- «А кто платить будет?»: правила и социальные навыки делового обеда в ресторане
- Приходите пораньше и встречайте гостей уверенно
- Будьте внимательны при заказе
- Спокойное решение проблем с плохим обслуживанием
- Кто оплачивает счет за бизнес-ланч или ужин
- Чаевые обязательны?
- Ужин с клиентом за счет компании
- Отвечаем: да, на общей системе налогообложения. Главное — доказать, что ужин был для целей бизнеса
- Как подтвердить
- А алкоголь можно?
- Деловой обед: кто платит?
- Финансовый этикет в ресторане: кто платит, когда приносят счет
- 1. Девушку пригласили на свидание. Должна ли она участвовать в оплате счета?
- 2. Кто платит в случае, когда мужчина и женщина просто приятели?
- 3. Кто платит на деловой встрече?
- 4. Брать ли с собой деньги, если вас пригласил руководитель?
- 5. Как вести себя, если непонятно, было ли предложение пообедать вместе приглашением?
- 6. Можно ли попросить официанта рассчитать вас отдельно?
- 7. Что делать, если деловой партнер настойчиво предлагает заплатить за вас?
- 8. Когда от посещения ресторана за чужой счет лучше отказаться?
- 9. Накладывает ли оплата счета партнером какие-то обязательства?
- 10. Как вести себя, если не хватает средств, чтобы оплатить счет?
«А кто платить будет?»: правила и социальные навыки делового обеда в ресторане
Многие бизнесмены проводят во время обеда или ужина встречи с персоналом, клиентами, инвесторами или своими коллегами. Что делать, если ваша встреча окажется испорчена плохим обслуживанием в ресторане?
Надлежащие навыки общения в ресторане во время деловой встречи немного отличаются от того, когда вы обедаете со своей семьей. Например, можно попросить скидку за плохое обслуживание, когда вы находитесь со своей семьей, но нельзя этого делать в присутствии делового партнера.
Приходите пораньше и встречайте гостей уверенно
Если вы встречаете кого-то в ресторане, вы должны прибыть как минимум на десять минут раньше. Обязательно поприветствуйте их дружеским деловым рукопожатием, обратитесь к человеку по имени и установите прямой контакт. Находясь за границей, учитывайте то, какие здесь действуют правила социального поведения, поэтому стоит потратить время на ознакомление с обычаями и этикетом той страны, которую вы будете посещать.
Будьте внимательны при заказе
Никогда не заказывайте для своего делового партнера. Если вас попросят о помощи при заказе или ваш собеседник будет казаться слишком нерешительным, вы можете порекомендовать что-то, что вы, возможно, уже пробовали ранее, или попросить официанта помочь с выбором.
Когда официант подойдет к столу, посоветуйтесь с вашими коллегами и предоставьте возможность им сделать заказ первыми.
Спокойное решение проблем с плохим обслуживанием
Если необходимо жаловаться на еду или услугу, помните, что то, как вы жалуетесь, может повлиять на результаты вашей коммерческой сделки. Публичное выступление на тему холодных спагетти может в следующий раз обеспечить вам бесплатную еду в этом ресторане, но это вряд ли поможет заключению вашей сделки.
Вместо того чтобы рассматривать плохое обслуживание в ресторане как проблему, воспользуйтесь этим как возможностью поразить вашего делового партнера своей способностью сохранять спокойствие, взять на себя ответственность и справиться с ситуацией с изяществом. Не позволяйте паршивому сервису плохо отражаться на вас, лучше игнорируйте проблему.
Кто оплачивает счет за бизнес-ланч или ужин
Если вы приглашаете кого-нибудь на обед или ужин, чтобы обсудить бизнес, вы всегда должны рассчитывать на то, что вы будете платить. Если собеседник приглашает вас обсудить, возможно ли отдать вам свой бизнес или инвестировать в ваш, вы должны хотя бы предложить оплатить счет. Если собеседники говорят, что они оплатят счет, вы должны предложить хотя бы заплатить свою часть, но согласиться с их решением.
Никогда не боритесь за счет, если кто-то еще предлагает заплатить; вы можете не заплатить по счету один раз, а затем поблагодарить человека за его щедрость и предложить в следующий раз оплатить самому. Всегда берите с собой кредитную карту для оплаты еды или, если вы платите наличными, принесите вдвое больше денег, чем вы ожидаете потратить на обед.
Относитесь к ресторанам как к продолжению вашего офиса, а к персоналу ресторана — с тем же уважением и вежливостью, что и к своим сотрудникам.
Чаевые обязательны?
В деловой обстановке чаевые не являются обязательными. Совершенно иной подход к ним в том случае, когда речь идет о развлекательных деловых расходах. Даже если сервис некачественный, все равно оставьте хоть что-то.
Развлекая бизнес-клиента, важно указать сумму, соответствующую уровню и типу обслуживания. Чрезмерные чаевые без заслуг — неискренний жест, который вряд ли впечатлит вашего клиента. Чрезмерная скупость также не произведет хорошего впечатления. В приватной обстановке это нормально; в бизнес-обстановке все ваши операции, даже связанные с едой, являются отражением вашей манеры вести бизнес.
Емкости для чаевых не призывают обязательно оставлять деньги. Как правило, то, что в них собрано, делится между сотрудниками, которые не полагаются на чаевые, а иногда даже делится между сотрудниками, которые не предоставили вам никаких прямых услуг.
Вы не должны чувствовать необходимость вносить свою долю, но если вы находитесь с клиентом и хотите добавить что-то в банку чаевых, не кидайте туда мелочь, лучше воспользуйтесь некрупной купюрой.
Довольно часто молодые бизнесмены, впервые попадающие на ужин со своими деловыми партнерами, приходят в ужас. Они бояться случайно затронуть какой-нибудь слишком деликатный вопрос, бояться выглядеть неэстетично во время еды, слишком много или слишком мало смотреть собеседнику в глаза.
Для подобных мероприятий существуют определенные современные правила делового этикета и профессиональные нормы. Их знание даст уверенность в том, что вы хорошо представите свою компанию.
Изучая и соблюдая эти правила, можно укрепить свои профессиональные отношения и навыки и, возможно, заключить больше сделок с более широким кругом клиентов и заказчиков.
Именно поэтому так важно следование надлежащей процедуре и поведению в профессиональных условиях, которые способствуют налаживанию отношений и совместной работы, профессиональной репутации или репутации вашей компании.
Источник
Ужин с клиентом за счет компании
Читатель Виктор спрашивает:
Веду переговоры с крупным клиентом. Чтобы подписать договор на выгодных условиях, хочу устроить ужин в ресторане. Я могу заплатить деньгами компании?
Отвечаем: да, на общей системе налогообложения. Главное — доказать, что ужин был для целей бизнеса
Расходы на ужин с партнером относятся к представительским расходам. Закон говорит, что можно пригласить текущего или потенциального партнера на завтрак, обед или ужин, чтобы поговорить о сотрудничестве.
Не все расходы на ужины с партнерами считаются представительскими. Для этого у ужинов должны быть такие признаки:
- приезжают представители других компаний или совета директоров. Можно пригласить клиента, поставщика или участника совета директоров. Насчет клиентов-физлиц четкого мнения нет: в одном письме Минфин говорил, что их можно относить к представительским, в другом — что нельзя.
Мы считаем, что расходы на мероприятия с клиентами-физлицами рискованно относить к представительским расходам. Налоговая может их оспорить. Это относится к расходам на прием сотрудников компании из других городов и филиалов. Нельзя за деньги компании купить коньяк и хамон в офис для сотрудников и сказать, что иногда приезжают клиенты и тоже будут это есть и пить;
В представительские расходы можно включить:
- стоимость завтрака, обеда или ужина, напитков, обслуживания;
- доставку к месту мероприятия;
- услуги переводчиков.
Закон не запрещает проводить ужины с партнерами где захочется: в офисе, ресторане или загородном доме.
По закону представительские расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Правда, берут их не целиком, а по нормативу 4% от расходов на зарплату.
Компания за год платит сотрудникам 2,4 млн рублей. Значит может учесть столько представительских расходов: 2,4 млн рублей * 4% = 96 000 рублей.
Представительские расходы нельзя принять к расходам по упрощенке «доходы минус расходы». Их нет в перечне Налогового кодекса.
Чтобы учитывать представительские расходы при расчете налогов, их нужно подтвердить.
Как подтвердить
Нельзя просто взять, потратить деньги компании, а потом учесть эти расходы при расчете налогов. Сначала расходы надо доказать. Для этого составляют документы:
- приказ руководителя о расходах и целях этих расходов. Формулировка примерно такая: «Чтобы подписать договор, приказываю провести мероприятие в таком ресторане. Бюджет мероприятия — такой. Со стороны компании будут Коновалов и Мирошниченко. Во вложении — утвержденная смета от ресторана на мероприятие»;
- смету представительских расходов. Например, можно взять смету из ресторана;
- первичные документы. Подойдет договор с рестораном или кейтеринговой компанией, товарные и кассовые чеки;
- отчет о представительских расходах.
В отчете надо указать:
- цель мероприятия и результаты. Нужно указать, если после переговоров в ресторане подписали контракт или договорились о большой поставке;
- дату и место мероприятия;
- программу мероприятия. Например, ужин будет проходить в таком ресторане, время примерно такое;
- состав участников со стороны партнера, перечисляют по именам;
- состав принимающей стороны;
- расходы.
Налоговая любит оспаривать представительские расходы в суде и требовать доплаты налогов. Тут правило такое: компания должна не просто прогулять деньги, а получить результат для работы, например заключить договор. Тогда суды чаще всего встают на сторону компании.
Налоговая подала на компанию в суд и заявила, что она необоснованно приняла к расходам 13 463 рубля на алкогольные напитки и цветы. У налоговой были и другие претензии, но нам тут важны только расходы.
Суд с налоговой не согласился. Цветы и алкоголь были нужны для переговоров, чтобы договориться о поставке сырья. Без этого у компании закончилось бы сырье и деятельность остановилась. Переговоры всё спасли.
А алкоголь можно?
Минфин в письме сказал, что алкоголь можно включать в представительские расходы, если это предусмотрено обычаями делового оборота:
Суть такая: если принято на переговорах с этими партнерами выпивать, то надо покупать спиртное. А что ни сделаешь ради успешного бизнеса.
Налоговая не всегда соглашается, что спиртные напитки были необходимы для переговоров, приходится это доказывать в суде.
Источник
Деловой обед: кто платит?
Основное правило при деловом обеде: Вы приглашаете – вы платите. (И не забудьте – сюда входят чаевые, оплата за гардероб и парковку.) Но обычно в большинстве ситуаций все не всегда понятно. Так что в следующий раз, когда вам принесут счет за обед, то просто следуйте нижеописанным правилам:
Будьте предупредительны
Не дожидайтесь, когда вам принесут счет. Если вы собираетесь заплатить, оповестите официанта или администратора о том, как будет проходить обед и, как (кем) будет произведена оплата. В случае ланча с клиентом, если это возможно, снабдите администратора информацией о вашей карточке еще до того как клиент прибудет. Это поможет избежать мешанины по поводу того кто будет оплачивать чек. Или же во время десерта, извинитесь, найдите официанта и заплатите за все.
Будучи приглашенным – не чувствуйте себя связанным обязательствами
Когда вас приглашают куда-либо, вы возможно решите, что будет вежливым заплатить за то, что вы съели – но задумайтесь о том, что это может оскорбить вашего партнера. Если вас приглашает партнер по бизнесу, то дайте ему возможность оплатить. Поблагодарите его/ее за обед и скажите что-то вроде: “В следующий раз плачу я.”
Следуйте за кем-то
Когда вы не уверены в том, что следует заказать, попросите ваших партнеров порекомендовать. Если все гости едят салат, закажите и себе что-нибудь похожее. Если вы видите, что все налегают на филе, то заказывайте из того же ценового диапазона. И дождитесь «подсказки» того, кто вас пригласил, прежде чем заказывать алкоголь.
Если разбивать чек, то так и делайте заранее
Когда вы находитесь в компании, договоритесь об это со своими компаньонами сразу перед заказом. Не дожидайтесь момента, когда получите счет и скажите сразу. Просто попросите со своего места официанта: “Можете ли посчитать отдельно?”
Не сидите с каменным выражением лица
Если вам принесли счет, и никто не заинтересовался, и никто не планирует расчехлять свой кошелек, то обратитесь ко всем своим компаньонам со словами: «Давайте посмотрим сколько с нас причитается. Не против, оплатить раздельно?» — все мы знаем это неловкое чувство, когда счет лежит на столе, поэтому старайтесь избежать этого любыми средствами.
Делите справедливо
В большинстве ситуаций в случаях с компаниями, лучше всего делить на то, кто что заказал. На самом деле, разница в ценах может оказаться значительной. С другой стороны, если разница между тем, что заказали вы и ваши компаньоны существенна – салат и холодный чай против лобстеров и бокала вина, к примеру, то лучше всего сказать что-то вроде: “У меня достаточно денег, чтобы заплатить за себя, но боюсь, что на всех не хватит.”
Источник
Финансовый этикет в ресторане: кто платит, когда приносят счет
Кто должен платить по счету в ресторане во время деловых обедов, романтического свидания или дружеских посиделок? Однозначного мнения на этот счет не существует. Обычно действует простое правило – платит тот, кто приглашает. Но ситуации могут быть разными, поэтому мы попросили знатоков финансового этикета ответить на 10 самых распространенных вопросов, которые возникают, когда официант приносит счет.
1. Девушку пригласили на свидание. Должна ли она участвовать в оплате счета?
Лет десять назад никто бы даже не задумался над этим вопросом. Сейчас все не так однозначно: многие девушки стараются продемонстрировать свою независимость, да и молодые люди все чаще склоняются к разделению расходов.
Финансовый советник Саида Сулейманова считает, что на романтической встрече следует позволить мужчине проявить свою щедрость, а финансовую независимость демонстрировать в других ситуациях. Ее позиция понятна: ведь она, как девушка, придерживается традиционных взглядов на этот вопрос, а как финансовый консультант учит клиентов быть сдержанными в тратах и контролировать свои расходы. Сотрудник «Школы этикета» Марина Сагайдачная уточняет, что по правилам хорошего тона счет на свидании всегда подают мужчине, который по нему и платит. Если же девушка решительно настроена разделить счет пополам, молодой человек должен принять ее принципы и позволить ей это сделать, уверена специалист по этикету.
По словам другого эксперта, Елены Вервицкой, при ответе на этот вопрос важно знать, как было сформулировано приглашение. Если мужчина говорит «приглашаю на ужин», это ясно указывает на то, что платит он. Если же предложение было сказано в духе «давай зайдем поужинать», платят оба участника трапезы. Но девушка всегда может внести свой вклад, оплатив чаевые. Сделать это нужно легко и непринужденно, подсказывает Елена.
Марина Сагайдачная предупреждает, что на свидания девушке в любом случае лучше ходить с деньгами: у дамы должна быть при себе некоторая сумма на оплату счета, если что-то пойдет не так.
2. Кто платит в случае, когда мужчина и женщина просто приятели?
Здесь ответ очевиден: счет делится поровну. Саида Сулейманова дает совет: не нужно смешивать дружеские и товарно-денежные отношения.
У друзей часто бывает договоренность на этот счет, считает Елена Вервицкая. Так, платить в ресторане можно по очереди. Главное, не забыть, когда чей черед, но близкие друзья всегда найдут выход, замечает она.
Специалисты «Школы этикета» напоминают, что и в этом случае, если прозвучало конкретное приглашение, за все платит пригласивший, независимо от того, какого он пола.
3. Кто платит на деловой встрече?
Деловой этикет не предусматривает разделения по половому признаку, утверждает другой специалист из «Школы этикета» Надежда Харланова. Поэтому здесь действует общее правило: кто приглашает, тот и оплачивает счет, независимо от статуса.
Если же приглашения не было, а коллеги просто решили обсудить дела за обедом, платит за него каждый сам, говорит Надежда.
Так как на деловых встречах чаще всего обсуждают выгодное сотрудничество, эти затраты можно считать оправданными. Тем более что их обычно списывают на представительские расходы компании, отмечает Саида Сулейманова. Если вдруг приглашенная сторона настойчиво пожелает сама оплатить обед, это может означать, что переговоры были не слишком удачными.
4. Брать ли с собой деньги, если вас пригласил руководитель?
Эксперты советуют брать с собой кошелек даже на романтическое свидание, поэтому на обед с начальником он уж точно должен быть при вас. Здесь также следует уметь разделять приглашение и простое предложение вместе зайти в ресторан.
Елена Вервицкая считает, что обед в рабочее время в первый раз может быть оплачен руководителем. Но если такие обеды станут регулярными, лучше перейти к схеме «каждый сам за себя», говорит специалист по этикету.
5. Как вести себя, если непонятно, было ли предложение пообедать вместе приглашением?
Такая неопределенность может стать причиной неприятных впечатлений от обеда, говорит эксперт Елена Вервицкая. Уже садясь за трапезу, каждый ее участник должен знать, кто будет платить.
Если вы рассчитывали на партнерский обед с оплатой поровну, а ваш собеседник при появлении официанта со счетом отводит глаза и не пытается достать кошелек, нужно заплатить без выяснения отношений, советует эксперт Марина Сагайдачная. Спорить при посторонних о том, кто должен оплачивать счет – признак дурного тона. Но вам следует задуматься, стоит ли поддерживать дальнейшие отношения с таким ненадежным партнером, отмечает эксперт.
6. Можно ли попросить официанта рассчитать вас отдельно?
Все эксперты единодушно считают, что это вполне прилично. Но будет лучше, если официант узнает о вашем решении заранее, когда будет принимать заказ.
7. Что делать, если деловой партнер настойчиво предлагает заплатить за вас?
Саида Сулейманова предлагает в этом случае уступить. По мнению финансового советника, люди часто действуют согласно своим внутренним потребностям. Если партнер настаивает на оплате счета, возможно, он пытается вас за что-то отблагодарить или просто сделать вам приятное.
Такого же мнения придерживается и Надежда Харланова: она рекомендует не спорить и не привлекать излишнее внимание окружающих. Лучше дождаться подходящей ситуации и совершить ответный жест: пригласить партнера в ресторан, сделать небольшой презент и т.д.
8. Когда от посещения ресторана за чужой счет лучше отказаться?
Если желание партнера угостить вас в ресторане вызывает внутренний дискомфорт, лучше сразу отказаться. Ощущение, что вы кому-то чем-то обязаны, может быть очень неприятным, предупреждает Елена Вервицкая.
Эксперт из «Школы этикета» Марина Сагайдачная добавляет, что не стоит поощрять щедрость партнера, если вы желаете сохранить некоторую дистанцию между вами, а дружеские или другие близкие отношения не планируете.
В любом случае, отказ должен быть вежливым: не забудьте поблагодарить партнера.
9. Накладывает ли оплата счета партнером какие-то обязательства?
Нет, если вас пригласили в ресторан, и пригласившая сторона оплатила счет, вас это ни к чему не обязывает. Правда, пригласивший вас кавалер (если это свидание) может придерживаться другого мнения. Надежда Харланова твердо убеждена, что женщины не должны чувствовать себя неловко, позволяя кавалеру расплатиться за ужин. Даме положено хорошо выглядеть, поддерживать увлекательную беседу, быть очаровательной и милой. Ведь для мужчины это удовольствие – провести время в столь приятном обществе.
10. Как вести себя, если не хватает средств, чтобы оплатить счет?
По словам Марины Сагайдачной, пригласившая сторона, обнаружив нехватку денег на оплату счета, может выбрать один из трех вариантов действий:
- Подойти к администратору и постараться с ним договориться. Можно предложить ему в качестве залога телефон или другую ценную вещь (кроме паспорта, который никогда не должен попадать в чужие руки), а недостающую сумму завезти потом.
- Обзвонить друзей и знакомых с просьбой отправить на вашу карту нужную сумму.
- Рассказать о сложившейся ситуации своей даме и взять необходимую сумму у нее в долг. Дама же должна вести себя максимально корректно и предложить разделить с кавалером счет. При этом женщина может намекнуть, что с удовольствием примет еще одно приглашение на свидание, давая тем самым мужчине шанс реабилитироваться.
Источник