- Самые странные методики изучения иностранного языка
- Crazy English
- Фонетические ассоциации
- Полное погружение (Смена личности)
- НЛП-метод
- Физическое реагирование ( Silent method )
- 25-й кадр
- Эмоциональное рисование
- Театральный метод
- Гипнопедия (Обучение во сне)
- Гипноз (не путать с гипнопедией!)
- Самый сомнительный метод
- «Я внезапно подпрыгнул до Intermediate»: 9 недорогих способов выучить иностранный язык
- Лайфхаки читателей Т—Ж
Самые странные методики изучения иностранного языка
Что для одного странно, для другого – необычно или инновационно, а для третьего – «прикольно». Так что не судите строго название этой статьи. Мы, между тем, перейдем к сути: расскажем про не самые классические способы учить английский (да и любой другой язык).
Crazy English
Откуда взялась: Примерно в 90-е годы прошлого века китайскому инженеру по имени Ли Янг удалось превосходно выучить английский язык, но он быстро обратил внимание на то, что не всем так везет. Тогда Янг поделился своим способом изучения – и тот у публики «зашел». С тех пор он заработал миллионы долларов и, согласно собственному утверждению, обучил английскому более 20 миллионов человек.
В чем суть: By shouting out loud, you learn – таков слоган методики. По мнению Янга, всё в этой жизни мы должны делать от души и с полной самоотдачей, поэтому новые слова и фразы на английском нужно… выкрикивать. Так это и выглядит: студенты в быстром темпе кричат популярные или случайные английские фразы, сопровождая их жестами. На занятиях минимум грамматики, чтения, аудирования и прочего.
Почему может работать: Китайская молодежь, которую с детства воспитывают в духе «молчи и уважай старших», «береги лицо» и проч., справляется со страхом ошибок, стеснением из-за акцента, неуверенностью – и делает первые шаги в английском.
Почему не мейнстрим: Педагоги в Китае настолько активно протестуют против такого подхода, что в некоторых регионах администрация его запретила. Учителей «старой школы» возмущает, что Янг не прививает на занятиях системное понимание языка, его внутренней структуры. Отсюда и растут корни у «китайского-английского».
Фонетические ассоциации
Откуда взялась: Методику фонетических (звуковых) ассоциаций придумал профессор Стэнфордского университета Рон Аткинсон, затем успешно опробовал ее на своих студентах.
В чем суть: Во многих языках есть похожие по звучанию слова. Там, где и значение схожее, трудностей не возникает. Там же, где значение отличается, необходимо придумать ассоциациативные фразы, которые легче запомнить, чем «просто слова», вне контекста. Например, запомнить слово look поможет слово «лук»: Не могу смотреть , когда режу лук . Или mesh : петля меш ает выбраться.
Почему может работать: Эволюционно мозг человека «заточен» на истории – их придумывание, пересказ, запоминание (еще со времен первобытных посиделок вокруг костра). Так что фразу нам и правда легче запомнить, чем отдельное слово – зазубрить.
Почему не мейнстрим: Это лишь методика запоминания слов – малая часть целой системы под названием «изучение иностранного языка». Грамматику, синтаксис и прочее ассоциациями уже не выучишь.
Полное погружение (Смена личности)
Откуда взялась: Методику придумал немецкий, а затем американский лингвист и педагог Максимилиан Берлиц в 19-м веке.
В чем суть: Студенты играют в ролевую игру без стоп-слов. На занятиях (а желательно и вне их) они должны забыть прежнюю идентичность (имя, возраст, профессию и проч.), а взамен придумать себе новую – на том языке, который изучают. И вот уже инженер Ваня из Астрахани превращается в таксиста Джонатана, живущего в Нью-Йорке. Ну и конечно, никаких подсказок и речи на родном языке во время занятий!
Почему может работать: «Погружение» и/или искусственное создание для себя языковой среды признано мировым педагогическим сообществом как очень полезное при изучении чужого языка (мы об этом писали ).
Почему не мейнстрим: Метод явно не предназначен для начинающих. Иначе пришлось бы изображать глухонемого Питера из Канзаса. Да и к проблеме построения в голове языковой системы тоже много вопросов.
НЛП-метод
Откуда взялась: НЛП затевалось с того, чтобы на подсознательном уровне воздействовать на человека, помогая ему стать тем, кем хочет, – более решительным, смелым, предприимчивым, уверенным и проч. Со временем органично появилась гипотеза о том, что обучить можно не только характеристикам личности, но и навыкам.
В чем суть: Преподаватель английского совмещает классические занятия с популярными НЛП-техниками, такими как якорение, swish , рефрейминг и другие.
Почему может работать: правильное использование принципов и техник НЛП помогает укрепить уверенность в себе, преодолеть страх говорения, настроить на продуктивное обучение (какие именно методики полезны, мы уже писали ).
Почему не мейнстрим: НЛП уважают не все. Эффективность метода не доказана. Результаты сложно оценить и измерить – связаны они с применением НЛП, или «классические» методики преподавания хорошо сработали.
Физическое реагирование ( Silent method )
Откуда взялась: Методику предложил Джеймс Ашер из Университета Сан-Хосе в 70-е годы прошлого века.
В чем суть: Дети обучаются языку молча. Сначала они долго слушают и впитывают новые слова, интуитивно догадываясь об их значении. Затем учатся понимать глаголы действия – и действуют сообразно им («дай мячик», «иди сюда»). И только после развития спонтанной физической реакции на происходящие вокруг процессы ребенок отваживается говорить. Ашер предложил обучать взрослых второму языку, как дети обучаются первому.
Почему может работать: Логика и доказательная база здесь определенно есть.
Почему не мейнстрим: «Пассивное» слушание может растянуться на пару лет (многие дети начинают говорить именно к 2 годам). Взрослые студенты в большинстве своем не готовы так долго ждать (и платить за занятия!).
25-й кадр
Откуда взялась: Бизнесмен Джеймс Викари выдвинул гипотезу, что можно внушить человеку желание или мысль, если дать ему увидеть определенные изображения. Внушение не будет вызывать протеста, если изображение поместить на 25-й кадр, который человек якобы увидеть и воспринять сознательно не способен. Викари заработал немалые деньги на ажиотаже, а его последователи развили теорию 25-го кадра и предположили, что можно не только внушать, но и обучать.
В чем суть: Бродила одно время по сети некая программа «25-й кадр», которая в быстром темпе прогоняла по экрану карточки со словами. Создатели утверждали, что запоминать ничего не нужно – только смотреть, а подсознание «запомнит» само. Вот только скорость смены кадров (несколько в минуту) у любого нормального человека вызывала желание выключить программу, а не самоотверженно «учиться».
Почему может работать: Не может! Достоверность теории 25-го кадра подтвердило лишь одно исследование – и то было проведено… Джеймсом Викари. Ну вы поняли.
Почему не мейнстрим: Кто поверил и обжегся – не повторяет. Но легенда живет, ведь «волшебные таблетки» любят все.
Эмоциональное рисование
Откуда взялась: Источники мы не нашли. Но подозреваем, что идею подсказала сама жизнь.
В чем суть: Студенты рисуют яркие, выразительные картины и подписывают их на изучаемом языке. Важно при этом думать о том, что рисуешь.
Почему может работать: Задействуется визуальная и кинестетическая память (а среди людей до 80% – визуалы). К тому же метод не назовешь скучным, а что интересно – легче запоминается.
Почему не мейнстрим: Метод отлично подходит детям. Взрослые увидят в нем массу недостатков – от трудоемкости и «времязатратности» до ограниченности, ведь изучаются таким способом только слова, причем предельно конкретные.
Театральный метод
Откуда взялась: обучение с помощью любимых занятий настолько распространено, что корни уже не найдешь. Театр же в качестве «базы» придумали брать за основу в театральной студии M.E.S.S . в Москве.
В чем суть: Студенты учатся английскому языку, пока ставят самый настоящий театральный мюзикл – только на английском языке. Все репетиции на английском, костюмеры, гримеры, менеджеры сцены тоже на английском стараются общаться (настолько это возможно).
Почему может работать: Метод аналогичен «погружению». Так же и работает.
Почему не мейнстрим: Начинающим не подходит. Тем, кто боится сцены, – тоже. Да и сфера применения ограничена.
Гипнопедия (Обучение во сне)
Откуда взялась: Применять сон во благо обучению пытались с древних времен еще буддийские монахи и индийские факиры. Новый виток популярности метод получил в 20-е годы прошлого века.
В чем суть: Во время естественного сна студенты прослушивают записи слов, фраз, диалогов, текстов. А проснувшись, способны их воспроизвести. Или хотя бы гораздо быстрее «сознательно» запоминают.
Почему может работать: Вообще-то ученые пока не договорились насчет эффективности метода, но исследований с выводом «не работает» гораздо больше. (Список исследований есть в Википедии ).
Почему не мейнстрим: Даже те исследователи, которые «за» метод, признают, что усваивать информацию во сне мозг способен, а вот связи выстраивать – нет. Но звучит так красиво, что литература и кинематограф подхватили: элементы гипнопедии мы встречаем в романах «О дивный новый мир» Хаксли, «Гадкие лебеди» Стругацких, в сериалах «Большая перемена», «Симпсоны» и даже в мультфильме «Барбоскины».
Гипноз (не путать с гипнопедией!)
Откуда взялась: Что только с помощью гипноза не пытались делать! Обучение иностранному языку – далеко не самое экзотическое.
В чем суть: Гипнотерапевт либо сам выступает в качестве преподавателя, либо они с преподавателем работают в паре. Чередуются сеансы гипноза и классическая методика изучения языка. Сторонники метода видят пользу применения гипноза в том, что он вводит человека в сверхобучаемое, сверхсосредоточенное состояние, к тому же (аналогично НЛП) снимает страхи, зажимы и блоки. Кстати, к обучению может также добавляться третий элемент – психотерапия, когда ради целей успешного изучения иностранного языка специалист прорабатывает со студентом его детские травмы, взрослые фобии и проч.
Почему может работать: Гипноз, вопреки мнению скептиков, – прикладная наука, и он довольно эффективен, если речь об очень внушаемых студентах…
Почему не мейнстрим: …но таких меньшинство. В основном, люди обладают довольно сильной волей. Кроме того, у гипнотизеров так себе репутация.
Самый сомнительный метод
Ученые пришли к выводу , что умеренное употребление спиртного помогает в изучении иностранных языков. Концентрация снижается, память ухудшается, язык слегка заплетается – это так. Зато уверенность растет настолько, что исчезает страх говорить и даже фонематические способности слегка улучшаются (а с ними – произношение).
Источник
«Я внезапно подпрыгнул до Intermediate»: 9 недорогих способов выучить иностранный язык
Лайфхаки читателей Т—Ж
Факт: новый язык не освоить за день. Тоже факт: язык можно выучить бесплатно или почти бесплатно.
Мы попросили читателей поделиться лайфхаками по освоению новых языков и собрали советы в один материал. В подборке есть идеи как для общительных и активных, так и для тех, кто предпочитает учиться в одиночестве.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Я самостоятельно занимаюсь немецким каждый день. До этого училась в Гумбольдт-центре, планирую в ближайшее время вернуться. Будет веселее и эффективнее, сейчас коммуникация сильно страдает. Еще иногда лень разбирать новые темы. Не придерживаюсь плана, хотя занимаюсь по учебнику, но он заточен под коммуникативную методику. Спасают разговорные клубы, иногда переписываюсь с маленькими немецкими блогерами, смотрю немецкий «Тикток», Deutsche Welle. Еще есть пара русскоговорящих в Германии, с которыми мы познакомились в интернете, — они помогают. Это особенно актуально при изучении лексики: я не понимаю некоторые вещи — почему говорят так, а не иначе. Зато грамматика в немецком логичная, и образование слов — восторг: можно даже не учить, а пофантазировать иногда и попасть в яблочко.
А вообще, иностранный язык — это на всю жизнь. Как только перестаешь ему уделять время и внимание, он гаснет. Так и произошло с английским. Я слышу английскую речь, понимаю, но начинаю отвечать на немецком, потому что сейчас активно его осваиваю.
Я учил английский в вузе два года, а потом на семь лет забыл его полностью. Но когда пришел на работу в иностранную компанию, оказалось, что мой босс — датчанин. Когда стало ясно, что без языка я не то что объяснить, зачем мне «Автокад», но и отпроситься с работы не могу, я внезапно — очень точное слово — подпрыгнул до Intermediate за несколько месяцев.
Постоянное общение, потребность объяснять, убеждать, говорить сделала свое дело. Только мотивация дает результат. Нет мотивации — нет разницы, какой у вас преподаватель и методика.
Я пока в процессе. Мой примерный уровень — B1. Вот что я делаю.
Веду чек-листы по темам, которые нужно знать. Выучил — ляпнул галочку. Составил их сам, поэтому бесплатно. Учу 10 слов в день. В этом мне помогает Quizlet — там можно создавать двусторонние карточки. Это бесплатно. Сначала я писал бумажные, но после двух тысяч слов меня это достало. Подкасты — советую всем English Effortless Podcast от A. J Hoge. Читаю «Реддит». Если вы хотите лучше понимать западную культуру, то это мастрид. Можно найти комьюнити по любым интересам или просто листать мемы, запоминая сленговые выражения. Бесплатно и очень годно.
Еще прохожу упражнения по грамматике в «Лингвалео» каждый день. Занимает 5—10 минут. Плачу в год 1100 Р . Смотрю контент в оригинале. Сейчас это девятый сезон «Друзей». Рекомендую сервис Puzzle Movies. Он стоит дешевле любого стриминга, но при этом дает оригинальную дорожку, субтитры, словарь и мгновенный перевод. Год без скидок стоит 2990 Р , но можно поймать цену пониже на Новый год. Я приобрел подписку сразу на два года в Черную пятницу за 1600 Р . Общаюсь с носителями. Это стоит 5—7 $ за 30 минут общения. Собеседников ищу на Italki. Советую покупать уроки пакетами, так вы получите скидку и избежите комиссий при покупке валюты. Берете один для теста, и если нравится, то покупаете сразу пять. Так можно сэкономить до 10 $. В месяц трачу на это до 5000 Р .
Есть два главных принципа.
Надо перестать воспринимать иностранный язык как набор слов и правил и начать воспринимать его как способ перевода мыслей в звуковую или письменную форму. Вы смотрите сериал и думаете: «Окей, какую мысль хотел донести герой, когда сказал эту реплику?» Когда у вас будет такая же мысль, вы просто воспроизведете эту фразу. Я использую Present Perfect не потому, что так в написано в синем словаре Мерфи, а потому, что хочу донести мысль, что я побывал в Лондоне.
Изучение языка — это всегда слезы и боль на каком-то этапе. Да, придется насиловать себя толковым словарем, чтобы не думать о русском языке. Да, придется зажимать одно ухо и повторять, как попугай, чтобы поймать произношение, темп и акценты в предложении.
Знаю девять языков, не считая русского: греческий, английский, турецкий, французский, шведский, немецкий, грузинский, итальянский, коми. Первыми четырьмя владею совершенно свободно. Плюс по верхам знаю общеупотребляемые языки типа латыни или испанского, но их не считаю.
Сложности возникают с первым-вторым языком. Или если язык сильно отличается от уже известных. А методики разные, кому что подойдет — универсального рецепта нет. Я знакомлюсь с логикой и звучанием через «Дуолинго». Если нравится, беру курсы. Хотя большая часть известных мне языков — вынужденная мера, и изучение происходило в среде. А итальянский и немецкий я освоила и осваиваю именно на курсах.
Однако мне повезло: меня с детства пичкали языками — на английском научилась писать раньше, чем на русском. Знать много языков кажется естественным с раннего возраста.
Четыре раза проходила курс Intermediate в разных языковых школах с носителями. Преподаватели были из Англии, Австралии, США, ЮАР. Я тратила по 2—6 тысяч в месяц на протяжении 6—8 месяцев. Бесполезно: грамматику знаю, но не заговорила.
А тут моя подруга опубликовала расценки на индивидуальные занятия — 300 Р в час. «Чем черт не шутит, — подумала я. — Попробую». У нас было по два занятия в неделю. И спустя четыре месяца я уверенно говорю на повседневные темы, высказываюсь насчет своих политических взглядов, обсуждаю социальные проблемы и экологию. Разумеется, не только репетитор помог: я читаю новости и статьи на английском, самостоятельно занимаюсь грамматикой по учебнику.
Несколько лет назад начал учить немецкий самостоятельно при помощи различных приложений типа Drops, Memrise. Самым годным на тот момент показалось Busuu: уроки довольно структурированные, есть грамматика, а не только словарный запас, который можно «добивать» другими, ориентированными на лексикон приложениями.
Через полгода начал заниматься с преподавателем. По ее словам, у меня была пусть и несколько хаотичная, но довольно крепкая база. Сейчас уже занимаюсь только с ней. Не удается заставить себя выкроить время на самостоятельные занятия, да и преподавателя можно засыпать интересующими вопросами.
У меня в багаже три иностранных: английский, французский, японский. Недавно начала учить китайский. Английским владею свободно: могу говорить, читать, писать, создавать руководства по своей специализации, сдала САЕ на С2. Французский изрядно подзабыла, но могу читать что-то простое. На японском читаю несложные книги в свое удовольствие, могу говорить на бытовые темы. Китайский на уровне «привет-пока». Английский и французский — наследие школы. Нас муштровали на совесть: даже мои иностранные коллеги спрашивали, где я училась, в Великобритании или Америке. Увы, не была ни там, ни там. Японский учила уже после института, потому что хотелось. Две частные школы в России, онлайн-курсы, три поездки в Японию в языковую школу, самостоятельное изучение. Могу написать оду в восемьсот стихов про килотонну ошибок, которые совершила в процессе. Китайский изучаю с их учетом, результат оценю через год.
Выучить язык самостоятельно возможно. За год можно дойти до В1 или В2 по CEFR. Для этого нужно понимание, как вообще учить язык и как учить этот язык именно вам. А также планирование, самоорганизация, сила воли и материалы. Это может ничего не стоить. К примеру, если использовать материалы прошлых лет, которые просочились в интернет, включая доступные сеты учебных карточек Anki, Quizlet, Memrize. Помогают форумы увлеченных людей, партнеры по языковому обмену в Italki, HelloTalk, HiNative. Можно начать со школ самообучения вроде Add1 от Fi3M — Fluent in 3 months или русской Language Heroes. Их идея в том, чтобы научить изучать язык и отпустить учеников в самостоятельное плавание.
Я решила, что мое обучение будет строиться на комбинации профессионального преподавания и самостоятельной работы. Самостоятельная работа — это блуждание вслепую по лесу, который давно размечен и изрезан тропинками. Курсы и школа — билет на поезд, который едет примерно в нужном вам направлении, но со странной скоростью и неудобными остановками через каждые пять километров. Если их сочетать, то получится что-то весьма интересное.
Для тех, кто учит английский с нуля, есть прекрасный, волшебный суперпрепод на «Ютубе» — Александр Бебрис. У него несколько каналов: English Galaxy, «Английский по плейлистам» и еще какие-то . Да, это не очень быстро и довольно нудно, но работает! Грамматика, даже сложная, отлетает от зубов. Не успеваешь подумать, рот уже говорит.
Английский в школе прошел мимо меня. Базовый набор лексики у меня был, а со слушанием, говорением и грамматикой — просто провал. С видеоуроками подтянула пробелы, но говорить не могла. Вроде и знаешь, что говорить, а не можешь. Все изменилось, когда я поехала в отпуск в страну, где по-русски не говорит никто и никак. Через неделю я даже думала на английском. Но для тренировок рекомендую найти носителя. Я нашла в «Тиндере» — мы созванивались и общались.
Слух тренирую с подкастами BBC English. Сначала просто слушала, речь была как река — пыталась хоть одно слово разобрать. А потом в какой-то момент осознала, что все понимаю. Это было откровение. В целом учу английский полтора года стабильно, уделяю час в день или через день. Сейчас у меня твердый средний уровень, стремлюсь к уровню выше среднего. Быстрее двигаться можно, но и сил придется приложить больше. Мне такой режим комфортен. Главное — понимать, что само не выучится.
Покупки и траты. Сравниваем цены и изучаем, как потратить деньги выгодно
Источник