- ТОП-11 методик и методов изучения английского языка
- Изучение английского языка по методу доктора Пимслера
- Обучение методом Илоны Давыдовой
- Оксфордский и кембриджский способы
- Чтение по методу Ильи Франка
- Методы спецслужб
- Матричный метод
- Ассоциативный способ изучения английского языка и метод мнемотехники
- Метод Say
- Беспереводная методика изучения английского языка
- Метод погружения
- Самые странные методики изучения иностранного языка
- Crazy English
- Фонетические ассоциации
- Полное погружение (Смена личности)
- НЛП-метод
- Физическое реагирование ( Silent method )
- 25-й кадр
- Эмоциональное рисование
- Театральный метод
- Гипнопедия (Обучение во сне)
- Гипноз (не путать с гипнопедией!)
- Самый сомнительный метод
ТОП-11 методик и методов изучения английского языка
Кроме системы повторения и закрепления, с помощью которой мы учим язык в большей части учебных заведений, существуют ещё и интересные и необычные способы изучать английский, составленные педагогами со всего мира.
Строго говоря, сколько людей, столько и способов выучить английский язык (и каждый год появляются новые), поэтому даже собственный заведенный режим работы можно считать системой обучения. Но речь не об этом – речь о популярных системах, которыми пользуются тысячи или даже миллионы людей.
Выбрать какую-то одну и придерживаться её может быть сложно. А если она окажется ещё и неэффективной, время окажется потраченным впустую. Поэтому подходить к выбору, какая методика лучше, легкомысленно не стоит, как и в принципе к изучению английского языка.
Вот наиболее эффективные методы и стратегии по изучению английского языка, что можно найти в сети. Но решать, какой из них подходит отдельному ученику больше всего – на совести ученика.
Изучение английского языка по методу доктора Пимслера
Это очень популярная методика для изучения английского языка, которая завязана на регулярном повторении уже усвоенного материала одновременно с изучением нового.
Главной особенностью программы обучения по методу Пимслера (ошибочно иногда называют «методом Пилснера») же является наличие постоянно говорящего диктора, с которым ученик может начинать диалог или просто пролистывать.
Курсы, использующие это систему, всё же подразумевают активный контакт с записанными заранее репликами диктора. К тому же каждый урок длится по полчаса, и после одного занятия рекомендуется не начинать новое сразу же.
Среди преимуществ такого метода обучения:
- последовательность материала;
- забота о том, чтобы ученик усвоил материал окончательно перед переходом к следующей теме;
- длина отдельных уроков;
- возможность скачать плейлист, назвать его «Английский по методу доктора Пимслера» и слушать во время поездок на метро или автобусе.
Но есть и недостатки:
- длина всего курса по Пимслеру составляет в среднем 45 часов (90 уроков по 30 минут);
- при рекомендуемом темпе прослушивания курса очень легко забыть материал в промежутке между занятиями;
- насколько быстро выучить английский язык получится у ученика, зависит не только от него самого, но и от диктора, что может серьезно замедлять системный процесс обучения.
Обучение методом Илоны Давыдовой
Эта система завязана на изучении посредством запоминания ключевых моментов обучения через воздействие на подсознательные рычаги человеческой психологии. Автором числится психолог Илона Давыдова.
Это означает, что каждый шаг в курсе не случаен и имеет за собой какое-то основание (на бумаге, конечно). В первую очередь, память человека активируется эмоциональным восприятием, тематикой и темпом.
Насколько эта методика эффективна — сказать сложно. И понять, подходит ли она конкретному ученику сложно, не купив её. Курс английского языка стоит 5900 рублей, что является его основным недостатком (можно найти не менее эффективные способы бесплатно).
К тому же, впервые метод появился в девяностых годах, когда он набрал тонны положительных отзывов. Сейчас уже за ними увидеть настоящий облик продукта сложно. Из всего следует, что она далеко не в числе лучших методик изучения английского.
Оксфордский и кембриджский способы
Эти системы обучения английскому были разработаны британскими профессорами (несложно догадаться: и Кембридж, и Оксфорд находятся в Британии), рейтинг доверия из-за этого у учеников намного выше. К тому же эти системы существуют свыше 60 лет и успели зарекомендовать себя людям по всему миру.
Отличия между ними в корне минимальны. В обоих случаях преподаёт человек, знающий английский в совершенстве, в большинстве случаев – непосредственный носитель. Учителя не просто рассказывают детям правила, они погружают их в устную среду, побуждают к самостоятельной речи и письму на английском. Поэтому это один из лучших методов изучения английского языка.
Единственное существенное отличие в том, что оксфордская система поощряет исключительно говорение и слух. Конечно, ребёнок будет знать, как пишутся слова.
Но, в первую очередь, он будет учиться использовать их в разговоре, логически выстраивать предложения и самостоятельно выстраивать словесные обороты. Кембриджская система же не игнорирует письмо так сильно.
Чтение по методу Ильи Франка
Этот способ изучения английского языка основан на размежевании целого текста на отдельные отрезки и вкраплении между ними этих же фрагментов, но уже переведённых.
Поскольку многие и решают изучить английский, начиная с чтения книг на этом языке (так можно учить язык дома и на улице), метод уже можно расценивать как хороший. Обычно для понимания сюжета приходится отрываться от книги и смотреть в словарь или переводчик, теряя при этом фокус.
Книги, переписанные с внедрением этого метода, позволяют не только не отрываться от чтения (что вызывает сильное облегчение), но и видеть, как переводится целая мысль, а не отдельные слова в ней. Благодаря этому с легкостью запоминаются многие словесные обороты, идиомы, а также лексика в целом.
Метод очень полезен тем, что лишает очень распространенный способ изучения английского языка самостоятельно большинства его недостатков.
Однако и у системы Ильи Франка есть недостатки: например, отсутствие транскрипции, возможности ощутить непосредственную речь. Но эти лишения можно восполнить прочими методами.
Это скорее теория обучения, чем программа или курс. Сокращение «ESL» означает «English as a Second Language», его носят многие онлайн курсы, а также школы. Это коммуникативный принцип изучения английского, который очень схож с кембриджским и оксфордским.
Начинающий ученик, проходящий обучение по этой теории, будет получать не просто сухую теорию, он сам будет участвовать в общении на иностранном языке и применять правила на практике.
Отличием ESL от более известных аналогов является то, что, в первую очередь, ученик обучается тому, как работает англоязычное общество. Конкретно, американское, потому что большая часть курсов с ESL обучает именно американскому варианту английского.
Методы спецслужб
Под этим словосочетанием кроется множество различных систем быстрого изучения иностранных языков, каждый из которых каким-то образом берет свои корни в тех программах, которыми когда-то учили разведчиков и шпионов. Феномен далеко не новый, о подобных программах известно с 60-ых годов.
Точно узнать, использовала ли хоть какая-нибудь спецслужба одну из этих методик изучения, не представляется возможным, но теперь экспресс курсы изучения английского ассоциативными методами на один лад называются «методами спецслужб».
Программа обучения бывает разная, например:
- отдельные слова вместе встраиваются в какое-либо предложение, ассоциируясь отныне друг с другом;
- иностранные слова запоминаются в связке с родными по звучанию или написанию;
- целые предложения запоминаются ради нескольких слов.
Многие считают, что это лучший метод из доступных, но это не так. Судить, насколько этот метод эффективен, сложно, поскольку средний ученик и так запоминает большую часть своего лексикона, благодаря ассоциациям.
А такой «ускоренный» курс ещё и обделяет учащегося письмом и орфографией. Может, такие методы и подходят для агентов служб, но вряд ли для обычного человека.
Матричный метод
Метод матриц очень лёгкий: ученику предлагаются фразы на самые различные жизненные ситуации, он их слушает, проговаривает и записывает. От обучающегося требуется полнейшая дисциплина, которую и поддерживает педагог.
При матричном методе в человека вдалбливаются и лексика, и синтаксис, и речь, и весь язык в целом. Метод тяжёлый, требуется дисциплина, самостоятельный контроль процесса и тщательно расставленное расписание. Поэтому программа обучения и составляется заранее, чтобы её можно было спланировать перед началом, а не по ходу занятия.
Это отнюдь не самый быстрый способ, но очень действенный.
Ассоциативный способ изучения английского языка и метод мнемотехники
Ассоциативная методика уже упоминался в этой статье. Обычно ученику предлагается запоминать иностранные слова по звуковым ассоциациям в нашем языке. Это, возможно, самый простой метод из представленных.
Например, ученик видит слово talk и узнает, что оно читается как ток. Подключить к этому немного фантазии, и глагол разговаривать теперь отныне будет всегда у него ассоциироваться с электриком. Однако в этом и кроется проблема: нужна фантазия и хоть какая-то память, чтобы образы не перепутались в голове. Это главная проблема ассоциативного метода изучения английского языка.
Мнемотехника — это тот же ассоциативный метод, но есть серьезное отличие: карточки со словами берутся строго в случайном порядке и следуют друг за другом обычно в количестве 100.
Таким образом, слова пассивно запоминаются по образам, с которыми они были показаны на карточках, и образы эти – обычно не что-то связанное с глаголом, а просто похожая по звучанию вещь и явление.
Это, возможно, самый эффективный способ, потому что в этом случае на пользу ученику играет не только память, но и фантазия, чувство юмора и наша тяга лучше запоминать нелепые вещи. Изучение английского по мнемотехнике отлично подходит для детей.
Метод Say
Родители, что заботятся об умении своего чада говорить по-английски с нуля ещё до школы, в основном остаются разочарованными. Ребёнок кроме самых базовых слов не запоминает ничего, потому что даже на русском он не знает абсолютно ничего из грамматики. Из-за этого трудно сотворить хороший и современный курс английского для дошкольников.
Составители методики Say уверены, что ребёнка нужно разговорить, чтобы он выучил английский язык самостоятельно дома ещё до того, как понял, как он работает.
Заточено обучение на активном использовании английского во время произведения каких-либо обычных действий: игр, уборки, рисования. По мнению авторов метода, насыщенное времяпрепровождение научит ребёнка орудовать различными словами.
Однако точно понять, есть ли какие-то преимущества или недостатки сложно. Да, педагоги пришли к правильной идее: практика должна доминировать над теорией, но сама суть курса совершенно не ясна.
Беспереводная методика изучения английского языка
Подобные подходы к изучению возникли сравнительно недавно в достаточно крупной среде людей, которые в школе учили правила, и в итоге на английском так и не заговорили. И они пришли к мнению, что одной практики вполне хватит. Интересный вывод, но от правды далек.
Этот необычный метод – просто второе остриё не особо заточенного меча, потому что теперь ребёнок поначалу не будет понимать, что он говорит в принципе.
Конечно, если сначала запомнить паттерны речи без какого-либо смысла (просто как конструктор), а затем уже дочитывать смысл этих слов – может даже выйти вполне стройная речь. У ребёнка в таком случае есть хорошее произношение, но он совершенно не знает, что он делает.
Как и во всём, самое лучшее — это золотая середина и экспериментировать над ребёнком методикой, для которой не так много учебников, не стоит. Если родителя так сильно гложет нехватка практики у ребёнка – он может с ним иногда говорить на английском.
Метод погружения
Метод погружения это уникальный способ выучить английский, когда человека со знаниями немного большими, чем нуль помещается в среду, где все говорят на этом языке (англоговорящий класс, например) и по ходу дела понимает, кто что говорит.
Конечно, обычно берут целый класс с одинаковым уровнем английского, и педагог даёт много различной информации, которую можно понять подсознательно. Слишком много объяснений не даётся, но спустя время человек всё равно понимает, что к чему.
Недостатков у этого режима обучения несколько:
- ученик вполне может подвергаться на занятиях стрессу, если не успевает за всеми или в принципе не так сильно предрасположен к иностранным языкам;
- метод не подходит для начинающих или для школьников, потому что средний ребёнок не поймет и слова диалога педагога;
- требуется много времени и координации ученика, так как выучить английский язык без пояснений достаточно трудно;
- метод далеко не бесплатный, за специально организованные для этого курсы берутся солидные деньги.
В школах некоторых многоязычных стран (Канады, например) этот метод – стандартная методика изучения английского языка, и, насколько можно судить, она достаточно эффективна.
Источник
Самые странные методики изучения иностранного языка
Что для одного странно, для другого – необычно или инновационно, а для третьего – «прикольно». Так что не судите строго название этой статьи. Мы, между тем, перейдем к сути: расскажем про не самые классические способы учить английский (да и любой другой язык).
Crazy English
Откуда взялась: Примерно в 90-е годы прошлого века китайскому инженеру по имени Ли Янг удалось превосходно выучить английский язык, но он быстро обратил внимание на то, что не всем так везет. Тогда Янг поделился своим способом изучения – и тот у публики «зашел». С тех пор он заработал миллионы долларов и, согласно собственному утверждению, обучил английскому более 20 миллионов человек.
В чем суть: By shouting out loud, you learn – таков слоган методики. По мнению Янга, всё в этой жизни мы должны делать от души и с полной самоотдачей, поэтому новые слова и фразы на английском нужно… выкрикивать. Так это и выглядит: студенты в быстром темпе кричат популярные или случайные английские фразы, сопровождая их жестами. На занятиях минимум грамматики, чтения, аудирования и прочего.
Почему может работать: Китайская молодежь, которую с детства воспитывают в духе «молчи и уважай старших», «береги лицо» и проч., справляется со страхом ошибок, стеснением из-за акцента, неуверенностью – и делает первые шаги в английском.
Почему не мейнстрим: Педагоги в Китае настолько активно протестуют против такого подхода, что в некоторых регионах администрация его запретила. Учителей «старой школы» возмущает, что Янг не прививает на занятиях системное понимание языка, его внутренней структуры. Отсюда и растут корни у «китайского-английского».
Фонетические ассоциации
Откуда взялась: Методику фонетических (звуковых) ассоциаций придумал профессор Стэнфордского университета Рон Аткинсон, затем успешно опробовал ее на своих студентах.
В чем суть: Во многих языках есть похожие по звучанию слова. Там, где и значение схожее, трудностей не возникает. Там же, где значение отличается, необходимо придумать ассоциациативные фразы, которые легче запомнить, чем «просто слова», вне контекста. Например, запомнить слово look поможет слово «лук»: Не могу смотреть , когда режу лук . Или mesh : петля меш ает выбраться.
Почему может работать: Эволюционно мозг человека «заточен» на истории – их придумывание, пересказ, запоминание (еще со времен первобытных посиделок вокруг костра). Так что фразу нам и правда легче запомнить, чем отдельное слово – зазубрить.
Почему не мейнстрим: Это лишь методика запоминания слов – малая часть целой системы под названием «изучение иностранного языка». Грамматику, синтаксис и прочее ассоциациями уже не выучишь.
Полное погружение (Смена личности)
Откуда взялась: Методику придумал немецкий, а затем американский лингвист и педагог Максимилиан Берлиц в 19-м веке.
В чем суть: Студенты играют в ролевую игру без стоп-слов. На занятиях (а желательно и вне их) они должны забыть прежнюю идентичность (имя, возраст, профессию и проч.), а взамен придумать себе новую – на том языке, который изучают. И вот уже инженер Ваня из Астрахани превращается в таксиста Джонатана, живущего в Нью-Йорке. Ну и конечно, никаких подсказок и речи на родном языке во время занятий!
Почему может работать: «Погружение» и/или искусственное создание для себя языковой среды признано мировым педагогическим сообществом как очень полезное при изучении чужого языка (мы об этом писали ).
Почему не мейнстрим: Метод явно не предназначен для начинающих. Иначе пришлось бы изображать глухонемого Питера из Канзаса. Да и к проблеме построения в голове языковой системы тоже много вопросов.
НЛП-метод
Откуда взялась: НЛП затевалось с того, чтобы на подсознательном уровне воздействовать на человека, помогая ему стать тем, кем хочет, – более решительным, смелым, предприимчивым, уверенным и проч. Со временем органично появилась гипотеза о том, что обучить можно не только характеристикам личности, но и навыкам.
В чем суть: Преподаватель английского совмещает классические занятия с популярными НЛП-техниками, такими как якорение, swish , рефрейминг и другие.
Почему может работать: правильное использование принципов и техник НЛП помогает укрепить уверенность в себе, преодолеть страх говорения, настроить на продуктивное обучение (какие именно методики полезны, мы уже писали ).
Почему не мейнстрим: НЛП уважают не все. Эффективность метода не доказана. Результаты сложно оценить и измерить – связаны они с применением НЛП, или «классические» методики преподавания хорошо сработали.
Физическое реагирование ( Silent method )
Откуда взялась: Методику предложил Джеймс Ашер из Университета Сан-Хосе в 70-е годы прошлого века.
В чем суть: Дети обучаются языку молча. Сначала они долго слушают и впитывают новые слова, интуитивно догадываясь об их значении. Затем учатся понимать глаголы действия – и действуют сообразно им («дай мячик», «иди сюда»). И только после развития спонтанной физической реакции на происходящие вокруг процессы ребенок отваживается говорить. Ашер предложил обучать взрослых второму языку, как дети обучаются первому.
Почему может работать: Логика и доказательная база здесь определенно есть.
Почему не мейнстрим: «Пассивное» слушание может растянуться на пару лет (многие дети начинают говорить именно к 2 годам). Взрослые студенты в большинстве своем не готовы так долго ждать (и платить за занятия!).
25-й кадр
Откуда взялась: Бизнесмен Джеймс Викари выдвинул гипотезу, что можно внушить человеку желание или мысль, если дать ему увидеть определенные изображения. Внушение не будет вызывать протеста, если изображение поместить на 25-й кадр, который человек якобы увидеть и воспринять сознательно не способен. Викари заработал немалые деньги на ажиотаже, а его последователи развили теорию 25-го кадра и предположили, что можно не только внушать, но и обучать.
В чем суть: Бродила одно время по сети некая программа «25-й кадр», которая в быстром темпе прогоняла по экрану карточки со словами. Создатели утверждали, что запоминать ничего не нужно – только смотреть, а подсознание «запомнит» само. Вот только скорость смены кадров (несколько в минуту) у любого нормального человека вызывала желание выключить программу, а не самоотверженно «учиться».
Почему может работать: Не может! Достоверность теории 25-го кадра подтвердило лишь одно исследование – и то было проведено… Джеймсом Викари. Ну вы поняли.
Почему не мейнстрим: Кто поверил и обжегся – не повторяет. Но легенда живет, ведь «волшебные таблетки» любят все.
Эмоциональное рисование
Откуда взялась: Источники мы не нашли. Но подозреваем, что идею подсказала сама жизнь.
В чем суть: Студенты рисуют яркие, выразительные картины и подписывают их на изучаемом языке. Важно при этом думать о том, что рисуешь.
Почему может работать: Задействуется визуальная и кинестетическая память (а среди людей до 80% – визуалы). К тому же метод не назовешь скучным, а что интересно – легче запоминается.
Почему не мейнстрим: Метод отлично подходит детям. Взрослые увидят в нем массу недостатков – от трудоемкости и «времязатратности» до ограниченности, ведь изучаются таким способом только слова, причем предельно конкретные.
Театральный метод
Откуда взялась: обучение с помощью любимых занятий настолько распространено, что корни уже не найдешь. Театр же в качестве «базы» придумали брать за основу в театральной студии M.E.S.S . в Москве.
В чем суть: Студенты учатся английскому языку, пока ставят самый настоящий театральный мюзикл – только на английском языке. Все репетиции на английском, костюмеры, гримеры, менеджеры сцены тоже на английском стараются общаться (настолько это возможно).
Почему может работать: Метод аналогичен «погружению». Так же и работает.
Почему не мейнстрим: Начинающим не подходит. Тем, кто боится сцены, – тоже. Да и сфера применения ограничена.
Гипнопедия (Обучение во сне)
Откуда взялась: Применять сон во благо обучению пытались с древних времен еще буддийские монахи и индийские факиры. Новый виток популярности метод получил в 20-е годы прошлого века.
В чем суть: Во время естественного сна студенты прослушивают записи слов, фраз, диалогов, текстов. А проснувшись, способны их воспроизвести. Или хотя бы гораздо быстрее «сознательно» запоминают.
Почему может работать: Вообще-то ученые пока не договорились насчет эффективности метода, но исследований с выводом «не работает» гораздо больше. (Список исследований есть в Википедии ).
Почему не мейнстрим: Даже те исследователи, которые «за» метод, признают, что усваивать информацию во сне мозг способен, а вот связи выстраивать – нет. Но звучит так красиво, что литература и кинематограф подхватили: элементы гипнопедии мы встречаем в романах «О дивный новый мир» Хаксли, «Гадкие лебеди» Стругацких, в сериалах «Большая перемена», «Симпсоны» и даже в мультфильме «Барбоскины».
Гипноз (не путать с гипнопедией!)
Откуда взялась: Что только с помощью гипноза не пытались делать! Обучение иностранному языку – далеко не самое экзотическое.
В чем суть: Гипнотерапевт либо сам выступает в качестве преподавателя, либо они с преподавателем работают в паре. Чередуются сеансы гипноза и классическая методика изучения языка. Сторонники метода видят пользу применения гипноза в том, что он вводит человека в сверхобучаемое, сверхсосредоточенное состояние, к тому же (аналогично НЛП) снимает страхи, зажимы и блоки. Кстати, к обучению может также добавляться третий элемент – психотерапия, когда ради целей успешного изучения иностранного языка специалист прорабатывает со студентом его детские травмы, взрослые фобии и проч.
Почему может работать: Гипноз, вопреки мнению скептиков, – прикладная наука, и он довольно эффективен, если речь об очень внушаемых студентах…
Почему не мейнстрим: …но таких меньшинство. В основном, люди обладают довольно сильной волей. Кроме того, у гипнотизеров так себе репутация.
Самый сомнительный метод
Ученые пришли к выводу , что умеренное употребление спиртного помогает в изучении иностранных языков. Концентрация снижается, память ухудшается, язык слегка заплетается – это так. Зато уверенность растет настолько, что исчезает страх говорить и даже фонематические способности слегка улучшаются (а с ними – произношение).
Источник