Ненасильственное разрешение конфликтов в начальной школе
Современные школьники уже в начальной школе могут попадать в зону конфликтного взаимодействия как с другими детьми в группе, так и с взрослыми. Негативный опыт может сформировать стереотипы и установки, которые ребёнок позднее перенесёт во взрослую жизнь. Переучивать всегда сложнее, чем учить. Программа «Ненасильственное разрешения конфликтов в начальной школе» даёт возможность школьникам начальных классов успешно осваивать конструктивные способы разрешения конфликтов, в которых эффективно используется посредничество третьих лиц (медиации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nenasilstvennoe_razreshenie_konfliktov.doc | 804.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 301 Фрунзенского района
Ненасильственное разрешение конфликтов в начальной школе
Актуальность . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 2
1.Концептуальные компоненты структуры. . . . . . . . . . . 3
1.1 Целевое назначение программы. . . . . . . . . . . . . 3
1.2. Ведущие идеи, на которых базируется программа. . . . . . . 3
2. Содержательные компоненты структуры. . . . . . . . . . . . 5
2.1. Содержательная характеристика курса. . . . . . . . . . . 6
2.2. Содержание программы. . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.3. Характеристика методики построения курса. . . . . . . . . 12
3. Параметры результативности и диагностика. . . . . . . . . . 12
4. Организационно-педагогические условия. . . . . . . . . . . 13
4.1. Временные и материальные ресурсы. . . . . . . . . . . . 13
4.2. Требования к квалификации педагога,
реализующего данную программу. . . . . . . . . . . . . 13
5. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Новым подходом к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования становятся школьные службы примирения, которые активно используют возможности такого способа разрешения конфликтов, как медиация.
Слово «школа» в русском языке имеет очень широкое значение. В школе много вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. Школьная медиация подразумевает возможность к сокращению количество подобных столкновений и облегчению их последствий. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать, можно обучить. И чем раньше начинается это обучение — тем лучше.
Уже в начальной школе ребенок попадает в зону конфликтного взаимодействия как с другими детьми в группе, так и с взрослыми.
Школьники сталкиваются с насилием в различных формах, например, в общении друг с другом или через средства массовой информации. На экранах телевизоров они видят реальное насилие: военные или общественно-социальные конфликты или воображаемое насилие в мультипликационных фильмах и детективах. Вывод из того и другого, как правило, один: побеждает сильнейший. В личном общении дома, на улице или в автомобиле своих родителей дети, становясь свидетелями или жертвами насилия, постепенно приходят к убеждению, что насилие приемлемое, а главное, эффективное средство разрешения конфликтов. Тем самым они (прежде всего мальчики) оказываются под гнетом страха в конфликтной ситуации ударить лицом в грязь, проявить слабость. Не случайно, что пресловутая «агрессивность» характерна, прежде всего, для мальчиков. Лозунг «побеждает сильнейший» бытует и в школе.
Негативный опыт может сформировать стереотипы и установки, которые ребёнок позднее переносит во взрослую жизнь. Переучивать всегда сложнее, чем учить. Поэтому дети школьного возраста не менее других нуждаются в том, чтобы наряду с процессом познания мира они имели возможность постигать искусство конструктивного взаимодействия с другими людьми.
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка — их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Создание «групп равных» на базе школ в рамках идеи школьной медиации — прекрасная возможность для молодого поколения сделать правильный выбор. Подобные объединения позволят не только «занять» детей делом, обучить их полезным навыкам взаимодействия с агрессивной психологической средой, но и оградят общество от роста преступности. Безопасность и комфорт — основные условия, которые позволяют рассчитывать на то, что подобные группы будут обладать и большими коррекционными возможностями.
Школьная медиация позволяет вплотную заниматься проблемами ребенка, так как она ставит в центр внимания именно потребности личности. Таким образом, школьная медиация, опираясь на преемственность обучения и внедрения медиации в воспитательно-образовательные учреждения, начиная с начальной школы и заканчивая старшими классами, может сопровождать человека на всех этапах его школьного пути, обеспечивая помощь в разрешении жизненно важных вопросов.
Предлагаемая в данной программе концепция разбора конфликтов разработана на основе метода посредничества в конфликтах третьими лицами (медиации).
Программа предназначена для работы с учащимися начальной школы.
1. Концептуальные компоненты структуры
1.1 Целевое назначение программы.
познакомить детей со способами конструктивного разрешения конфликтов
- Познакомить детей с преимуществами конструктивного взаимодействия друг с другом.
- Развитие чувства самоуважения.
- Ознакомление со способами эффективного общения, как одной из важных основ ненасильственного разрешения конфликтов.
- Развитие коммуникативных способностей для достижения сотрудничества
- Освоение способов ненасильственного разрешения конфликтов
1.2. Ведущие идеи, на которых базируется программа.
Отказ от насилия есть принцип, отрицающий применение насилия в любой форме, — в сфере личных отношений, в социальной и политической сферах. Для сторонников этого принципа насилие является неприемлемым средством улаживания споров и разногласий. Они стремятся находить ненасильственные методы разрешения конфликтов. Кроме того, они стараются изменять структуры, которые служат источником конфликтов.
Социолог-исследователь проблем молодежи Клаус Хуррельманн определяет насилие в школе, как «совокупность действий, ведущих за собой психическую и физическую боль или телесные повреждения действующих лиц или направленных на повреждение различных предметов в помещении школы».
Социальным конфликтом Глазль называет взаимодействие между двумя или несколькими личностями, группами или организациями, при котором одна из сторон испытывает чувства, мысли или побуждения, по меньшей мере, несовместимые с чувствами и побуждениями другой стороны. Самым важным является то, что, по крайней мере, одна из сторон вынуждена преодолевать препятствия на пути к реализации своих представлений, чувств или намерений. Конфликт может, но вовсе не должен разрешаться насильственным способом. На межличностном уровне сторонники ненасилия, выступая в роли участников конфликта, ищут решения, позволяющие обеим конфликтующим сторонам удовлетворить свои желания и потребности. Отказ от насилия — не пассивность. Конфликты следует не избегать, а сознательно, конструктивно и творчески улаживать.
Благоприятствуют этому следующие предпосылки:
- создание атмосферы взаимного доверия и уважения к личной ценности каждого индивидуума, независимо от его социального, культурного или семейного статуса, вероисповедания и расовой принадлежности, а также пола;
- желание и способность довериться друг другу;
- желание и способность критически мыслить и вместе стремиться к решению общей проблемы.
Цель ненасильственного разрешения конфликтов — найти путь, ведущий обоих участников конфликта к «выигрышу»: вместо того чтобы бороться друг против друга, они сообща анализируют проблему и стараются достичь согласия, которое не вредит их отношениям, а, напротив, обогащает их. При таком отношении к конфликтам они не представляют собой опасности. Однако не всегда оказывается возможным найти решение, выгодное для обеих сторон, особенно если «власть» внутри данных отношений распределена несправедливо или если одна из сторон не желает признавать, проблему или делить, ответе ответственность за нее. Предпосылку большинства межличностных конфликтов следует искать в том, что люди вместе живут, работают или проводят досуг. Поэтому они заинтересованы в нормальных взаимоотношениях между собой.
Уважение других и себя самого
В основе метода ненасильственного разрешения конфликтов лежит тезис о том, что в каждом человеке есть положительное начало, которое нужно выявить. Ребенок с низкой, негативной самооценкой, не находящий дома внимания и ласки, часто ведет себя вызывающе. Ребенку с положительной самооценкой легче концентрировать свое внимание на учебе и успевать на уроках.
Готовность слушать и понимать
Без способности и готовности открыто выражать собственное мнения и чувства и с пониманием слушать других невозможно в конфликтных ситуациях приходить к конструктивным и оригинальным решениям.
Как и всякий другой аспект разрешения конфликтов, готовность слушать — это упражнение во взаимопонимании, упражнение, которое нужно повторять вновь и вновь, чтобы овладеть этим искусством.
Вопросы, которые необходимо обсуждать в рамках воспитания положительных навыков ненасильственного разрешения конфликтов:
— Как ребёнка воспринимают в различных ролях (дочь/сын, брат/сестра, ученик/ученица, член кружка или клуба) другие?
— Какие качества и способности ценят дети у родителей, учителей, товарищей и друзей?
— Что значит — дружба и как дети могут считаться с интересами людей, которые им не нравятся
Самоутверждение без насилия — это умение удовлетворять свои желания и потребности, не причиняя вреда другим. В классе следует подумать над тем, что значит, умение добиться своего и как оно отличается от агрессивности или пассивности.
— Как лучше всего отстаивать свои права?
— К чему могут привести ситуации, когда один учащийся угрожает другому (и поведение его агрессивно) или не в состоянии адекватно выразить свои желания?
— Как соотносить свои и чужие желания и потребности?
— Можно ли удовлетворить одновременно все желания?
— Какую роль играют в отношениях учащихся власть или страх?
Учащиеся могут рассказывать о своем отрицательном и положительном опыте в реализации своих прав и тренироваться в применении конструктивной тактики в ролевых играх.
Обсуждая все плюсы и минусы разных способов разрешения кофликтов можно прийти к выводу, что конфликтующие стороны лишь в том случае могут решить свою проблему с одинаковой пользой для каждого из них, если проявят готовность к сотрудничеству. Открытость и критическое мышление
Развитие критического мышления включает также способность «идти по стопам других». Не менее важной, чем умение слушать, является готовность к честной критике и самокритике, готовность признавать собственные сомнения и ошибки. Взрослым это часто дается нелегко. При отсутствии определенного доверия конфликтующие стороны, скорее всего, не пойдут на откровенность, чтобы избежать лишнего риска.
Детям тоже свойственно в конфликтных ситуациях видеть правомерность только своей позиции, особенно если эмоции играют значительную роль. Тем важнее заранее провести в классе беседы о чувствах и критике.
Фантазия, творчество, удовольствие
Решающее значение в процессе ненасильственного разрешения конфликтов имеет, с одной стороны, то, что никто заранее не может знать, какое решение в конце концов будет найдено, и, с другой стороны, то, что это решение будет найдено самими конфликтующими сторонами, а не третьими лицами. При этом требуется фантазия: обсуждение необычных или нереальных предложений может, если даже они не приемлемы, или именно поэтому, привести к постепенной, поэтапной разрядке напряженности.
2. Содержательные компоненты структуры
2.1. Содержательная характеристика курса.
Необходимые предпосылки ненасильственного разрешения конфликтов обсуждаются и заучиваются с детьми в играх и упражнениях в рамках шести тематических блоков:
1. Знакомство и разрядка
2. Развитие чувства самоуважения.
5. Общение между мальчиками и девочками.
6.Ненасильственное разрешение конфликтов.
Но, т.к. эти темы могут раскрываться одновременно в одном занятии, то в данной программе нет специальной группировки по блокам.
Программа рассчитана на 12 часов. При необходимости, возможно неоднократное её повторение.
2.2. Содержание программы
Ознакомления учащихся со стратегиями поведения в конфликте и таким способом ненасильственного разрешения конфликтов, как медиация (см. прил.1)
Подготовка. Продумайте соответственно возрасту учащихся вопросы, которые никого не могут задеть или обидеть.
Объясните детям, что класс сейчас все время, будет разделяться на две группы, и состав этих групп будет постоянно меняться. Затем вы говорите, например: «Все, у кого есть в одежде зелёный цвет, — марш к окну! Все, у кого нет в одежде зелёного цвета, — марш к двери!»; «Все, у кого есть братья или сестры, — марш к окну! Все, у кого нет братьев или сестер, — марш к двери!»; «Все, у кого есть кошки или коты, — марш к окну! Все, у кого нет кошек или котов, — марш к двери!»;
К концу игры учащиеся могут сами придумывать вопросы.
Останавливайте класс после каждой смены состава групп и велите детям оглядеться, чтобы установить, кто в какой группе.
Подведение итогов. Спросите детей, что нового они узнали друг о друге. Какие ощущения вызывала у них принадлежность к какой-либо группе или к разным группам? Были ли случаи, когда кто-то оказывался в углу
один? Что он при этом испытывал? Удивило ли его это?
2) «Отгадай «Кто я?»
Материал: бумага и карандаш для каждого игрока.
Каждый учащийся пишет на листке разные свои свойства, черты, интересы (только сугубо индивидуальные). Например: «Я люблю розовый цвет в одежде, но на мне сейчас синяя юбка». Дети складывают листки и передают их вам. Когда все сдадут свои листки, вы читаете вслух листок за листком. Дети отгадывают, о ком идет речь.
1) «Спинная почта»
Суть игры: тренировка невербальных форм коммуникации.
Класс делится на пары. Дети поочередно молча рисуют или пишут друг другу «послания» на спине и отгадывают, что написал или нарисовал товарищ.
Суть игры: изображение понятий общими усилиями. Материал: карточки со словами.
Подготовка. Приготовьте пятнадцать-двадцать карточек с короткими словами, состоящими из букв, которые дети могут изобразить совместными усилиями, например: «дом», «стул», «или» и т. д.
Разделите класс на малые группы, по четыре-пять человек. Выдайте каждой группе по несколько карточек, предупредив детей, что они не должны говорить другим, какие слова им достались. Группы, рассредоточившись по всему помещению, тренируются в изображении букв, так чтобы другие могли «прочесть» их слова. Затем все собираются и «пишут» свои слова «живыми» буквами. Если дети пожелают, они могут сами придумывать и изображать слова.
1) «В школе мне нравится. »
Материал: ватман, фломастеры или цветные карандаши.
Дети сидят в кругу и перечисляют, что им нравится и что не нравится в школе. Все это сразу же записывается в стенгазету и обсуждается, что можно изменить в лучшую сторону (например, иначе оформить или украсить класс) и кто, что и когда будет делать.
«Использование различных предметов»
Материал: несколько наборов различных предметов (в мешочках или пакетах, по одному на группу).
Группы, состоящие из четырех-пяти человек, получают по одному набору различных предметов, не имеющих видимой связи друг с другом, и должны придумать с этими предметами исорию. В разыгрывании сцен должны участвовать все члены группы.
1)Ролевая игра «Как я выражаю свои чувства?»
Ведущий объявляет учащимся, что сначала желает разыграть в ролях предстоящую игру с кем-нибудь из них, а остальные должны внимательно наблюдать. Потом ведущий садится в круг, напротив учащегося, который свободно чувствует себя в классе и может импровизировать. Затем он произносит разные фразы, выдерживая небольшие паузы (каждый раз, предварительно говоря, кого он сейчас будет изображать, себя самого или учащегося). Его партнер должен соответственно реагировать.
Фразы. Учащийся говорит (агрессивным тоном) своему товарищу: «Ты опять взял мою резинку без разрешения?»; (дружелюбно) «Ты случайно не видел мою резинку?»
Ведущий говорит (агрессивным тоном) учащемуся: «Ну что ты за расгяпа! Вечно ты забываешь тетрадь с домашней работой!»; (дружелюбно или нейтральным тоном) «Ну что, забыл, куда положил тетрадь с домашней работой?»
Учащийся говорит (агрессивным тоном) своему товарищу, поднимаясь по лестнице: «Э! Не толкайся! Понял?»; (решительно, твердым голосом, но спокойно) «А можно немного осторожнее? Ты же меня чуть с ног не сбил».
Учащийся говорит (агрессивным тоном) своему товарищу, сидя с ним за одним столом: «Э! Опять ты расселся тут как король! Мне вообще не осталось места!»; (решительно, но спокойно) «Послушай, ты не мог бы чуть-чуть подвинуться, а то мне вообще не остается места».
Учащийся говорит (агрессивно) своему товарищу, занявшему его место в кругу: «Э! Короче! Это мое место!»; (определенно, но спокойно) «Это мое место. Я просто отошел на минутку, чтобы выбросить бумажку. Пересядь, пожалуйста».
Подведение итогов. Спросите детей, как все выглядит в жизни, как они чаще говорят друг с другом, мирно или агрессивно, если чего-то хотят от других. Почему? Какова реакция? В каком случае легче добиться своего? (Это, конечно же, отчасти зависит от того, с кем имеешь дело и каковы отношения между ним и тобой.) По-разному ли выражают девочки и мальчики свои желания или требования? Как и почему? Попросите привести примеры.
2) «Отгадай, что это такое!»
Суть игры: отгадывание различных понятий в малых группах.
Материал: приблизительно десять наборов карточек с описанием хорошо известных детям предметов из школьного обихода и из того, что находится вокруг школы, например: цветы, спортивный зал, мел (каждый набор включает в себя пять карточек, то есть по одной на каждого члена группы, и описание предмета написано на каждой карточке).
Класс делится на группы по четыре-пять человек в каждой; учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает набор карточек, на каждого члена группы, и должна отгадать, что имеется в виду. Правильно отгадав ответ, группа получает от учителя еще один набор карточек.
Примеры описаний предметов. «Они зеленые. Им нужны свет и вода. Они стоят в классе» (цветы).
«Он большой. Им пользуются все классы. В нем можно бегать и прыгать» (спортивный зал).
«Им можно писать. От него пальцы становятся белыми» (мел).
1) «Куда девать свою ярость?»
Суть игры: выработать общий подход к проявлениям злости в классе.
Спросите детей: «Что вы делаете, когда злитесь?» Ответы запишите на доске. Рассмотрите еще раз весь список действий и подумайте вместе, при каких типах поведения кому-нибудь причиняется боль или что-нибудь ломается или портится. Соответствующие действия вычеркиваются из списка (например, кулачная расправа, швыряние разных предметов) или «корректируются» (например, просто кричать, а не товарищу прямо в ухо; бросать только мягкие предметы). Получившийся перечень допустимых действий переписывается набело и вывешивается на видном месте.
Класс делится (произвольно, по желанию самих учащихся) на пары. Затем дети молча повторяют все движения друг друга. Один начинает, стараясь выполнять движения достаточно медленно, чтобы товарищ как можно точнее и одновременно с ним воспроизводил его движения, через несколько минут партнеры меняются ролями. Важно, чтобы в классе царила атмосфера спокойствия и сосредоточенности и чтобы пары не разговаривали друг с другом во время выполнения упражнения.
Материал: один или несколько надувных шаров.
Все молча стоят в кругу и передают шар друг другу, показывая, как он легок. Когда шар, побывав в руках у каждого, вдруг становится очень тяжелым, дети должны показать, как им тяжело и как им приходится напрягать мускулы и сгибаться под тяжестью шара. Так шар приобретает все новые качества: становится горячим, холодным, драгоценным или зловонным.
2) «Картина двух художников»
Суть игры: тренировка невербального партнерства.
Материал: лист бумаги и карандаш для каждой пары.
Дети сидят по двое за столом и выполняют следующее задание: держась одновременно за один карандаш и не разговаривая друг с другом, нарисовать дом, кошку и цветок. Когда рисунок будет готов, «художники» ставят (опять же не произнося ни слова) одну подпись: чью-либо фамилию. Затем работа показывается классу.
Подведение итогов. Спросите детей, как они действовали: рисовал ли кто-то один или они менялись ролями? Как они изъяснялись друг с другом без слов? Оба ли партнера довольны результатом работы? Напоминает ли им эта работа какие-либо ситуации из их собственной жизни? Как можно достичь единства в чем-либо, избежав неравенства в отношениях?
Материал: карандаш и листок бумаги, список «добрых гномов».
Каждый учащийся пишет свое имя на листке бумаги и складывает листок в несколько раз. Ведущий перемешивает листочки в коробке и раздает их учащимся, причем никто не должен вытащить «себя» или рассказывать, кто ему достался.
Теперь ведущий объясняет правила игры: для того, кто вам достался, вы — «добрый гном». Это означает, что вы в течение определенного времени, например недели, должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрым гномом», все узнают позже. Одно из главных условий заключается в том, что на все эти добрые дела не должны быть потрачены деньги. Следует сразу же договориться, какого рода это должны быть сюрпризы: например, самому что-нибудь смастерить, помочь товарищу в учебе, убрать за него его рабочее место и т. п.
Игра бывает очень кстати во время совместных поездок или экскурсий.
Опыт. В этой игре очень важно, чтобы каждый действительно получил приятный сюрприз. Если вам повезет, то вы станете свидетелем настоящего бума, детям так понравится делать добро, что они будут пытаться делать приятное и другим, чтобы их не «разоблачили». Проблемы могут возникнуть, если кто-то активно не любит доставшегося ему товарища и откажется быть для него «добрым гномом».
2) «Как нам договориться?»
Материал: перечни предметов для каждой группы.
Класс делится на группы (три-пять человек). Каждая группа получает перечень предметов и описание определенной ситуации и должна в течение пяти минут принять решение, как вести себя в данной ситуации. Затем группы сообщают остальным о принятом решении и обосновывают его. После этого они получают следующее задание.
Примеры ситуаций и перечня предметов, вы собрались ехать в путешествие и хотите взять с собой следующие вещи: паспорт, увлекательную книгу, подарок для бабушки, игрушку, дорожный провиант (еда и питье), купальный костюм, ручку и почтовую бумагу. Однако в чемодан помещаются только три вещи, и вам нужно сообща решить, что из перечисленных предметов вы возьмете с собой.
Вы решили переночевать у своего друга и хотите взять с собой следующие вещи: пижаму, игрушку, чистую одежду на следующий день, спальный мешок, зубную щетку, любимую книгу, школьную сумку. Однако в чемодан помещаются только три вещи, и вам нужно сообща решить, что из перечисленных предметов вы возьмете с собой.
Вы собрались в школу и хотите взять с собой следующие вещи: конфеты, деньги, бутерброд, яблоко, бутылку воды, мячик, домашнюю работу. Однако в чемодан помещаются только три вещи, и вам нужно сообща решить, что из перечисленных предметов вы возьмете с собой.
Вы собираетесь вместе с родителями на пикник и хотите взять с собой следующие вещи: мяч, летающую тарелку, одеяло, хлеб и сыр, фрукты, сок, деньги на разные аттракционы, велосипед. Однако в чемодан помещаются только три вещи, и вам нужно сообща решить, что из перечисленных предметов вы возьмете с собой.
Подведение итогов. Спросите детей, трудно ли им было прийти к единому решению. Пытался ли кто-нибудь из них доминировать,
навязывать свое решение, или решения принимались на равноправной основе? Кому пришлось уступить? Кто непременно хотел, чтобы приняли его решение?
Все стоят, кто где хочет, в разных местах помещения, вы называете какую-нибудь краску или какой-нибудь предмет одежды, и все должны быстро прикоснуться к кому-нибудь и показать названную краску или соответствующий предмет одежды. Попросите детей быть осторожными, чтобы никого не поранить и не причинить боль.
Материал: карандаши, лист ватмана для каждой группы.
Ведущий кратко объясняет учащимся, что такое утопия, затем класс делится на малые группы (три—пять человек), каждая группа получает карандаши и лист ватмана и должна создать свою утопию.
Учащимся нужно прежде договориться о том, как будет выглядеть их вымышленная страна, и затем изобразить ее на бумаге. Есть ли, например, в их стране школы, магазины? Работают ли люди? Где? Затем все представляют классу свои фантазии.
Подведение итогов. Поговорите с детьми о том, как проходило их сотрудничество. Трудно ли было добиться единства мнений? Почему? Всегда ли было необходимо прийти к единому мнению? Все ли остались довольны результатом?
1)«Называние и распознавание чувств»
Попросите детей назвать различные чувства и запишите их на листочки. Раздайте листочки сидящим в кругу учащимся. Дети по очереди выходят на середину круга и изображают пантомимными средствами «свои» чувства. Остальные отгадывают, какое чувство имеется в виду. Если кто-то стесняется стоять перед всем классом и разыгрывать пантомиму, можно предложить сделать это парой или малой группой.
Подведение итогов. Спросите детей, как им понравилась игра. Что было трудно? Почему? Почему они это делают так, а не иначе и как это отражается на окружающих?
2) «Что происходит с осликами?»
Материал: увеличенная копия рисунка-истории про двух осликов.
Повесьте рисунок-истории про двух осликов на видное место (два последних рисунка закрыты).
Спросите детей, что происходит с осликами. В чем их проблема? Что привело к этому? Сформулируйте суть конфликта и спросите, как эта ситуация может развиваться. Какие возможности есть у осликов, чтобы решить проблему? Обсудите с детьми все плюсы и минусы предложенных решений. Затем откройте нижние рисунки и спросите, какое решение нашли ослики. Как стало возможным, что они пришли именно к этому решению? (Например, они остановились и обсудили свою проблему; они вместе подумали над тем, как выйти из положения.) Можно ли чему-нибудь научиться у этих осликов?
Важно, чтобы дети четко поняли, что думали и испытывали ослики, прежде чем нашли это решение.
(При решении задачи про осликов дети каждый раз высказывали все новые и совершенно неожиданные идеи: ослики вместе съедают сначала одну кучу сена, затем вторую; при этом следует учитывать опасность, что они опять могут поссориться из-за того, что кто-то ест быстрее, чем другой;
они вдвоем толкают одну кучу сена поближе к другой, чтобы они могли одновременно есть каждый свое сено;
они перегрызают веревку и едят каждый свое сено;
они перетягивают «канат», и победитель ест первым;
они перетягивают «канат», пока не поранятся и уже не смогут есть свое сено.)
Разделите класс на пары. Учащиеся встают друг против друга и ведут диалог, состоящий только из двух слов: «да» и «нет». Один говорит «да», другой — «нет». Через несколько минут партнеры меняются ролями. Затем две-три пары демонстрируют игру-диалог всему классу (старайтесь привлекать к этому сдержанных, замкнутых детей). Обсудите с детьми, насколько по-разному можно произносить эти два слова. Что в этой игре было трудно? Что понравилось?
(Дети пробуют различные возможности произнесения этих слов: громко, тихо, вопросительно, вкрадчиво и т. д.)
2) «Дыхательное упражнение»
Суть игры: тренировка диафрагмального дыхания.
Это упражнение помогает научиться правильно дышать не грудью, а диафрагмой, так как диафрагма производит больше энергии. Если говорить с помощью диафрагмы, голос получается более низкий и сильный. Учащиеся сидят в кругу, положив руки на диафрагму, и медленно вдыхают и выдыхают, чувствуя, как она то уменьшается, то увеличивается. Пока вы считаете до пяти, дети медленно вдыхают. Выдыхая, они произносят «о», «о», «о» и таким образом чувствуют диафрагму (чаще всего это требует некоторой тренировки). Упражнение это следует периодически повторять.
1) «Три изменения в одежде»
Класс делится на пары. Пары становятся друг против друга, внимательно смотрят друг на друга и запоминают, кто во что одет. Потом все отворачиваются и вносят три изменения в свой туалет (например, закатывают рукава, меняют местами ботинки, снимают сережки и т. п.). По готовности оба поворачиваются и определяют, что изменилось во внешности партнера.
Подведение итогов. Спросите детей, все ли изменения они обнаружили и что было особенно трудным или легким.
2) «Правила спора»
Материал: карандаши или фломастеры и стенная газета.
Ведущий говорит детям, что хотел бы вместе с ними разработать правила разрешения конфликтов в классе. Далее все высказывают предложения о том, как эти правила должны выглядеть. пПредложения записываются на доске. Пройдите затем еще раз весь перечень предложений и оцените их с помощью следующих критериев. Понятно ли правило? Справедливо оно? Насколько оно реалистично? (То есть сможем ли мы в самом деле соблюдать его)? Когда правила будут разработаны (Вы обладаете правом наложения вето), можно вместе подумать, как быть с теми, кто будет нарушать их. Дети должны четко знать, что их ждет в случае нарушения правил.
Правила аккуратно переписываются и вывешиваются на видном месте. Отныне и Вы, и дети могут всегда ссылаться на них.
Время от времени правила могут подвергаться некоторым изменениям. Те из них, которые окажутся нереальными или ненужными, вычеркиваются. Все изменения обсуждаются с учащимися.
2.3. Характеристика методики построения курса.
Реализация программы в повседневной школьной жизни предъявляет определенные требования, как к учебному процессу, так и к личности самого ведущего.
Основополагающее значение имеет тот факт, что занятие проходит не только на познавательном, но и на аффективном уровне. Здесь следует помнить о том, что школа выполняет образовательно-воспитательную задачу. Решение воспитательной задачи означает обучение новым типам поведения. А научиться им дети могут только на собственном опыте. Поэтому во многих играх и упражнениях данной программы основное внимание уделяется тому, чтобы дети сначала приобрели этот опыт, а потом уже задумались над ним.
В дальнейшем ведущий побуждает учащихся к самостоятельным решениям или действиям. В течение длительного времени они учатся самостоятельно разрешать свои конфликты без применения насилия.
Теория и практика отказа от насилия должны быть представлены как конкретная альтернатива насилия. То есть важно не только дать детям новую информацию, но и привить им практические навыки, в частности, ненасильственного разрешения конфликтов.
Программа должна, и это важный мотивационный фактор, доставлять и детям, и учителям радость. Поэтому необходимо более серьезные упражнения и дискуссии чередовать с играми на разрядку.
Требования, предъявляемые к ведущему как к личности, не менее важны. В первую очередь, ведущий должен служить образцом того самого поведения, которого требует от детей. Это вовсе не означает, что педагогу, например, нельзя рассердиться; это означает, что он должны уметь признаваться в ваших эмоциях и сомнениях и признавать собственные ошибки. Педагог, требующий к себе уважения со стороны учащихся, но не отвечающий им тем же, плохой образец для подражания.
Положительные формы поведения в конфликтных ситуациях не приобретаются механически. Глубинное усвоение важных аспектов ненасильственного разрешения конфликтов — длительный и сложный процесс, как для учащихся, так и для педагогов.
3. Параметры результативности и диагностика
Эффективность, проведённых мероприятий, можно оценить при помощи анкет, которые заполняют педагоги и родители в начале и в конце курса занятий, теста «Социометрия» и теста «Дембо-Рубинштейна». Самодиагностика производиться детьми в начале и конце каждого занятия при помощи упражнения: «Изобрази своё настроение без слов».
4. Организационно-педагогические условия .
4.1. Временные и материальные ресурсы
Программа состоит из 12 занятий. Режим проведения – 1-2 раза в неделю. Время проведения 45 – 50 мин. Число участников группы – 10-25 человек, возраст – 7-14 лет. По запросу родителей или педагогов возможно увеличение числа занятий. В программе используются упражнения, разработанные различными авторами (см. Литературу).
Занятия следует проводить в отдельном классе или в рекреации. Они могут проходить в рамках урока и во внеурочное время, в группах продлённого дня. Для занятий необходимы — аудиотехника, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь.
Поводом для организации группы может являться запрос администрации, родителей и педагогов школы.
4.2. Требования к квалификации педагога, реализующего данную
Данная коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов), работающих с учащимися начальной и основной школы.
1.Психология конфликта / Сост. и общая ред. Н.В. Гришиной — 2001.: — (серия «Хрестомания по психологии)
2. Валкер Д.Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы) / Пер. с нем. « Эйвадиса». — спб. : « Светлячок»; « Речь», 2001
3.Практикум по конфликтологии — СПБ.: Питер, 2001- 368с. ( Санкт Петербург- 2001) С.М. Емельянов.
4.Журнал: « Воспитание школьников» №1, 2001
5.Конфликтология: Учебное пособие — М.: Педагогика, 2001
6.Безруких М.М. Ифимова СП Знаете ли вы своего ученика? — М.: Просвещение. — 1991.
7.Битянова М.А. Работа психолога в начальной школе. — М.: Просвещение, 1992.
8.Любиминская А.А. Учителю о психологии младших школьников — М.: Просвещение, 1972
9.Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. М., 1995
10.Скотт Дж.Г. Способы разрешение конфликтов. Киев, 1991.
11.Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М., 1995
12.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М., 1996
13.Александрова Е.В. Социально — трудовые конфликты: пути разрешения. М., 1993.
14.Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов). М., 1995
15.Бабосов Е.М. Конфликтология. М., 1997.
16.Гиляров Е.М. Конфликтология. М., 1995.
17.Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991
18.Конфликтология: Учебное пособие — М.: Педагогика, 2001
19.Громова О.Н. Конфликтология. М.,1993.
Список литературы для родителей
1.ред. Григорян Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М., 1997
2. Коузер Л. А. Основы конфликтологии. «Светлячок», 1999
3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. М. «Генезис», 2001
4.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., «Генезис», 1998
Список литературы для детей
1.Вершинина В.В. Основа психической и физической саморегуляции. С-Пб., 2007
2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. С-Пб. «Детство-Пресс», 2003
3.Меттус Е.В., Литвина А.В. Личностное портфолио. Волгоград, «Учитель», 2010
4.Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими.М., «Генезис», 2001
Разрешаются ли споры насильственными методами или носят более мирный характер, приходиться вновь и вновь устраивать разбор конфликтов. Результат таких бесед в значительной мере зависит от того, как они протекают. Если педагог, например, упорно ищет виновного, ребенок от страха и растерянности едва ли будет в состоянии вести откровенный разговор. Пресловутый вопрос «Кто начал первым?» тоже в этой связи мало помогает. Ибо независимо оттого, кто начал первым, обе стороны были участниками конфликта!
Другое дело, если кто-нибудь получил серьезную травму. В этом случае нападавший должен быть призван к ответу. Решения, которые взрослые сами выдумывают и навязывают детям, часто остаются безрезультатными. Так, например, участники конфликта подают друг другу руки, но делают это против своей воли, и примирения на самом деле не происходит. Они делают это потому, что их принуждают, или потому, что не хотят огорчать учителя. Но проблема от этого не перестает существовать!
Предлагаемая в данной программе концепция разбора конфликтов была разработана на основе метода посредничества в конфликтах третьими лицами.
К чему нужно стремиться при разборе конфликта?
Важно уяснить себе, что вы (и участники конфликта) ожидаете от подобной беседы. Чем вы определяете успех или неуспех беседы? Чего вы хотели бы достичь (например, понимания детьми недопустимости их поведения; серьезного отношения к конфликту; готовности выслушивать друг друга; окончания конфликта; другой технологии разрешения конфликтов)? Попробуйте перед беседой выяснить для себя самого ее цель.
Кто принимает участие а разборе конфликта?
Для успешного разбора конфликта важно также, кто в нем принимает участие. Кроме участников конфликта могут присутствовать свидетели или целый класс, коллеги, представители школьного руководства или родители. Однако «соотношение сил» должно быть сбалансированным. Может быть, одной из сторон понадобится поддержка друга или подружки. Это играет особую роль в тех случаях, когда одна из сторон обладает меньшим авторитетом или меньшими полномочиями, например, при конфликтах между учащимися и учителями или между замкнутым, молчаливым ребенком и его бойким на слова товарищем. Кто конкретно должен присутствовать при беседе, зависит от степени серьезности конфликта. Конечно же, присутствие родителей вряд ли необходимо, если речь идет о сломанной игрушке или если они ничего конструктивного внести в беседу не могут, например, если известно, что они бьют своего ребенка. И, наконец, педагогу следует подумать, не пригласить ли, например, для ведения беседы и моральной поддержки кого-нибудь из коллег.
В чем заключается ваша роль ведущего в разборе конфликта?
Если вы непосредственный участник конфликта, вам не следует брать на себя роль ведущего в разборе конфликта, так как это было бы нечестно по отношению к противной стороне. Решающее значение имеет также, принимаете ли вы чью-либо сторону или соблюдаете нейтралитет. Если заранее известно или выясняется в ходе разбора, что кто-то из детей стал жертвой грубой несправедливости, вы можете, и даже должны, встать на его сторону. Однако в этом случае имеет смысл пригласить коллегу, который бы с нейтральной позиции выступал в роли посредника. Это касается и тех случаев, когда кто-то из детей внушает вам неприязнь.
В обычных случаях, то есть если конфликт произошел между двумя равноправными сторонами, лучше соблюдать нейтралитет. Тогда вам не придется объяснять или обосновывать свою позицию и будет легче контролировать ход беседы — вы сможете сосредоточиться на том, что говорят дети.
Это позволив вам эффективнее стимулировать детей к взаимопониманию, признанию своей доли ответственности за произошедшее и к поискам собственного решения. Такой разбор конфликта выполняет функцию некой модели: дети постепенно учатся улаживать свои конфликты без поддержки взрослых.
В какой обстановке должен проходить разбор конфликта?
Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Если первое, предварительное обсуждение конфликта происходит на месте происшествия, то у вас, вероятно, вряд ли будет выбор относительно места разбора. Однако вы можете, например, отойти в сторону и попросить других детей оставить вас одних с участниками конфликта. Для более обстоятельного разговора вам нужны время и удобное помещение, где бы вам никто не мешал. Может быть, вам даже следует позаботиться о чае и печенье. Выясните сразу же, каким временем располагает каждый из участников разговора, чтобы не «комкать» беседу. В конце разговора выясните, надо ли информировать кого-нибудь о результатах разбора и кто этим займется. В некоторых случаях разрешение конфликта потребует нескольких встреч.
Как вести разговор?
Для ведущего важно структурировать беседу, но не доминировать в ней. Рассматривайте себя как помощника, посредника, ваша задача состоит в том, чтобы помочь детям в разрешении конфликта. Необходимо выслушать обе стороны, если, конечно, кто-нибудь из участников конфликта не откажется от участия в беседе. Иногда при этом выясняется, что на самом деле все обстоит совершенно иначе, чем казалось вначале. Разбор конфликта — это не судебное заседание. Все участвующие в нем имеют право изложить свое понимание или видение проблемы.
Полезно в начале беседы установить определенные правила, обязательные для всех, например: не перебивать говорящего, дать ему возможность закончить свое выступление; говорить правду; не оскорблять, не упрекать друг друга; стремиться к сотрудничеству, искать общее решение.
Если дети способны непосредственно вести переговоры друг с другом, вам остается лишь следить за тем, чтобы высказывания были конструктивными, и время от времени направлять их в нужное русло (например, побуждать детей сделать выбор между несколькими предложенными решениями). Однако вероятнее всего, что вам придется выступать в роли посредника и тем самым четко структурировать разговор.
Обсуждать нужно следующее:
-Что произошло? (Сформулировать суть конфликта.)
-Что привело к конфликту? Почему это произошло? (Выяснить причины.)
-Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (Определить, назвать чувства.)
-Как быть в этой ситуации? (Найти решение.)
Какому из названных пунктов вы уделите особое внимание зависит от характера конфликта, а также от способности и готовности учащихся вести такой разговор.
Сформулировать суть конфликта
Чтобы начать разговор, вы можете, например, спросить: « Что произошло? В чем проблема?» Дайте обоим участникам нарисовать картину происшествия с их точки зрения. В случае если вам , ясна ситуация, дайте возможность первым высказаться более слабой стороне. Затем обобщите выступление, спросите учащегося, правильно ли вы его поняли, и проделайте то же другим. Попробуйте найти общую для обеих сторон формулировку.
Суть конфликта должна быть сформулирована на как можно более нейтральном языке.
Чрезвычайно важно пытаться в определенный отрезок времени разрешать какой-то один конфликт. Даже если в процессе разбора выяснится выяснится, что дело гораздо сложнее, чем вы думали, предложите обоим участникам конфликта вначале разобраться с одной стороной проблемы (эффект луковицы: снятие со стержня проблемы, как при чистке лука, одного аспекта за другим) . Если вы пытаетесь решать сразу все проблемы, вы серьезно рискуете затруднить поиск решения. Если же конфликтующие стороны , напротив, видят, что им удается разрешать более мелкие конфликты, может быть, они постепенно воодушевляться и смелее приступят к более крупным.
Попытайтесь прежде всего выяснить, что привело к конфликту и что , предшествовало этому. Тут вы можете опять дать слово каждой из конфликтующих сторон. Не допускайте, что бы они начали спорить («Она мне все время мешала!», «Неправда! Это ты первая начала!»). Главное, чтобы они высказались и выразили две точки зрения. Обобщите все сказанное каждым учащимся. Если никто не получил травмы, нет необходимости отфильтровывать «правду» из всего сказанного.
Объективной правды, по-видимому, все равно нет. Объясните это детям. Каждый из них пережил эту ситуацию по-своему, и это для него реальность, это его правда.
Однако это не относится к ситуациям, в которых кто-либо получил телесные повреждения! В таких случаях все же важно точно воспроизвести картину происшествия, поскольку большое значение имеют также вопросы, связанные с травматизмом, надзором за детьми в школе, а также школьно-правовые вопросы. Смотря по обстоятельствам, вам, возможно, придется выслушивать рассказы свидетелей. Если зачинщик отказывается признаваться в совершенных действиях, ему следует разъяснить его личную долю ответственности за конфликт. В этом случае вам не удастся сохранить нейтралитет, вы должны будете из соображений превентивного характера занять четкую позицию, встав на сторону его противника.
Этот пункт чрезвычайно важен, так как чувства играют у детей решающую роль. Именно учащиеся начальной школы, как правило, не испытают никаких комплексов при выражении своих чувств, хотя многие из них еще не научились как следует различать и называть их. Спросите поочередно обоих участников конфликта, как они себя чувствовали во время драки или ссоры и как они чувствуют себя теперь. Затем нужно обобщить сказанное и предложить детям сделать то же самое. Следите за тем, чтобы они
действительно слушали друг друга и проникались чувствами товарища.
Эффективность разбора конфликта определяется его результатом. Предложения должны поступать непосредственно от самих участников конфликта, ведь это им придется реализовывать их, им придется с ними жить. Только они могут определить, соответствует ли принятое решение их желаниям и потребностям.
Первый шаг в этом направлении заключается в том, чтобы собрать предложения. Лучше всего это сделать в форме ним «мозгового штурма», то есть учитель пишет на доске вопрос: «Что мы должны сделать?» и записывает все ответы, независимо от того, на сколько они, быть может, смехотворны и нереальны. Побуждайте участников конфликта к творчеству, то есть к тому, чтобы они высказали свои, любые, даже самые немыслимые идеи. Это может облегчить процесс поиска решения. Если чья-либо вина однозначна и не подлежит сомнению, спросите этого учащегося в первую очередь, что он предлагает.
Может быть, есть смысл вначале задать и другие вопросы «Чего ты хочешь сейчас?», «Чего ты хочешь от другого?» или «Что ты можешь ему предложить?». Возможно, что после ответа на эти вопросы будет легче прийти к единому мнению. Каждый вопрос, кому и в какой момент должны задать, зависит от ситуации и общего настроения. Когда конфликт улажен и все позади, полезно задуматься о том, что в разрешении этого конфликта можно было сделать иначе.
Второй шаг — это выяснение, с какими предложениями и были бы согласны обе стороны. Это можно сделать, читая список всех предложений и вычеркивая те из них, с которыми не согласна одна или другая сторона.
Из тех, что останутся не вычеркнутыми, участники конфликта выбирают одно или несколько предложений, которые можно было бы принять (третий шаг).
Вы должны следить за тем, чтобы решение было реалистичным и сбалансированным. Если кто-то из участников конфликта пострадал (физически, морально или материально), решение должно предусматривать некую компенсацию в той или иной форме Спросите обе стороны: «Ну, как, тебя это устраивает? Ты согласен с этим решением?» или «Ты доволен этим решением?».
В конце беседы должно быть сформулировано решение, отвечающее желаниям и потребностям обеих сторон и при этом достаточно реалистичное, то есть вполне осуществимое. Оно может остаться в форме устной договоренности или письменного договора. Срок реализации решения должен быть четко определен. Смотря по обстоятельствам, можно договориться с детьми о том, чтобы позже, по прошествии определенного срока, выяснить, было ли выполнено решение, и если нет, то что следует предпринять.
Поблагодарите детей за сотрудничество и поздравьте их с успешным решением проблемы.
Источник