- Причины неполного выключения сцепления
- Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать
- Как работает сцепление?
- Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?
- Из-за чего возникают неисправности сцепления?
- Неисправности сцепления автомобиля и методы их устранения
- Как работает сцепление
- Симптомы неисправностей сцепления
- Неполное выключение сцепления
- Сцепление буксует
- При нажатии на педаль сцепления слышны посторонние шумы
- Педаль сцепления при нажатии скрипит и не возвращается
- При резком нажатии педали сцепление выключается
- Рывки автомобиля при работе педалью сцепления
- Педаль сцепления нажимается слишком мягко
- Распространённые причины возникновения поломок сцепления
- Что делать при неисправном сцеплении
- Корзина сцепления
- Диск сцепления
- Выжимной подшипник
- Главный цилиндр сцепления
- Педаль сцепления
- Неисправности датчика
- Тросик сцепления
- Неисправности электропривода
Причины неполного выключения сцепления
Многие автолюбители рано или поздно сталкиваются с таким неприятным явлением, которое именуется как «сцепление ведет» или другими словами не полностью выключается. Причины неполного выключения сцепления могут быть разные, однако существуют некоторые из них, которые встречаются наиболее часто. Рассмотрим подобную неприятность и способы ее устранения на примере «классики», то есть начиная от ВАЗ 2101 и кончая ВАЗ 2107 где конструкция отключения двигателя от коробки передач практически одинаковая. Автор статьи имеет право давать советы по этому поводу так как «изъездил» две модели «Жигулей»: ВАЗ 2101 и ВАЗ 2105.
Одна из причин, по которой сцепление ведет себя неправильно настолько проста, что на нее мало кто обращает внимание в первую очередь – это неправильная регулировка свободного хода педали сцепления. А если конкретней, то это ход превышает допустимое значение в сторону увеличения. Для справки: свободный ход должен быть в пределах 2-4 мм.
Ведь что происходит если свободный ход увеличен? Через систему рычагов усилие на педаль сцепления передается на шток главного цилиндра сцепления, который в свою очередь, перекачивает тормозную жидкость на рабочий цилиндр сцепления (поросенок). При увеличенном ходе педали шток главного цилиндра не совершит свой полный рабочий чтобы перекачать достаточно жидкости в рабочий цилиндр сцепления, который будет не полностью разъединять ведомый и ведущий диски сцепления.
Следующая очень частая причина – это завоздушивание системы гидропривода и утечка жидкости через соединения гидропривода или манжеты главного цилиндра сцепления и рабочего цилиндра. В этом случае необходимо подтянуть соединения или заменить трубки вместе со штуцерами, а также сменить манжеты (уплотнительные резиновые кольца) цилиндров. Затем, конечно, прокачать сцепление.
Не менее «обидная» причина плохой работы сцепления кроется в закупорке отверстия, которое находится в крышке бачка для жидкости. В этом случае создается разрежение воздуха в главном цилиндре и происходит подсос воздуха в цилиндр, а затем и завоздушивание всей гидросистемы. За этим нужно следить, так как пыли и грязи под капотом хватает всегда.
Очень часто к неполному выключению сцепления происходит износ графитовых поверхностей выжимного подшипника сцепления. В этом варианте без снятия коробки и корзины сцепления не обойтись.
Если у вас случилось подобное поставьте вместо графитового подшипника выжимной шарикоподшипник. Я такое делал и остался доволен: сцепление работало более мягко, без рывков при трогании с места.
Бывает еще обломка лепестков ведущего диска. Эту неисправность на глаз определить сложно и под силу только специалистам и то не всегда. Поэтому, если вам случилось снимать коробку передач по какой-либо причине, не поленитесь и проверьте все детали сцепления, чтобы потом не заниматься таким громоздким делом, как снятие коробки передач для ремонта дисков или подшипника сцепления.
Источник
Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать
Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?
Как работает сцепление?
В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно «переваривает» всю мощность, развиваемую двигателем.
В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной
При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.
Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки
При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?
Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?
Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.
Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.
Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра
Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.
Из-за чего возникают неисправности сцепления?
Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.
Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.
Источник
Неисправности сцепления автомобиля и методы их устранения
О том, для чего нужно сцепление, знают даже только что получившие ВУ водители. Но далеко не все автовладельцы, даже имеющие немалый опыт вождения, осознают, что этот узел, несмотря на свою надёжность, не может быть вечным, а его неисправности могут перерасти в очень серьёзную проблему.
Так что знать «врага в лицо» нужно. Но уметь определять причины возникновения проблем в работе сцепления недостаточно, нужно ещё и уметь их исправлять.
Как работает сцепление
Этот узел ответственен за передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Если бы не необходимость периодически разъединять эти агрегаты, сцепление было бы не нужно. Отметим, что этот механизм присутствует только на автомобилях с механической трансмиссией. Если на машине установлена роботизированная коробка, то она тоже оснащается сцеплением, просто им управляют не вручную – эту функцию берёт на себя электроника.
В автомобилях с автоматической коробкой передач используется иной принцип взаимодействия с двигателем.
Упрощённо сцепление можно представить как механизм, состоящий из следующих узлов:
- привода, соединяющего педаль с самим сцеплением (бывает механический, с тросиком, или гидравлический). В случае роботизированной коробки привод приводится в действие актуатором, команды на который поступают от блока управления;
- корзины, состоящей из выжимного подшипника и нажимного диска;
- ведомого диска;
- вилки;
- демпферных пружин;
- педали.
После нажатия водителем на педаль тросик передаёт усилие на штоки цилиндров и затем на вилку, которая посредством выжимного подшипника передаёт механическое усилие на лепестки нажимного диска, а они, в свою очередь, изгибаются к маховику. В результате ведомый диск теряет сцепление с ведущим, и двигатель начинает работать вхолостую, без нагрузки на колёса.
Симптомы неисправностей сцепления
Как мы уже отмечали, многие водители при возникновении проблем со сцеплением понимают, что автомобиль начал вести себя странно, но зачастую свыкаются с этим, не предпринимая никаких активных действий. В результате незначительная поломка перерастает в серьёзную, приводя к ситуации, когда автомобиль становится обездвиженным.
Если знать основные признаки неисправности сцепления, можно избежать таких рисков, проведя своевременный ремонт самостоятельно или обратившись в ближайшую СТО или сервисный центр.
Итак, опишем основные признаки возможных неисправностей сцепления и конкретный узел, ответственный за «неправильное» поведение.
Неполное выключение сцепления
Обычно в таких случаях применяют термин «автомобиль ведёт». Это означает, что ведомый диск при нажатии педали отсоединяется от приводного вала мотора не полностью. В результате автомобиль при трогании с места и при переключении передач резко дёргается, хотя педаль выжимается так же плавно, как всегда.
Причины возникновения такой проблемы:
- свободный ход педали недостаточный. Регламентный размер следует искать в документации к конкретной марке авто;
- регулировка привода нарушилась. Отметим, что решение проблемы будет разным для механического и гидравлического приводов;
- ведомый диск деформирован. Обычно такое происходит, когда номинал торцевого биения превышает полмиллиметра, накладка диска коробится, и он оказывается постоянно прижатым к маховику двигателя;
- ступицу ведомого диска заклинило в шлицах вала. Такая неисправность чаще всего возникает как последствие длительного простоя автомобиля, особенно на открытой стоянке.
Как видим, определить поломку сцепления даже при наличии конкретного симптома не всегда просто, поскольку причин может быть несколько.
Сцепление буксует
Очевидные симптомы подобной неисправности сцепления следующие: когда при отпущенной педали вы нажимаете на газ почти до упора, двигатель «рычит», но отдача не соответствует вашим ожиданиям. Кроме того, может ощущаться запах гари, доносящийся из моторного отсека.
Причины появления подобной проблемы:
- нарушена регулировка свободного хода педали;
- фрикционная накладка ведомого диска «загрязнилась» маслом. Чаще всего такой сценарий характерен для авто с большим пробегом, у которых может прохудиться сальник, прокладка, возникнуть неплотности в соединениях, из-за чего смазочная жидкость разбрызгивается под днищем, попадая и на фрикционные накладки. Именно в таких случаях возможно присутствие запаха горелого масла;
- износ фрикционной накладки;
- проблемы могут заключаться в неисправном приводе. Если заглянуть под днище автомобиля, попросив помощника выжать педаль сцепления, шток рабочего цилиндра доложен двигаться, толкая вилку. Если этого не происходит – поломку следует искать в приводе;
- у авто с гидроприводом подобная неисправность возникает по причине засорения компенсационного отверстия основного цилиндра.
При нажатии на педаль сцепления слышны посторонние шумы
Если педаль отпустить, акустическая обстановка приходит в норму. Характер звуков может быть разным и проявляться от характерного шелеста до прерывисто звучащего с разной интенсивностью скрежета.
Возможные причины:
- посыпался выжимной подшипник из-за наличия люфта или по причине отсутствия смазки;
- пришли в негодность лепестки корзины или демпферные пружины;
- износился подшипник ведомого вала на коробке.
Педаль сцепления при нажатии скрипит и не возвращается
Попробуйте оттянуть её назад носком ботинка. Если это не поможет, то есть проблема не исчезнет – вероятно, привод подклинивает. Или посыпался выжимной подшипник. Иногда к этому приводит заедание пружины педали (чаще всего – из-за продолжительного простоя) или штока главного цилиндра.
Скрипеть может втулка оси в месте крепления педали – достаточно просто смазать её.
При резком нажатии педали сцепление выключается
А если при плавном нажатии/отпускании педали сцепление не включается (такой симптом характерен для гидравлического привода), то можно говорить о следующих причинах:
- нарушена герметичность магистрали системы сцепления;
- в системе уровень жидкости меньше допустимого;
- изношены манжеты главного цилиндра.
Рывки автомобиля при работе педалью сцепления
Если привод исправен, возможной причиной такого поведения может являться ослабление крепления фрикционных накладок (крепёж осуществляется заклёпками) или их износ.
Педаль сцепления нажимается слишком мягко
В большинстве случаев причина такого явления – завоздущивание гидравлической магистрали. Лечится удалением воздуха из системы (прокачкой системы).
Распространённые причины возникновения поломок сцепления
У этого механизма ресурс довольно солидный, лежащий в пределах 100-150 тысяч километров пробега. При «правильной» эксплуатации верхняя планка, зависящая от конкретной модели, легко достижима. Но пресловутый «людской фактор» может стать причиной преждевременного появления неисправностей сцепления. Вот чего нужно остерегаться:
- агрессивной манеры езды. Не следует злоупотреблять частыми резкими нажатиями и столь же резким бросанием педали – при таких действиях фрикционные накладки долго не протянут;
- остерегайтесь постоянной езды под повышенной нагрузкой, чем частенько грешит коммерческий транспорт;
- к преждевременным поломкам приводит неправильная буксировка (неопытные водители часто буксируют с наполовину выжатой педалью). Не следует брать на буксир транспортное средство, масса которого гораздо больше веса вашего авто;
- избавляйтесь от привычки ездить с полувыжатой педалью сцепления без острой необходимости.
Что делать при неисправном сцеплении
Даже если вы тщательно следите за состоянием автомобиля и сумели вовремя диагностировать поломку сцепления, вовсе необязательно тут же ехать в сервисный центр. Характер неисправности может быть таким, что вы сможете её устранить самостоятельно за считанные минуты, сэкономив при этом немало средств.
Рассмотрим, что же можно предпринять при возникновении конкретных проблем. Сгруппируем их по месту локализации.
Корзина сцепления
Одним из симптомов появления проблем в корзине является посторонний шум при нажатии на педаль. Проверяем на износ лепестки корзины. Если они действительно сильно изношены, то мы нашли виновника неприятных звуков, но радоваться рано: ремонту упругие пластины не подлежат, узел меняется целиком.
Поломка или коробление пружины нажимного диска обнаруживается при выполнении ревизии этого узла, при подтверждении диагноза пружину заменяем.
Деформироваться может и сам диск. Попробуйте для начала почистить его. Если не поможет – замене подлежит вся корзина.
Диск сцепления
Если сцепление «пробуксовывает» – вероятнее всего, причину нужно искать именно в этом узле.
- проверяем, не деформирован ли ведомый диск. Если да, то пробуем устранить причину увеличения амплитуды торцевого колебания, которое должно лежать в пределах 0,5 мм. Не помогло – меняем диск на новый;
- проверяем, не заклинило ли ступицу диска на шлицах вала коробки, что обычно бывает при наличии перекоса. Пробуем очистить поверхность от грязи, и наносим смазку ЛСЦ15. Если проблема не исчезла – меняем ведомый диск, но при самом неблагоприятном сценарии придётся заменить и сам первичный вал;
- если на диске заметны масляные пятна, локализуем подтекание и устраняем проблему (обычно это прохудившиеся сальники);
- если износилась фрикционная накладка, на сцеплениях старой конструкции можно заменить только её, в противном случае производим замену диска в комплекте.
Выжимной подшипник
О том, что он изношен, свидетельствует характерный лязг, доносящийся из коробки при выжатой до упора педали при нейтральном положении рычага трансмиссии. С заменой подшипника не затягивайте, поскольку вслед за подшипником «полетит» и корзина, а её ремонт обойдётся вам на порядок дороже.
Главный цилиндр сцепления
Диагностировать неисправность этого узла, устанавливаемого на машинах с гидравлическим приводом, можно по появлению пробуксовки сцепления. Проверьте состояние цилиндра – скорее всего, засорилось компенсационное отверстие. Проблема решается его промывкой.
Следует также проверить, работоспособен ли шток цилиндра (как это сделать, мы уже объясняли). Если проблемы именно в нём – демонтируем главный цилиндр и выполняем его ревизию (чистку, промывку, смазку, замену масла).
Выключение сцепления при резком надавливании на педаль привода также свидетельствует о неисправности в главном цилиндре.
Ремонт такой неисправности главного цилиндра сцепления и способ её устранения заключается в следующем:
- если уровень жидкости в гидравлической системе ниже минимально допустимого уровня – доливаем;
- если со временем он опять падает – налицо разгерметизация системы. Ищем причину и устраняем;
- возможно, падение давления произошло по причине износа или повреждения зеркала цилиндра или рабочей манжеты. Способ устранения – замена этих деталей.
Педаль сцепления
Здесь многое зависит от типа привода (механического, гидравлика, электропривод).
Вариант с мягкой педалью и гидравликой означает, скорее всего, что имеет место быть завоздушенность системы. Способ устранения – прокачка сцепления с заменой ТЖ. Ситуация повторяется – ищем место разгерметизации, устраняем проблему и выполняем прокачку повторно.
Если привод механический, нужно обратить внимание на вилку, которая одевается на шарнир. Возможно, она просто истёрлась. Основные методы устранения этой неисправности сцепления – наварка недостающего металла, регулировка или замена.
Неисправности датчика
Датчик – элемент сцепления, управляемого электроникой. Его задача – информировать блок о положении педали. Управляющий блок на основании полученных данных (не только от датчика сцепления) даёт команды исполнительным механизмам, корректируя такие параметры, как количество оборотов двигателя и угол опережения зажигания с целью создания оптимальных условий для переключения передачи.
Если показания датчика некорректны, переключения будут тоже далёкими от идеальных, с непременными рывками, плавающими оборотами и увеличенным расходом топлива. Полностью неисправный датчик отслеживается бортовым компьютером, при этом загорится хорошо знакомая всем лампочка Check Engine. Причина может заключаться в обрыве цепи или неисправности в самом измерительном приборе. В последнем случае меняем датчик на новый, если проблема не исчезнет – ищем обрыв проводки.
Тросик сцепления
Механический привод всё еще встречается, а на старых автомобилях он вообще доминирует. Тросик можно регулировать (натягивать, ослаблять), увеличивая/уменьшая ход педали. В частности, если он сильно натянут, будет наблюдаться пробуксовка сцепления, поскольку ведомый диск будет контактировать с ведущим неплотно.
Чаще всего тросик растягивается, и если натяжка уже не помогает, единственный выход – замена. Иногда он обрывается, и тут уж без замены не обойтись.
Неисправности электропривода
Причин неправильной работы электронного привода несколько:
- проблемы с датчиками (в навороченных сцеплениях, кроме датчика, отслеживающего положение приводной педали, могут присутствовать и другие);
- поломка исполнительного механизма (электромоторчика);
- обрыв электроцепи системы сцепления (для локализации неисправности потребуется тестер);
- нарушение регулировки педали (например, вследствие естественного износа).
Самыми частыми причинами неработоспособности являются первая и последняя.
Источник