- ТОП-11 методик и методов изучения английского языка
- Изучение английского языка по методу доктора Пимслера
- Обучение методом Илоны Давыдовой
- Оксфордский и кембриджский способы
- Чтение по методу Ильи Франка
- Методы спецслужб
- Матричный метод
- Ассоциативный способ изучения английского языка и метод мнемотехники
- Метод Say
- Беспереводная методика изучения английского языка
- Метод погружения
- Как выучить английский язык: нестандартные способы
- С чего начинается изучение английского языка
- Нестандартные способы выучить английский язык
- Упражнение А. Аргуэльеса
- Обучение в движении
- Метод Dual N-Back
- Ведение дневника
- Звуковые ассоциации
- Смена личности
- Психологические эффекты, которые помогут выучить английский язык
- Эффект желтого маркера
- Эффект аудитории
- Эффект авторства
- Эффект незаконченного действия
- Закон начала и конца
- Принцип первоочередности
- Мнемоника
ТОП-11 методик и методов изучения английского языка
Кроме системы повторения и закрепления, с помощью которой мы учим язык в большей части учебных заведений, существуют ещё и интересные и необычные способы изучать английский, составленные педагогами со всего мира.
Строго говоря, сколько людей, столько и способов выучить английский язык (и каждый год появляются новые), поэтому даже собственный заведенный режим работы можно считать системой обучения. Но речь не об этом – речь о популярных системах, которыми пользуются тысячи или даже миллионы людей.
Выбрать какую-то одну и придерживаться её может быть сложно. А если она окажется ещё и неэффективной, время окажется потраченным впустую. Поэтому подходить к выбору, какая методика лучше, легкомысленно не стоит, как и в принципе к изучению английского языка.
Вот наиболее эффективные методы и стратегии по изучению английского языка, что можно найти в сети. Но решать, какой из них подходит отдельному ученику больше всего – на совести ученика.
Изучение английского языка по методу доктора Пимслера
Это очень популярная методика для изучения английского языка, которая завязана на регулярном повторении уже усвоенного материала одновременно с изучением нового.
Главной особенностью программы обучения по методу Пимслера (ошибочно иногда называют «методом Пилснера») же является наличие постоянно говорящего диктора, с которым ученик может начинать диалог или просто пролистывать.
Курсы, использующие это систему, всё же подразумевают активный контакт с записанными заранее репликами диктора. К тому же каждый урок длится по полчаса, и после одного занятия рекомендуется не начинать новое сразу же.
Среди преимуществ такого метода обучения:
- последовательность материала;
- забота о том, чтобы ученик усвоил материал окончательно перед переходом к следующей теме;
- длина отдельных уроков;
- возможность скачать плейлист, назвать его «Английский по методу доктора Пимслера» и слушать во время поездок на метро или автобусе.
Но есть и недостатки:
- длина всего курса по Пимслеру составляет в среднем 45 часов (90 уроков по 30 минут);
- при рекомендуемом темпе прослушивания курса очень легко забыть материал в промежутке между занятиями;
- насколько быстро выучить английский язык получится у ученика, зависит не только от него самого, но и от диктора, что может серьезно замедлять системный процесс обучения.
Обучение методом Илоны Давыдовой
Эта система завязана на изучении посредством запоминания ключевых моментов обучения через воздействие на подсознательные рычаги человеческой психологии. Автором числится психолог Илона Давыдова.
Это означает, что каждый шаг в курсе не случаен и имеет за собой какое-то основание (на бумаге, конечно). В первую очередь, память человека активируется эмоциональным восприятием, тематикой и темпом.
Насколько эта методика эффективна — сказать сложно. И понять, подходит ли она конкретному ученику сложно, не купив её. Курс английского языка стоит 5900 рублей, что является его основным недостатком (можно найти не менее эффективные способы бесплатно).
К тому же, впервые метод появился в девяностых годах, когда он набрал тонны положительных отзывов. Сейчас уже за ними увидеть настоящий облик продукта сложно. Из всего следует, что она далеко не в числе лучших методик изучения английского.
Оксфордский и кембриджский способы
Эти системы обучения английскому были разработаны британскими профессорами (несложно догадаться: и Кембридж, и Оксфорд находятся в Британии), рейтинг доверия из-за этого у учеников намного выше. К тому же эти системы существуют свыше 60 лет и успели зарекомендовать себя людям по всему миру.
Отличия между ними в корне минимальны. В обоих случаях преподаёт человек, знающий английский в совершенстве, в большинстве случаев – непосредственный носитель. Учителя не просто рассказывают детям правила, они погружают их в устную среду, побуждают к самостоятельной речи и письму на английском. Поэтому это один из лучших методов изучения английского языка.
Единственное существенное отличие в том, что оксфордская система поощряет исключительно говорение и слух. Конечно, ребёнок будет знать, как пишутся слова.
Но, в первую очередь, он будет учиться использовать их в разговоре, логически выстраивать предложения и самостоятельно выстраивать словесные обороты. Кембриджская система же не игнорирует письмо так сильно.
Чтение по методу Ильи Франка
Этот способ изучения английского языка основан на размежевании целого текста на отдельные отрезки и вкраплении между ними этих же фрагментов, но уже переведённых.
Поскольку многие и решают изучить английский, начиная с чтения книг на этом языке (так можно учить язык дома и на улице), метод уже можно расценивать как хороший. Обычно для понимания сюжета приходится отрываться от книги и смотреть в словарь или переводчик, теряя при этом фокус.
Книги, переписанные с внедрением этого метода, позволяют не только не отрываться от чтения (что вызывает сильное облегчение), но и видеть, как переводится целая мысль, а не отдельные слова в ней. Благодаря этому с легкостью запоминаются многие словесные обороты, идиомы, а также лексика в целом.
Метод очень полезен тем, что лишает очень распространенный способ изучения английского языка самостоятельно большинства его недостатков.
Однако и у системы Ильи Франка есть недостатки: например, отсутствие транскрипции, возможности ощутить непосредственную речь. Но эти лишения можно восполнить прочими методами.
Это скорее теория обучения, чем программа или курс. Сокращение «ESL» означает «English as a Second Language», его носят многие онлайн курсы, а также школы. Это коммуникативный принцип изучения английского, который очень схож с кембриджским и оксфордским.
Начинающий ученик, проходящий обучение по этой теории, будет получать не просто сухую теорию, он сам будет участвовать в общении на иностранном языке и применять правила на практике.
Отличием ESL от более известных аналогов является то, что, в первую очередь, ученик обучается тому, как работает англоязычное общество. Конкретно, американское, потому что большая часть курсов с ESL обучает именно американскому варианту английского.
Методы спецслужб
Под этим словосочетанием кроется множество различных систем быстрого изучения иностранных языков, каждый из которых каким-то образом берет свои корни в тех программах, которыми когда-то учили разведчиков и шпионов. Феномен далеко не новый, о подобных программах известно с 60-ых годов.
Точно узнать, использовала ли хоть какая-нибудь спецслужба одну из этих методик изучения, не представляется возможным, но теперь экспресс курсы изучения английского ассоциативными методами на один лад называются «методами спецслужб».
Программа обучения бывает разная, например:
- отдельные слова вместе встраиваются в какое-либо предложение, ассоциируясь отныне друг с другом;
- иностранные слова запоминаются в связке с родными по звучанию или написанию;
- целые предложения запоминаются ради нескольких слов.
Многие считают, что это лучший метод из доступных, но это не так. Судить, насколько этот метод эффективен, сложно, поскольку средний ученик и так запоминает большую часть своего лексикона, благодаря ассоциациям.
А такой «ускоренный» курс ещё и обделяет учащегося письмом и орфографией. Может, такие методы и подходят для агентов служб, но вряд ли для обычного человека.
Матричный метод
Метод матриц очень лёгкий: ученику предлагаются фразы на самые различные жизненные ситуации, он их слушает, проговаривает и записывает. От обучающегося требуется полнейшая дисциплина, которую и поддерживает педагог.
При матричном методе в человека вдалбливаются и лексика, и синтаксис, и речь, и весь язык в целом. Метод тяжёлый, требуется дисциплина, самостоятельный контроль процесса и тщательно расставленное расписание. Поэтому программа обучения и составляется заранее, чтобы её можно было спланировать перед началом, а не по ходу занятия.
Это отнюдь не самый быстрый способ, но очень действенный.
Ассоциативный способ изучения английского языка и метод мнемотехники
Ассоциативная методика уже упоминался в этой статье. Обычно ученику предлагается запоминать иностранные слова по звуковым ассоциациям в нашем языке. Это, возможно, самый простой метод из представленных.
Например, ученик видит слово talk и узнает, что оно читается как ток. Подключить к этому немного фантазии, и глагол разговаривать теперь отныне будет всегда у него ассоциироваться с электриком. Однако в этом и кроется проблема: нужна фантазия и хоть какая-то память, чтобы образы не перепутались в голове. Это главная проблема ассоциативного метода изучения английского языка.
Мнемотехника — это тот же ассоциативный метод, но есть серьезное отличие: карточки со словами берутся строго в случайном порядке и следуют друг за другом обычно в количестве 100.
Таким образом, слова пассивно запоминаются по образам, с которыми они были показаны на карточках, и образы эти – обычно не что-то связанное с глаголом, а просто похожая по звучанию вещь и явление.
Это, возможно, самый эффективный способ, потому что в этом случае на пользу ученику играет не только память, но и фантазия, чувство юмора и наша тяга лучше запоминать нелепые вещи. Изучение английского по мнемотехнике отлично подходит для детей.
Метод Say
Родители, что заботятся об умении своего чада говорить по-английски с нуля ещё до школы, в основном остаются разочарованными. Ребёнок кроме самых базовых слов не запоминает ничего, потому что даже на русском он не знает абсолютно ничего из грамматики. Из-за этого трудно сотворить хороший и современный курс английского для дошкольников.
Составители методики Say уверены, что ребёнка нужно разговорить, чтобы он выучил английский язык самостоятельно дома ещё до того, как понял, как он работает.
Заточено обучение на активном использовании английского во время произведения каких-либо обычных действий: игр, уборки, рисования. По мнению авторов метода, насыщенное времяпрепровождение научит ребёнка орудовать различными словами.
Однако точно понять, есть ли какие-то преимущества или недостатки сложно. Да, педагоги пришли к правильной идее: практика должна доминировать над теорией, но сама суть курса совершенно не ясна.
Беспереводная методика изучения английского языка
Подобные подходы к изучению возникли сравнительно недавно в достаточно крупной среде людей, которые в школе учили правила, и в итоге на английском так и не заговорили. И они пришли к мнению, что одной практики вполне хватит. Интересный вывод, но от правды далек.
Этот необычный метод – просто второе остриё не особо заточенного меча, потому что теперь ребёнок поначалу не будет понимать, что он говорит в принципе.
Конечно, если сначала запомнить паттерны речи без какого-либо смысла (просто как конструктор), а затем уже дочитывать смысл этих слов – может даже выйти вполне стройная речь. У ребёнка в таком случае есть хорошее произношение, но он совершенно не знает, что он делает.
Как и во всём, самое лучшее — это золотая середина и экспериментировать над ребёнком методикой, для которой не так много учебников, не стоит. Если родителя так сильно гложет нехватка практики у ребёнка – он может с ним иногда говорить на английском.
Метод погружения
Метод погружения это уникальный способ выучить английский, когда человека со знаниями немного большими, чем нуль помещается в среду, где все говорят на этом языке (англоговорящий класс, например) и по ходу дела понимает, кто что говорит.
Конечно, обычно берут целый класс с одинаковым уровнем английского, и педагог даёт много различной информации, которую можно понять подсознательно. Слишком много объяснений не даётся, но спустя время человек всё равно понимает, что к чему.
Недостатков у этого режима обучения несколько:
- ученик вполне может подвергаться на занятиях стрессу, если не успевает за всеми или в принципе не так сильно предрасположен к иностранным языкам;
- метод не подходит для начинающих или для школьников, потому что средний ребёнок не поймет и слова диалога педагога;
- требуется много времени и координации ученика, так как выучить английский язык без пояснений достаточно трудно;
- метод далеко не бесплатный, за специально организованные для этого курсы берутся солидные деньги.
В школах некоторых многоязычных стран (Канады, например) этот метод – стандартная методика изучения английского языка, и, насколько можно судить, она достаточно эффективна.
Источник
Как выучить английский язык: нестандартные способы
Можно ли выучить английский без монотонного заучивания материала? Как разнообразить учебный процесс? Как с легкостью погрузиться в мир английского языка, зная, что впереди огромный объем работы? Мы расскажем, как выучить английский язык благодаря необычным, но эффективным способам.
С чего начинается изучение английского языка
По-хорошему, правильно начинать изучение английского языка с постановки задачи или цели. Вряд ли кому-то приходит в голову мысль: «А не выучить ли мне английский? Просто так, чтобы скучно не было». Каждый делает это для чего-то: для работы, общения, учебы в ВУЗе, для путешествий и т.д.
При изучении английского языка попробуйте отойти от привычной модели обучения
Следующий шаг – определение способа обучения. Здесь каждый отталкивается от того, как ему удобно усваивать новую информацию. Во многом это зависит от типа личности. Экстравертам по душе коллективные занятия в языковых школах, а интровертам комфортнее будет на индивидуальных беседах с преподавателем. Если обучение на курсах человеку в принципе не по душе, он выбирает путь самостоятельного изучения английского языка. Здесь в ход идут все материалы, которые можно найти: книги, приложения, онлайн-лекции и все в таком духе. Кстати, эти материалы стоит использовать и в сочетании с языковыми курсами.
Но об этом всем уже не раз сказано и все знают, как выучить английский язык в традиционном понимании. А что если подойти к этому процессу не совсем стандартно и привнести в него что-то необычное?
Нестандартные способы выучить английский язык
Мы рассмотрим методы, которые нечасто встретишь в классическом образовательном процессе, доказавшие свою эффективность. Их применение точно не ухудшит знание английского языка, а при правильном подходе поможет выучить английский быстро и надолго.
Упражнение А. Аргуэльеса
Полиглот Александр Аргуэльес владеет более чем 50 языками, часть из которых уже не используется в мире. Как он утверждает, писать на любом языке гораздо проще, чем читать и разговаривать. Проще усвоить грамматические правила, чем обрести понимание произношения, потому что во время письма у мозга больше времени, чтобы подумать.
Главный совет Аргуэльеса – читать вслух. Это кажется очевидным, но мало кто это делает. Во время чтения вслух активизируются три действия: вы видите, слышите и произносите текст. Таким образом мозг лучше усваивает новую информацию.
Обучение в движении
Этот совет дает тот же Аргуэльес. По его мнению, именно во время движения лучше слушать аудиоматериалы или вести беседы на английском языке. Но при этом должны учитываться три пункта:
- обязательно двигаться быстро и на свежем воздухе – отлично подойдет бег в комфортном темпе или быстрая прогулка;
- не забывайте держать спину ровно;
- четко проговаривайте все фразы.
Прослушивание аудиоматериалов во время бега даст больший эффект, чем в обычной обстановке
Александр проводил эксперименты, в ходе которых он подавал одинаковый материал студентам, одна часть которых находилась в привычном классе, а вторая занималась на улице. Вторая группа показала более высокий уровень усвоения материала.
Метод Dual N-Back
Упражнение поможет тем, у кого плохо развита рабочая память, которая отвечает за быстрое обучение. Соответственно, люди с хорошей рабочей памятью могут выучить английский язык быстрее остальных и нередко становятся полиглотами. Суть упражнения несложная – оно построено в формате игры, в ходе которой нужно запоминать буквы и расположение фигур на несколько ходов, а затем реагировать при обнаружении повторов.
Ведение дневника
Этот метод не назовешь таким уж нестандартным, однако о нем редко вспоминают, а зря. Заведите себе дневник, в котором будете описывать все, что находится вокруг вас и что произошло за день. Таким образом вы улучшите знания английского не по какой-то определенной теме, а в целом. Для большей эффективности можно сочетать с первым упражнением Аргуэльеса.
Звуковые ассоциации
Этот метод ввели еще в 70-х годах. Его суть состоит в том, чтобы подобрать для английского слова или словосочетания похожее по звучанию слово на родном языке, а для лучшего запоминания придумать предложение, в котором их можно соединить.
Смена личности
Этот способ предложил лингвист М. Берлиц. Согласно ему, человек должен выдумать для себя личность иностранца и начать исполнять эту роль. Нужно придумать биографию, интересы, привычки. Играя роль вымышленного персонажа, общайтесь с окружающими исключительно на английском языке. Этот метод можно применять как на групповых занятиях в школе, так и дома.
Психологические эффекты, которые помогут выучить английский язык
Речь сейчас пойдет, конечно же, не о гипнотических воздействиях. Мы поговорим об особенностях психики человека, которые можно использовать для повышения эффективности изучения английского языка.
Эффект желтого маркера
Его суть в том, что человек склонен запоминать только те объекты, которые кардинально отличаются от других. К примеру, среди людей в черных пальто вы не запомните ни одного, но обратите свое внимание на единственного человека, который идет в красном.
Как использовать этот эффект с пользой для учебы? Предположим, вы не можете запомнить слово «stomach» (живот). Составьте с ним подборку из разных слов, которые не касаются темы частей тела. Например, напишите перечень косметических средств и впишите в него наше слово. А теперь начните учить эти слова так, как привыкли. Контрастируя с остальными элементами перечня, слово «stomach» будет привлекать ваше внимание – и таким образом лучше запомнится. Но это не единственный вариант применения.
- Выделяйте трудные слова яркими цветами. Это очевидный, но эффективный совет. Попадаясь на глаза как можно чаще за счет яркого оформления, слова лучше запомнятся.
- Произносите слова громко. Можете даже их напевать.
- Занимайтесь в непривычных местах. Как мы уже выяснили, свежий воздух благотворно влияет на изучение английского языка, поэтому смело идите в местный парк.
- Рисуйте то, что учите. Метод подойдет тем, кто только начал изучение. Здесь не играют роли ваши художественные способности. Просто нарисуйте то, что не можете запомнить, и подпишите на английском.
Эффект аудитории
Для каждого человека этот эффект работает по-разному. Необходимо выяснить, как на вас влияет аудитория. Некоторые люди начинают сильнее стараться, когда на них смотрят люди, не хочется же перед ними оплошать. Если вас мотивирует дух конкуренции, идите на коллективные занятия.
Эффект авторства
У человека есть такая психологическая особенность: он лучше запоминает материал, который придумал сам. Собственное сочинение намного проще выучить, чем чужое, потому что его копия уже находится в вашей голове. Сочиняйте предложения с теми словами, которые нужно выучить. При этом старайтесь придумывать не абстрактные ситуации, а описывайте то, что касается непосредственно вас.
Сочинение текстов положительно повлияет на процесс обучения
Эффект незаконченного действия
Человек лучше запоминает информацию в действиях, которые не получилось закончить. Если вы не досмотрели эпизод любимого сериала, потому что вас отвлекли, он прекрасно запомнится. Именно благодаря этому эффекту студенты забывают весь материал после экзаменов – процесс завершен, мозг считает информацию неактуальной. Чтобы не терять знания в области английского языка, нужно постоянно поддерживать информацию в актуальном состоянии.
Закон начала и конца
Мы хорошо запоминаем материал в начале и в конце занятия или текста. На этом законе базируется так называемый метод Штирлица. Согласно ему, всю важную информацию подают в начале разговора и во время его завершения. Это хорошо прослеживается во время разговора с официантом. Из всех порекомендованных им блюд вы скорее всего остановитесь либо на первом, либо на последнем. К слову, рестораторы знают об этом законе и активно им пользуются.
Разделите всю информацию, которую вам необходимо выучить, на два блока. Первый учите утром, в первые часы после пробуждения, а второй – практически перед сном. Так вы сделаете изучение английского языка гораздо более эффективным.
Принцип первоочередности
Наш мозг устроен так, что первая поступившая к нему информация автоматически считается правильной. Даже если спустя время мы найдем более правдивые данные, мозг все равно откажется их воспринимать. Поэтому важно внимательно относиться к достоверности источников данных, из которых вы черпаете знания по английскому языку.
Мнемоника
Мнемоника или мнемотехника – очень эффективный инструмент в изучении английского языка. Метод звуковых ассоциаций, который мы описали выше, в чем-то перекликается с этой техникой. Суть ее в том, чтобы подбирать ассоциации к английским словам. Ассоциации могут быть как визуальные, так и звуковые. Прекрасный пример мнемоники – знакомая из детства фраза об охотниках на фазанов, объясняющая последовательность цветов радуги.
Все эти психологические особенности и методы можно сочетать между собой для достижения наилучшего результата. Главное – сделайте процесс изучения английского языка комфортным для себя, не старайтесь запомнить все сразу и слушайте внимательно сигналы подсознания, ведь оно лучше всех знает, какой способ обучения вам подходит.
Источник