Неправильный способ при передаче эстафетной палочки

Практикум по легкой атлетике Авторы-составители О. Н. Бобина, И. Н. Родичев

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

3.4.1. Типичные ошибки при обучении технике эстафетного бега

Задание: добавьте в незаполненные клеточки таблицы 28 дополнительные ошибки, методы и средства их устранения.

Типичные ошибки при обучении технике эстафетного бега и рекомендации по их исправлению

1. Неправильно держит эстафетную палочку.

Показать и научить правильно держать эстафетную палочку.

2. При передаче (по команде «Хоп!») передающий протягивает палочку одновременно с командой.

Многократное повторение передачи палочки, начиная с минимальной и заканчивая максимальной скоростью передвижения.

3. Бежит с вытянутой рукой (держащей эстафетную палочку).

Выполнение выноса руки с эстафетной палочкой вперед по команде преподавателя во время бега с различной скоростью.

4. В момент передачи эстафетной палочки рука передающего не полностью выпрямлена (малая дистанция между передающим и принимающим).

Многократное повторение передачи палочки на максимальной дистанции более быстрому партнеру, начиная с минимальной и заканчивая максимальной скоростью передвижения.

5. Передающий эстафету не точно вкладывает палочку в руку принимающего партнера.

Многократное повторение передачи палочки разным партнерам на месте и в движении.

6. Передающий сразу же покидает свою дорожку (не знает правил соревнований).

Проверка знания правил соревнований в эстафетном беге.

7. Принимающий раньше времени начинает разбегаться для достижения максимальной скорости. Последствия:

а) передающий не может догнать принимающего;

б) принимающий вынужден снижать скорость и ждать передающего.

Выполнение стартов в парах по зрительному сигналу (например, при пересечении партнером линии или отметки на дорожке, расположенной в 6-9 м до места старта).

8. Принимающий поздно начинает разбегаться и не достигает максимальной скорости в момент приема эстафетной палочки (передающий натыкается на него или обгоняет).

Увеличить расстояние от места старта принимающего до контрольной отметки и повторить передачу эстафетной палочки несколько раз, добиваясь оптимального расстояния до контрольной отметки.

9. Принимающий начинает медленно разбегаться и не достигает максимальной скорости в момент приема эстафетной палочки (передающий натыкается на него или обгоняет).

Выполнение стартов по зрительному сигналу в полную силу, передача эстафетной палочки с более быстрым передающим.

10. Принимающий бежит с вытянутой назад рукой (до сигнала передающего).

Выполнение отведения руки назад по команде преподавателя во время бега с различной скоростью.

11. Принимающий поворачивает голову для контроля за приемом эстафетной палочки.

Выполнение приема эстафетной палочки с закрытыми глазами на месте и с постепенным повышением скорости движения.

12. Принимающий не фиксирует отведенную назад руку для приема эстафетной палочки.

Выполнение отведения руки назад (и фиксация ее) по команде преподавателя во время бега с высокой скоростью.

Задание: составьте план-конспект урока (табл. 29) для обучения технике эстафетного бега и воспитания специальных физических качеств, необходимых для этого вида. Подберите специальные упражнения (10 и 5 соответственно), составьте их описание и рассчитайте дозировку.

План-конспект урока по обучению технике эстафетного бега

Специальные упражнения для обучения технике эстафетного бега

Специальные упражнения для воспитания физических качеств

3.4.2. Правила соревнований по эстафетному бегу

В эстафетном беге с этапами до 400 м включительно для участников 1 этапа обязателен низкий старт. При этом руки или ноги стартующего не должны касаться стартовой линии, тогда как эстафетная палочка может касаться дорожки за линией старта. Участники всех последующих этапов могут начинать бег из любых стартовых положений, не выходя однако за пределы зоны разгона (эстафеты с длиной этапов 200 м и менее) или зоны передачи (другие эстафеты).

Во всех случаях проведения эстафетного бега участники должны нести эстафетную палочку в руке и при смене этапа передавать ее из рук в руки в установленной зоне (перекатывать или перебрасывать палочку не разрешается), при этом определяющим является положение самой палочки, а не участника.

Читайте также:  Методы способы решения систем линейных алгебраических уравнений

При передаче эстафеты запрещается всякая помощь одного участника команды другому (например, подталкивание). Участники, бегущие на последнем этапе, должны пересечь плоскость финиша с эстафетной палочкой.

Участник, передавший эстафету, должен покинуть дорожку так, чтобы не помешать участникам других команд.

При падении эстафетной палочки, в том числе и не на свою дорожку в беге по отдельным дорожкам, поднять ее должен уронивший, не мешая участникам других команд, и продолжить бег от места, где была поднята палочка. При падении палочки в момент передачи, поднять ее должен передающий.

3.5. Методика обучения технике барьерного бега

Барьерный бег является одним из сложнотехнических видов легкой атлетики. Сложность этого бега заключается в том, что барьеристу, помимо соответствующих требований к скоростному бегу на гладкой дистанции, необходимо четко соблюдать определенный ритм и длину шагов от старта до последнего барьера, не допускать излишних вертикальных колебаний ОЦМТ, владеть хорошей координацией движений, иметь силу и ловкость, гибкость и подвижность в тазобедренных суставах.

Приступают к овладению техникой барьерного бега после того, как занимающиеся овладели основами гладкого бега и техникой высокого и низкого старта. Следует отметить, что при обучении все упражнения целесообразно выполнять на обе ноги.

Задание: добавьте в незаполненные клеточки таблицы 30 дополнительные упражнения к каждой задаче обучения.

Задачи и средства обучения технике барьерного бега

Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике барьерного бега.

1. Краткий рассказ о барьерном беге и правилах соревнований.

Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более

2. Демонстрация техники барьерного бега

Сначала показать технику бега сбоку, используя различную скорость передвижения.

3. Демонстрация техники преодоления барьера

Обратить особое внимание на движения атакующей и толчковой ноги, работу рук при преодолении барьера

Задача 2 . Обучить технике преодоления барьера.

Упражнения для обучения технике преодоления барьера на месте

1. Стоя в упоре у стены сбоку от барьера (планка барьера находится в 1 м от стены, параллельна стене) проносить толчковую ногу над барьером.

Упираться руками в стену на уровне груди, стопа маховой ноги находится напротив планки барьера. Пронося толчковую ногу над барьером, отводить ее коленом в сторону, заканчивать пронос касанием коленом стены перед собой на уровне пояса

2. Из такого же исходного положения, но планка барьера перпендикулярна стене, скользить стопой толчковой ноги по наклонной поверхности барьера с последующим выносом ее вперед.

Обратить внимание на то, чтобы опорная нога не сгибалась в коленном и тазобедренном суставах и поднималась на носок в момент касания стены коленом толчковой ноги

3. Имитация атаки барьера, поставленного у стены.

Толчковая нога находится на расстоянии 80-100 см от стены. При атаке бедро маховой ноги поднимается чуть выше уровня барьера, после чего производится быстрое ее разгибание в коленном суставе и стопа упирается в стену чуть выше барьера, при этом разноименная ей рука также касается стены на этой же высоте.

4. Подскоки на толчковой ноге, удерживая маховую ногу под прямым углом, разгибая и сгибая ее в коленном суставе при каждом подскоке.

Разноименная маховой ноге рука выпрямлена вперед и во время разгибания маховой ноги в коленном суставе касается носка.

5. Сидя на «коне» в положении широкого шага, одновременно с опусканием маховой ноги перенести толчковую ногу через снаряд.

Разноименная маховой ноге рука выпрямлена вперед, одноименная же опирается на «коня».

Упражнения для обучения технике преодоления барьера в ходьбе и в беге с высоким подниманием бедра.

1. Пронос толчковой ноги над барьером в ходьбе сбоку от барьеров, то же в беге с высоким подниманием бедра.

Руки держать вперед, кисти – в замок. Следить за тем, чтобы толчковая нога после проноса над барьером двигалась вперед-вверх.

Читайте также:  Способы разводки систем отопления

2. Пронос маховой ноги над барьером в ходьбе сбоку от барьеров, то же в беге с высоким подниманием бедра.

Во время опускания маховой ноги за барьер туловище не отклонять назад.

3. Ходьба через середину барьеров, то же в беге с высоким подниманием бедра.

Расстояние между барьерами – 100-120 см – для ходьбы через 1 шаг. Обращать внимание на работу рук, особенно на отведение атакующей руки после атаки направлением вниз-назад кистью внутрь, локтем наружу.

Задача 3. Обучить ритмичному бегу с барьерами

1. Повторный бег на отрезках 30-50 м в ритме барьерного бега (3 обычных шага, 1 – длинный).

Ритм бега следующий: первые 3 шага одинаковы по времени, четвертый – быстрее.

2. Бег с пониженными барьерами, установленными на доступном для занимающихся расстоянии.

Обратить внимание на то, что сокращение последнего перед отталкиванием на барьер шага происходит за счет постановки ноги как можно ближе к проекции ОЦМТ с передней части стопы.

Задача 4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона с преодолением первого и последующих барьеров

1. Бег с низкого старта по дорожке, расположенной рядом с установленными барьерами с имитацией преодоления барьеров.

Обратить внимание на ритм бега до первого барьера и точное попадание на место отталкивания на барьер.

2. Бег с низкого старта с преодолением первого барьера.

Выпрямление туловища при беге с низкого старта в барьерном беге более быстрое, чем в гладком беге.

3. Бег с низкого старта с преодолением двух и более барьеров, установленных на доступном для занимающихся расстоянии.

Обратить внимание на продолжение наращивания скорости после преодоления первого барьера.

Задача 5. Обучить технике барьерного бега в целом, совершенствование техники

1. Многократное выполнение упражнений барьериста.

Совершенствование отдельных элементов преодоления барьера, исправление индивидуальных погрешностей.

2. Бег с барьерами различной высоты.

Обращать внимание на то, что с увеличением высоты барьеров должно сохраняться направление атаки – вперед, а не вверх.

3. Бег с барьерами, расставленными на увеличенном расстоянии (в 5 шагов).

Упражнение – для увеличения скорости преодоления барьера, поэтому выполняется после тщательной разминки в начале тренировочного занятия.

Источник

Эстафетный бег с палочкой: особенности и правила выполнения

Техника эстафетного бега основана на слаженной работе команды, все участники которой должны двигаться по одной схеме. Эстафетный забег – это единственная олимпийская дисциплина, которая выполнятся группой. Выглядит очень зрелищно и, по традиции, обычно завершает соревнования.

Особенность техники эстафетного бега – результат достигается не индивидуальными, а командными заслугами. Чаще всего для этой дисциплины отбираются самые быстрые легкоатлеты, которым особенно хорошо удаются спринтерские дистанции. На самом деле, техника выполнения эстафетного бега полностью идентична технике забега на короткие дистанции.

В процессе движения атлеты также проходят 4 фазы – старт, разгон, основная дистанция и финиш. Последний этап у первых 3 спортсменов заменяется передачей палочки (для которой существует своя техника), а непосредственное финиширование выполняет участник с самыми высокими скоростными качествами.

Говоря доступным языком, эстафетный бег – это передача эстафетной палочки от первого спринтера второму, от второго третьему, от третьего четвертому. Данный вид соревнований впервые был проведен еще в конце 19 века, а с начала 20 он официально включен в Олимпийскую программу.

Разберем виды эстафетного бега в легкой атлетике, назовем самые популярные дистанции.

IAAF (международная легкоатлетическая федерация) выделяет следующие расстояния: 4*100 м; 4*400 м; 4*200 м; 4*800 м; 4*1500 м.

Первые два вида эстафетного бега включены в программу Олимпийских игр, а последний проводится только среди мужчин.

Также существуют нетрадиционные расстояния:

— с неодинаковыми участками (100-200-400-800 м или наоборот). Такую технику еще называют шведской;

— 4*110 м (с барьерами);

-Экиден – марафонская дистанция (42 195 м), которую пробегают 6 человек (каждому требуется пробежать чуть больше 7 км); и др.

Техника выполнения

Давайте рассмотрим технику бега в эстафете, каковы ее особенности и нюансы.

Читайте также:  Способы организации высших органов государства

1. Атлеты занимают позиции по всей длине дистанции на равномерных участках;

2. По технике, первый участник стартует с низкого старта, последующие – с высокого;

3. Результат фиксируется после пересечения четвертым участником линии финиша;

4. Техника передачи палочки в эстафетном беге требует выполнения задачи в 20-метровой зоне.

Этапы эстафетного бега для каждого участника одинаковы:

  • — Сразу после старта атлет с палочкой в руках развивает свою наивысшую скорость. Разгон происходит, буквально, за первые три шага. Корпус при этом слегка наклоняют к дорожке, руки прижимают к телу, держат их согнутыми в локтях. Голова опущена, взгляд смотрит вниз. Стопами нужно мощно отталкиваться от дорожки, бежать следует преимущественно на носках.
  • — Бежать нужно по кругу, поэтому все спортсмены прижимаются к левому краю своей дорожки (наступать на разделительную метку строго запрещено);
  • — Рассмотрим, как правильно передавать эстафетную палочку при беге и что означает «20-метровая зона». Как только до участника второго этапа остается 20 метров, последний стартует с высокого старта и начинает разгоняться. В это время первый мобилизует силы и совершает скоростной рывок, сокращая расстояние.
  • Когда между бегунами остается всего пара метров, первый кричит «ОП» и вытягивает вперед правую руку с палочкой. Согласно технике, второй отводит левую руку назад, ладонью, перевернутой вверх, и принимает палочку;
  • — Далее первый начинает притормаживать до полного стопа, а второй продолжает эстафету;
  • — Последний бегун должен выполнить финиширование с палочкой в руках. Техника позволяет закончить дистанцию пробеганием черты, рывком грудью вперед, рывком боком.

Правила

Правила выполнения эстафетного бега в легкой атлетике должен знать каждый участник дистанции. Даже малейшее их нарушение может привести к дисквалификации всей команды.

1. Длина палочки составляет 30 см (+/- 2 см), окружность 13 см, вес в диапазоне 50-150 г;

2. Может быть пластмассовой, деревянной, металлической, конструкция полая внутри;

3. Обычно палочка имеет яркую окраску (желтый, красный);

4. Передача осуществляется из правой руки в левую и наоборот;

5. Запрещено выполнять передачу вне 20-метровой зоны;

6. По технике, инвентарь передают из руки в руку, его нельзя перебрасывать или перекатывать;

7. Согласно правилам бега с эстафетной палочкой, если она упала, ее поднимает передающий участник эстафеты;

8. 1 атлет пробегает единственный этап;

9. На дистанциях длиной более 400 м после первого круга разрешается бег по любой из дорожек (свободной в настоящий момент времени). В эстафетном беге 4 по 100 метров всем участникам команды запрещено выходить из заданного коридора движения.

Частые ошибки в технике

Совершенствование техники эстафетного бега невозможно без разбора ошибок, при этом, атлетам стоит ознакомиться с самыми распространенными из них:

1. Передача палки вне коридора в 20 м. Последующий атлет обязан выбежать из него с инвентарем в руке. Именно поэтому важна синхронность в движениях всех участников эстафеты. Второй бегун должен точно рассчитать время и стартануть так, чтобы первый успел на фазе разгона нагнать его и совершить передачу. И все это в обозначенных 20 метрах дорожки.

2. Запрещено мешать другим участникам соревнований. Если в процессе таких действий другой командой была потеряна палочка, она не понесет за это наказания, в отличие от виновных в инциденте;

3. Инструмент должен передаваться на единой скорости, а это достигается только в результате многочисленных командных тренировок. Вот почему всем атлетам так важно совершенствовать технику эстафетного бега.

Техника дисциплины только на первый взгляд кажется не сложной. На самом деле, здесь очень много нюансов, уловить которые за считанные секунды, которые длится забег, сложно. Только атлеты на беговой дорожке знают истинную цену своих усилий. Зрителям же остается лишь искренне болеть и переживать за бегущих на арене. Главное же качество, которое определяет успех команды – это, что удивительно, не идеальная техника, максимальная скорость или железная выносливость, а сплоченность и мощный командный дух.

Источник

Оцените статью
Разные способы