- Понятие психологического контакта и способы его установления.
- Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия
- Понятие психологического воздействия
- Типология психологических воздействий
- Форма осуществления психологического воздействия
- Правомерное и неправомерное психологическое воздействие
- Правомерное психическое воздействие на личность допрашиваемого
- Виды приемов психического воздействия:
Понятие психологического контакта и способы его установления.
Понятие, сущность и границы психического насилия и психологического воздействия.
Понятие психологического воздействия
Понятия «психического воздействия» и «психологического воздействия», имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые. В частности, так поступают авторы Комментария к Уголовного кодексу РФ.
Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим.
Психологическое воздействие — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании»). Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто − инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.
Типология психологических воздействий
1) по характеру воздействия:
- простое (связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос);
- сложное (состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр).
2) по направленности воздействия:
- индивидуальное (на конкретного человека);
- социальное (на группу людей).
3) по технической оснащенности:
- субъектные воздействия (воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником);
- инструментальные (воздействия с помощью материальных объектов и условий: предъявление вещественного доказательства, выбора места и пр.).
Тактические особенности производства допроса подозреваемого/обвиняемого.
Тактика допроса подозреваемого
Специфика тактики допроса подозреваемого объясняется тем, что данные о личности подозреваемого, которыми располагает следователь, обычно скуднее; в распоряжении еще нет такого количества доказательств, как при допросе обвиняемого.
Но зато на стороне следователя — особенно при первом допросе подозреваемого — фактор внезапности: допрашиваемый не успел еще продумать линию защиты, не представляет, какими доказательствами его вины располагает следователь.
Как в процессе допроса подозреваемого, так и обвиняемого решается еще одна задача — выявить данные о преступлениях, совершенных или замысленных другими лицами. Решение этой задачи, которую можно назвать разведывательной, очень важно как для раскрытия преступлений прошлых лет, так и для предупредительной работы по материалам расследования.
Тактические особенности производства допроса свидетеля/потерпевшего.
Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних/малолетних.
Оценка результатов допроса.
В уголовном процессе завершение допроса означает проставление подписи допрашиваемого под протоколом допроса. В психологическом плане завершение допроса имеет несколько иное значение.
Как любое общение, допрос имеет начало, основную часть и окончание, причем начало и окончание, как правило, наиболее запоминаемы человеком. Это необходимо учитывать, тем более если с допрашиваемым еще придется встречаться не раз.
Если начало допроса, а именно стадия установления психологического контакта, остается в памяти допрашиваемого как некий эмоциональный фон или сформированное отношение к следователю как к личности, что существенно упрощает установление и поддержание психологического контакта при последующих встречах, то завершение допроса выступает как финал только данного эпизода общения и закладывает прочный фундамент для продуктивных последующих встреч.
На стадии завершения допроса потерпевшего и свидетеля подводится резюме прошедшей беседы, отмечаются моменты, которые нашли отражение в протоколе допроса, и акцентируется внимание на тех обстоятельствах или фактах, которые в силу различных причин (забывания, нежелания и т.п.) не были освещены, но имеют существенное значение для дела. Тем самым человеку ставится «якорь» (в терминологии NLP), побуждающий его впоследствии время от времени возвращаться в памяти к указанным моментам, особенно если в качестве «якоря» использовались эмоционально или личностно значимые для человека формы. Подсознательное возвращение к этим фактам стимулирует умственную деятельность, память и способствует эффективному вспоминанию.
Допросы обвиняемого и подозреваемого, как правило, бывают множественными. Поэтому, завершая текущий допрос, необходимо подготовить благоприятную почву для последующего. Исходя из достигнутых результатов, можно дать лицу тему для размышлений в виде нескольких дополнительных вопросов (например, демонстрирующих некоторую осведомленность следователя), которые даже если останутся без ответа, то станут надежным «якорем». Завершение допроса в дружелюбной, эмпатичной форме, даже если он проходил в ситуации конфликта, позволит в следующий раз не только быстро установить психологический контакт, но и существенно его углубить.
После окончания допроса у следователя имеется протокол с изложением процессуально значимых фактов, сообщенных допрашиваемым. В разных ситуациях они могут иметь различное значение и будут оцениваться в совокупности с другими доказательствами. Но при этом у следователя, как правило, имеется масса невербальной информации, полученной в ходе допроса, которая нигде процессуально не зафиксирована. Значение же она может иметь гораздо большее, чем сказанное допрашиваемым. Поэтому все наблюдаемые в процессе допроса невербальные проявления (жесты, мимика, пантомимика, непроизвольные высказывания, физиологические реакции) должны быть подвергнуты тщательному анализу в совокупности с зафиксированными фактами. Важным моментом при этом выступает установление наличия причинно-следственных связей в триаде «вопрос — невербальные реакции — ответ».
Кроме анализа наблюдаемых реакций допрашиваемого важна и оценка их на предмет смысловой значимости, подлинности, важности для расследования.
Конечно, невербальные проявления не могут являться доказательствами, но, наблюдаемые в ходе допроса, они позволяют своевременно изменять тактику и применение тех или иных приемов и методов допроса, а подвергнутые анализу и оценке по завершении допроса станут опорными точками для выработки тактики последующих допросов и стратегии расследования в целом.
Наряду с анализом и оценкой невербальных проявлений допрашиваемого важен анализ и оценка сведений о его личности, полученных в ходе рассмотренных стадий допроса, так как они позволяют составить более полный психологический портрет лица, соотнести его с уже установленными фактами, выявить и даже разрешить имеющиеся противоречия. Это позволит более качественно проводить последующие допросы, планировать и проводить иные следственные действия, реализовывать имеющиеся следственные версии и выдвигать новые.
Таким образом, допрос представляет собой процессуально сложный, психологически напряженный и многообразный по применяемым приемам и методам процесс взаимодействия допрашиваемого и допрашивающего, основанный на знании психологических закономерностей формирования показаний, оперирования доказательствами, выдвижения и реализации следственных версий, преодоления лжи и запирательства, психологического воздействия и психологической защиты, расшифровки «языка тела», психологического анализа и оценки результатов, подчиненный основной цели — получению объективной, процессуально значимой информации о событии преступления, механизме совершения и лицах, к нему причастных.
Изменение условий функционирования правоохранных структур государства, форм, методов преступности и ее уровня диктует необходимость применения в следственной деятельности широкого спектра самых современных психотехнологий, изменения традиционных, а точнее, устаревших взглядов на средства и методы борьбы с преступностью, этических и нравственных критериев оценки допустимости и возможности средств психологической борьбы.
Понятие психологического контакта и способы его установления.
Психологический контакт — это создание благоприятных условий для взаимоотношений и взаимных действий следователя с участниками процесса расследования, характеризующий стремлением следователя поддержать процесс общения в целях получения правильных (достовреных, полных, объективных) показаний.
Источником налаживания отношений является следователь.
Функции установления контакта:
2-регуляцонно-комуникативная. В процессе общения осуществляется регуляция.
3-эмоционально-коммуникативнная. Устанавливаются эмоциональные завязки.
Психологический контакт в следственной практике носит локальный характер, т.е. ограничен темой допроса и носит временный характер, т.е. не выходит за рамки сроков расследования.
Развитие психологического контакта проходит три стадии:
-стадия взаимного оценивания, это и внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Результатом данной стадии является принятие решения о вступлении в процесс общения или отказ от общения.
-стадия взаимной заинтересованности.
-стадия обособления (ограничение количества общающихся).
При установлении контакта могут возникнуть психологические проблемы общения и коммуникавные барьеры. Коммуникативные барьеры — это некое препятствие на пути передачи информации между партнерами по общению.
Выделяют три группы коммуникативных барьеров:
1-барьеры понимания (например, фонетическое непонимание, когда чел передает информацию быстро скороговоркой; семантические барьеры, разное значение одних и тех же слов; стилистический барьер; логический барьер)
2-социально-культурного развития (различия религиозные, культурные)
3-барьеры отношения являются чисто психологическим феноменом (неприязнь, недоверие)
Психологический барьер — это психическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующие общению, это препятствие, преграды, которые могут возникнуть как в связи с эмоциональным состоянием общающихся, так и в связи с несоответствием смысла высказывания, просьб, приказов, состояние субъекта при возникновении данных барьеров наблюдается усиленные отрицательные переживания.
Приемы нейтрализации психологических барьеров и установление психологического контакта:
1-правила накопления согласий, данный прием заключается в изначальной постановке таких вопросов, на которые допрашиваемый естественным образом отвечает «да», таких вопросов должно быть не меньше трех.
2-демонстрация общности взглядов, оценок, интересов, по некоторым вопросам.
3-психологически приемы, призанниие и понимание следователем положительных моментов личности и в поведении допрашиваемого.
4-создание благоприятных психологических условий допроса, общения.
6-Правило внимания к собеседнику.
7-Правило активного слушания и поддержания речевой активности собеседника.
Для каждого периода допроса характерны свои методы установления и поддержания контакта. Для вводной части характерна неформальная беседа с целью уточнения демографических данных, фрагментов биографии, жизненного и трудового пути допрашиваемого.
В главной части допроса идет закрепление контакта и его поддержание. Это достигается постановкой перед допрашиваемым вопросов, предъявлением доказательств, сопоставлением показаний с уже имеющейся по делу информацией.
Поддерживать должный уровень психологического контакта с допрашиваемым нужно не только в период допроса, но и на заключительном его этапе.
В установлении контакта с допрашиваемыми не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, учет свойств личности допрашиваемого. Следователь обязан помнить, кто сидит по другую сторону стола.
Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит также от того, какое положение в процессе занимает данное лицо.
Процесс установления контакта зависит, в основном, от следователя, его профессиональной подготовки, опыта, авторитета и личностных качеств.
К качествам, которыми должен обладать следователь, относится также эмоциональная устойчивость, душевное равновесие, самообладание. Умение разговаривать с людьми — одно из важных коммуникативных качеств. Чтобы воздействовать на разум, волю и чувства допрашиваемого лица, верно, воспринимать и понимать его роль и быть, в свою очередь, понятым им, следователь должен заботиться о культуре речи.
Большое значение для установления психологического контакта имеет форма предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ или уклонение о дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний. Очень важно, как следователь изложит требования норм УПК: в форме разъяснения, доведения до сведения, предупреждения и т.д.
Источник
Правомерное психологическое воздействие и его отличие от психического насилия
Понятие психологического воздействия
Понятия «психического воздействия» и «психологического воздействия», имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые. В частности, так поступают авторы Комментария к Уголовного кодексу РФ.
Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим.
Психологическое воздействие — преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании»). Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто − инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.
Типология психологических воздействий
1) по характеру воздействия:
-
- простое (связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос);
- сложное (состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр).
2) по направленности воздействия:
-
- индивидуальное (на конкретного человека);
- социальное (на группу людей).
3) по технической оснащенности:
-
- субъектные воздействия (воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником);
- инструментальные (воздействия с помощью материальных объектов и условий: предъявление вещественного доказательства, выбора места и пр.).
Форма осуществления психологического воздействия
-
- открытая;
- закрытая (неочевидная);
- комбинированная.
Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания.
Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, «косвенный допрос», НЛП и др.).
Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.
Правомерное и неправомерное психологическое воздействие
Одной из важнейших характеристик психологического воздействия является его разделение на правомерное (допускаемое законом) и неправомерное (противозаконное). По сути это центральная проблема в большинстве дискуссий о нем.
Законодательство регламентирует формы воздействия, которые допустимы при производстве оперативно-розыскных и следственных действий, хотя в самом Уголовном кодексе нет терминов «психическое» либо «психологическое» воздействие.
К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж.
Психическое насилие — причинение психического, морального вреда: угрозы, оскорбления, клевета, шантаж, все виды принуждения и ограничения свободы человека; также некоторые виды обмана, психопрограммирования и экономические методы.
Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах:
-
- с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а
- с другой — на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.
Еще одним аспектом оценки психологического воздействия как правомерного или неправомерного является обращение к новым, нетрадиционным для России методам получения доказательств по делу (использование полиграфа и гипноза, иных программных, аппаратных, медикаментозных и прочих разработок).
Правомерное психическое воздействие на личность допрашиваемого
С целью пресечения дезинформации со стороны противодействующих следствию лиц и получения правдивых показаний следователь использует систему приемов правомерного психического воздействия. Под ними принимаются приемы формирования сознательного отношения допрашиваемого к правосудию, установки на дачу правдивых показаний.
Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, убеждение в бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности запирательства — основа стратегии следователя в ситуациях противодействия следствию. В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезинформировать следствие, преимущества на стороне следователя — он знает материалы дела, имеет возможность тщательно подготовиться к допросу, изучить личность допрашиваемого, его сильные и слабые стороны, особенности его поведения в сложных, конфликтных ситуациях, использовать систему эффективных приемов преодоления противодействия.
Однако приемы и средства психического воздействия на допрашиваемых лиц не безграничны. Они имеют предусмотренные законом пределы. Так, п. 4 ст. 164 УПК РФ запрещает домогаться показаний путем насилия, угроз и других незаконных мер. В судопроизводстве недопустимо психическое насилие: шантаж, угрозы, обман, необоснованные обещания, использование религиозных предрассудков, малокультурности допрашиваемого, незнания им своих прав и т.п. Наряду с этим существуют и нравственно-психологические пределы средств воздействия. Издевательское отношение, усугубление тяжелых психических состояний, психический садизм недопустимы.
При решении тактических задач неизбежны определенные жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение противодействующего лица в рамки, ограничивающие его решения.
Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на развитие критического мышления допрашиваемого, на его внутренний анализ хода следствия. Это составляет основу успешного тактического взаимодействия с ним.
Допрашиваемое лицо должно быть подготовлено к осознанию бессмысленности своего противодействия. Все разнообразие психических приемов воздействия должно осуществляться в пределах одной допустимой формы — в форме убеждения, которое связано с сознательным изменением позиции противоборствующего лица на основе получения им информации, раскрывающей неправильность ранее сформированных позиций. При этом, конечно, логика убеждающего воздействия не должна противоречить эмоционально-импрессивной стороне воздействия.
Правомерным считается любой тактический прием психического воздействия, если он не направлен на вымогательство показаний.
Виды приемов психического воздействия:
-
- приемы, содействующие распознанию ложности показаний;
- приемы преодоления лжи и получения правдивых показаний;
- приемы оказания мнемической помощи.
Напряженные психические состояния допрашиваемого вызываются, конечно, не грубостью, не психическим насилием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения допрашиваемого на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения (предъявление изобличающего доказательства, ознакомление с показаниями соучастников, предъявление неожиданных объектов и т.п.).
Источник