостных приемов чтения; синтетическое чтение [61]. В. Г. Горецкий и Л. И. Тикунова выделяют продуктивные и непродуктивные способы чтения. К непродуктивным способам они относят: побуквенное и о.трывистое слоговое чтение, а к продуктивным — плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов и чтение целыми словами [49, 50].
В соответствии с программными требованиями к концу первого класса дети должны овладеть плавным слоговым чтением, к концу второго — синтетическим чтением с переходом на послоговое прочтение трудных слов, а в третьем и четвертом классах — беглым синтетическим чтением целыми словами и группами слов. На практике оказывается, что многие дети уже в первом классе читают бегло целыми словами, и в то же время в четвертом классе имеются учащихся, которые читают аналитическим способом, то есть по слогам, или же только переходят к синтетическому чтению.
Скорость чтения определяется по количеству прочитанных ребенком слов за одну минуту. Программа содержит ориентировочные показатели скорости чтения: первый класс — 25-30 слов/мин; второй класс — 30-40 слов/ мин (конец первого полугодия), 40-50 слов/мин (конец второго полугодия); третий класс — 50-60 слов/мин (конец первого полугодия), 65-75 слов/мин (конец второго полугодия); четвертый класс — 70-80 слов/мин (конец первого полугодия) и 85-95 слов/мин (конец второго полугодия) [146].
Источник
Освоение навыков чтения
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют речедвигательный, слуховой и речеслуховой анализаторы. Чтобы возник интерес к чтению, человек должен свободно владеть осознанным чтением, у него должны быть развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Одна из основных задач начального образования – научить детей беглому, правильному, выразительному и осознанному чтению. Это крайне важно, ведь этот процесс играет определяющую роль в развитии и воспитании ребенка.
Умение читать и понимать прочитанное – показатель развития познавательной деятельности ребенка, а также основа дальнейшего обучения и изучения предметов в школе. Также нужно помнить о том, что чтение является важнейшим источником получения информации, который по-прежнему остается актуальным, несмотря на всеобщую цифровизацию.
Чтение и его составляющие
В таком сложном психофизиологическом процессе, как чтение, можно выделить 3 основных момента:
Восприятие данных слов. Основа процесса чтения – это возможность по увиденным буквам понять и воспроизвести слово, которыми оно обозначается. Человек смотрит на буквы в тексте, понимает, какое слово обозначает их сочетание, поэтому он может прочитать данное слово. Помимо зрительной функции, в этом процессе участвует память и воображение человека.
Понимание контекста, который связан с прочитанными словами. Когда мы читаем какое-нибудь слово, то в нашем сознании происходят определенные изменения, которые связаны с пониманием только что прочитанного. В сознании может возникать какой-нибудь яркий образ, либо чувство или какой-нибудь логический процесс.
Оценка прочитанной информации. Процесс чтения предполагает не только сам факт того, что человек прочитал текст (рассказ, книгу), но и то, что он может проанализировать прочитанное, выделить основные моменты, рассказать о смысле текста.
Вдумчивое чтение является средством приобщения ребенка к культурной среде, его погружения в мир литературы, прочтение которой прямым образом сказывается на развитии личности.
Если вы хотите помочь малышу заговорить, научиться делать логопедический массаж, узнать все подводные камни при коррекции звукопроизношения вибрантов у детей и подростков, то предлагаем курс повышения квалификации «Современные практические методики коррекции речевых нарушений» на 144 ак. часа.
Вы научитесь проводить профилактику нарушений чтения и письма, выявлять типичные ошибки при обучении начальной грамотности, а также распознавать признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте. Подробнее.
Мотивом чтения всегда является потребность. У ребенка – это первоначальное желание научиться читать, т.е. речь изначально идет об освоении звуковой системы, умении понимать слово на основании прочитанных букв.
Когда эти навыки освоены, у ребенка возникает другая потребность – понимать смысл прочитанного, что обозначает то или иное слово. По мере развития усложняются и мотивы чтения – теперь ребенок хочет понять смысл самого рассказа, мотивы и желания героев, анализ их поступков и т.д.
Для учеников 1-2 классов основной задачей является нахождение точки зрения героев и рассказчиков в тексте.
Для этого дети должны владеть следующими навыками:
Заинтересованность и эмоциональное сопереживание.
Работа с самим текстом в позиции читателя (под руководством преподавателя).
Формирование собственного высказывания (написание сочинения по прочитанному, рассказа от имени героя произведения и т.д.).
По мере взросления детей навыки усложняются. Ученики 3-4 классов уже должны уметь понимать общий смысл всего произведения, уметь разделять собственную позицию как читателя и то, что именно хотел сказать автор.
Основные качества процесса чтения
Навыки чтения характеризуется следующими необходимыми качествами:
Правильность. Под этим понимается процесс чтения без каких-либо искажений, которые могут повлиять на основную мысль прочитанного.
Сознательность. Подразумевается понимание основной мысли, которую заложил автор при написании произведения. Ребенок должен не только понимать смысл высказывания, но и уметь формировать свое собственное отношение к прочитанной информации.
Беглость. Существуют определенные стандарты скорости чтения (как правило, количество слов в одну минуту). При этом ребенок должен читать бегло, но без искажений и вреда для понимания смысла текста.
Выразительность. Это выражение главной мысли произведения (а также собственного отношения к прочитанному) слушателям при помощи средств устной речи. Под выразительным чтением понимается умение интонационно выделять паузы в тексте, соблюдать интонации утверждения, вопроса. Чтение не должно быть безликим и монотонным – важно придавать голосу эмоциональную окраску, при этом не допускать ошибок при прочтении слов.
Обучение чтению предполагает работу над всеми вышеперечисленными качествами, потому что они связаны между собой. В частности, беглость чтения подразумевает темп, т.е. она может считаться средством выразительности при прочтении текста.
Основные этапы становления навыков чтения
Процесс освоения чтения очень сложный и достаточно длительный. При формировании навыков этого процесса выделяют 3 основных этапа – аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап представляет собой начальный этап чтения, когда ребенок читает по слогам. Слоговое чтение основывается на слогозвуковом анализе и синтезе. В данном случае, все 3 компонента чтения (восприятие, произнесение и осмысление) разорваны. Ребенок должен увидеть гласную букву, потом соотнести ее со слогом-слиянием. Он озвучивает увиденный графический слог, делает это плавно, чтобы он мог понять само слово.
Синтетический этап предполагает, что все 3 компонента происходят одновременно. Ребенок уже полноценно читает слова, а не по слогам. При этом для этого этапа важно, чтобы ребенок не только читал слова, но и использовал интонацию, а это возможно только в том случае, если есть понимание общего смысла прочитанного.
Этап автоматизации предполагает, что ребенок уже читает в автоматическом режиме, т.е. не задумываясь об этом процессе. Он не концентрируется на понимании отдельных слов, а стремится понять смысл всего текста, используемых автором художественных средств. На этом этапе уже характерно чтение про себя. Основными признаками этапа автоматизации являются эмоциональная реакция на прочитанное, стремление поделиться своими мыслями по поводу героев, идеи произведения.
Такой поэтапный процесс овладения навыками чтения возможен только при определенных обстоятельствах.
Имеется в виду именно работа самого учителя, который должен выстроить правильный образовательный процесс:
Занятия по формированию навыков чтения должны быть ежедневными.
Тексты, которые используются на занятиях, не должны подбираться в хаотичном порядке. Важно учитывать их сложность, возраст детей и их психологические особенности.
Систематическая работа по предупреждению неправильного чтения.
В случае возникновения у детей ошибок в процессе прочтения текстов, нужно реагировать на это, не допуская того, чтобы эти ошибки вошли в привычку.
Должна вестись работа по приучению детей к чтению про себя.
Источник
Материал для учителей по теме «Трудности в овладении чтением и их преодоление»
Трудности в овладении чтением и их преодоление.
Эффективность образования прямо зависит от того, насколько обучающийся владеет приемами умственного труда, а чтение — это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
Ребенок, который плохо читает, испытывает затруднения при выполнении различных заданий. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Выпускники начальной школы, которые читают со скоростью 100-120 слов в минуту и выше чаще всего учатся на «5», 90 – на «4», 80 – на «3». Низкая скорость чтения мешает восприятию и осмыслению.
Чтение – очень сложный психофизиологический процесс. Он начинается со зрительного восприятия, с узнавания образа букв, слогов, слов, распознавания их. Далее идет соотнесение буквы со звуком. На основе соотнесения идет понимание прочитанного. Чтение зависит от четкости возникающих у ребенка образов слова.
В процессе чтения две стороны: техническая и понимание прочитанного. Чем выше техника чтения, тем лучше осмысление.
Беглость чтения зависит от того, как, каким способом ребёнок научился читать.
Известны пять основных способов чтения, каждый из которых характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а так же приемами овладения.
побуквенное, отрывистое (Выделяя звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением — буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи. Для ребенка, который начинает читать, буква не всегда является простым графическим элементом. Она кажется сложной по своему графическому изображению Ребенку может быть трудно различить буквы, имеющие сходные элементы)
слоговое (узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без осложнений, но на этом этапе остается сложность синтеза, объединение слогов в слова, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов, сложность в установлении грамматических связей между словами в предложении)
плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов (это переходный этап от аналитического к синтетическому чтению У ребенка происходит процесс угадывания слов. В результате угадывания появляется большое количество ошибок. Ошибочность чтения приводит к частым повторам для исправления, уточнения или контроля прочитанного слова)
чтение целыми словами и группами слов (техническая сторона чтения не вызывает затруднений. Главная трудность — осмысление того, что прочитано. Осуществляется не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в едином контексте. Понимание прочитанного осуществляется лишь в том случае, если ребенок знает значение каждого слова, понимает связи слов в предложении и у него достаточно развита лексико-грамматическая стороны речи)
Способ чтения напрямую зависит от возраста читателя.
Основная задача обучения ребёнка чтению в первом классе – это плавное послоговое чтение и слитное чтение односложных и двусложных слов.
Во втором классе, по мере становления механизма чтения, ребёнок должен овладеть способом чтения целыми словами, при этом допускается чтение по слогам сложных по слоговой структуре и неясных по смыслу слов.
Задача обучения чтению в третьем и четвёртом классах – формирование у детей способности чтения целыми словами и группами слов вслух и про себя.
Замедленное овладение чтением и ошибки чтения могут наблюдаться у детей ленивых, с нарушением поведения, педагогически запущенных, при неправильной методике обучения чтению (побуквенное чтение, методика целых слов и др.), при несвоевременном переходе от одного способа чтения к другому. Но когда ошибки чтения обусловлены недоразвитием высших психических функций, речь идет о дислексии.
Дислексия- это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Иные нарушения чтения
1.Стойкие ошибки. Без коррекционной работы сохраняются многие месяцы и годы.
Нестойкие ошибки чтения при овладении навыком чтения.
2. Специфический характер ошибок.
Случайные, вариативные из-за невнимательности при усталости, недостаточности процесса контроля.
3. Несформированность высших психических
функций, обеспечивающих процесс чтения в
Педагогическая запущенность, неправильная методика обучения (побуквенное чтение, методика целых слов и др.), нарушение элементарных функций.
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
• Неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах звуков при чтении (девочка = тевочка), замены графически сходных букв Х=Ж, П=Н
• Побуквенное чтение, т.е. нарушение слияния звуков в слоги
• Искажение структуры слова, которая ведет к пропускам звуков (скамейка = камейка, паровоз = парвоз, под дождём = под дождиём, лопата = лотапа)
• Нарушение понимания почитанного при правильном и неправильном чтении
• Замены слов по догадке (захлестнула = захлопнула)
• Ошибки в согласовании существительного с прилагательным, в окончании глаголов (зеленый яблоко, она прибежал)
Главная задача педагога — помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются:
а) сформированность устной речи
фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза)
лексико-грамматического анализа и синтеза,
б) достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.
Необходимо выбрать те формы, те методы и приёмы, которые помогут в эффективном формировании навыков чтения младших школьников для дальнейшего их успешного развития.
Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо выяснить, какие трудности возникли у ребенка и какова их причина.
Таблица диагностики чтения учащихся. (вложена в приложение каждому)
1. Затруднения в сливании букв в слоги
• восприятия (малое поле зрения)
• устойчивости и концентрации внимания
2. Допускает ошибки при слиянии слогов в слова и прочтении коротких слов, состоящих из одного слога,
заменяет буквы последующими или предыдущими.
• устойчивости и концентрации внимания
• контроля над темпом деятельности
3. Не понимает значения прочитанного слова
• слухового восприятия (ударение)
4. Не может читать длинные слова целым словом
5. Читает слова орфографическим способом (так, как они пишутся)
6. Двойное чтение(сначала про себя по слогам, затем произнесение вслух слитно)
• навыков чтения (сформирован устойчивый стереотип чтения)
• готовности к чтению ( несвоевременный переход от чтения по слогам к чтению целыми словами)
7. Трудности в сливании слов в словосочетание
• лексико-грамматического строя речи
8. Читает отдельные слова послоговым способом
9. Искажает окончания прочитанных слов
• функция словообразования и словоизменения
• контроля над темпом чтения (импульсивность)
10. Потеря строчки при считывании
• устойчивости и концентрации внимания
• работоспособности(повышенная истощаемость нервной системы)
11. Нечеткое произношение слов при чтении
• звукопроизношения отдельных звуков
• контроля над психическими процессами (повышенная возбудимость, излишняя торопливость)
12. Регрессии (чтение с возвратом)
• устойчивости и концентрации внимания
13. Не понимает смысла прочитанного
• словесно-логического мышления (слабо выделяет существенные признаки, обобщает, сравнивает)
14. Низкая скорость чтения
• контроля над темпом деятельности (медлительность)
15. «Угадывающее» чтение
• концентрации и устойчивости внимания
• контроля над темпом деятельности
• навыка чтения целым словом
Проанализировав эту таблицу, можно увидеть, что трудности в обучении детей чтению вызваны различными психологическими причинами:
низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве
недостатки в развитии внимания
недостатки в развитии памяти
недостатки в развитии мышления
недостатки развития речи
несформированность приемов учебной деятельности
Учитель-логопед, психолог, учитель должны помочь ребенку преодолеть эти трудности, используя в своей работе различные виды заданий и упражнений. Остановимся на некоторых. (каждый на отдельном слайде, некоторые можно попробовать выполнить с аудиторией)
Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве
Представь, что ты — робот.
Твоя задача — внимательно слушать команды и точно их выполнять.
Робот, сделай два шага вперёд, поворот налево.
Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, три шага вперёд.
Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень тёмную пещеру, в которой ничего не видно.
Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.
Поворот направо, руки вниз.
Два шага назад, два поворота направо, три шага вперёд.
Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза.
Слева, справа, ниже, выше — нарисуешь, как услышишь
Основная цель этого задания — научиться ориентироваться в пространстве,
Используя понятия «лево», «право», «верх», «низ», «между», «над», «под», «за», и так далее.
Упражнение не требует предварительной подготовки.
Фигурное лото
Задача игроков — по описанию найти у себя аналогичную карточку.
Как только карточки совпадут, они откладываются в сторону, а ведущий переходит к следующей.
Ребенок обязательно должен попробовать себя и в роли ведущего, и в качестве игрока.
Описание каждой карточки может проводиться в любом порядке: начиная с нижнего ряда, с середины, с верхнего ряда.
Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.
Пчелка сидела на букве Г.
Дальше она полетела так:
— влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка;
-направо, направо, направо, вверх, остановка;
-налево, налево, налево, остановка.
Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?
Источник