Неологизм образованный суффиксальным способом

Скелеты в шкафу

понедельник, 13 февраля 2012 г.

Неологизмы и окказионализмы

Орел ГАУ

Словарный состав языка постоянно обогащается. Главный источник его обогащения — образование новых слов. Как указывают В.В. Лопатин и А.Г.Лыков, «основным признаком нового слова является его объективная новизна, то есть отсутствие в лексической системе языка и восприятие его носителями языка как нового» (Лопатин 1973, с.146, Лыков 1976, с. 34).

Терминологически новые слова обозначаются в лингвистике по-разному. Наиболее полный перечень терминов для обозначения новых слов приведен у В.В. Лопатина в книге «Рождение слова. Неологизмы и окказиональные слова»: «индивидуальные слова», «авторские», «окказиональные слова», «индивидуально-авторские неологизмы», «неологизмы контекста», «стилистические» или «индивидуально-стилистические неологизмы», «литературные неологизмы», «слова-самоделки», «слова-экспромты», «слова-метеоры», «неологизмы поэта» (Лопатин 1973,с. 64). Такое разнообразие наименований возможно потому, что каждый ученый в основу названия изучаемого явления кладет тот признак, который показался ему наиболее ярким. Окказиональные слова называются также окказионализмами.

Для нас наиболее важным является противопоставление неологизмов и окказионализмов. Это связано с тем, что слово рассматривается нами в лексикологическом и словообразовательном аспектах. Известно, что лексикология исследует уже сложившиеся лексические единицы и можно объективно определить оппозицию слов, «ставших общеупотребительными в литературном языке, хотя и осознающихся новыми, и слов, реализованных только в определенном тексте» (Габинская 1981, с.33).

Остановимся на определении неологизма и окказионализма, принятом в современном языкознании. К неологизмам относятся слова, еще не вошедшие в активный запас языка, «принадлежащие общему языку, но сохраняющие оттенок новизны» (Лыков 1972, с.89, Земская 1973, с.20, Лопатин 1973, с.58-61), созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия, «возникшие на памяти применяющего их поколения» (Головин 1979, с. 90). Неологизмы «закреплены в общем языковом употреблении» (Горшков 1979, с. 159), со временем становятся нормой и фиксируются в словарях.

А.Г.Лыков справедливо указывает, что «нет никаких оснований окказиональное слово называть неологизмом, ибо новым может быть только то, что способно с течением времени «стареть» — утрачивать качество новизны». Ученый отмечает, что «по целому ряду своих признаков и особенностей функционирования окказиональное слово выключено из фактора временной протяженности языкового существования, а значит, и из фактора исторического развития и изменения» (Лыков А.Г.1972, с.85).

Окказиональное слово нельзя называть неологизмом, оно является принадлежностью языка и речи одновременно, так как актуализация новообразования в контексте является речевой, но свидетельствует о языковом характере слова. Созданные окказиональные слова являются принадлежностью индивидуального языка, они не рассчитаны на распространение и закрепление в общеязыковом употреблении.

Представляется интересным проследить за употреблением неологизмов и окказионализмов на страницах современной периодической печати. Для выявления неологизмов и окказионализмов нами изучены газеты «Аргументы и факты», «Жизнь», «Комсомольская правда», «Новая газета» за 2000-2005 г.г.

В собранном нами материале преобладают неологизмы. Некоторые из них уже зафиксированы в Большом толковом словаре русского языка ( беспредельщик , думец, местечковый, харизматический, центрист, яблочник). Другие еще не утеряли новизны значения, но они понятны и образованы по известным в языке словообразовательным моделям.

Источник

Урок родного русского языка в 9 классе

УРОК 7. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ В

СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Автор: Киселева Н.В.,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Цели. Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры [1] .

Метапредметные: анализировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, соотносить информацию из разных частей учебника.

Предметные: определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической

Опорные понятия, термины: словообразование, неологизмы.

Инструментарий учителя: учебник: упр. 57, 61, 63, рубрики

«Лингвистические заметки», «Моя Россия», «Диалог культур»;

Критерии оценки устного монологического высказывания и чтения вслух (см.

критерии устного монологического ответа на итоговом собеседовании).

Домашнее задание: §7, упр. 58 или упр. 60

Этап 1. Ценностно-эмоциональный Учитель. Перед вами три слова: 1 ряд — организация, 2 ряд — комфорт, 3 ряд — программа. В течение 2 минут вам необходимо образовать как можно больше слов, используя различные способы словообразования.

Ученики образуют новые слова.

Варианты: реорганизация, организованный, организовать; комфортный; программист, программировать, запрограммированный, запрограммировать, спрограммировать и т.д.

Ученики могут назвать слова «комфортный» и «комфортабельный». Важно! учитель дать словарную справку, что такое паронимы.

Учитель. Знания какого раздела науки о языке вы использовали при выполнении задания?

Учитель. К какой лексической группе относятся предложенные для работы слова?

Учитель. Мы сегодня с вами будет знакомится со словообразовательными неологизмами в русском языке.

Этап 2. Ценностно-познавательный

Учитель. Что такое словообразовательные неологизмы? Дайте определение, используя теоретический материал параграфа.

Ученики. Словообразовательные неологизмы — новые слова, образованные из собственных ресурсов с помощью основных способов морфологического словообразования, принятых в русском языке.

Учитель. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о словообразовании. Какие способы образования есть в русском языке.

Ученики. В русском языке есть следующие способы образования:

суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный, сложением основ, сложением букв, сложением звуков.

Учитель. Давайте проверим, как мы с вами разбираемся в способах словообразования. Обратимся к упр. 57. Прочитайте словообразовательные неологизмы, охарактеризуйте их значения и проанализируйте с точки зрения способов образования.

Читайте также:  Укажите суффиксальный способ образования наречия нежданно негаданно полулежа нигде искренне

ЕГЭ – сложение начальных букв мультимедийный — суффиксальный онлайновый — суффиксальный сноубордист — суффиксальный МЧС – сложение начальных звуков эмчеэсовец – смешанный способ проправительственный — приставочный СМС-голосование – смешанный способ посткоммунистический — приставочный

турсайт – сложение основ без соединительных гласных доперестроечный — приставочный

юнармеец — сложение основ без соединительных гласных рекламодатель — суффиксальный ОГЭ — сложение начальных букв форумчанин — суффиксальный

админ (администратор) — бессуффиксальный антикафе [2] — приставочный онлайн-олимпиада – сложение целых слов тин (тинейджер) — бессуффиксальный восьмизальник — суффиксальный безвизовый — приставочный бюджетник — суффиксальный

туроператор — сложение основ без соединительных гласных

Учитель. Добавьте к нашим словам из упр. 57 еще три слова: бизнес-план, сервис-центр, онлайн-урок. Как вы считаете, они образованы по правилам русского языка?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель. Чтобы проверить себя, предлагаю прочитать рубрику

Ученики читают рубрику «Лингвистические заметки» и отвечают на вопросы

Учитель. В рубрике «Лингвистические заметки» упоминаются два памятника культуры: царь-пушка и царь-колокол. В связи с чем они упоминаются?

Ученики. Они образованы по той же модели, что и слова бизнес-план, сервисцентр. И такой способ образования слов существовал давно, но был малораспространённым.

Учитель. Познакомьтесь с рубрикой «Моя Россия». Составьте по 1 вопросу к содержанию текста и фотографии, на которых изображены памятники культуры.

Можете использовать тонкие/толстые вопросы. Работайте в парах.

Ученики читают текст рубрики «Моя Россия»,

составляют вопросы. Учитель спрашивает 2-3 группы. Ребята задают вопросы, а их одноклассники отвечают на них

Учитель. Если слова царь-пушка и царь-колокол уже существовали в языке, то слова гуглить, чатиться появились недавно. В связи с чем появились эти слова?

Ученики. Они появились в связи с развитием интернета.

Учитель. Какие еще слова вы знаете?

Ученики произносят слова, учитель спрашивает их значение и от каких слов, по мнению учеников, они образованы.

Учитель. Прочитайте новые слова из упр. 61, которые широко используются в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. В случае затруднения используйте размещённые в Интернете словари молодёжного и компьютерного жаргонов. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования. Используйте слова для справок. Работайте в парах.

Гуглить — искать какую-либо информацию в интернете с помощью поисковика Google (суф.).

Твиттить — посылать, публиковать короткое сообщение в социальной сети

Чатиться — общаться, вести беседу в чате (суф.)

Постить – публиковать в интернете (прист.)

Перепостить – разместить повторно пост (сообщение, заметку в интернете), обычно чужой с ссылкой на первоисточник (прист.)

Запостить – опубликовать в интернете. Применяется по отношению как к собственно постам — верхним элементам иерархии сообщений в блогах, так и к комментам, форумным сообщениям, а также к любому тексту, в т.ч. статье, литературному произведению, а также изображению, видеофрагменту и пр.

Банить — удалить игрока с сервера (суф)

Лайкать — 1. Лайкать – любить, нравиться. 2. Лайкать – заносить в список избранного, отдавать предпочтение (в программах интернет-общения, некоторых блогах, на музыкальных, видео сайтах и т.п.) (суф.).

Коммент – комментарий к к-л тексту, размещенный непосредственно рядом с этим текстом: в одной ветке блога или теме форума (безаф.).

Запаролить (компьютер) — установить режим доступа к чему-либо по паролю (прист.-суф.)

Личка — личное сообщение, которое адресуется только одному участнику форума или чата и может быть прочитано только им, в отличии от сообщений, отправленных в общий ля всех форум (чат) — «общак» (суф.)

Учитель. Скажите, а какое у вас самое любимое место общение в интернете?

Ученики. Социальные сети

Учитель. Назовите социальные сети, в которых вы общаетесь.

Ученики. «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.

Учитель. А кстати, как пишутся названия социальных сетей? Перед вами разное написание одной и той же социальной сети: «ВКонтакте» и вконтакте.

Объясните написание названия социальной сети [4] , используя информацию из рубрики «Лингвистические заметки»

(1) Сейчас отбираются сообщения по заданным ключевым словам во

«ВКонтакте» и в Twitter.

(2) Подсказать, как понять, по какой причине ВКонтакте не работает, вполне можно.

(3) По собственным данным, «ВКонтакте» зарегистрировано 73,5 млн аккаунтов, в «Одноклассниках» ― 45 млн анкет.

(4) Знаете, мне, например, становится не по себе, когда я в Контакте у нашего подрастающего поколения в графе «Любимые фильмы» то и дело встречаю «Перл Харбор», «Спасти рядового Райана»…

(5) Эта группа для тех, у кого иногда глючит контакт.

(6) И вот нам остаются лишь телефонные разговоры с такой же работающей подругой («надо бы как-нибудь встретиться…») да час вечернего «вконтакта».

(7) Как думаешь, когда эта наша девочка вырастет, ей тоже придется заводить всякие Вконтакты и Одноклассники, общаться, высиживать там чего-то?

(8) Я как-то случайно пробежал глазами по «вконтакту» своего старшего и понял, что хорошо, что его нет нигде у меня во френдах.

(9) Всем ВКонтактом: пользователи спасают тонущий в Колодищах экскаватор.

(10) В этой простой статье вы можете узнать, как зайти в Контакт со смартфона, планшета или простого телефона.

Читайте также:  Мыло ручной работы холодный способ

(11) Есть ли жизнь без «ВКонтакте»?

Ученики. По современным правилам русского правописания названия социальных сетей следует писать с прописной буквы и заключать в кавычки: «ВКонтакте». Однако в бытовом употреблении при передаче на письме разговорной речи) допустимо написание строчными буквами без кавычек: фото в вконтакте.

Учитель. Хочу еще обратить ваше внимание на необычное морфологическое

«поведение» названия социальной сети. В речи оно отличается от случаев типа «Ревизор» или «В лесах» / «На дне».

С одной стороны, «ВКонтакте» ведет себя как предложно-падежная конструкция (типа «В лесах» и «На дне»), в которой при наличии разных предлогов существительное не изменяется по падежам (примеры 1, 11).

С другой стороны, есть контексты, где имя собственное «ВКонтакте» изменяется как нарицательное существительное 2-го склонения (так же, как и название пьесы «Ревизор»).

Это определяется тем, что название «ВКонтакте» обнаруживает тесную смысловую связь с входящим в его состав нарицательным существительным 2-го склонения контакт: в названии отражена основная функция социальной сети — быть в контакте с друзьями, близкими, коллегами и т. п.

При этом мы обнаруживаем два типа употреблений:

— в одних случаях при отождествлении названия социальной сети с существительным контакт «в» рассматривается как предлог, хотя написание встречается как раздельное (примеры 4, 5, 10), так и слитное (пример 3);

— в других случаях изменяется основа «вконтакт», а в необходимо рассматривать как часть этой основы (примеры 6, 7, 8, 9). Это связано с тем, что постепенно стирается внутренняя форма названия социальной сети, и оно воспринимается носителями языка как отдельное единое слово 2-го склонения вконтакт).

Подобное морфологическое «поведение» названия «ВКонтакте» невозможно для случаев типа «В лесах» и «На дне», где не наблюдается наложения смыслов имени нарицательного и имени собственного. Например, предложение Я читал «В лесах», хотя и возможно при устном прочтении понять двояко (речь идёт о чтении романа или о месте, в котором находился субъект во время чтения), однако заменить имя собственное «В лесах» на нарицательное в лесах без изменения смысла невозможно (сравни: «ВКонтакте» свободно заменяется словом контакт без изменения смысла).

Кроме того, играет роль частотность употребления названия сети «ВКонтакте» в речи. Социальные сети обычно имеют широкий круг пользователей, для многих из которых общение в социальной сети является одним из способов коммуникации, в то время как название романа употребляется в определённых речевых ситуациях, связанных с его чтением или упоминанием отдельных фрагментов.

Образуйте как можно больше слов от слова «ВКонтакте». Определите способ образования.

Ученики. Навконтактить с помощью приставки на- и суффикса –и- (приставочно-суффиксальный способ). Навконтактить — «найти что-либо в социальной сети «ВКонтакте»».

Навконтактить § 7. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ В СОВРЕМЕННОМ

Пополнение русского языка новыми словами, образованными из собственных ресурсов, то есть словообразовательными неологизмами, происходит на рубеже XX—XXI веков не менее активно, чем иноязычное заимствование. Такие неологизмы создаются прежде всего с помощью основных способов морфологического словообразования.

Словообразовательные неологизмы возникают на базе недавно образованных слов или новых заимствований (омоновец, имиджевый).

К числу характерных особенностей словообразования в русском языке новейшего периода, помимо его лавинообразного характера, относится высокая скорость появления целых словообразовательных гнёзд морфологических неологизмов: приватизацияприватизировать, приватизатор, приватизаторский; компьютеркомпьютеризация, компьютеризировать, компьютерщик. Значительная часть морфологических неологизмов образуется как единицы разговорной речи, компьютерного и молодёжного жаргонов.

Лингвистические заметки

Вопрос о том, относить ли слова, образованные от иноязычных заимствований с помощью русских словообразовательных средств, например суффиксов (имиджевый, компьютеризация, маркетинговый), к разряду словообразовательных неологизмов русского языка или рассматривать их внутри группы иноязычных слов, решается в русистике по-разному. Но преобладает точка зрения, согласно которой такие слова — это русские производные иноязычных заимствований.

57. Прочитайте словообразовательные неологизмы, охарактеризуйте их значения и проанализируйте с точки зрения способов образования.

ЕГЭ, мультимедийный, онлайновый, сноубордист, МЧС, эмчеэсовец, проправительственный, СМС-голосование, посткоммунистический, турсайт, доперестроечный, юнармеец, рекламодатель, ОГЭ, форумчанин, админ (администратор), антикафе, онлайн-олимпиада, тин (тинейджер), восьмизальник, безвизовый, бюджетник, туроператор.

Из истории языка

Слово антикафе появилось в русском языке в 2012 году применительно к особому типу общественных заведений, в которых посетители платят только за время пребывания и в которых главным является общение и творческая деятельность по интересам. Синонимами слова антикафе являются его западные прототипы таймкафе, тайм-кофейня и тайм-клуб, а также устойчивое словосочетание свободное пространство

58. 1) Прочитайте словосочетания. Найдите в них словообразовательные неологизмы, объясните их значения и способ образования.

Найти с помощью поисковика; использовать планшетник; побывать на встрече с неформалами; сконструировать новый беспилотник; написать по электронке; разогреть в микроволновке.

Запишите словообразовательные пары (слово + исходное словосочетание), выделяя словообразовательные суффиксы.

Лингвистические заметки

Пришедшие в русский язык многочисленные заимствования типа бизнес-план, сервис-центр, онлайн-урок не вполне соответствуют грамматике русского языка, по законам которой следовало бы сказать план для бизнеса, сервисный центр, урок в режиме онлайн. Они образованы по словообразовательной модели, характерной для английского языка. Однако по таким моделям в русском языке новейшего периода уже создаётся немало собственных морфологических неологизмов, что, как считают учёные, отражает тенденцию к аналитизму в современном русском словообразовании.

Читайте также:  Современные способы лечения тугоухости

Интересно отметить, что указанная словообразовательная модель не является для русского языка абсолютно новой, но примеры её использования всегда были единичными. В ряду таких примеров — значимые для русской культуры крылатые слова — названия Царь-пушка и Царь-колокол.

Моя Россия

Царь-пушка — грандиозное по размерам артиллерийское орудие XVI века весом около 40 тонн. Первоначально предназначалась для обороны Кремля и была установлена на Красной площади над берегом Москвы-реки. Позже, во времена царствования Петра I, была перенесена на территорию Кремля и в настоящее время находится на Ивановской площади Кремля.

Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века высотой более 6 метров и весом 202 тонны. Был отлит по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о её царствовании. По назначению никогда не использовался. Во время одного из пожаров колокол был повреждён и около века пролежал в земле. В середине XIX века его подняли и установили на постаменте в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий»

60.1) Прочитайте аббревиатуры. Знаете ли вы их значения и правила произношения?

ПК, РИА, КИМ, ФГОС, РЖД, ТРЦ, ИТ, ГИА, ВИЧ, жж.

2) Проанализируйте значения аббревиатур и определите способ их образования. Выпишите сначала те из них, которые были образованы из русских многословных названий способом аббревиации, а затем — аббревиатуры, образованные на основе перевода иноязычных составных названий. Пользуйтесь справочными материалами к упражнению, толковыми словарями и словарями новых иностранных слов.

3) Устно разграничьте аббревиатуры на две группы в зависимости от правил их произношения (по звукам или по буквам).

Справочные материалы: Российские железные дороги; информационные технологии (information technology, IT); персональный компьютер (personal computer, PC); федеральный государственный образовательный стандарт; контрольные измерительные материалы; торгово-развлекательный центр; Живой Журнал (LiveJournal, LJ); государственная итоговая аттестация; Российское информационное агентство; вирус иммунодефицита человека (human immunodeficiency virus, HIV).

61. 1) Прочитайте новые слова, широко используемые в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. В случае затруднения используйте размещённые в Интернете словари молодёжного и компьютерного жаргонов.

Гуглить, твиттить, чатиться, постить, перепостить, запостить, банить, лайкать, коммент, запаролить (компьютер), личка.

2) Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования. Используйте слова для справок.

Слова для справок: чат (англ, chatter — «болтать») — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени; пост (в Интернете — от англ, to post — «ссылать», «отправлять») — любая статья и запись на интернет-странице; бан (англ, to ban — «запрещать», «объявлять вне закона») — запрет доступа пользователя к каким-то ресурсам, блокировка сообщений; лайк (англ, like — «нравится!») — выражение одобрения в социальных сетях с помощью специальных значков.

63. 1) Прочитайте отрывок из записи в социальных сетях.

Сейчас во всех соцсетях, в том числе в одноклассниках, в фейсбуке, в инстаграме, в твиттере, в ВКонтакте, вы можете использовать хештеги. Только не делайте их длинными типа #какяпровелсвоелето. Сочиняйте что-то более краткое:

#ЛЮБЛЮЖИВОТНЫХ или #ясдрузьями.

2) Как вы думаете, сколько здесь новых русских слов? Выпишите их и объясните, как они образованы. Используйте материалы рубрики

Лингвистические заметки

Считается, что в современной устно-письменной речи формируется своя система специфических «словесных знаков», к числу которых относятся не только разнообразные сочетания пунктуационных символов и смайлы, служащие для передачи эмоций, но и особые «слитные» слова, образованные слиянием словоформ и целых высказываний.

По современным правилам русского правописания названия социальных сетей следует писать с прописной буквы и заключать в кавычки: «Фейсбук», «ВКонтакте», «Инстаграм». Однако в бытовом употреблении (при передаче на письме разговорной речи) допустимо написание строчными буквами без кавычек: пост в фейсбуке, рекламная ссылка из гугла, фото в инстаграме.

65. Орфографический и пунктуационный практикум.

По словам Вольтера которые сочувстве(н/нн)о приводит Н. М. Карамзин «можно в шесть лет выучит(?)ся всем главным языкам но всю жизнь надобно учит(?)ся своему природному. Действительно языком как средством бытового общения можно овл..деть достаточно быстро (особе(н/нн)о погружением в языковую среду) а вот достичь в своей речи полной свободы сам..выражения и передачи тончайших оттенков мысли и чувства — задача чрезвычайно сложная.

Пути решения этой задачи разнообразны но все они связаны с п..знанием родного языка его словарной сокровш(?)ницы его законов. Становление полноце(н/нн)ой языковой личности (не)возможно без ос..знания языка как своего рода живого организма спая(н/нн)ого корневыми нитями образов и ассоциаций с традициями материальной и духовной культуры нашего народа уходящими за (необозримые горизонты столетий.

По Л. Савельевой)

[1] Эта личностная цель формулируется на все уроки родного языка

[2] Во время разбора этого слова можно обратиться к рубрике «Из истории языка» на стр. 42

[4] В данных примерах из Национального корпуса русского языка и сети Интернет орфография и пунктуация сохранены

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы