Неофициальный способ определения паритета покупательной способности

Паритет покупательной способности (PPP) и его виды — как рассчитать

Идея паритета покупательной способности впервые зародилась в Саламанкой школе в XVI веке. Затем, она была выдвинута в трудах британских экономистов XIX века, в частности Давида Рикардо. Густав Кессель, шведский экономист начала XX века сделал теорию РРР популярной, сформулировав теорию паритета покупательной способности.

Из всех паритетов — это самый обсуждаемый в литературе паритет.

1. Что такое паритет покупательной способности простыми словами

Исходя из этого определения можно вывести формулу паритета покупательной способности:

  • Р1 — стоимость товара или услуги в первой стране;
  • Р2 — стоимость аналогичного товара или услуги во второй стране;

Концепция базируется на законе единой цены, которая устанавливается при отсутствии транзакционных издержек и официальных торговых барьеров.

Традиционно паритет покупательной способности анализирую с точки зрения баланса текущих операций. Если раньше перемещение товаров было основой формирования валютного курса, то сейчас объем сделок на финансовых рынках между контрагентами из разных стран значительно превышает объемы сделок на международных рынках товаров. И рынки капиталов начинают играть существенную роль в формировании валютных курсов.

Паритет покупательной способности представляет собой важнейший инструмент международных сопоставлений. Он позволяет привести национальные показатели к единому измерению.

Базовое предназначение паритета покупательной способности состоит в возможности более адекватного, чем официальные валютные курсы, сравнения параметров личного потребления в разных странах.

Использование паритета покупательной способности незаменимо для корректного ответа на вопросы типа:

  • Какая страна богаче;
  • Как соотносятся уровни ВВП на душу населения в различных странах;
  • Где проходит границы бедности в той или иной стране;

Значение РРР оказывает прямое влияние на определение сумм, которые страна обязана платить в международные организации или на которые может претендовать в рамках общего бюджета.

Паритет покупательной способности в силу его теоретической природы нельзя измерить, а можно только оценить. Международные организации, в частности Всемирный Банк и МВФ, используют для этого сложные методики с длительным сбором данных. В связи с этим, паритет покупательной способности рассчитывается лишь на годовом уровне и с сильным фактическим запаздыванием.

В то же время существуют более простые и наглядные методы сравнения покупательной способности разных валют. Наверное, самый известный из них — «Индекс Биг Мака», рассчитываемый международным изданием The Economist.

Индекс впервые был рассчитан в 1986 году и с этого времени его значение регулярно публикуется.

Нужно отметить, что паритет покупательной способности, рассчитанный МВФ отличается от рассчитанного Всемирным Банком (у МВФ этот показатель стабильно выше).

2. Версии паритета покупательной способности

Гипотеза паритета покупательной способности имеет несколько версий.

2.1. Абсолютный паритет покупательной способности (Absolute Purchasing Power Parity — APPP)

Покупательная способность некоторой суммы в валюте одной страны должна быть равна покупательной способности данной суммы в другой стране, если перевести эту сумму по текущему курсу в валюту первой страны.

Теория паритета покупательной способности предсказывает, что рыночные силы приведут к изменению обменного курса, когда цены национальных потребительских корзин не равны.

Согласно АРРР, курс иностранной валюты должен быть равен отношению цен на одни и те же товары в двух странах. Прямым следствием абсолютного паритета покупательной способности является равенство цен одной и той же корзины товаров, купленной в отечественных и иностранных магазинах, если выразить стоимость данной корзины в единой валюте.

АРРР тесно связан с понятием закона единой цены. Его можно сформулировать следующим образом: цены идентичных товаров в разных странах при переводе их в единую валюту должны быть равны в любой момент времени.

Данный закон относится только к тем товарам, для которых транзакционные издержки, связанные с перевозкой, равны нулю.

Читайте также:  Способ заваривания зеленого кофе

Кроме того, есть ещё рад ограничений, касающихся закона единой цены:

  • Транспортные расходы, торговые барьеры и другие транзакционные издержки могут вносить очень существенные искажения;
  • Обе сравниваемые страны должны обладать конкурентными рынками товаров и услуг;
  • Этот закон применяется только к товарам. Недвижимость и многие услуги, имеющие локальное значение, не задействованы в торговле между странами;

Если закон единый цены не соблюдается, то всегда будет выгодно купить товар в стране с более низкой ценой и продать в стране с более высокой ценой на данный товар. Другими словами, появляется возможность совершать арбитражные операции, которые приведут к выравниваю цен на товар в двух странах.

В реальной экономике существуют проблемы с выполнением абсолютного паритета покупательной способности. И причин для этого несколько:

  • В настоящее время в качестве относительного показателя стоимости корзины товаров и услуг используют индекс потребительских цен (ИПЦ). В каждой стране в потребительскую корзину включают разный набор товаров. Даже если предположить, что качество всех товаров идентично, динамика стоимостей потребительских корзин в двух странах будет разной из-за возможного относительного изменения цен тех товаров, которые отличаются друг от друга;
  • Качество различных продуктов, производимых в разных странах, может существенно отличаться. Люди в развитых странах значительно богаче жителей развивающихся стран и качество товаров в потребительских корзинах будет разное;
  • Кроме того, необходимо учитывать наличие, так называемых, не торгуемых товаров (nontradable goods), транспортировка которых в другие страны связана с избыточными транзакционными издержками;

2.2. Относительный паритет покупательной способности (Relative Purchasing Power Parity — RPPP)

Относительный паритет покупательной способности рассматривают как динамическую версию абсолютного паритета, учитывающую темпы инфляции и движения обменных курсов за определённый промежуток времени.

Согласно RPPP есть некоторый уровень реального валютного курса, зависящей от различных факторов, который характерен для страны в текущих экономических условиях на некотором этапе развития.

При отклонении от этого уровня существуют внутренние силы, приводящие к восстановлению курса.

Относительный паритет покупательной способности базируется на том, что обменный курс между двумя странами будет корректироваться в зависимости от разницы в двух уровнях национальной инфляции.

2.3. Паритет покупательной способности эффективных рынков (Effective Markets Purchasing Power Parity — EMPPP)

Причиной возникновения этой версии паритета покупательной способности стало усиления влияния рынков капитала на формирование реального валютного курса.

ЕМРРР предполагает отсутствие стационарного уровня реального валютного курса.

Два разных подхода к анализу связи цен и валютного курса: с точки зрения рынка товаров (APPP, RPPP и ЕМРРР) не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга и общую картину равновесия в экономике. Кроме того, оба подхода предсказывают, что покупательная способность валюты в экономиках двух стран, находящихся в равновесии, меняться, не должна.

3. Расчёт паритета покупательной способности

Для сопоставления экономики стран в целом необходимо знать паритет покупательной способности не только по рыночным потребительским товарам и услугам, но и по инвестиционным товарам, а также по нерыночным услугам. Сложение отдельных частей паритетов пропорционально удельным весам, которые соответствующие товары и услуги имеют в составе ВВП. Эта методика позволяет рассчитать наиболее общее значение паритета.

ООН проводит международные сопоставления для определения паритета покупательной способности для более чем 800 различных потребительских товаров и услуг, а также 300 инвестиционных товаров и до 20 различных типов объектов недвижимости.

Чаще всего показатель паритета покупательной способности используют для расчёта валового внутреннего продукта (ВВП) и сравнения его с другими экономиками. В мировой практике для такого сравнения применяют чаще всего два метода:

  • Пересчёт ВВП страны из национальной валюты в доллары США. Это номинальный ВВП, но выраженный в долларах США;
  • Рассчитывают ВВП по паритету покупательной способности, то есть с учётом разницы в стоимости жизни;

Существует много полемики вокруг вычисления паритета покупательной способности. Это, по большей мере, связано с нахождением «правильной» потребительской корзины. Проблема состоит не только в разнице уровня цен, но и самом наборе необходимых продуктов. Поэтому существуют несколько базовых наборов, которые используются для разных целей.

4. Равновесный реальный валютный курс

Паритет покупательной способности неразрывно связан с валютным курсом страны.

Основные подходы к анализу равновесного реального валютного курса:

  • Макроэкономический. Реальный обменный курс влияет через торговый баланс на совокупный спрос в экономике. В свою очередь макроэкономические показатели влияют на реальный валютный курс;
  • Подход на основе платёжного баланса. Так как реальный валютный курс напрямую воздействует на конкурентоспособность товаров внутри страны и на торговый баланс, различные изменения в платёжном балансе будут оказывать влияние на валютный курс;
  • Микроэкономический. Изменение реального валютного курса влияет на прибыльность производства, и в свою очередь, характеристики производства будут влиять на обменный курс;
  • Платёжный баланс;
  • Внешнеторговый баланс и оборот;
  • Бухгалтерский учёт;
Читайте также:  Способы подавления образования оксидов азота

Факторы, влияющие на реальный валютный курс:

  • Тарифы, квоты и другие ограничения на импорт;
  • Тарифы, квоты и иные ограничения на экспорт;
  • Открытия новых местораждений полезных ископаемых;
  • Ускорение темпов роста в экспортоориентированных отраслях развивающихся стран;
  • Сдвиг потребительских предпочтений к товарам определённых отраслей;
  • Изменение экзогенных статей платёжного баланса;

Основные недостатки теории паритета покупательной способности:

  • Не все предоставленные товары и услуги вовлечены в международную торговлю;
  • Некоторые товары, которые являются предметом международной торговли, для некоторых групп потребителей не являются взаимозаменяемыми;
  • Теория паритета покупательной способности работает только в долгосрочном периоде;
  • Страны могут производить и потреблять разные группы товаров и услуг, а не аналогичные, как предполагает концепция теории;

5. Выводы

Официальные курсы валют отличаются от теоретических паритетных в связи с существующими ограничениями перемещения денег и товаров, транспортными издержками, политикой фиксированных курсов в ряде стран и др.

Паритет покупательной способности вызывает много споров и критики. Густав Кассель, разработчик этого показателя, обозначал им естественный курс валют. В теории, если фактический курс выше или ниже паритета, то возникшие, в связи с этим экономические процессы в итоге всё равно приведут к паритетному значению. Но это только в теории. На практике валютные курсы существенно отклоняются от паритета из-за наличия таможенных пошлин, экспортных и импортных ограничений, транзакционных издержек, связанных с хранением и перемещением товаров, и много другого.

Несмотря на все положительные стороны и практичность отдельных пунктов теории паритета покупательной способности на базе эмпирических наблюдений разными исследователями было установлено, что полного совпадения изменений обменного курса и паритета покупательной способности, очень часто в краткосрочном периоде не наблюдается. Хотя, надо отметить, что имеет место схождение их трендов, если рассматривать их на достаточно продолжительном временном интервале.

Автор: Кутняк Екатерина, редактор: Балдин Андрей

Источник

Паритет покупательной способности

Из этой статьи вы узнаете, как сравнивать доходы и расходы в разных странах. Зачем это нужно? Для лучшего понимания покупательной способности национальной валюты и уровня жизни населения.

Статьи о благосостоянии или упадке уровня жизни в нашей стране пестрят такими экономическими понятиями, как валовой внутренний продукт, покупательная способность валюты и населения, паритет покупательной способности, индекс потребительских цен.

Эти термины у всех на слуху, но не всегда очевидно, что они означают и как влияют на нашу жизнь. В статье выясним, что такое паритет покупательной способности, а также узнаем, в каких случаях нам может пригодиться это знание.

Что такое паритет покупательной способности

Паритет (т.е. равенство) покупательной способности (ППС) обозначает соотношение двух валют, основанное на ценах на аналогичные товары этих стран. ППС показывает, насколько доступны определенные товары и услуги в разных странах.

Паритет покупательной способности – не то же самое, что валютный курс. ППС – это относительный показатель, который применяется для международных сопоставлений в области экономики.

Например, литр молока в стране А стоит 5 единиц валюты А, а в стране Б – 10 единиц валюты Б.

  • ППС валюты А по молоку = 2 единицы валюты Б;
  • ППС валюты Б = 0,5 единиц валюты А.

Валютный курс – это реальная стоимость денежных единиц одного государства, выраженная в валюте другого. Например, 10 сентября 2021 года 1 доллар США можно купить за 72,76 руб.

В глобальном смысле паритет покупательной способности нужен для сравнения экономического потенциала двух стран. С помощью расчета по ППС можно получить реальное представление об экономике страны и уровне жизни населения.

Также расчет по паритету покупательной способности показывает, какая валюта переоценена, а какая, наоборот, недооценена, но вряд ли это будет иметь какое-то практическое значение.

Читайте также:  Способ передачи звука наушников

В обычной жизни мы не сравниваем экономическую мощь двух государств и не анализируем адекватность стоимости одной или другой валюты. Мы сравниваем цены, качество жизни и уровень зарплат в разных странах.

Пожалуй, самый известный пример оценки валют по паритету покупательной способности – это так называемый «индекс бигмака», который рассчитали в британском журнале The Econom­ist в 1986 году, чтобы сравнить покупательную способность валют разных стран с долларом США. При расчете, как вы уже поняли, за основу взяли стоимость известного бургера в разных странах.

Мне тоже стало интересно сделать подобный анализ, поэтому я позвонила своей подруге, которая живет в Китае.

Индекс покупательной способности

Мы обсуждали погоду, работу, наших собак, затем перешли к сравнению цен в России и Китае. И столкнулись с такой сложностью: чтобы сопоставление было корректным, все прочие условия должны быть хотя бы условно равными.

То есть нельзя просто взять цену на любой товар в России и соотнести ее с ценой в Китае – у этого сравнения не будет никакого контекста, поэтому и вывод «а где цена выгоднее» сделать не удастся.

Мы взяли 50 000 рублей и 4 405 юаней (та же сумма в китайском эквиваленте).

Далее посчитали, сколько на эту сумму мешков собачьего корма одной марки может купить Оксана в Китае (500 юаней за 15 кг), а сколько мешков на эту же сумму в рублевом эквиваленте могу купить я в России (4 400 рублей за аналогичный вес).

У нас получилось, что в России на 50 000 рублей можно купить 11 мешков собачьего корма, в Китае на 4 405 юаней – 8 мешков.

Значит, паритет покупательной способности рубля и юаня по собачьему корму составит 8,8 рубля к юаню.

Вместе мы определили паритет покупательной способности рубля и юаня, придумали новый индекс – индекс собачьего корма. Но разве это значение отражает реальное качество жизни в разных странах? Мы решили, что нет, поэтому продолжили подсчеты.

ППС и уровень жизни населения

Оказалось, что без учета реальных доходов подсчет одинаковых трат не имеет никакого прикладного смысла.

Тогда мы взяли двух условно одинаковых официантов: Иван работает на Дальнем Востоке и получает 30 000 рублей в месяц, Чен – в Китае за 5 000 юаней. Для упрощения подсчетов мы не стали учитывать чаевые.

При таких исходных условиях получилось, что Иван может купить на свою зарплату 6 мешков собачьего корма, а Чен – 10. Выходит, что по индексу собачьего корма уровень жизни Чена лучше Ивана в 1,6 раза.

Вывод на основе второго расчета: собаку выгоднее держать в Китае – там она обходится дешевле с учетом уровня зарплат.

Так, собачий корм – это, конечно, хорошо, но что насчет индекса человеческой еды?

Сначала мы хотели посчитать индекс борща для России и Китая, но не сложилось, потому что для Поднебесной это нетипичная корзина продуктов – в ближайшем китайском магазине не нашлось нужных овощей.

Тогда стали делать расчет на роллах, взяли такие цены для набора на 1 персону: в Китае – 36 юаней, в России – 490 рублей.

Получается, что Иван может купить 61 набор на свою зарплату, а Чен – 138. Выходит, по индексу роллов уровень жизни Чена лучше в 2,2 раза, чем у Ивана.

Как видите, расчет на примере разных продуктов дает разный показатель. Тогда можно ли понять по ППС реальный уровень жизни населения?

Концепция ППС применяется, когда надо сопоставить, например, ВВП на душу населения в разных странах. Если пересчитать этот показатель по обменному курсу, то в долгосрочной перспективе данные будут не показательны из-за колебаний курса валют. Зато показатель ВВП на душу населения, рассчитанный по ППС, будет более точным – без колебаний валютного курса.

Конечно, сравнение цен по паритету дает не совсем реальную картину, потому что в анализ включаются не все товары. При таком подходе нельзя в полной мере учесть качество товара, транспортные и сопутствующие расходы и фактор окружающей среды. Поэтому расчеты по паритету покупательной способности обычно применяют комплексно – вместе с показателями, которые основаны на курсах валют.

Источник

Оцените статью
Разные способы