- Упражнения по теме «Словообразование»
- Тест по теме «Словообразование»
- НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
- Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9
- Презентация на тему Неморфологический способ образования слов
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Памятка :» Антитеррористическая безопасность»
- Статья «Концепция развития общего и профессионального образования в рамках стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан»
- Трудовые резервы 26А
- Заводская 21
- Заводская 23
- «Варианты сервировки стола» 1-я младшая группа
- Митоз
- Конкурс фотографий
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Упражнения по теме «Словообразование»
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Упражнение 4.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Тест по теме «Словообразование»
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
Источник
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
1. Формирование умения определять неморфологический способ образования слов.
2. Закрепление словообразовательных умений.
3. Орфографический контроль.
I. Орфографический контроль.
1. Орфографическое чтение слов из ЗСП-2, 3, толкование их значения.
2. Орфографическая диктовка (объем — приблизительно 15-16 словосочетаний) словосочетаний из упр. 39, 66, ЗСП-1, 2, 3. Словосочетания записываются на листочках.
II. Закрепление изученного.
1. Словообразовательная разминка.
• Проанализируйте схему, вставьте пропущенные звенья.
• Найдите слово, чье словообразовательное гнездо соответствует схеме (по словообразовательному словарику):
Назовите слова из этого гнезда, образованные приставочным. суффиксальным способами.
III. Углубление знаний.
1. Исследование плана изучения темы «Основные способы образования слов» (упр. 65). Что вам не знакомо еще? Пункты 1.4 и 2.2. Прочитайте и перескажите информацию об этих явлениях (с. 25).
2. Упр. 58 (2 примера письменно по образцу).
3. В чем отличие выделенных слов в этих парах?
Девочка умна и воспитанна. Она воспитана в детдоме.
В первом случае — краткое прилагательное, это ее качество; прилагательное перешло из причастия, употребленного во втором примере. В нем можно сказать: «ту, которую воспитали в детдоме».
Определите, где краткое причастие и где краткое прилагательное, пришедшее из причастия, объясните орфографию.
Дети послушны и организованны. — Комиссия организована.
Маша красива и образованна. — Контора образована.
Записать эти примеры, указав часть речи каждого из слов, подчеркнуть суффиксы.
IV. Подготовка к контрольной работе.
1. Устно перечислить способы словообразования с примерами.
2. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует моделям:
1) (деепричастие, совершенный вид; например, сделав):
2) (причастие, действительное, прошедшего времени, возвратное, женский род, именительный падеж, единственное число; например, закружившаяся);
3) (прилагательное, качественное, полное, мужского или среднего рода, родительный падеж, единственное число);
4) Вспомните отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова в переносном значении. Мы их много учили в 6-м классе. Запишите, укажите вид средств выразительности.
5) Охарактеризуйте письменно звуки: [т’], [о], [и’], [л], [ш].
6) Поставьте правильное ударение в словах: красивее, звонит, начался, подняв, квартал.
V. Домашнее задание: повторить поэтический отрывок, упр. 62, готовиться к контрольной работе по заданиям в классной.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю».
Урок 10. Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования
В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:
1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;
2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.
Возьмём существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола носить.
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.
1. Морфологический способ:
1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история — предыстория (то, что было «до» истории), делать — сделать;
2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый — красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить — мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили — он стал мочёный);
3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус — безвкусица (то, что лишено вкуса);
4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) — образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть — свист, бороться — борьба (результат получился из процесса), белый — белизна (существительное имеет признак цвета);
5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;
6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег — белоснежный; ферма для птиц — птицеферма;
7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета — стенгазета, Московский государственный университет — МГУ;
8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.
2. Неморфологический способ — образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) — среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) — ампер (единица измерения силы тока).
2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. — Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. — Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное — красивая новенькая, предлог — у новенькой.
Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение — предлог в течение; деепричастие благодаря — предлог благодаря и т. п.
1. Определите способ словообразования слов объективность, лисонька, подоконник, направо. Определите, новые слова или формы слов рисующий, проехала, красивее, переходя.
2. Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте себя по орфографическому словарю.
1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Старик Дубровский не мог вынести измываний соседа.
4) Развитие движения разночинцев показано в романе «Отцы и дети» с большой шириной и глубиной.
5) Ехай скорей с горы!
6) Сегодня солнце так и жгёт.
7) Вы не хочете отдохнуть после обеда?
3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:
1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка
6) соломенный
7) самолёт
8) прочитанный
Источник
Презентация на тему Неморфологический способ образования слов
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Неморфологический способ образования слов
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Описание слайда:
Неморфологический способ словообразования
Неморфологическими называются способы образования слов без использования морфем.
В зависимости от конкретных процессов выделяют
морфолого-синтаксический,
лексико-синтаксический,
лексико-семантический способы.
Описание слайда:
Морфолого-синтаксический неморфологический способ словообразования
При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль.
больной (прилагательное) – больной (существительное)
вокруг (наречие) – вокруг (предлог)
Описание слайда:
Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа
Описание слайда:
Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или предложения.
Описание слайда:
Лексико-синтаксический способ
При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания.
Описание слайда:
За благо рассудится – заблагорассудится
с ума сошедший – сумасшедший
вечно зелёный – вечнозеленый
сильно действующий – сильнодействующий
ума лишённый – умалишённый
тяжело раненный – тяжелораненый
Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.
многообещающий – обещающий много
вышеуказанный – указанный выше
Описание слайда:
Лексико-семантический неморфологический способ словообразования
При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов.
Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой.
Описание слайда:
Титан* — гигант, вступивший в борьбу с врагами.
Титан** — большой кипятильник для воды.
Титан*** — серебристо-белый твёрдый металл.
Губка* — пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу.
Губка** — пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья.
Удел* — область, управляемая князем-феодалом на Руси.
Удел** — судьба, участь.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Слово о Полку Игореве
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперёд…
Тяжелораненому не подняться с земли, не постоять за землю русскую.
Решительно и смело идёт на врага впереди своего войска князь Игорь.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Сеча на Днепре
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Рубит князь мечом головы поганых, бьют их и дружинники храбрые: все в ход пошло — и копье острое, и палица тяжелая.
Уже вся земля усеяна ранеными и мертвыми.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Подводное Царство
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Садко очутился в палатах морского царя, который повелел, чтобы тот сыграл на гуслях.
Затем царь морской потребовал, чтобы Садко выбрал среди танцующих себе невесту.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Рождение Воина
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Над новорождённым совершают обряд посвящения в воины.
Многое придётся преодолеть ему на пути к славе.
Воина ждёт героическое будущее.
Он до конца исполнит свой воинский долг.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Морозко
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Редко увидишь прохожего на заснеженной улице морозным днём.
Впереди хозяйки бежит дворовая собачонка.
Какой же птице заблагорассудится петь в холодную зимнюю пору?!
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Добрый Молодец
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Медленно идёт вдоль тихой реки добрый молодец.
Одни белоснежные лебеди мирно плещутся в светлой воде.
Печально одинокому смотреть на пару верных лебедей.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Купала
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Описание слайда:
Борис Ольшанский.
Берендей
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Племя берендеев, как многие древние народы, жило общиной; во главе её мог стоять только мудрейший и старейший .
Описание слайда:
Борис Ольшанский. Алеша Попович
Подчеркнуть слова, образованные неморфологическим способом
Об Алеше Поповиче рассказывают следующее: он сразился с Тугарином Змеевичем и уничтожил его.
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, несмотря на то, что они такие разные, составляют единое целое.
Описание слайда:
Повторим
Способы неморфологического образования слов
Распадение многозначного слова на омонимы
долг (задолженность) — долг (обязанность)
Переход слова из одной части речи в другую
он сегодня дежурный — дежурный сотрудник
Слияние сочетания слов в одно слово
сегодня (сложено из сего дня)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 97 человек из 44 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 336 человек из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 172 человека из 48 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Памятка :» Антитеррористическая безопасность»
Статья «Концепция развития общего и профессионального образования в рамках стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан»
Трудовые резервы 26А
Заводская 21
Заводская 23
«Варианты сервировки стола» 1-я младшая группа
Митоз
Конкурс фотографий
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309247 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник