Неопасные вирусы способ заражения компьютера

Компьютерные вирусы

Понятие компьютерного вируса

Классификация компьютерных вирусов

— Семейства вирусов

Понятие компьютерного вируса

До сих пор строгого определения компьютерного вируса не существует, поэтому в различных работах специалистов встречаются совершенно разные трактовки и определения этого термина.

Однако все едины в одном.

Программа-вирус способна к самораспространению. Это и есть главный критерий, по которому отличается программа-вирус от остальных программ.

Другое отличие заключается в том, что обычно понятие компьютерный вирус связывают с какой-нибудь опасностью, подстерегающей даже высоконадежные компьютерные системы, так как программы-вирусы специально предназначены для того, чтобы нарушать нормальную работу компьютерных систем

Мы будем исходить из следующего определения.

Компьютерный вирус — это набор команд, который производит и распространяет свои копии в компьютерных системах и/или компьютерных сетях и преднамеренно выполняет некоторые действия, нежелательные для законных пользователей системы.

Рассмотрим подробнее ключевые элементы определения, чтобы понять его суть.

Компьютерный вирус — набор команд. Тело вируса могут составлять команды какого-либо языка программирования или нескольких сразу. Самым распространенным случаем является язык ассемблера. Реже встречаются команды языка управления заданиями. Иногда используются микропрограммные инструкции, управляющие символы и комбинации в телекоммуникационных сообщениях, различного рода параметры. Последние “достижения” в этой области — макрокоманды.

Компьютерный вирус распространяется. Вирус может создавать свои копии и внедряться в выполнимые файлы программ, командные файлы, системные области компьютера. При этом копии сохраняют способность к дальнейшему распространению. Важно и то, что вирус может распространять набор команд, отличный от оригинала.

Компьютерный вирус выполняет нежелательные действия. Причем нежелательные — это чаще всего мягко сказано. Попадая в компьютерную систему, вирус производит в ней изменения. В лучшем случае — это безобидные действия. Например, отображение на экране монитора разнообразных надписей или рисунков, проигрывание на встроенном динамике различных мелодий. В худшем случае — это разрушение файлов данных и программного обеспечения компьютера. Существуют вирусы, которые могут основательно вывести компьютер из строя и сделать неработоспособной системную плату компьютера. Существуют вирусы, делающие “полезную” работу. Например, один из вирусов, поражающий файлы программ, одновременно сжимает их, создавая на диске больше свободного места. Но он выполняет эти действия автоматически, не спрашивая разрешения на это владельца программ, т.е. и это “полезное” действие является нежелательным для законного пользователя.

Классификация компьютерных вирусов

Вирусы можно разделить на классы по следующим признакам:

· по среде обитания вируса,

· по способу заражения,

· по деструктивным возможностям,

· по особенностям алгоритма вируса.

По с p еде обитания виpусы подpазделяются на файловые, загрузочные и файлово-загpузочные.

ФАЙЛОВЫМ называют вирус, который внед p яется в исполняемые файлы.

Это означает, что код программы-вируса находится в каком-то исполняемом файле.

Файл, в теле которого присутствует код программы-вируса, называется зараженным (инфицированным) файлом.

ЗАГРУЗОЧ H ЫМ (бутовым) называют вирус, который внедpяется в загpузочный сектоp диска (Boot-сектоp), либо в сектоp, содеpжащий системный загpузчик винчестеpа (Master Boot Record).

В данном случае код программы-вируса (или его часть) размещен в загрузочном секторе или в главной загрузочной записи.

Диск, загрузочный сектор которого поражен вирусом, называется зараженным или инфицированным диском.

ФАЙЛОВО-ЗАГРУЗОЧHЫМ называют виpус, который внедряется как в файлы, так и загpузочные сектоpы дисков.

Это уже более сложные вирусы, потому что они реализовывают и алгоpитм заражения файловым вирусом, и алгоритм заражения загрузочным вирусом.

По способам заpажения различают pезидентные и неpезидентные вирусы.

РЕЗИДЕHТHЫЙ виpус размещает себя или некоторую свою часть в опеpативной памяти компьютера, получая возможность пеpехватывать обpащения опеpационной системы к дискам и файлам.

При обращении операционной системы к этим объектам, вирус внедряется в них. Резидентный виpус находится в опеpативной памяти и является активным (т.е. способным заражать все новые и новые объекты) вплоть до выключения или перезагрузки компьютеpа.

Резидентными являются все загрузочные вирусы.

HЕРЕЗИДЕHТHЫЙ виpус не заpажает оперативную память компьютеpа, то есть не размещает свой код в оперативной памяти. Он является активным только во время работы зараженной программы.

По деструктивным возможностям вирусы можно разделить на неопасные и опасные.

НЕОПАСНЫЕ виpусы — это те, которые либо совсем никак не влияют на pаботу компьютеpа, кpоме того, что все-таки уменьшают свободную память на диске в pезультате своего pаспpостpанения, либо ограничиваются видео и аудиоэффектами.

ОПАСHЫМИ виpусами являются все остальные.

Это вирусы, котоpые наносят любой вред компьютеру: пpиводят к сеpьезным сбоям в pаботе, уничтожают или изменяют данные, уничтожают информацию в системных областях компьютера и т.п.

Читайте также:  Примеры расчета линейного способа

Необходимо сразу же заметить, что даже неопасные вирусы в результате ошибок могут нанести вред системе. Ведь по закону Мэрфи «каждая программа имеет хотя бы одну ошибку», следовательно, и каждый вирус имеет таковые. Особенно часто это случается, когда автор вируса сознательно или несознательно пишет вирус под какую-нибудь определенную систему или рассматривает ограничения на объекты заражения. Когда такой вирус попадает в новую среду, его внедрение может вызвать непредсказуемые и часто катастрофические последствия.

По особенностям алгоритма можно выделить следующие группы вирусов:

2) вирусы в структуре файловой системы;

5) полиморфные и MtE -вирусы;

Обо всех этих вирусах и их алгоритмах мы подробно поговорим позже.

Семейства вирусов — это группы из нескольких вирусов. Иногда эти группы насчитывают более десятка представителей.

Вирусам одного семейства или одной группы присуща одна или несколько отличительных черт, которую называют «почерком». Либо в этих вирусах встречается один и тот же алгоритм, либо одинаковые приемы программирования. Часто все вирусы одного семейства принадлежат одному автору, который либо постепенно совершенствует свою программу, либо, используя те же алгоритмы и приемы, пишет новые.

Увеличивается количество представителей в некоторых семействах вирусов и благодаря «студенческим/школьным» модификациям или плагиату. Иногда достаточно изменить деструктивную функцию вируса (тот нежелательный эффект, который производит программа) — и вот уже совсем новый вирус.

Такие вот вирусы и объединяют в одно семейство.

Иногда семейство насчитывает более 30 вирусов.

Размер программы измеряется количеством байт, которые она занимает в памяти. По отношению к программам-вирусам применяется термин длина вируса. Она тоже измеряется в байтах, но это не всегда размер всей программы-вируса. Чуть позже мы подробнее обсудим определение длины вирусов.

Длина вируса является важным его свойством, ее необходимо знать при лечении файлов и загрузочных секторов.

Как известно, программирование — это искусство. Авторы вирусов доказывают, что написание программ-вирусов тоже искусство. Они чуть ли не соревнуются друг с другом в написании самого компактного кода, в реализации самого изощренного алгоритма.

На сколько разнообразна сложность вирусов, на столько разнообразна и их длина (прямой зависимости нет). Длина вирусов колеблется от очень большой до очень маленькой. Например, существуют вирусы с длиной меньше 100 байт и наряду с ними есть вирусы, имеющие значительный размер — более 30 Кб. Но чаще всего длина вируса находится в диапазоне от 500 до 2000 байт.

Особое впечатление, конечно, производят компактные вирусы. Существуют даже своего рода шедевры. Это вирусы, имеющие длину меньше 100 байт.

Во многих классификациях длина вируса включается в его название.

Источник

информатика

Лекции

1. Введение

ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

ИНФОРМАТИКА- НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ СПОСОБЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.

ИНФОРМАЦИЯ – ЭТО НАБОР СИМВОЛОВ, ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ИЛИ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, НЕСУЩИХ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СМЫСЛОВУЮ НАГРУЗКУ.

Например, этот или любой другой текст, имеющий определенный смысл, состоит из набора символов- букв, знаков препинания, цифр, которые объединяются в слова, те в свою очередь — в предложения и далее- в абзацы. Человек, чтобы сообщить что-либо собеседнику произносит определенные фразы- то есть издает звуковые сигналы. Данные – это зарегистрированные сигналы. Однако, не все данные являются информацией. Слыша речь на незнакомом языке, мы получаем данные, но не получаем информацию, в связи с тем, что не владеем методом преобразования данных в известные нам понятия. Изображение на знаке дорожного движения доводит до водителя автомобиля определенную информацию, а для человека, не понимающего эти знаки, они не являются информацией.

Итак, информация – это продукт преобразования зарегистрированных сигналов в известные субъекту понятия. Огромное влияние в передаче информации сыграла письменность. Затем — телефон, радио. Сейчас – телевидение и компьютерные технологии.

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЭВМ) ИЛИ КОМПЬЮТЕР (англ. computer- -вычислитель)-УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. Принципиальное отличие использования ЭВМ от всех других способов обработки информации заключается в способности выполнения определенных операций без непосредственного участия человека, но по заранее составленной им программе. Информация в современном мире приравнивается по своему значению для развития общества или страны к важнейшим ресурсам наряду с сырьем и энергией. Еще в 1971 году президент Академии наук США Ф.Хандлер говорил: «Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания».

В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации. Поэтому философы называют нашу эпоху постиндустриальной. В 1983 году американский сенатор Г.Харт охарактеризовал этот процесс так: «Мы переходим от экономики, основанной на тяжелой промышленности, к экономике, которая все больше ориентируется на информацию, новейшую технику и технологию, средства связи и услуги..»

Читайте также:  Перечислите все способы выделения фрагмента

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

Вся история развития человеческого общества связана с накоплением и обменом информацией (наскальная живопись, письменность, библиотеки, почта, телефон, радио, счеты и механические арифмометры и др.). Коренной перелом в области технологии обработки информации начался после второй мировой войны.

В вычислительных машинах первого поколения основными элементами были электронные лампы. Эти машины занимали громадные залы, весили сотни тонн и расходовали сотни киловатт электроэнергии. Их быстродействие и надежность были низкими, а стоимость достигала 500-700 тысяч долларов.

Появление более мощных и дешевых ЭВМ второго поколения стало возможным благодаря изобретению в 1948 году полупроводниковых устройств- транзисторов. Главный недостаток машин первого и второго поколений заключался в том, что они собирались из большого числа компонент, соединяемых между собой. Точки соединения (пайки) являются самыми ненадежными местами в электронной технике, поэтому эти ЭВМ часто выходили из строя.

В ЭВМ третьего поколения (с середины 60-х годов ХХ века) стали использоваться интегральные микросхемы (чипы)- устройства, содержащие в себе тысячи транзисторов и других элементов, но изготовляемые как единое целое, без сварных или паяных соединений этих элементов между собой. Это привело не только к резкому увеличению надежности ЭВМ, но и к снижению размеров, энергопотребления и стоимости (до 50 тысяч долларов).

История ЭВМ четвертого поколения началась в 1970 году, когда ранее никому не известная американская фирма INTEL создала большую интегральную схему (БИС), содержащую в себе практически всю основную электронику компьютера. Цена одной такой схемы (микропроцессора) составляла всего несколько десятков долларов, что в итоге и привело к снижению цен на ЭВМ до уровня доступных широкому кругу пользователей.

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬТЕРЫ- ЭТО ЭВМ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СХЕМЫ.

90-ые годы ХХ-го века ознаменовались бурным развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир. Именно к началу 90-ых количество подключенных к ним компьютеров достигло такого большого значения, что объем ресурсов доступных пользователям сетей привел к переходу ЭВМ в новое качество. Компьютеры стали инструментом для принципиально нового способа общения людей через сети, обеспечивающего практически неограниченный доступ к информации, находящейся на огромном множестве компьюторов во всем мире — «глобальной информационной среде обитания».

6.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ И ЕЕ ОБЪЕМ.

ЛЮБОЕ СООБЩЕНИЕ НА ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ СОСТОИТ ИЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СИМВОЛОВ- БУКВ, ЦИФР, ЗНАКОВ. Действительно, в каждом языке есть свой алфавит из определенного набора букв (например, в русском- 33 буквы, английском- 26, и т.д.). Из этих букв образуются слова, которые в свою очередь, вместе с цифрами и знаками препинания образуют предложения, в результате чего и создается текстовое сообщение. Не является исключением и язык на котором «говорит» компьютер, только набор букв в этом языке является минимально возможным.

В КОМПЬЮТЕРЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ 2 СИМВОЛА- НОЛЬ И ЕДИНИЦА (0 и 1), АНАЛОГИЧНО ТОМУ, КАК В АЗБУКЕ МОРЗЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТОЧКА И ТИРЕ. Действительно, закодировав привычные человеку символы (буквы, цифры, знаки) в виде нулей и единиц (или точек и тире), можно составить, передать и сохранить любое сообщение.

ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ИНФОРМАЦИЮ, ПРЕДСТАВЛЕННУЮ В ТАКОМ ВИДЕ, ЛЕГКО ТЕХНИЧЕСКИ СМОДЕЛИРОВАТЬ, НАПРИМЕР, В ВИДЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ. Если в какой-то момент времени по проводнику идет ток, то по нему передается единица, если тока нет- ноль. Аналогично, если направление магнитного поля на каком-то участке поверхности магнитного диска одно- на этом участке записан ноль, другое- единица. Если определенный участок поверхности оптического диска отражает лазерный луч- на нем записан ноль, не отражает- единица.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО ИЗ ДВУХ СИМВОЛОВ-0 ИЛИ 1, НАЗЫВАЕТСЯ 1 БИТ (англ. binary digit- двоичная единица). 1 бит- минимально возможный объем информации. Он соответствует промежутку времени, в течение которого по проводнику передается или не передается электрический сигнал, участку поверхности магнитного диска, частицы которого намагничены в том или другом направлении, участку поверхности оптического диска, который отражает или не отражает лазерный луч, одному триггеру, находящемуся в одном из двух возможных состояний.

Итак, если у нас есть один бит, то с его помощью мы можем закодировать один из двух символов- либо 0, либо 1.

Читайте также:  Способы удаления наружного геморроя

Если же есть 2 бита, то из них можно составить один из четырех вариантов кодов: 00 , 01 , 10 , 11 .

Если есть 3 бита- один из восьми: 000 , 001 , 010 , 100 , 110 , 101 , 011 , 111 .

1 бит- 2 варианта,

2 бита- 4 варианта,

3 бита- 8 вариантов;

Продолжая дальше, получим:

4 бита- 16 вариантов,

5 бит- 32 варианта,

6 бит- 64 варианта,

7 бит- 128 вариантов,

8 бит- 256 вариантов,

9 бит- 512 вариантов,

10 бит- 1024 варианта,

N бит — 2 в степени N вариантов.

В обычной жизни нам достаточно 150-160 стандартных символов (больших и маленьких русских и латинских букв, цифр, знаков препинания, арифметических действий и т.п.). Если каждому из них будет соответствовать свой код из нулей и единиц, то 7 бит для этого будет недостаточно (7 бит позволят закодировать только 128 различных символов), поэтому используют 8 бит.

ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ ОДНОГО ПРИВЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКУ СИМВОЛА В КОМПЬЮТЕРЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ 8 БИТ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЗАКОДИРОВАТЬ 256 РАЗЛИЧНЫХ СИМВОЛОВ.

СТАНДАРТНЫЙ НАБОР ИЗ 256 СИМВОЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ASCII ( произносится «аски», означает «Американский Стандартный Код для Обмена Информацией»- англ. American Standart Code for Information Interchange).

ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ РУССКИЕ И ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ, ЦИФРЫ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И Т.П.

КАЖДОМУ СИМВОЛУ ASCII СООТВЕТСТВУЕТ 8-БИТОВЫЙ ДВОИЧНЫЙ КОД, НАПРИМЕР:

A — 01000001, B — 01000010, C — 01000011, D — 01000100, и т.д.

Таким образом, если человек создает текстовый файл и записывает его на диск, то на самом деле каждый введенный человеком символ хранится в памяти компьютера в виде набора из восьми нулей и единиц. При выводе этого текста на экран или на бумагу специальные схемы — знакогенераторы видеоадаптера (устройства, управляющего работой дисплея) или принтера образуют в соответствии с этими кодами изображения соответствующих символов.

Набор ASCII был разработан в США Американским Национальным Институтом Стандартов (ANSI), но может быть использован и в других странах, поскольку вторая половина из 256 стандартных символов, т.е. 128 символов, могут быть с помощью специальных программ заменены на другие, в частности на символы национального алфавита, в нашем случае — буквы кириллицы. Поэтому, например, передавать по электронной почте за границу тексты, содержащие русские буквы, бессмысленно. В англоязычных странах на экране дисплея вместо русской буквы Ь будет высвечиваться символ английского фунта стерлинга, вместо буквы р — греческая буква альфа, вместо буквы л — одна вторая и т.д.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО СИМВОЛА ASCII НАЗЫВАЕТСЯ 1 БАЙТ.

Очевидно что, поскольку под один стандартный ASCII-символ отводится 8 бит,

Остальные единицы объема информации являются производными от байта:

1 КИЛОБАЙТ = 1024 БАЙТА И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО ПОЛОВИНЕ СТРАНИЦЫ ТЕКСТА,

1 МЕГАБАЙТ = 1024 КИЛОБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 500 СТРАНИЦАМ ТЕКСТА,

1 ГИГАБАЙТ = 1024 МЕГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ,

1 ТЕРАБАЙТ = 1024 ГИГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2000 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

Обратите внимание, что в информатике смысл приставок кило- , мега- и других в общепринятом смысле выполняется не точно, а приближенно, поскольку соответствует увеличению не в 1000, а в 1024 раза.

СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПО ЛИНИЯМ СВЯЗИ ИЗМЕРЯЕТСЯ В БОДАХ.

1 БОД = 1 БИТ/СЕК.

В частности, если говорят, что пропускная способность какого-то устройства составляет 28 Килобод, то это значит, что с его помощью можно передать по линии связи около 28 тысяч нулей и единиц за одну секунду.

7. СЖАТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ДИСКЕ

ИНФОРМАЦИЮ НА ДИСКЕ МОЖНО ОБРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ОНА ЗАНИМАЛА МЕНЬШИЙ ОБЪЕМ.

Существуют различные методы сжатия информации. Некоторые из них ориентированы на сжатие текстовых файлов, другие — графических, и т.д. Однако во всех них используется общая идея, заключающаяся в замене повторяющихся последовательностей бит более короткими кодами. Например, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» несколько миллионов слов, но большинство из них повторяется не один раз, а некоторые- до нескольких тысяч раз. Если все слова пронумеровать, текст можно хранить в виде последовательности чисел — по одному на слово, причем если повторяются слова, то повторяются и числа. Поэтому, такой текст (особенно очень большой, поскольку в нем чаще будут повторяться одни и те же слова) будет занимать меньше места.

Сжатие информации используют, если объем носителя информации недостаточен для хранения требуемого объема информации или информацию надо послать по электронной почте

Программы, используемые при сжатии отдельных файлов называются архиваторами. Эти программы часто позволяют достичь степени сжатия информации в несколько раз.

Источник

Оцените статью
Разные способы